Зимний дворец бартоломео франческо растрелли


Граф Бартоломео Франческо Растрелли. - СПБ-78

 


Франческо Бартоломео Растрелли. Художник Лукас Конрад Пфанцель 1750-1760 годы 

Репост с питерской странички в LiveInternet - 

http://www.liveinternet.ru/community/petersburg/post215742948/ 

..............................................................................................................................................................................................................


РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ. 
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744

Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).

Рундальский дворец - барочный дворцовый комплекс в Латвии. Построен в 1730-х


Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (современная Елгава)

Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).

Екатерининский дворец в Царском селе

Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.


Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749—1757

Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге. 




Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге

Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.


Андреевский собор в Киеве

Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.

Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748—1764

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).


Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750—1756

Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Янтарная комната


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752—1756. Западный фасад

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть


Восточный фасад


Атланты


Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли


Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны


Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743—1753


Эрмитаж в Царском селе. 1743—1753. Вид с юго-восточной стороны


Екатерининский (Большой) дворец 1752—1756 . Восточный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756 . Восточный фасад. Центральная часть


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752—1756. Въездные ворота


Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761


Екатерининский дворец. Зубовский корпус


Дворцовая площадь. Зимний дворец.


Дворцовая площадь. Зимний дворец.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге


Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада


Петергоф 


Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751


Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве

Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора

Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.

Спасибо гениальному архитектору Растрелли - создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга !

Шедевр знаменитого Растрелли – Зимний дворец

Очень красивым и к тому же самым крупным дворцом Санкт-Петербурга является Зимний дворец. Это его четвертое здание, оставившее далеко позади все предыдущие, по масштабам и роскошности отделки. Возводить, дворец, начали в 1754 году, а закончилось сооружение, через восемь лет, в 1762 году.

Автором проекта стал знаменитый архитектор Б. Растрелли. По сути, Зимний дворец, является выдающимся примером позднего петербургского барокко. Планировка Зимнего дворца, отличается тем, что в плане, это четкий, правильный четырехугольник с довольно широким внутренним двором. Видно, что архитектор хотел придать этому зданию величия и масштабности, ведь это будущий дворец самодержцев Российских, и это ему удалось.

Невооруженным взглядом видно, что колоссальных размеров дворец господствует над всей близлежащей территорией и зданиями. И при всей громадности здания, тут тяжело обнаружить однообразие. Растрелли планировал все фасады индивидуально, учитывая их расположение и предназначение. Например, фасад с северной стороны устремлен на Неву, сооружен он в виде прямой стены без особых выступов. И совсем другое дело южный фасад, он выходит на Дворцовую площадь, здесь сооружено три въездные арки и этот фасад является главным во всем комплексе. За ним расположен парадный двор.

Что же касается восточного и западного фасадов, то здесь стоило бы подробнее остановиться на западном, он выходит к Адмиралтейству к площади, где знаменитый Растрелли планировал установить созданную его отцом статую Петра I на коне. Повествуя о Зимнем дворце, нельзя умолчать об Эрмитаже. Тем более что в свете событий последнего столетия он стал значительно популярнее, чем сам дворец. Ведь за дворцом осталось только то, что там находились правители великой России. А Эрмитаж интересен каждый час, каждую минуту, потому, что здесь собраны шедевры великих мастеров кисти. Это и притягивает сюда посетителей. Потому, что тяга к прекрасному — существует вечно.

Просмотров: 97

Растрелли Франческо — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы

Франческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.

Ранние работы при Петре I и его наследниках

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец — придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли — с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург. Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться — ездил в Италию, Германию, Францию.

Большой Екатерининский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1752-1756. Фотография: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Воронцовский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1749-1757. Фотография: A.Savin / Wikipedia

Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект — дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко, модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним — высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.

После удачного дебютного проекта к Растрелли стали обращаться с заказами представители русской знати. В 1730 году архитектор построил дворец для князя Ивана Долгорукого.

Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне

В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы. В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).

Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.

Большой Петергофский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли и др. 1745-1755. Фотография: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Смольный собор. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1748-1764. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах. Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала — луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве. К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр — прямоугольных выступов — к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары. Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.

Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.

Проекты Растрелли при Елизавете Петровне

Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы. Придворным архитектором стал Михаил Земцов, который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности. Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1754-1762. Фотография: Vitas / Фотобанк Лори

Строгановский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1753-1754. Фотография: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Большой дворец в Царском Селе. Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию. Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова. Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.

В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли. Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани. Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.

Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха — стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

Отставка при Екатерине II

Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.

Рундальский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1736-1768. Фотография: Joanna Malesa / Фотобанк Лори

Митавский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1738-1772. Фотография: Борис Сунцов / Фотобанк Лори

Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором. В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника».

Когда и где умер мастер русского барокко — неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику — Франческо Бартолиати.

Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Ф

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Великие творения архитектора Бартоломео Растрелли (1701-1771)

Граф Бартоломео Франческо Растрелли ( также Франческо Растрелли, Варфоломей Варфоломеевич Растрелли;— русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. 

Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.

Летний дворец Елизаветы Петровны Деревянный, заменён Инженерным замком

После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.

Проекты обрамления оконных, дверных проёмов и ниш для Зимнего дворца (1, 2), окна деревянной галереи у Монплезира (3). 1750-е гг.

Дворец Шафирова (1720)

Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина,которые строил великий Леблон

Дворец князя Димитрия Кантемира (на месте дома N 8 по Дворцовой набережной и дома N 7 по Миллионной улице). 1721 - 1727 гг., архитектор Ф. Б. Растрелли.Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.В 1721 - 1727 гг. Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу - дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.

Особняк Громова

Анненгоф: Летний дворец А. И. (москва)Летняя резиденция рядом с Головинским дворцом на берегу Яузы была построена по проекту Ф. Б. Растрелли в 1731 году. - деревянный дворец на каменном фундаменте- огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким курдонёром, большой парковой зоной- двухэтажное здание, план из 4-х корпусов - вытянутость по горизонтали- имел несколько корпусов, имеющих пониженный объем в отличие от центральной части дворца. - симметричность в ориентации дворца -вместе с боковыми крыльями дворца флигели образуют замкнутый внутренний двор, так называемый курдонер. Также существовал Зимний Анненгоф (деревянный) был построен по проекту Растрелли в 1730 году в Кремле и перенесён на место по соседству с Летним Анненгофом в 1736 году. Многократно перестраивался.

Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич)

Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).


Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке. 

 


Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Дела у Бартоломео Карло шли не очень хорошо, заказов было мало, поэтому в конце 1715 года он с радостью принял предложение российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга. 


Первый заказ, который получает Бартоломео Карло, - обустройство мызы Стрельна, создание там великолепного парка с каналами и водяными каскадами. Модель будущего ансамбля отец поручает сделать своему сыну Франческо. Так начался творческий путь будущего великого архитектора на российской земле. 


Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее в компоновке объемов чувствовался талант ученика. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы. 

 

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744


Становлению таланта архитектора способствовали не только его целеустремленность и увлеченность работой как в мастерской, так и на строительной площадке, но и общение с поистине великими архитекторами. В дом Растрелли-старшего, что на Первой Береговой улице, часто заходили Земцов, Трезини, а также Гаэтано Клавери, прославившийся позже своими творениями в Дрездене при Королевском дворе Августа. 


По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны. Первый заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона Растрелли получил весной 1732 года построить на пустыре между Невским и Большой Морской вместительный и удобный манеж. С этим заданием он успешно справляется. Осенью 1734 года Бирон вновь призывает к себе архитектора для того, чтобы поручить ему возвести замок в Курляндии в Руентале. День закладки дворца - 24 мая 1736 года - стал праздником для архитектора. 


