Туркмены какие они по характеру


особенности их поведения и менталитета

Граждане страны вполне позитивно настроены и дружелюбны. Туркмены очень схожи со своими соседями узбеками, киргизами и таджиками. Они такие же открытые и весьма любопытные.

Многие люди этого государства, увидев вас, сразу же подходят и начинают говорить. Такая беседа может привести к распитию чая или же обеду. В стране неплохо развито гостеприимство.

В государстве можно встретить бесстрашных менял валюты, которые размахивают, без опаски, пачками денег рядом с вокзалом.

В этой стране люди боятся ругать власть. Если вы спросите о том, как живется в стране, то вам ответят, что все прекрасно. Но здесь действительно есть чем гордиться. Тут бесплатные следующие ресурсы - газ, соль, бензин свет и вода.

В школах у детей есть обязательная форма. Она, кстати, очень красивая (маскарадная). У студентов тоже есть обязательная одежда. Школьницы носят зеленые платья, а студентки - красные или синие (в зависимости от учебного заведения). В подобных нарядах девочки ходят не только на учебу. Хотя по улице можно встретить представительниц прекрасного пола, которые одеты в самые обычные вещи точно такие, как и у нас в РФ. Кстати, учащиеся институтов должны заниматься общественно-полезными работами.

Можно в этой стране говорить на нашем, могучем и великом?

Будьте спокойны, так как в этой стране можно спокойно общаться на русском языке. Тенденция к исчезновению тоже не наблюдается. Среднее и старше поколение отлично говорит на русском, а младшее - учит его в школе. Подобную речь можно легко услышать на улицах. В государстве немало и русских, некоторые из которых не знают туркменский язык. Под словом «русские» мы понимаем не только россиян, а и украинцев, татар и белорусов и т.д. Кстати, объявления на столбах, как ни странно, тоже пишут на русском.

В таком городе, как Ашхабад, есть театр имени Пушкина. Раньше это было очень большое здание, но теперь оно стало меньше (переехал театр).

Связь

Туркмения уникально тем, что зарубежная сотовая связь не подсоединяется к роумингу через местную сеть. В этой стране остался один мобильный оператор"Altyn Asyr", к которому в принципе нельзя никак подключиться. Раньше в этом государстве была еще одна сеть МТС, но власти страны что-то с ней не поделили, в результате чего она покинула страну.  Прибывая в Туркмению, вы в прямом смысле остаетесь без связи. Поэтому рассчитывать можно на интернет и переговорные пункты. Кстати, интернет тут один из самых худших, да и скорость маленькая, при этом стоит он достаточно дорого (восемь долларов час). Туркмения может позволить себя построение небоскребов, но на развитие интернета почему-то не хватает ресурсов страны.

Граждане государства, как правило, не могут купить себе мобильный телефон. Чтобы его зарегистрировать и получить номер, нужно оставлять заранее заявку, писать заявление. К тому же выдают их не каждому. Раньше местное население пользовалось услугами известной компании МТС (было легче получить телефонный номер), но после ссоры с властями, их номера перестали действовать на территории этого государства.

Быт, нравы и обычаи туркмен

Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8


6

Все туркменские племена, а также присоединившиеся к ним племена, арабского и неизвестного тюркского происхождения, живут, за незначительным уклонением, одной общей жизнью, занимаются, смотря по месту жительства, общими занятиями, имеют почти одинаковые нравы и обычаи и судятся по одному общему адату («адат» — обычное право). Поэтому в дальнейшем изложении мы будем рассматривать их как общее целое и лишь попутно указывать на резко отличающиеся особенности отдельных племен.

