В честь кого назван мариинский театр


Мариинский театр. История названия - Занимательный Петербург

Государственный ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический Мариинский театр — один из известнейших и значительных театров оперы и балета в России и мире, сыгравший ведущую роль в становлении русского хореографического и оперного искусства. Оркестр театра под руководством В. А. Гергиева входит в число лучших симфонических коллективов мира, тогда как оперная и балетная труппы по праву считаются сильнейшими среди отечественных и зарубежных коллективов.

Театр ведёт свою историю от основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины Великой Большого (Каменного) театра на площади, позднее получившей название Театральной. Театр располагался в здании, позднее перестроенном под Санкт-Петербургскую консерваторию и входил в состав Императорских театров России.

В 1859 году сгорел расположенный напротив Большого театра Театр-цирк. На его месте архитектор Альберто Кавос построил новый театр, который был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки.

9 ноября 1917 года со сменой власти театр, ставший Государственным, был передан в ведение комиссариата просвещения РСФСР, в 1920 году он стал академическим и с тех пор полностью назывался «Государственный академический театр оперы и балета». После убийства С.М. Кирова, театр получил его имя. На протяжении практически всего советского периода театр именовался Кировским, под этим именем его до сих пор помнят за рубежом.
16 января 1992 года театру было возвращено его прежнее название.

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.

Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.

Построенный по проекту Антонио Ринальди Большой театр поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир»). Русская труппа выступала здесь попеременно с итальянской и французской, шли драматические спектакли, устраивались также вокально-инструментальные концерты.

Петербург строился, его облик непрерывно менялся. В 1802-1803 годах Тома де Томон – блестящий архитектор и рисовальщик – осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции. Новый, приобретший парадный и праздничный вид, Большой театр сделался одной из архитектурных достопримечательностей невской столицы, наряду с Адмиралтейством, Биржей, Казанским собором. Однако в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар. За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра, серьезно пострадал и его фасад. Тома де Томон, составивший проект восстановления своего любимого детища, не дожил до его реализации. 3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.

Мы приближаемся к «золотому веку» Большого театра. Репертуар «послепожарной» эпохи включает «Волшебную флейту», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита» Моцарта. Русскую публику пленяют «Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник» Россини. В мае 1824 года состоялась премьера «Вольного стрелка» Вебера – произведения, так много значившего для зарождения русской романтической оперы. Играются водевили Алябьева и Верстовского; одной из самых любимых и репертуарных опер делается «Иван Сусанин» Кавоса, шедший вплоть до появления оперы Глинки на тот же сюжет. С легендарной фигурой Шарля Дидло связано зарождение мировой славы русского балета. Именно в эти годы завсегдатаем петербургского Большого был Пушкин, запечатлевший театр в бессмертных стихах.

В 1836 году с целью улучшения акустики архитектором Альберто Кавосом – сыном композитора и капельмейстера – купольное перекрытие театрального зала заменяется плоским, а над ним размещается художественная мастерская, зал для расписывания декораций. Альберто Кавос убирает в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придает залу привычную форму подковы, увеличивает его длину и высоту, доведя число зрителей до двух тысяч.

27 ноября 1836 года первым представлением оперы Глинки «Жизнь за царя» возобновились спектакли перестроенного театра. Волею случая, а может быть не без доброго умысла, премьера «Руслана и Людмилы» – второй оперы Глинки – состоялась ровно через шесть лет, 27 ноября 1842 года. Двух этих дат было бы довольно, чтобы петербургский Большой театр навсегда вошел в историю русской культуры. А ведь шли, разумеется, и шедевры европейской музыки: оперы Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера, Тома...

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого (где продолжались выступления балетной труппы, а также итальянской оперы).

Когда же в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте все тем же архитектором Альберто Кавосом был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый же театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.

Мариинский театр упрочил и развил великие традиции первой русской музыкальной сцены. С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, началась славнейшая эпоха в истории театра. Полвека, отданные Направником Мариинскому театру, отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер. Назовем лишь некоторые из них – «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Орестея» Танеева… В начале ХХ века в репертуаре театра оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Хованщина» Мусоргского…

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона. Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции. Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Счастливая встреча Петипа с Чайковским, утверждавшим, что «балет – та же симфония», привела к рождению «Спящей красавицы» – подлинной музыкально-хореографической поэмы. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Уже после смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь на сцене Мариинского театра – и вновь в совместной хореографии Петипа и Иванова. Свою репутацию хореографа-симфониста Петипа упрочил постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского.

Мариинский театр неоднократно реконструировался. В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов появляются современные оперы – «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Воццек» Альбана Берга, «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса; рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.

Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 50-70-е гг. в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского, одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика. В оперном репертуаре наряду с Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Верди, Бизе появились оперы Прокофьева, Дзержинского, Шапорина, Хренникова.

В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Важным этапом в истории театра в 80-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Писарева, 20.

История - Мариинский театр

История Мариинского театра отсчитывается от основанного по указу Екатерины II в 1783 году Большого театра, который находился на месте нынешней Консерватории (Театральная площадь Санкт-Петербурга).

В 1848 году выдающимся архитектором А. Кавасом, ярким представителем позднего классицизма, было возведено здание Мариинского театра. Название театра связанно с именем супруги Александра II императрицы Марии Александровны.

Первое представление в театре состоялось 2 октября 1860 года. Это была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». На сцене Мариинского театра состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского. В Мариинском театре были впервые поставлены на русской сцене «Аида», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и др.

Театр стал центром культурной жизни Санкт-Петербурга. В период с 1883 года по 1896 год под руководством В. Шретера, русского архитектора немецкого происхождения, проходила реконструкция театра, главным образом, зрительного зала.

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Его украшает роскошная трехъярусная люстра и живописный плафон, выполненный живописцем Фрачиоли, позолоченные лепные украшения и скульптуры, знаменитый занавес работы российского художника, сценографа А. Головина.

Перечисление имен деятелей культуры связанных с государственным академическим театром заняло бы бесконечное количество страниц, назовем лишь некоторых из них: М. Петипа, Ф. Шаляпин, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Л. Собинов, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуриев. Советский период истории деятельности театра ознаменован тем, что в 1919 году «Мариинка» - Мариинский театр получил статус академического.

В 1935 году ему было присвоено имя С.М. Кирова, которое он носил до 1992 года. Во время войны театр был эвакуирован в Пермь, где проводил свои представления. Ныне ведутся работы по созданию второй сцены театра.

Новое здание будет расположено рядом с историческим зданием, на другом берегу Крюкова канала. Архитектор – француз Доминик Перро. Художественным руководителем и директором театра является Валерий Абисалович Гергиев. Его постановки становятся открытием для мирового музыкального сообщества. В. Гергиев – один из выдающихся дирижеров мировой современности.

Дополнение: Внешний фасад здания новой сцены Мариинского театра (проект получил неоднозначную оценку у части специалистов и жителей, которые назвали строение «бетонной коробкой») исполнен из бежевого юрского мрамора, высокие панорамные окна разного размера, металлическая крыша.

Мариинский-2 ввели в эксплуатацию 2 мая 2013 года, общая площадь 79 114 кв. метра, зрительный зал на 2000 человек, 7 наземных и 3 подземных этажа, предусмотрены репетиционные залы для балета, хора и оркестра, оперы.

Исторические места, достопримечательности в Санкт-Петербурге:

Добавить комментарий

Петербургский Большой: история Мариинского театра

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники. Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло. Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид. Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин». Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.

Мариинский театр. (wikipedia.org)


Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.

Опера «Руслан и Людмила». (wikipedia.org)


В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра. На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна. В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.

Мариинский театр. Источник: funart. pro

Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С. Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь


Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось. В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор. Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.

история основания легендарной Мариинки — История России

Указом Президента 2019 год в России объявлен Годом театра, а более двухсот лет назад, 12 июля 1783 года, Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этого дня начинается история Мариинского театра, известного сегодня во всём мире.

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге

Источник: https://upload.wikimedia.org


После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения. У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль. Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини. Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.

Мариинский театр

Источник: http://commons.wikimedia.org


Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди. Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Мариинский театр в XIX веке

Источник: https://commons.wikimedia.org


Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского. На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию. Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста. В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов. После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время.

Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг.

Источник: https://commons.wikimedia.org


Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям. В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера». Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день. В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг.

Источник: https://pinterest.com


Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции. В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции. Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей. Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон.

Источник: https://commons.wikimedia.org


Перемены двадцатого столетия

Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами. Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.

Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год

Источник: https://pikabu.ru


После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.

Мариинский театр в 1922 году

Источник: https://commons.wikimedia.org


Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях. Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».

В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика. Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире. Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.

Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года

Источник: https://mariinsky.ru


Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!

В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра

Источник: https://pikabu.ru


Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Источник: http://commons.wikimedia.org


Обложка: https://commons.wikimedia.org

история и обзор главного музыкального театра Санкт-Петербурга

Государственный академический Мариинский театр – украшение Санкт-Петербурга, крупнейший музыкальный театр оперы и балета, известный не только в России, но и в мире. Мариинский театр славится изумительными постановками, блестящими выступлениями мировых звезд и громкими премьерами.