Знакомство с чертежами, по которым велось строительство дворца, не обнаруживает прямого заимствования молодым Растрелли приемов и методов архитекторов более старшего поколения. В этом особенность таланта Растрелли, который, воспринимая своим пылким воображением чужие открытия, создавал свое тво

Работы Франческо Растрелли в Петербурге

Многие туристы приезжают в Санкт-Петербург для того, чтобы насладиться великолепной архитектурой города. Но мало кто знает, что большинство шедевров дворцового Санкт-Петербурга создал один и тот же потомственный архитектор эпохи барокко — Франческо Бартоломео Растрелли.

Итальянец по происхождению Франческо Растрелли прожил в России около 50 лет. За это время он внес огромный вклад в строительство дворцов, резиденций, церквей и монастырей города. В честь архитектора названа площадь в городе: площадь Растрелли.

Что посмотреть

Архитектура Петербурга была для России XVIII века чем-то невероятным и роскошным. Созданная в соответствии с европейской модой, новая столица разительно отличалась от Москвы и всех прочих крупных городов. Огромный вклад в строительство внесли иностранные архитекторы, в том числе, и наш сегодняшний герой — Франческо Растрелли. Ниже представлены самые известные его произведения, которые привлекают туристов до сих пор.

Все творения архитектора объединяет любовь к российской государственности. Зодчий использовал при проектировании: ритм вертикалей, сдвоенные колонны, огромные окна, волюты, контраст между объемами и формой, ритм вертикалей, статуи и вазоны. Активно использовались и «народные» приемы из архитектуры более раннего времени: позолота, растительный орнамент, декоративность.

Зимний дворец

До того, как Петр I ввел моду на роскошные дворцы со множеством зал разного предназначения, правители России предпочитали жить в традиционных древнерусских палатах. Украшались подобные строения каменной или деревянной резьбой, а внутри имели достаточно запутанное строение.

В императорское время все стало по-другому. Жаждущая иметь шикарный дворец, какого нет во всем мире, Елизавета Петровна приказала Растрелли разработать проект масштабного архитектурного сооружения. Мастер вместо одного строения создал целый комплекс, который до сих пор является визитной карточкой Санкт-Петербурга.

Сложно представить город без Эрмитажа (находится в Зимнем Дворце). Туристы всего мира стремятся обойти его за один день. Но такой подвиг не всем под силу: протяженность фасадов 210 метров, в самом Зимнем 1057 комнат и 117 лестниц.

Здание поражает своей красочностью и движением. Ритм задают колонны, вертикали колонн визуально продолжают скульптуры и вазы. Яркий цвет фасада в сочетании с белыми колоннами и золотыми капителями выглядит торжественно.

Обязательно стоит прогуляться и по самому Дворцу. В интерьерах Зимнего царствует роскошь: зеркала, узоры и лепнина, обилие цвета в комнатах.

Почувствуйте себя по-королевски: когда-то здесь жила императрица, а к подъезду (северный корпус) приезжали кареты ее гостей.

Больше всего обращает на себя внимание мощный фасад здания, богато украшенный и по-императорски масштабный. Архитектор идеально вписал массивное сооружение в общий площадной комплекс. Работал мастер и над внутренним убранством некоторых залов, которые поражают своей роскошностью и в то же время геометрической строгостью.

Помимо этого, Растрелли работал над Екатерининским и Летним дворцами в Царском Селе, занимался благоустройством Петергофа и разрабатывал проекты домов и дворцов для многих богатых горожан. Имя мастера неразрывно связано с Петербургом и тем обликом, который столица империи приобрела к началу XIX века.

Больше информации о Зимнем Дворце

Екатерининский дворец в Царском Селе

Дворец часто называют «голубой мечтой барокко». Растрелли сохранил общую композицию старого дворца, но полностью его перестроил: выровнял корпуса, превратил галереи в Большой зал и парадные апартаменты. Дворец блистает позолотой и другими декоративными элементами в духе «барокко»:

  • картины на потолке,
  • скульптуры атлантов,
  • вазы.