Родовое устройство племен

Отдельные туркменские племена, как было указано выше, имеют строго определенные территории для своих поселений и кочевий, границы которых они ревностно оберегают от захвата соседями. В каждом племени они селятся отдельными родовыми группами. Так, у текинцев наиболее резко разграниченными являются поколения «отамыш» и «тохтамыш», у которых в Мервском и Тедженском оазисах выделены отдельные территории. В других оазисах оба эти поколения составляют отдельные аулы, хотя и расположенные чересполосно. Различие этих поколений проходит красной нитью во всех проявлениях совместной жизни текинцев, даже на войне или аламанах, скачках, в борьбе, или на состязании в стрельбе соревнование происходит всегда между представителями этих двух поколений. У йомудов такую же роль играет с одной стороны род «джефарбай», с другой — «ак» и «атабай», у сарыков — роды «фаладжа» и «алаша» и у салор — «караман», «кичи-ага» и «еловач».
To же самое следует сказать и о следующих родовых подразделениях поколений «отамыш» и «тохтамыш»: «бахши» и «сычмаз» и «бек» и «векиль» в Мерве и Теджене имеют отдельные места для посевов и отдельные оросительные канавы, а потому живут совершенно обособленной экономической жизнью.
В Асхабадском уезде эти роды также имеют отдельные поселения.
Дальнейшие родовые отделения текинцев не играют уже такой видной роли в жизни племен, и зачастую живут совместно, составляя отделения одного и того же аула.
Во всех оазисах, занятых туркменами «теке», мы можем видеть аулы всех родовых подразделений, что объясняется тем, что во всяком военном предприятии туркмены тохтамышского и отамышского поколений всегда выставляли одинаковое количество всадников и получали поровну из захваченных у неприятеля территорий.

Оседлые, кочевые и полукочевые туркмены

По образу жизни туркмен можно подразделить на 3 категории: оседлые, полуоседлые и кочевые.
Первые живут в постоянных аулах по оазисам, среди своих усадеб, садов и посевов; вторые — лето проводят среди своих посевов, а на зиму перекочевывают со своими стадами в пески и, наконец, третьи, скотоводы по преимуществу, всегда кочуют в песках и вовсе не занимаются земледелием. К первому типу принадлежат племена огурджали и все тюркские племена не туркменского происхождения, а также часть туркмен, населяющих Асхабадский и Мервский уезды; ко второму типу, полуоседлому, принадлежат гокланы и большая часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов и весь Тедженский уезд и, наконец, к типу третьему, кочевому, за редким исключением, принадлежат все йомуды, атинцы аула Кодж и часть туркмен Асхабадского и Мервского уездов.
По роду занятий оседлые туркмены по преимуществу — земледельцы, кочевые — скотоводы и полукочевые — скотоводы и земледельцы одновременно.
Арабские племена там, где они наделены водой, как в Атекском, Каракалинском и Серахском приставствах, занимаются земледелием, остальные же скотоводством.

Жилище, его внутренняя обстановка

Туркмены живут в аулах, состоящих из кибиток. Исключение составляют огурджалинцы, из которых многие живут в деревянных домах русского типа, гокланы и тюркские племена не туркменского происхождения и немногие туркмены в оседлых аулах, живущие в мазанках, построенных из битой глины, или сырцового кирпича.
Туркменская кибитка общего с кибитками других кочевников среднеазиатских степей типа, отличается от киргизской разве своей более плоской формой; она состоит из решетчатого остова, сделанного из ивовых палок, скрепленных в местах пересечения кусочками верблюжьей кожи, серых кошем и камышовой циновки, покрывающих этот остов снаружи. Средний диаметр туркменской кибитки равен семи аршинам.
Аулы имеют иногда до 500 и больше кибиток, которые в местах оседлости располагаются по одиночке или группами среди садов, подворных участков, или в открытом поле, причем каждая родовая группа старается поместиться вместе. Во время кочевки в песках у кочевых и полукочевых туркмен аул разбивается на мелкие родовые группы по нескольку кибиток, располагающихся отдельно, иногда на далекое друг от друга расстояние, смотря по удобству пастбищных мест вокруг одного или нескольких принадлежащих аулу колодцев.
Хозяйственная обстановка туркменской кибитки не сложна и крайне примитивна. По решетчатым стенкам внутри кибитки вешаются продолговатые ковровые сумы большого и малого размера, служащие для складывания мелких домашних вещей. Пол, за исключением места для костра посредине кибитки, устилается кошмами и паласами. По полу вдоль стенок направо от входа расставляются предметы домашнего обихода: бурдюки с водой, кувшины или кувшинные тыквы для воды, масла или кислого молока, деревянные или медные чашки, блюда, чайники и хивинский, а иногда русский самовар. Налево от входа складывается иногда целая куча теплых ваточных одеял и продолговатых подушек; тут же ставятся мешки с хлебом, вешается оружие и предметы конской сбруи. Если к этому прибавить еще люльку, один или два сундука русской работы, то мы будем иметь полную туркменскую обстановку. В такой кибитке живет обыкновенно одно, а иногда и два семейства. Средняя кибитка в области имеет 4, 6 человек обитателей.