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Мариинский театр в XX столетии

После революции Мариинский театр объявили государственным и передали Народному комиссариату. В 1919 году театр получил статус академического. После гибели первого секретаря Ленинградского обкома Кирова в 1934 году театру присвоили его имя и называть стали коротко – Кировским.

Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Пермь, артисты в составе армейских бригад выступали в частях и госпиталях. В 50-70 годы в театре поставлены балеты, принесшие ему мировую славу: «Спартак», «Двенадцать», «Каменный цветок», «Ленинградская симфония».

В 1939 году театральная группа награждена орденом Ленина, в 1983 – орденом Октябрьской Революции. С 1988 года художественный руководитель театра – Валерий Абисалович Гергиев. В 1992 году театру возвращено прежнее название – Мариинский.

Современная жизнь храма искуств

С приходом Гергиева появились новые площадки. Главная сцена Мариинского театра (Мариинка-1) – на Театральной площади, памятник архитектуры. Здесь идут классические спектакли европейских и русских оперных репертуаров и балетов. Зрительный зал вмещает 1625 зрителей, объем сцены – 22*18*25 метров.

Главная музыкальная сцена России требует ремонта. Художественный руководитель подчеркнул, что он сделает все для того, чтобы театр не превратился в новодел и сохранил неповторимое обаяние.

Вторая сцена (Мариинка -2) расположена рядом с театром, на другом берегу Крюкова канала. Сцена создана специально под нужды театра в 2013 году французским архитектором Домиником Перро.

Внешний вид здания новой сцены Мариинского театра оценивают неоднозначно. Здание, выполненное из бежевого юрского мрамора, оформленное высокими панорамными окнами неодинакового размера и металлической крышей называют бетонной коробкой.

Над оформлением внутреннего пространства работали архитекторы России, Канады, Великобритании и Австрии. Площадь здания 80 000 кв.м., вместимость зала – 2000 человек. Зрительные места располагаются в несколько ярусов.

Центральное место отведено ложе для почетных гостей – аналог Царской ложи. Сцена глубиной 80 метров оборудована так, что создает мощную акустику и быстро меняет декорации. Здесь проходят технически сложные постановки.

Мариинка -2 расположена на улице Писарева. Зрительный зал рассчитан на 1110 человек, ширина – 24, длина – 52 и высота – 14 метров. Концертный зал – многофункциональный современный комплекс, разработанный архитекторами Франции и Японии.

В 2009 году в помещении смонтирован орган французского производства. Здесь проводятся вокальные и симфонические выступления, аудиозаписи. К услугам зрителей – фойе с барами, лифтами, салоны с сувенирами, специальные места для людей с ограниченными возможностями.

Мариинским театром ведает Министерство культуры Российской Федерации. Оперная группа знаменита именами Анны Нетребко, Ильдара Абдразакова, Юлии Маточкиной, Юрия Марусина, Ольги Бородиной. В составе балетной группы – Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров, Тимур Аскеров и Данила Корсунцев.

Театр показывает спектакли, концерты и цирковые номера, проводит фестивали и выставки, конкурсы и конференции. У театра – собственный официальный сайт, содержащий полезную информацию.

Оперные и балетные постановки разнообразны: одни идут на сцене десятилетия, другие – для любителей новинок. Все спектакли Мариинского Театра в Санкт-Петербурге собирают полный аншлаг.

Видеообзор

Загрузка...

Ещё интересные сооружения

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Более двух столетий Мариинский театр дарит миру множество великих артистов: здесь служил выдающийся бас, отец-основатель русской оперной исполнительской школы Осип Петров; Здесь отточили свое мастерство и прославились такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер и Софья Преображенская. На этой сцене безраздельно властвовали артисты балета, среди которых были Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.Именно отсюда Джордж Баланчин отправился на путь искусства. В этом театре зародились таланты таких блестящих театральных декораторов, как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский и многие другие.

Мариинский театр ведет свою историю еще с 1783 года, когда 12 июля был опубликован Указ о создании театрального комитета «по спектаклям и музыке», а 5 мая на Карусельной площади открылся Большой Каменный театр. Октябрь.Театр дал площади новое название - и сегодня она известна как Театральная площадь.

Построенный по проекту Антонио Ринальди, Большой театр поразил публику своими масштабами, величественной архитектурой и сценой, оснащенной самым современным театральным оборудованием и оборудованием. На открытии прозвучала опера Джованни Паизиелло « Il mondo della luna ». Здесь поочередно выступала Русская оперная труппа с итальянской и французской труппами, а также проходили спектакли и концерты вокальной и инструментальной музыки.