Особенно стоит посетить отреставрированную Янтарную комнату: предмет гордости Елизаветы Великой и восхищения современников.

Большой дворец в Петергофе

Туристы приезжают в «столицу фонтанов» ради парков, фонтанов и архитектуры. Величественный Большой дворец был резиденцией Петра Великого, который принимал активное участие в его создании. Франческо Растрелли по поручению Елизаветы дополнил боковые галереи Церковным и Гербовым корпусами, украсил позолотой и живописью залы, галерею и парадную лестницу. Особенно ему удался Танцевальный зал в духе Версаля. Всего во дворце 30 залов и обилие кабинетов (особенно интересны Китайский и Дубовый кабинет Петра I). Обязательно стоит купить экскурсию, чтобы погулять по залам, кабинетам или почувствовать себя гостем на пышном танцевальном балу.

Закажи себе незабываемую 5.5 километровую квест-экскурсию по Петергофу

Комплекс Смольного монастыря

Cмольный собор в Санкт-Петербурге

Еще одна из «визиток» Санкт-Петербурга это Смольный собор (ранее Воскресенский девичий монастырь).

Как и другие архитекторы-итальянцы, Растрелли имел глубокие познания в области культовых построек. Главное доказательство этому — комплекс Смольного монастыря, который не сумели разрушить ни время, ни большевики, ни природные катаклизмы.

Центральной частью ансамбля является одноименный собор. В нем Растрелли умело соединяет геометрическую правильность форм и кокетливые украшения, хорошо знакомые любителям стиля барокко. Необычайно яркие для православного храма цвета привлекают внимание и в то же время делают здание особенно легким, практически невесомым. Многим собор напоминает детскую игрушку, настолько радостно он смотрится на фоне местного пейзажа.

Несмотря на то, что достраивали Смольный комплекс уже без Растрелли, ансамбль полностью соответствует стилю великого мастера. Храм и прилегающие к нему постройки выглядят очень по-европейски и в то же время полностью соответствуют православным канонам.

Сложная судьба и неясное будущее Смольного собора в Санкт-Петербурге

За счет визуального разделения верхней и нижней части, собор кажется устремленным к небу. В общий стиль органично вписываются декоративные элементы в стиле «барокко». Сейчас он остается действующим храмом со службами.

Строгановский дворец (сейчас Русский музей)

Строгановский дворец

Растрелли проектировал дворец по частному заказу купца Строганова. Несмотря на занятость государственными заказами, архитектор занялся проектированием здания. Дворец богато украшен мрамором, колоннами и картинами. В оформлении есть отличительные для рода купцов элементы. На фасаде можно увидеть герб Строгановых и соболей, держащих щит с головой медведя. Оба фасада украшают портретные медальоны.

Живой квест-экскурс в историю этого шикарного дворца и его хозяинов

Аничков дворец

Одно из старейших сооружений, которое удалось сохранить на Невском проспекте.

К сожалению, в первоначальном виде этот шедевр не сохранился. Однако изображения его можно увидеть на множестве гравюр и картин, посвященных Петербургу XVIII-XIX веков.

Растрелли не работал над зданием с самого начала, он перенял проект у архитектора Земцова и активно участвовал в завершении строительства дворца, работал над убранством покоев и проектировал мебель. В связи с перестройкой здания, многая часть работы зодчего была утеряна, дворец стал более классическим. Во дворце часто проводились балы, свадьбы, собирались знаменитые писатели.

Итальянец значительно улучшил внешний вид дворца. Его лучшей идеей было поставить с двух сторон огромные купола. Это выделяло дом среди других построек города, ведь практически все они имели единый уровень высоты.

Это творение Растрелли сильно отличалось от других его произведений. В нем не так сильно проявлялась тяга мастера к массивным фронтонам и украшению центральных частей дворца. Несмотря на это, здание было признано шедевром мировой архитектуры абсолютно заслуженно.