Костюм туркмен

Костюм туркмена состоит из белой бязевой или красной шелковой рубахи, белых или темных бязевых неимоверной ширины шаровар и одного или двух халатов, надетых один на другой. Халаты бывают бумажные, стеганые на вате, с красными продольными полосками, или красные шелковые, сделанные из грубой местной шелковой материи. Иногда встречаются халаты суконные, преимущественно синего цвета или из верблюжьей материи «чекмень» местного производства. Нижний халат подпоясывается большим шерстяным шарфом. На голову туркмен надевает тюбетейку, вышитую шелком, и большую баранью мохнатую шапку шарообразной формы, а на ноги шерстяные носки и туфли без задников. Во время верховых поездок надеваются большие желтые юфтовые сапоги. Зимой все мужчины кутаются в теплые бараньи шубы.
Женский туркменский костюм состоит из красной шелковой или пестрой бумажной длинной рубашки и панталон, узко обхватывающих ногу выше щиколотки, бумажного или шелкового полосатого короткого халата, надеваемого одним рукавом на голову, головной повязки и большого шерстяного шарфа, играющего роль пояса. На ноги женщины надевают такие же чулки и туфли, как и мужчины. Грудь рубашки обыкновенно увешивается небольшими серебряными кружочками, привесками и бляшками.
На лоб надевается серебряный налобник, на руки тяжелые серебряные браслеты и через плечо серебряная сумочка, предназначенная для помещения молитв, избавляющих от дурного глаза. Боле с богатые надевают на голову шелковый расшитый шелками халат зеленого, желтого или белого цвета, смотря по тому, будет ли это молодая, пожилая или старая женщина, и различной формы ошейники, нагрудники, привески на косы и другие украшения, сделанные из массивного серебра.
Женский костюм неизменен и летом, и зимой, с тем лишь отличием, что некоторые женщины надевают в холода небольшой стеганный халат; шубы женщины не носят вовсе.
Как туркмены разных племен, так и арабские и иные тюркские племена, живущие в области, носят один и тот же костюм без всяких существенных изменений; разве некоторое различие можно усмотреть в форме носимых разными племенами шапок. Исключение составляют огурджалинцы и племена, населяющие восточный берег Каспийского моря. Находясь с давних пор в торговых сношениях с Россией, племена эти одеваются преимущественно в ткани русского производства, а мужчины в русское сукно. Самый костюм огурджалинцев и прибрежных йомудов несколько изменился: мы видим у многих из них под халатом чекмень, напоминающий таковой же кавказских инородцев; изменился также покрой халата и обувь.