Санкт-Петербург расширялся и его имидж постоянно менялся. В 1802–1803 годах блестящий архитектор и рисовальщик Томас де Томон провел капитальную реконструкцию внутреннего убранства и декора театра, заметно изменив его внешний вид и пропорции. Новый грандиозный и величественный Большой театр стал одной из архитектурных достопримечательностей столицы на Неве, наряду с Адмиралтейством, Биржей и Казанским собором. Но в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре случился сильный пожар.Через два дня богатый интерьер был утерян, а фасад серьезно пострадал от пожара. Томас де Томон, который работал над планами реконструкции своего любимого проекта, не дожил до его реализации. 3 февраля 1818 года отреставрированный Большой театр вновь открылся прологом Аполлон и Паллада на Севере и балетом Шарля Дидло Flore et Zéphire на музыку композитора Катерино Кавоса.

Мы приближаемся к «золотому веку» Большого театра.Репертуар «послепожарной» эпохи включал Моцарта Die Zauberflöte , Die Entführung aus dem Serail и La clemenza di Tito . Российских зрителей очаровали спектакли Россини La Cenerentola, Semiramida, La gazza ladra и Il barbiere di Siviglia . В мае 1824 года состоялась премьера оперы Вебера Der Freischütz - произведения, оказавшего большое влияние на зарождение русской романтической оперы. Музыкальные комедии Алябьева и Верстовского; одной из любимых опер в репертуаре была опера Кавоса «Иван Сусанин », которая исполнялась вплоть до появления оперы Глинки на эту же тему.С легендарным Шарлем Дидло связывают зарождение мировой славы русского балета. Именно в эти годы Пушкин, увековечивший театр в своих нестареющих стихах, был постоянным посетителем Большого театра в Санкт-Петербурге.

В 1836 году для улучшения акустики архитектор Альберто Кавос - сын композитора и дирижера - заменил купольный потолок зрительного зала на плоский, над которым разместил художественную мастерскую и зал для украшения декораций.Альберто Кавос убрал колонны из зала, поскольку они мешали обзору и искажали акустику; он также придал зрительному залу традиционную форму подковы и увеличил его длину и высоту, чтобы вместить до двух тысяч человек.

27 ноября 1836 года, когда состоялась премьера оперы Глинки Жизнь за царя , реконструированный театр снова открылся. Возможно, случайно, а может быть, и намеренно, премьера « Руслан и Людмила» - второй оперы Глинки - состоялась здесь ровно шесть лет спустя, 27 ноября 1842 года.Этих двух свиданий было бы достаточно, чтобы петербургский Большой театр навсегда занял свое место в истории русской культуры. Но, конечно, были также исполнены шедевры европейской музыки - оперы Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера и Томаса ...

Со временем спектакли Русской оперы были перенесены в Александринский театр и так называемый Цирковой театр, расположенный напротив Большого (где продолжали выступать балетная труппа и Итальянская оперная труппа).

Когда в 1859 году Цирковой театр был разрушен пожаром, на том же месте был построен новый театр, снова Альберто Кавос. Он был назван Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года постановкой Глинки «Жизнь за царя » под управлением дирижера Русской оперы Константина Лядова, отца известного композитора Анатолия Лядова.

Мариинский театр сохранил и развил великие традиции первого в России музыкального театра.С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного дирижера, началась новая славная эпоха в истории театра. Полвека «Направник», посвященная Мариинскому театру, выделяются премьерами важнейших опер в истории русской музыки. Упомянем лишь несколько - Мусоргского Борис Годунов , Римского-Корсакова Псковитянка, Майская ночь и Снегурочка , Бородина Князь Игорь , Чайковский Орлеанская дева, Чародейка, Королева Пик и Иоланта , Рубинштейна Демон , Танеева Орест … В начале 20-го, -го, века в репертуар театра входили оперы Вагнера (среди них тетралогия Der Ring des Nibelungen ), ' Электра , Римского-Корсакова Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии и Мусоргского Хованщина

Мариус Петипа, ставший директором балетной труппы в 1869 году, продолжил традиции своих предшественников - Жюля Перро и Артура Сен-Леона.Петипа ревностно сохранял классические произведения, такие как Жизель, Ла Эсмеральда и Ле Корсар , подвергая их только тщательной переработке. Его постановка «Баядерка » впервые привнесла размах и размах хореографической композиции на балетную сцену, где «танец стал ассимилирован с музыкой».