История строительства Аничкова дворца

Чудеса архитектуры, созданные Франческо Растрелли, пользовались популярностью у его современников до прихода классицизма в архитектуре. Сохранившиеся дворцы и соборы продолжают вызывать восторг у туристов по всему миру.

Подпишитесь на канал

Бартоломео Франческо Растрелли | архитектор

Бартоломео Франческо Растрелли (родился в 1700 году, Париж, Франция - умер в апреле 1771 года, Санкт-Петербург, Россия), француз по рождению, изобретатель роскошной архитектуры русского барокко, сочетающей элементы рококо с традиционными элементами русской архитектуры. изготовление разноцветного и декоративного орнамента на всех фасадах.

Растрелли итальянского происхождения переехал в Санкт-Петербург в 1716 году вместе со своим отцом, скульптором Бартоломео Карло Растрелли.В течение первых пяти лет жизни в России он работал со своим отцом в оформлении интерьеров дворцов русской аристократии. С 1721 года он работал самостоятельно в качестве архитектора и сразу же сделал себе имя мастера с богатым воображением.

За 50 лет Растрелли построил множество дворцов для российских правителей и членов императорского двора. Он пользовался особым расположением у императриц Анны I и Елизаветы I, неравнодушных к роскошной роскоши.Для Анны он построил два дворца в Москве (Зимний и Летний дворцы Анненхоф; ни один из них не сохранился), Зимний дворец в Санкт-Петербурге (в конечном итоге разрушенный пожаром, но позже восстановленный другим архитектором) и, для ее любимца, Граф Эрнст Иоганн Бирон, два дворца в Латвии. Императрица, довольная творчеством Растрелли, даровала ему титул главного придворного архитектора.

За 20 лет правления Елизаветы (1741–61) Растрелли построил для нее 12 дворцов и несколько соборов.С ее разрешения он также построил изысканные дома для ее придворных. (В Петербурге сохранились Строгановский и Воронцовский дворцы.)

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

С 1747 по 1752 год Растрелли работал над реконструкцией дворца Петергофа. Трехэтажное здание простирается почти на 1000 футов (около 300 метров). Расположенный на берегу моря и окруженный множеством фонтанов, дворец, по словам режиссера и художника Александра Бенуа, производил впечатление «резиденции морского короля».»

С 1749 по 1756 год Растрелли перестроил Большой Дворец в Царском Селе (ныне Пушкин) и построил ряд павильонов в его парке. Царскосельский дворец (ныне Пушкинский) имеет длину около 1000 футов и примечателен орнаментом фасадов и интерьеров, богатством пластики и цвета. Французский посол, осматривая дворец в день его открытия, прокомментировал: «Здесь не хватает только одного: подходящего футляра для хранения драгоценного камня такого великолепия.

В 1748 году по велению императрицы, которая, хотя и неравнодушна к радостям жизни, но была очень религиозна, в старости хотела стать монахиней, Растрелли начал строительство Смольного монастыря на окраине Санкт-Петербурга. . Большая двухэтажная площадь монастырских келий окружает массивный внутренний двор, в центре которого возвышается грандиозный пятиглавый собор. Из-за обильного орнамента здание выглядит как высеченное из цельного куска камня.

Зимний дворец в г.Петербург (1754–62) был вершиной творчества Растрелли. Трехэтажное здание имеет форму четырехугольника: мощные квадратные пространства соединены между собой по углам широкими трехэтажными галереями, в которых располагались вестибюли и жилые помещения. Обилие орнамента придает фасадам ощущение бушующей внутренней силы. Дворец является вершиной русского архитектурного барокко и началом его конца.

Екатерина Великая считала стиль барокко грубым и отдавала предпочтение неоклассицизму, и она уволила Растрелли со службы.Незадолго до смерти Российская Академия художеств присвоила ему почетное членство.

.