Антропологический тип и характер

Что касается антропологического типа туркменских племен, то никаких серьезных исследований в этом направлении до сего времени произведено не было. Но, тем не менее, не подлежит сомнению, что туркмены далеко не составляют чистых представителей какой-нибудь определенной расы, а есть результат смешения рас, причем преобладающими признаками нужно признать особенности арийского типа. Разные туркменские племена с трудом могут быть отличаемы одно от другого даже опытным глазом, но некоторая разница существует между туркменами чистокровными (иг), которых осталось немного, и туркменами смешанными (кул), составляющими большинство. У первых более широкое лицо, менее длинный нос и беднее растительность на усах и бороде.
Тюркские племена не туркменского происхождения по чертам лица еще больше напоминают пограничное персидское население и имеют удлиненные черты лица, покрытого густой растительностью.
Арабские племена по типу отличаются от туркмен незначительно.
Типы туркмен в высшей степени разнообразны, а потому мы их не будем описывать подробно.
Туркмены отличаются высоким ростом, статным и крепким телосложением. Малорослые и болезненные люди встречаются среди них редко; это можно объяснить тем, что в грубой кочевой обстановке, при постоянном отсутствии даже самых необходимых удобств, более слабые умирают еще в детском возрасте.
По характеру туркмен храбр, смел и презирает личную опасность; честен и правдив; серьезен, рассудителен и понятлив; гостеприимен и прямодушен; относится с уважением к старикам и безусловно подчиняется требованиям власти; не алчен, не низкопоклонен и не хитер; но вместе с тем, вспыльчив, мстителен, суеверен и недостаточно усерден в работе.
Неутомимый и лихой наездник, не знавший устали в деле войны и разбойничьих набегов, туркмен мало расположен к усиленному физическому труду и, зачастую, считает его для себя унизительным. Большинство крепостей и больших ирригационных сооружений прошлого времени построено руками пленных персов. И до сего времени при постройках кяризов (подземных водопроводов) туркмены прибегают к наемному персидскому труду. Правда, недостаток в рабочих руках заставляет их в настоящее время исполнять лично значительные работы по устройству плотин и очистке ирригационной сети в Мервском и Тедженском уездах. Единственное занятие, которое всецело лежит на туркмене, это — обработка своего поля. Стада свои он поручает наемным пастухам, а всю работу по хозяйству и уходу за домашним скотом за исключением лошадей предоставляет
своим женщинам. Даже расстановка и сборка кибитки производится без помощи мужчин. Остальное от полевых работ время туркмен проводит праздно, развлекаясь охотой, посещением соседей и разговорами у пылающего костра в прихлебку с зелёным чаем.
В отличие от мужчин, туземная женщина некрасива, нечистоплотна и высшей степени неряшливо относится к своей наружности и одежде. Все ее кокетство выражается в ношении серебряных украшений. Зато она очень трудолюбива и работяща. Насколько редко можно видеть туркмена за работой, настолько же туркменку без работы. Она нянчит детей, готовит пищу, кормит и доит домашний скот, обшивает и обмывает всю семью и, кроме того, находит время заниматься ковровым или иным кустарным производством, а, местами и выкормкой шелковичных червей.
Нравственный облик огурджалинцев и представителей тюркских племен не туркменского происхождения сильно отличается от туркменского. Первые отличаются своей лживостью и нечестностью, а вторые в большей или меньшей степени в разных племенах недостаточно правдивы, алчны к наживе, низкопоклонны, трусливы и хитры. Вместе с тем, они отличаются большим, чем туркмены трудолюбием.

Умственное развитие и образование

По отношению к умственному развитию туркмен не отличается ни особенной сообразительностью, ни восприимчивостью, но в то же время он далеко не глуп и очень рассудителен.
Грамотность развита весьма слабо, и количество школ стало увеличиваться лишь после замирения края. Грамотных насчитывается по одному или нескольку человек в каждом ауле, причем каждый, умеющий читать и писать и знающий, хотя и без понимания смысла, необходимый для совершения треб набор молитв, считается муллою.
Программа туземных школ такова, что образование в них ни мало не может способствовать расширению умственного кругозора учащихся и не дает никаких положительных знаний, а обучение ограничивается бестолковым заучиванием арабских молитв и книг шариата на том же непонятном им языке.

Религиозность

Причисляя себя к мусульманам суннитского толка и последователям учения Имам Агзама, как и все другие инородцы, населяющие нашу Среднюю Азию, туркмены не фанатичны и мало религиозны.
Они имеют весьма смутное понятие о коране и о сущности мусульманского учения, ограничиваясь, за редким исключением, весьма неаккуратным исполнением мусульманской обрядности: поста, молитвы и дачи закята. «Хадж» (хождение в Мекку на поклонение) и многие другие мусульманские обряды туркменами не исполняются совершенно. Малая религиозность туркмен зависит главным образом от почти поголовной безграмотности населения и малого количества мулл, знакомых с шариатским учением.
Руководство религиозным образованием туркмен лежит преимущественно на ишанах, которые и имеют под своим наблюдением духовные школы (медресе). В общественных делах ишаны никакого участия не принимают.