Удачная встреча Петипа с Чайковским, который заявил, что «балет - это еще и симфония», привела к созданию Спящая красавица - настоящего стихотворения в музыке и хореографии.Совместная работа Петипа и Льва Иванова создала хореографию для Щелкунчик . После смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь в Мариинском театре - и снова с хореографией Петипа и Иванова. Петипа закрепил свою репутацию хореографа-симфониста постановкой балета Глазунова « Раймонда ». Его новаторские идеи подхватил молодой Мишель Фокин, поставивший в Мариинском театре « Le Pavillon d'Armide » Черепнина, «Умирающий лебедь » Сен-Санса и « Chopiniana » на музыку Шопена, а также балеты на музыку Шопена. Париж - Schéhérazade на музыку Римского-Корсакова и The Firebird и Pétrouchka Стравинского.

Мариинский театр пережил несколько реконструкций. В 1885 году, когда до закрытия Большого театра большинство постановок было передано в Мариинский театр, главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер пристроил слева от здания трехэтажное крыло для театральных мастерских, репетиционных залов и др. электрическая подстанция и котельная. В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и бетонными, боковые крылья были расширены, а фойе для публики - увеличены.Реконструировали и главный фасад, приняв монументальные формы.

В 1886 году балеты, которые до этого продолжали ставиться в Большом театре, были переданы в Мариинский театр. Здание Санкт-Петербургской консерватории построено на месте Большого театра.

Постановлением правительства от 9 ноября 1917 года Мариинский театр был передан в собственность государства и передан в ведение Народного просвещения. В 1920 году он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а в 1935 году получил имя Сергея Мироновича Кирова.Наряду с классикой прошлого века в 20-х - начале 30-х годов в театре начали ставить современные оперы - среди них - «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Воццек » Альбана Берга и «Кавалер роз» Рихарда Штрауса ; и были смонтированы балеты, закрепившие новое хореографическое направление, популярное десятилетиями, так называемый «драматический балет» - «Красный мак» Рейнхольда Глиера «Красный мак », «Пламя Парижа » Бориса Асафьева и «Бахчисарайский фонтан », «Александр». Крейна Laurencia и Сергея Прокофьева Ромео и Джульетта среди других.

Последней оперной премьерой перед Второй мировой войной в Кировском театре была постановка Вагнера «Лоэнгрин », вторая постановка которой закончилась поздно вечером 21 июня 1941 года, хотя на смену постановкам, объявленным на 24 и 27 июня, пришел «Иван Сусанин ». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких произведений, в том числе балета Арама Хачатуряна Гаянэ . Вернувшись в Ленинград, театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин ».

В 50-70-е такие знаменитые балеты, как « Шурале » Фарида Яруллина, «Спартак » Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, Сергея Прокофьева «Каменный цветок » и хореографии Арифа Меликова «». В театре была поставлена ​​Ленинградская симфония Юрия Григоровича и Дмитрия Шостаковича «» в хореографии Игоря Бельского, и наряду со постановками этих новых балетов театр неуклонно заботился о своем классическом наследии.Оперный репертуар пополнился произведениями Прокофьева, Дзержинского, Шапорина и Хренникова, а также операми Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Верди и Бизе.

В период с 1968 по 1970 год в театре была проведена масштабная реконструкция по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания «растянулось» и приобрело нынешний вид.

Важным этапом в истории театра стали 80-е годы, когда были поставлены оперы Чайковского «Евгений Онегин » и «Пиковая дама» в постановке Юрия Темирканова, директора театра с 1976 года.В этих постановках, которые до сих пор находятся в репертуаре театра, появилось новое поколение исполнителей.

В 1988 году Валерий Гергиев был назначен главным дирижером театра. 16 января 1992 года театру было восстановлено историческое название, и он снова стал Мариинским. А в 2006 году коллективу и оркестру подарили Концертный зал на улице Писарева, 20, построенный по инициативе художественного и генерального директора Мариинского театра Валерия Гергиева.

.

История Мариинского театра

В 1783 году российская императрица Екатерина Великая приказала построить новую площадку для постановки первых русских комических опер, а также ведущих произведений зарубежных композиторов. Это привело к созданию Императорского Большого Каменного театра, который располагался на Карусельной площади Санкт-Петербурга, позже переименованной в Театральную площадь в честь здания, и стал главным домом Императорского балета и оперы.

В 1860 году известный архитектор Альберт Кавос завершил работу над грандиозным проектом: театр оперы и балета с самой большой сценой в мире.Также на Театральной площади он вмещал более 1600 человек, а его U-образный зал выполнен в итальянском стиле. Кавос назвал свое творение Мариинским в честь его покровительницы, императрицы Марии Александровны. Театр открылся в октябре того же года постановкой русской трагической оперы «Жизнь за царя».