Зимний дворец | дворец, Санкт-Петербург, Россия

Зимний дворец , бывшая царская резиденция русских царей в Санкт-Петербурге, на Неве. Несколько различных дворцов были построены в 18 веке, четвертая и последняя версия была построена в 1754–1762 годах архитектором в стиле барокко Бартоломео Франческо Растрелли; он был восстановлен после пожара в 1837 году, хотя разрушенный интерьер был в значительной степени переработан. Сейчас дворец является частью Эрмитажа.

ул.Санкт-Петербург: Эрмитаж и Александровская колонна

Зимний дворец (слева) и Новый Эрмитаж (справа; обе части Эрмитажа) с Александровской колонной в Санкт-Петербурге.

Деннис Джарвис (CC-BY-2.0) (Партнер издательства Britannica)

Первый Зимний дворец был построен в 1708 году для Петра I. Три года спустя небольшое деревянное здание было заменено каменным дворцом. В начале 1730-х годов императрица Анна поручила Бартоломео Франческо Растрелли спроектировать большую резиденцию, и она была закончена в 1735 году.Впоследствии Елизавета потребовала ремонта, чтобы создать дворец несравненной роскоши, и Растрелли в конечном итоге спроектировал новое здание, которое должно было стать шедевром архитектуры русского барокко. Работы начались в 1754 году, в строительстве 460-комнатного сооружения было задействовано более 4000 человек. Построенный в 1762 году четвертый Зимний дворец прославился своей элегантностью и роскошью. Трехэтажное здание было построено вокруг четырехугольника, и, хотя каждый из четырех фасадов был уникальным, все они имели белые колонны на песочно-розовом фоне с золотой лепниной.176 скульптурных фигур, обрамляющих крышу, добавляли дворцу поразительный вид. После того, как Екатерина II вступила на престол в 1762 году, она уволила Растрелли и заменила большую часть интерьера в стиле барокко на неоклассический дизайн. В 1837 году внутреннее убранство здания было разрушено пожаром, а четыре года спустя реставрационные работы были завершены. Хотя неоклассический вид был сохранен, было представлено много новых дизайнов; Однако слегка поврежденный экстерьер был восстановлен по плану Растрелли.На протяжении многих лет нынешний дворец был окрашен в различные цвета, поэтому его внешний вид в основном зеленый и белый.

  • Санкт-Петербург: Эрмитаж

    Зимний дворец (слева) и Новый Эрмитаж (справа), части Эрмитажа, Санкт-Петербург.

    © Рон Гейтпейн (издательский партнер Britannica Publishing)
  • Санкт-Петербург: Эрмитаж

    Эрмитажный комплекс на Неве, Санкт-Петербург. Слева направо: Эрмитажный театр (зеленое здание), Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Зимний дворец.

    © Рон Гейтпейн (издательский партнер Britannica)

После свержения Николая II во время русской революции 1917 года Зимний дворец стал музеем.

.

Интересные факты о Зимнем дворце

Зимний дворец был официальной резиденцией российских монархов с 1732 по 1917 год.

Это , расположенный в Санкт-Петербурге, Россия.

Зелено-белый дворец имеет форму вытянутого прямоугольника, а его главный фасад составляет 250 метров (820 футов), длиной и 30 метров (98 футов) высотой .

Зимний дворец имеет 60 000 квадратных метров площади (645 835 квадратных футов).

Дворец является чудом архитектуры барокко и может похвастаться 1786 дверями, 1945 окнами и 1057 элегантно и богато оформленными залами и комнатами, многие из которых открыты для публики.

Дворец был построен в монументальном масштабе, чтобы отразить мощь и мощь Императорской России . Из дворца царь правил более чем на 22 400 000 квадратных километров (8 600 000 квадратных миль) (почти 1/6 суши Земли) и более 125 миллионами подданных к концу 19 века.

Дворец строился и почти непрерывно перестраивался с конца 1730-х по 1837 год. , когда он был сильно поврежден пожаром и немедленно восстановлен.