Предыдущая страница | Читать далее


Смотрите также:

происхождение народа, где и как живут, фото

Туркмены относятся к тюркоязычному народу древнеогузского происхождения. Являются основным населением Туркменистана. Туркмены, проживающие в Ираке, Сирии, Турции — потомки народа, которые переселились на территорию Анатолии, Ближнего Востока с 11 века. На протяжении долгого времени туркмены делились на роды и племена. Древним родоначальником народа был Огуз-хан, чьи внуки стали родоначальниками 24 древнейших туркменских племен, в составе которых позже начали выделяться отдельные роды и формироваться новые племена. Самые крупные из них:

  1. гоклены
  2. салыры
  3. текинцы (теке)
  4. языры
  5. човдуры
  6. йомуды
  7. алили
  8. эрсары

Сегодня все туркмены сформированы в единую нацию, где не особо важна племенная принадлежность. Всего в мире около 8 миллионов представителей этой народности.

Где живут

Основная часть народа проживает на территории Туркмении, Ирана, Афганистана. Живут туркмены в Узбекистане, Турции, Пакистане. В Российской Федерации проживают в Ставропольском крае, Москве, Московской, Астраханской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, Краснодарском крае, Таджикистане. Небольшая часть живет на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии.

Язык

Туркменский относится к огузо-туркменской группе языков и входит в тюркскую семью. С 1940 года в Туркменской ССР во многих сферах общественной жизни начал активно использоваться русский, который стал не только официальным языком, но и языком науки, высшего образования. С самого рождения большинство усваивало этот язык как второй родной. Дошло до того, что к 1991 году в Туркменистане большое количество коренного народа просто не знало своего родного языка — туркменского.

Раньше для письма использовалась арабская графика, но некоторые буквы не могли правильно отразить фонетику туркменского. В 1922-1924 году, после проведения реформ, для различия большинства звуков, были добавлены диакритические знаки, которые ставятся перед и после гласных.

В 1920-х годах, после проекта латинизации, начался переход на яналиф — новый тюркский алфавит. Официально в 1929 году туркмены перешли на латинский алфавит. Яналиф продолжал использоваться в литературе, школах, государственных документах до 1940 года.

Проект кириллизации начался в конце 1930-х годов. В 1940 был опубликован первый туркменский алфавит на кириллице, он использовался в Туркмении до 1993 года. За пределами государства применяется и сегодня.

После распада СССР был создан новый алфавит, который утвердили в апреле 1993 года. Позже он снова претерпел изменения и с 2000 года является единственным допустимым во всех официальных сферах Туркмении.

Религия

Туркмены исповедуют ислам суннитского толка, но не являются сильно религиозными людьми.

Еда

Основное блюдо туркменской кухни плов «аш», рецептов приготовления которого существует несколько десятков, но основные ингредиенты — рис и мясо (птица, баранина). Обязательно в плов добавляют овощи, специи, сухофрукты.

Из баранины готовят разнообразные блюда:

  • различные виды шашлыка «кебап»;
  • жареная баранина «говурма»;
  • вялено-сушеное мясо «кокмач»;
  • омлет с мясом «хейгенек»;
  • манты «бёрек»;
  • жареная баранина с помидорами и картофелем «чекдирме»;
  • баранина с помидорами «говурлан-эт»;
  • колбаски «гарын»;
  • пирожки с мясом и луком круглой формы «ишлекли».

Из первых блюд готовят разнообразные супы:

  • суп с помидорами «гара-чорба»;
  • рисовый суп с овощами «мастава»;
  • суп молочный с лапшой «суитли-унаш»;
  • гороховый суп «дограма»;
  • суп гороховый с бараниной «нохудлы-чорба»;
  • мучной суп «умпач заши»;
  • суп с пельменями «этли-борек-чорбасы».