Когда он открылся, огромный U-образный зал Мариинского театра вмещал более 1600 гостей и был самой большой сценой в мире.

© Государственный академический Мариинский театр Валентина Барановского

В 1869 году был назначен новый главный дирижер - Эдуард Направник, который ввел Мариинский театр в новую славную эпоху.Под его руководством здесь состоялись премьеры многих важнейших опер в истории русской музыки, в том числе «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского, а также множество других опер других ведущих композиторов того времени.

Назначение Мариуса Петипа директором балетной труппы в том же году положило начало такой же захватывающей эре танца. Петипа сотрудничал с некоторыми из самых выдающихся композиторов и хореографов того времени.Вместе с Чайковским он создал знаменитую «Спящую красавицу», премьера которой состоялась в Мариинском в 1890 году. (Императорский балет базировался в Большом Каменном театре в 1860–1870-е годы, но в 1886 году Мариинский стал его официальным домом). хореограф Лев Иванов, Петипа поставил «Щелкунчик». После смерти Чайковского Петипа и Иванов переработали хореографию для «Лебединого озера», укрепив статус произведения как иконы балета, которым он является сегодня.

Величие царской России ощущается в Мариинском и сегодня, особенно в его прекрасно сохранившихся интерьерах.

© Государственный академический Мариинский театр имени Данилы Шкляра

За 158 лет Мариинского театра было немало реконструкций и дополнений.В 1885 году к зданию пристроили трехэтажный флигель. В 1894 году деревянные стропила театра заменили стальными и бетонными, расширили боковые флигели и расширили фойе. Был обновлен и главный фасад, ставший еще грандиознее, чем когда-либо.

После падения династии Романовых в стране произошло много изменений, Мариинский театр продолжал процветать, хотя и под другим названием. В 1920 году он стал Государственным академическим театром оперы и балета; позже он был переименован в Кировский театр в честь большевика Сергея Кирова.

В 2007 году рядом с ним открылся Концертный зал Мариинского театра, в котором талантливым артистам театра предоставлено еще больше места для выступлений.

© Государственный академический Мариинский театр имени Марата Батулина

Под всеми названиями это пространство оставалось выдающимся театром балета и оперы в России и продолжало формировать классические жанры. Наряду с традиционными произведениями труппа ставила новые композиции и стили, сохраняя как наследие, так и будущее искусства балета и оперы.

Юрий Темирканов был назначен директором театра в 1976 году, и две из его оперных постановок, в частности, помогли сформировать будущее Мариинского театра. Как Чайковский, так и «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» стали свидетелями появления нового поколения исполнителей, которые и дальше будут лидерами в этом жанре. Эти постановки и по сей день находятся в репертуаре театра.

В 2013 году были завершены работы над Мариинским-2, что стало второй ступенью для постоянно расширяющейся компании.

© Государственный академический Мариинский театр имени Данилы Шкляра

С 1988 года и балетная труппа, и оперная труппа находятся под художественным руководством Валерия Гергиева, который внес множество изменений и поднял Мариинский (название, которое было восстановлено в 1992 году) к новым вершинам совершенства.Помимо реорганизации деятельности компании, Гергиев также установил связи с другими крупными оперными театрами по всему миру, включая Королевский оперный театр в Лондоне и Ла Скала в Милане. Сегодня оперная труппа гастролирует и оформляет резиденции в городах Северной Америки, Европы, Азии и за их пределами.

Влияние Гергиева чувствуется и в характере опер Мариинского театра. Компания продолжала включать новые и интересные постановки и программы и начала ставить оперы на других языках, кроме русского.С 1993 года оперная труппа представляет премьеру предстоящего сезона во время фестиваля «Белые ночи», ежегодного мероприятия, посвященного длинным дням в мае и июне, когда солнце почти не садится в Санкт-Петербурге.

Поразительно современный Мариинский-2 находится прямо через канал от классического величия оригинального театра.

© Государственный академический Мариинский театр имени Данилы Шкляра

В 2007 году Концертный зал Мариинского театра был открыт по инициативе Валерия Гергиева.Здание, спроектированное французским архитектором Ксавье Фабром, сочетает в себе современный дизайн и классические элементы, сохранившиеся от здания, ранее находившегося на этом месте (которое сильно пострадало в результате пожара в 2003 году). В 2013 году были завершены работы над Мариинским-2, который находится через канал от первоначального театра. Постоянное расширение и развитие Мариинского театра свидетельствует о его неизменном значении как культурного центра России и за ее пределами.