После серьезного пожара при перестройке дворца в 1837 году внешний вид не изменился, но большие части интерьера были переработаны в соответствии с различными вкусами и стилями, в результате чего дворец описали как «дворец 19-го века, вдохновленный моделью в Стиль рококо »

Его спроектировали многие архитекторы, в первую очередь Бартоломео Растрелли .

Как формальный дом русских царей, дворец был местом для обильных, частых и щедрых развлечений .

Обеденный стол вмещал 1000 гостей, в то время как парадные залы вмещали до 10 000 человек - все стояли, поскольку стульев не было.

Комнаты, холлы и галереи дворца были нагреты до такой температуры, что, хотя на улице была минусовая температура, внутри цвели экзотические растения, а яркое освещение создавало атмосферу летнего дня.

цокольный этаж содержал в основном бюрократические и бытовые офисы, а второй этаж отдан под квартиры для старших придворных и высокопоставленных чиновников.

основных комнат и жилых помещений Императорской семьи находятся на первом этаже, фортепианный нобиле. Доступ в личные комнаты для членов Императорской семьи снаружи обычно осуществлялся через Салтыковский подъезд (в центре на фото ниже), который был предназначен только для царя, царицы
года и великих князей и великих княжон.

Главная или Иорданская лестница Зимнего дворца названа так потому, что в праздник Крещения
года царь спустился по этой императорской лестнице в государственном порядке для церемонии «Освящения вод» Невы, празднования Крещение Христа в реке Иордан. Лестница - одна из немногих частей дворца, сохранившая оригинальный стиль 18 века. Однако массивные колонны из серого гранита были добавлены в середине 19 века.

Великая церковь Зимнего дворца расположена на фортепьяно-нобиле в восточном крыле Зимнего дворца и является большей и главной из двух церквей внутри дворца. Он был спроектирован Франческо Растрелли и был описан как «один из самых великолепных залов» во дворце.

Георгиевский зал (также известный как Большой тронный зал) - один из самых больших парадных залов Зимнего дворца.Зал, который служил главным тронным залом дворца, был местом проведения многих самых официальных церемоний императорского двора.

Малый тронный зал , также известный как Мемориальный зал Петра Великого, был построен для царя Николая I в 1833 году архитектором Огюстом де Монферраном. После пожара 1837 года, во время которого была разрушена большая часть дворца, помещение было воссоздано в точности таким, каким оно было раньше, архитектором Василием Стасовым.

Александровский зал был построен Александром Брюлловым после пожара 1837 года.Зал посвящен памяти императора Александра I и наполеоновских войн. Стены, оформленные в необычной готической версии классицизма, украшены двадцатью четырьмя медальонами, посвященными победе России над французами, созданными скульптором графом Федором Толстым.

Малахитовая комната была спроектирована в конце 1830-х годов архитектором Александром Брюлловым для парадной приемной императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. Она заменила Яшмовую комнату, разрушенную во время пожара 1837 года.

В 1905 году произошла резня Кровавое воскресенье , когда демонстранты двинулись к Зимнему дворцу, но к этому времени Императорская Семья предпочла жить в более безопасном и уединенном Александровском дворце в Царском Селе и вернулась в Зимний дворец только на время. официальные и государственные мероприятия.

После Февральской революции 1917 года дворец на короткое время был резиденцией Временного правительства России
во главе с Александром Керенским.Позднее в том же году дворец был штурмом отряд из
солдат и моряков Красной Армии - решающий момент в зарождении Советского государства. Менее примечателен тот факт, что месячные разграбления дворцовых винных погребов в этот смутный период привели к тому, что было описано как «величайшее похмелье в истории».

30 октября 1917 года дворец был объявлен частью Эрмитажа.

Сегодня дворец, как часть одного из самых известных музеев мира, ежегодно посещается 3 раза.5 миллионов посетителей .

.