Главное отличие туркменской кухни от других среднеазиатских — это национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в специальных котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом, урюком. Очень вкусный шашлык делают из осетровых «балык-шара». Рыбу жарят, после тушат в горшочках, иногда добавляют в различные блюда вместо мяса. Есть очень сложные блюда из рыбы, которые состоят из большого количества ингредиентов: «чеме», «балык-берек», «гаплама».

Широко применяются в кухне молочные продукты и молоко. Из верблюжьего молока, которое считается очень полезным и имеет сладкий вкус, делают сливочное, топленое масло, йогурты, айран. Из овечьего готовят сыры, творожную массу, брынзу, из коровьего — творог, простоквашу, сыр «гурт», сливочное масло. У туркмен существует огромное количество молочных продуктов.

Из сладкого готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Очень вкусные и ароматные местные туркменские арбузы, дыни, фрукты. Из напитков больше всего любят чай. На Востоке предпочитают зеленый, на севере и западе — черный. Зимой чай часто заваривают на молоке, добавляют бараний жир, масло. Очень популярна минеральная вода «Берзенги», различные фруктовые соки. Есть в Туркмении и вино собственного производства, из крепких напитков пьют водку, коньяк.

Внешность

Одежда

Несмотря на то, что многие народы перешли на одежду городского типа, туркмены остались преданны своему традиционному костюму. Мужчины и женщин носят рубаху, штаны, длинный халат из холщовой ткани. Зажиточные шьют его из привозных полушелковых, полушерстяных материалов с тонкой полоской. Летом женщины носят только рубаху и длинные штаны, узкие у лодыжек. Носят платья из шелка, голову покрывают шарфом или платком, круглый капюшон, который спускается сзади вуалью, высокий азиатский головной убор (шекеле). Из украшений распространены браслеты для ног и рук, ожерелья, кораллы. Многие женщины не снимают их вообще, даже ночью. Особенно ценны футляры из серебра для талисманов. Мужчины носят меховую шапку (телпек), обвитую тюрбаном.

Жилище

Традиционное жилище туркмен — юрта гара-ой. В оазисах были глинобитные жилища постоянного типа, они состояли из 1-3 комнат. Были дома (там) из сырцового кирпича, с плоской крышей. Прикаспийские туркмены строили жилища из дерева на сваях. Сегодня обычное сельское жилище туркмена — это 3-4 камерный дом с большими окнами, из обожженного или сырцового кирпича, крыша двускатная или четырехскатная, из шифера или железа. В доме есть айван — крытая веранда, где летом спят и отдыхают. На задней части двора расположены хозяйственные помещения. Юрты используют как летнее жилище на усадьбе, строят их чабаны на отгонных сезонных пастбищах.

Жизнь

Традиционным занятием народа является кочевое скотоводство и поливное земледелие. Раньше туркмены вели полукочевой образ жизни, поэтому в селе население делилось на оседлых земледельцев и скотоводов. На западе развито было скотоводство, разводили верблюдов, овец, лошадей. Проживающие в оазисе выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго, разводили крупный рогатый скот. В середине 19 века туркмены начали активно заниматься шелководством, ковроткачеством. У женщины было много обязанностей по дому и хозяйству: уход за детьми, обработка шерсти, войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров для топки, уход за скотом.

Сегодня распространена малая семья, которая состоит обычно из жены, мужа и детей. Иногда с ними живут родители супруга. Нередко встречаются до сих пор и большие неразделенные семьи. Примечательно, что в семье нередко главой является женщина.