Если вы приехали в Санкт-Петербург, обязательно посетите Мариинский театр.Независимо от того, являетесь ли вы поклонником классической музыки или новичком в этом жанре, исполнители театра являются лидерами в своих областях, а поставленные здесь балеты и оперы перенесут вас в другой мир.

Мариинский остается одной из самых популярных площадок для оперы и балета не только в России, но и во всем мире.

© Государственный академический Мариинский театр Валентина Барановского

.

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Мариинский театр был построен на Театральной площади в 1847–1848 годах. Это один из самых красивых и уважаемых театров в России и мире. Приезжая в Санкт-Петербург, всегда полезно посетить Мариинский театр, чтобы увидеть грандиозное представление и полюбоваться красотой театра. Примечательно, что в театре можно увидеть оперу и балет. История здания была центром королевской власти Древней Российской империи и продолжает традицию быть домом для самых талантливых исполнителей со всей России и мира.Исторический театр видел такие шедевры, как: Чайковский, Мусоргский, Римский Корсаков.

Мариинский театр сгорел в 1859 году, но в следующем году был восстановлен. Театр был назван в честь жены царя Александра II. Расположение театра в центре города, и вокруг театра, виды и атмосфера потрясающие. В настоящее время в театре идет строительство новой сцены. После всех ремонтов театр продолжит свою великую историю и красоту в 21 веке.

Мариинский театр настолько знаменит и хорошо известен, что в 2009 году театр решил открыть собственный лейбл. Эти записи живых выступлений в Мариинском театре, их можно найти в Интернете на нескольких веб-сайтах или в магазинах на компакт-дисках.

Если вы интересуетесь великим русским балетом, оперой или просто великой архитектурой и историей, то обязательно посетите Мариинский театр. Его выгодное расположение в центре города, рядом с Невским проспектом, делает его удобным для гостей.

Адрес: Театральная площадь, 1. (Театральная площадь, д 1)


Посмотреть увеличенную карту

.

Мариинский театр | Площадки для мероприятий

Сердце балетной сцены города бьется в стенах Мариинского театра. Открытый в 1860 году, он был домом для премьер произведений многих великих русских, таких как Чайковский, Мусоргский и Римский Корсаков. На месте сгоревшего Конного цирка архитектор Альберт Кавос спроектировал новый театр оперы и балета, который станет крупнейшим в мире и рассчитан на 1625 зрителей. Став домом Императорского балета в 1886 году после того, как Большой Каменный театр был признан небезопасным, театр был тщательно отремонтирован и стал домом для многих премьер хореографа Мариуса Петипа.Первоначально названный в честь императрицы Марии Александровны, жены царя Александра II, театр на протяжении большей части советской эпохи назывался Кировский театр, но в 1992 году был переименован в Государственный академический Мариинский театр. Всемирно известный дирижер Валерий Гергиев руководит делами там с 1988 года, с потоком почти постоянных концертов, удовлетворяющих высокий спрос российской публики, и в наши дни жонглирует ролью главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, что делает его одним из самых занятых и, безусловно, лучшие путеводители сегодня.

В 2013 году Мариинский район начал колонизацию окрестностей - гладкие современные стеклянные стены, которые выглядывают из-за задней части главного театра, составляют сверкающего младшего брата зала, Мариинский II . Интерьер зала повторяет форму подковы от главной сцены с чистыми линиями и деревянными панелями, а фантастическая новая акустика и технологии были отмечены всеми рецензентами. Яркий интерьер воплощает элегантность в толпе, наслаждающейся бокалом предконцертного шампанского, а сами выступления варьируются от классического репертуара до более современных произведений, совершенно уместных в обстановке.В зале представлены известные артисты со всего мира, а также резидентский оркестр Мариинского театра, в котором классические Вагнеровские гала-концерты и российские фавориты являются звездами шоу.

.

15 главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга (с фотографиями)

Санкт-Петербург, известный своей элегантностью и величием, изобилует потрясающей архитектурой, ведь величественные дворцы и соборы борются за пространство рядом с его многочисленными каналами и водными путями. Расположенный в устье реки Невы на берегу Финского залива, это второй по величине город в России после Москвы. Основанный Петром Великим в 1703 году, на протяжении веков он был столицей Российской империи.

Его берега привлекали всех, от художников и архитекторов до композиторов, ученых и писателей.Это превратило город в культурный центр, с фантастическими коллекциями произведений искусства, которые можно найти рядом с роскошными оперными театрами, где проходят балет мирового уровня, классическая музыка и театральные представления.

Прозванный «Городом белых ночей» из-за бесконечных летних дней, Санкт-Петербург с его поразительным множеством музеев, исторических достопримечательностей и дворцов волшебно посещать в любое время года.