Зимний дворец

Монументальный и элегантный Зимний дворец, построенный по заказу императрицы Елизаветы Петровны по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годах, является ярким памятником стиля барокко. Дворец представляет собой блестящий образец синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны взмывают вверх, и это движение охватывает многочисленные статуи и вазы на крыше.Обилие лепных украшений - причудливых рамок и оконных наличников, маскаронов, картушей, рокай и разнообразных фронтонов - создает необычайно богатую игру света и тени, придающую внешнему виду здания великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли придал каждому из четырех фасадов дворца свой структурный ритм. Южный фасад, выходящий на площадь, имеет формальное величие. Здесь архитектор пронизал здание тремя арками, создав парадный вход во двор, и акцентировал его вертикальными элементами парных колонн.Величественный северный фасад, производящий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкому простору Невы. Западный фасад напротив Адмиралтейства напоминает композицию загородного дворца с небольшим двориком. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми блоками, образующими большой двор, обращен на Миллионную улицу, где располагались дворянские особняки.

В течение 150 лет дворец служил императорской резиденцией. В ноябре 1917 года он был объявлен музеем.Выставка, размещенная во дворце, включает в себя парадные залы и покои, коллекции древностей Евразии и Востока, а также коллекции европейской и восточной живописи, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства.

Стоимость билетов -800 рублей

Граждане Российской Федерации и Республики Беларусь - 400 рублей

Дети, студенты, пенсионеры РФ - бесплатно

.

достопримечательностей Санкт-Петербурга. Зимний дворец.

Спросите у эксперта по путешествиям

* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам в режиме 24/7.

Зимний дворец - один из выдающихся памятников архитектуры, расположенный в Санкт-Петербурге. Нынешнее здание дворца было построено в 1754-1762 годах итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли во время правления императрицы Елизаветы. Это пятое здание Зимнего дворца и самое выдающееся по размерам.Стоит отметить, что четыре предшественника Зимнего дворца, к сожалению, не сохранились до наших дней. Дворец выполнен в виде замкнутого четырехугольника и имеет обширный двор. Обилие прекрасных декоративных деталей и множество статуй создают неповторимую атмосферу роскоши и богатства. Южный фасад дворцового входа имеет три арки, ведущие во двор, откуда можно попасть к главному входу во дворец. Вместе с Растрелли над внутренним убранством дворца работали несколько выдающихся архитекторов, такие как Жан-Батист Валлен де ла Мот и Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги и Иван Старов.В 1820 году архитектор Карло Росси создал Военную галерею, посвященную войне 1812 года. В 1830-е годы последователи Растрелли перестроили некоторые залы дворца. После революции Зимний дворец и другие постройки были объявлены Государственным Эрмитажем. Внутренние галереи и музеи, а также офисы дворца были снова перестроены, чтобы освободить место для постоянных и временных выставок. Во время Великой Отечественной войны в Зимнем дворце трижды бомбили, несколько помещений сильно пострадали, но разрушенные участки, к счастью, после войны восстановили.В наши дни Зимний дворец с Эрмитажным театром, а также Большой, Малый и Новый Эрмитажи представляют собой всемирно известный музейный комплекс - Государственный Эрмитаж.

Экскурсии с Зимним дворцом

.

Франческо Бартоломео Растрелли - Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Francesco bartolomeo rastrelli».


Busca Francesco bartolomeo rastrelli en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario)
Wikilibros (обучающие / руководства)
Викицитатник (цитаты)
Wikisource (biblioteca)
Викинотики (нотиции)
Wikiversidad (contenido académico)
Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes (viajes)
Викиданные (данные)
Викивиды (особые)
  • Comprueba si имеет кодовое обозначение правильного художественного оформления, в Википедии, на котором размещена информация о автобусах.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Буска «Франческо Бартоломео Растрелли» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Проконсультируйтесь с листом произведений искусства на «Франческо Бартоломео Растрелли».
  • Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Франческо Бартоломео Растрелли».
  • Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Совместимые с Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые вы не можете найти в Интернете, о том, что вы не хотите, чтобы все было в порядке.
  • Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
.

Смотрите также