Культура

Туркменская музыка начала развиваться в 6-7 веках и отличается оригинальностью и богатством. У народа существует около 72 музыкальных инструментов, из них самые популярные:

  • дутар
  • оскар
  • гопуз
  • гиджак
  • туйдук
  • барбат (уд)
  • икидилли
  • канун
  • дилли туйдук
  • бозук

На развитие музыки повлиял фольклор стран Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии. Жанры народных песен:

  • бытовые
  • колыбельные
  • свадебные
  • девичьи
  • трудовые

Популярен национальный эпос «дестан» — сказания музыкально-поэтического характера:

  • легенды
  • предания
  • сказки

Пение осуществляется в оригинальной манере. Поют певцы, сильно напрягая голосовые связки, очень высоким голосом, который резко сменяется тихим звучанием дутара. Из-за кочевых условий жизни в пустынном и степном ландшафте, туркмены привыкли разговаривать громко, отсюда произошла и такая манера пения.

Традиции

За невесту перед свадьбой жених деньгами дает калым, родственникам невесты, он должен принести подарки: халаты, скот, угощения. После того, как предоставляется выкуп, невеста уходит в дом жениха, где проводится специальная молитва и оформляется брак. Свадьбу отмечают пиром, проводят конские ристалища, борьбу, приглашают профессиональных певцов «бахшиев».

Измена женщины у туркменского народа карается смертью прямо на месте преступления. Дочь могут продать в рабство человеку, которому ее отец задолжал. Если у девушки из бедной семьи даже не было приданого, ее мог забрать замуж любой желающий. При этом она не могла рассчитывать на поддержку своей семьи и родных.

Было распространено многоженство. Положение женщины, особенно в больших семьях, до сих пор остается тяжелым. Нелегко девушке после замужества. Обязанностей у нее много, при совершенном отсутствии прав. Сразу после свадьбы ей говорят о правилах в доме, запретах по отношению к старшим родственникам мужа. Раньше она была обязана закрывать себе рот концом платка для головы. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. У йомудов было принято, чтобы в присутствии старших родственников мужа, особенно свекров, невестка закрывалась дома. Разговаривать в их присутствии можно было только очень тихим шепотом. Обращаться напрямую к мужчинам, которые являются родней мужа, было категорически запрещено. Если она что-то хотела им сказать, должна была передать это через мальчика. Постепенно, с возрастом, положение молодой женщины улучшается, когда она становится в семье старшей по возрасту «кейваны». Ее считают госпожой над своими невестками и младшими женами мужа. С мнением кейваны считаются, слушают ее советы, не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она становится главой семьи.

Сыновья, несмотря на самостоятельность, всегда приходят к матери за советом и слушают ее указания. Это считается крайне важным.

В малой семье главным над супругой является только муж. При желании он может с ней развестись без ее согласия. Жена имеет право требовать развода только в редких случаях. Раньше, если муж пропал, оказался в плену, пускался в бега, скрывался из-за кровной мести, его супруга не имела права выходить замуж снова, должна была ждать его дома. Нельзя было уходить из дома далеко. Если нужно на рынок — только в сопровождении мужа, если она уходила далеко в гости к родным, ее сопровождала пожилая родственница мужа.

После смерти супруга часто родственники отдают жену в замужество другому мужчине, при этом дети остаются в доме мужа. Допускается левират — брак с братом мужа. Часто вдова соглашалась на него, чтобы остаться рядом со своими детьми. Она могла откупиться от повторного замужества, но тогда за ней пожизненно закреплялся статус вдовы.

Знакомство,брак и создание семьи с туркменами

Туркменистан довольно близко находится с Россией, поэтому часто девушки из России, Украины и других «наших» стран часто знакомятся с туркменами. Если вы относитесь к таким женщинам, то эта статья для вас. 

Туркменистан – это страна зеленых лесов, песков, морских пансионатов, славящихся грязевыми ваннами.

Для многих гражданок путешествие в Туркменистан – эта самое настоящее сказочное приключение, во время которого они могут познакомиться с мужчинами из этой страны. Все население этого удивительного государства гордится своими традициями, праздниками и обычаями. Девушка, которая познакомится с человеком из Туркменистана, положительно воспримет их религию и традиции.

Особенности

Здешняя кухня является одной из самых вкусных. Многие граждане других стран приезжают сюда, чтобы отведать местных блюд. Самые популярные яства – это супы с горохом и помидорами, а также плов. Под впечатлением приезжающие остаются и от местных сладостей.  