15. Музей Фаберже

© dreamstime

Расположенный в потрясающем Шуваловском дворце, этот замечательный музей хранит самую обширную коллекцию работ известного русского ювелира Петра Карла Фаберже, в честь которого он назван.

Содержит более 4000 произведений искусства, его изысканные залы и изысканные галереи демонстрируют все, от фарфора и картин до замысловато вырезанных и богато украшенных предметов из бронзы, серебра и золота.

Несомненной достопримечательностью музея являются девять императорских пасхальных яиц, которые сам Фаберже создал для Александра III и Николая II - двух последних русских царей. Украшенные драгоценными камнями, они мерцают и сияют на свету и демонстрируют изысканное и тщательно продуманное мастерство.

14. Александро-Невский монастырь

© dreamstime

Александро-Невский монастырь, раскинувшийся на обширной территории, является одним из важнейших духовных центров Русской Православной Церкви и используется по сей день. Основанный Петром Великим в 1710 году, он расположен на том месте, где, как говорят, Александр Невский, бывший князь, а ныне покровитель города, победил шведов в битве в 1240 году.

Монастырь и его зеленые территории, включающие две прекрасные церкви в стиле барокко, собор Святой Троицы в неоклассическом стиле и множество богато украшенных гробниц известных русских деятелей, безусловно, интересны для изучения.

13. Государственный Русский музей

© dreamstime

Государственный Русский музей, занимающий одну сторону площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, - прекрасное место, куда можно отправиться, если вы хотите больше узнать о русском искусстве. Основанный в 1895 году, музей расположен в огромном Михайловском дворце, который сам по себе является произведением искусства: в здании в стиле неоклассицизма расположено множество изысканных залов и галерей.

Начиная с произведений искусства и икон в византийском стиле XII века, обширная коллекция отправит вас в невероятное путешествие сквозь века, демонстрируя произведения социалистического реализма, портреты принцев и эпические пейзажи.Государственный Русский музей, который часто упускают из виду в пользу Эрмитажа, стоит посетить, если вы вообще интересуетесь искусством.

12. Остров Новая Голландия

© dreamstime

Построенный в 1719 году искусственный остров Новая Голландия назван так потому, что водные пути и каналы вокруг него создают впечатление, будто он только что появился из Амстердама. Треугольный остров возник, когда были выкопаны Адмиралтейский канал и Крюков канал, которые соединили реку Мойку с рекой Невой и, соответственно, с Финским заливом.

Остров Новая Голландия, бывший когда-то верфью и военно-морской базой, был отремонтирован и теперь может похвастаться многочисленными художественными галереями, кафе и ресторанами.

11. Музей современного искусства Эрарта

© dreamstime

Если вас интересует современное русское искусство, вам обязательно нужно посетить музей Эрарта; его обширная коллекция размещена на пяти этажах в массивном здании на Васильевском острове. В его обширных галереях, вмещающих около 2800 произведений искусства, можно увидеть графику, инсталляции и скульптуры, а также выставлено множество картин.

Помимо своей потрясающей постоянной коллекции, в музее также регулярно проводятся временные выставки, а также шоу и представления. Красиво оформленный и представленный, его блестящие произведения искусства и изящный дизайн открывают новую «эру» «искусства», и именно поэтому музей получил свое название.

10. Мариинский театр

© dreamstime

Мариинский театр, одно из самых престижных культурных заведений страны, с момента основания в 1859 году привлекает внимание любителей оперы и балета.

Подходящая обстановка для всех танцоров, певцов и музыкантов мирового уровня, которые выступали на ее сцене на протяжении десятилетий, роскошно оформленный концертный зал действительно вызывает восхищение.

Названный в честь жены царя Александра II, Мариинский театр - одно из лучших мест в Санкт-Петербурге для просмотра спектаклей, наряду с Михайловским театром.

9. Юсуповский дворец

© dreamstime

Также известный как дворец Мойки, из-за своего расположения на берегу одноименной реки, Юсупов - одно из лучших мест для посещения, если вы хотите увидеть, как жили аристократы в Императорской России.Хотя его внешний вид довольно прост, помимо пастельно-желтого цвета, интерьер просто ошеломляет для изучения: его многочисленные залы украшены только лучшей мебелью, произведениями искусства, фресками и гобеленами, которые можно купить за деньги.

Построенный в 1770-х годах и названный в честь владевшей им богатой русской дворянской семьи, колоссальный дворец может похвастаться даже собственным частным театром. Юсуповский дворец, помимо всего своего богатства, известен как

.

Смотрите также