О туркменской кухне можно говорить очень много, но все же лучшее попробовать. Если вы будете общаться с гражданином этой страны, то сможете полностью увидеть ее красоту, попробовать разных блюд, а также познакомиться с обычаями государства.

Здешние люди очень трудолюбивые, а лень и безделье для них – недопустимы. Граждане страны не любят эгоистичных, легкомысленных людей. Мужчины Туркменистана расчетливы, экономны, никогда не выкидывают деньги впустую, своим женам делают дорогие подарки. Всегда помогут супругам советом и делом, найдут положительный выход из любой ситуации, никогда не смогут в отношениях причинить боль. Туркмены очень дорожат семьями, помогают во всех делах, обеспечивают насколько могут. Ради любимых, как правило, мужчины страны готовы на все.

В постели туркмен великолепен, он максимум внимания отдает ощущениям девушки. Во время занятий любовью гражданин этой страны полностью раскрепощается и раскрывается. Туркмен в постели значительно отличается от иных молодых людей.

Семья

В такой стране, как Туркменистан, к семье относятся не так, как во многих странах Азии, когда брак – только соглашение между родителями парня и девушки. Этот союз можно назвать браком по расчету, хотя, как правило, просто происходит договоренность сторон о том, чтобы поженить детей и породнить две уважаемые семьи.

В подобном деле никто не думает о том, что ждет молодых после заключения брака. О появлении чувств можно даже не говорить. Такой брак – это лишь вынужденное существование, супруги просто проживают в одном доме и воспитывают детей.

В этой стране очень трепетно относятся к чувствам молодых людей, которые решили пойти на такой серьезный шаг, как создание семьи. Немного ранее родители самостоятельно решали судьбу детей, подбирая пару для своего чада.

В наше время такое встречается крайне редко, у молодежи сейчас свобода выбора. Они сами могу находить себе человека, с которым бы они смогли прожить долго и счастливо.

Перед тем как решиться на брак, молодые люди слушают советы родителей, которые решают, сможет ли пара жить вместе либо еще рановато задумываться о серьезных семейных отношениях. 

Сейчас в Туркменистане браки более продуманные. Теперь люди, перед тем как вступить в брак, стараются сделать материальную базу для благополучной жизни, которая и позволит им создать полноценную семью, быстро поставив ее на ноги.

Это особенное касается молодых людей, так как на них накладывается обязанность заботиться о детях и семье. Ведь мужчине нужно содержать и детей, и жену. Все они не должны ни в чем нуждаться.

Эта страна известна всем своими интересными обычаями и традициями, которые сопровождают все торжества и значимые мероприятия в жизни каждого гражданина государства. Здешние свадьбы наполнены разными обрядами, которые нужно соблюдать, дабы молодая семья была благополучна и счастлива.

Свадьбы в этой стране проводятся примерно так, как и в других странах мира. Первое, что происходит, - это сватовство, во время которого родственники будущего мужа отправляются с дарами в дом невесты. Тогда же они просят руки девушки. Для этого действа выбираются самые старшие и уважаемые люди в семье молодого, которые смогут наилучшим образом провести важные переговоры. Когда согласие получено, родители невесты выбирают дату проведения торжества.

Хотя непосредственно до церемонии после сватовства проходит много времени, так как и жених, и невеста устраивают торжества для друзей. Вместе с ними они прощаются с холостяцкой жизнью.

В этой стране невеста приглашает всех подруг. Они приходят на торжество не с пустыми руками, а с угощением. Представительницы прекрасного пола много танцуют, поют, стараются всеми возможными способами веселить невесту, которая в скором времени должна покинуть отцовский дом, где она прожила все детство. В доме жениха веселятся молодые люди.

В день помолвки тоже организовывается вечеринка, на которой для будущих супругов устраивают конкурсы и игры. В них молодые должны продемонстрировать свои способности и умения.

Сам торжественный день тоже наполнен большим количеством разных обычаев, каждый из которых имеет особенное значение для будущих супругов, для их дома, будущих детей.

До проведения свадьбы родители жениха должны подумать о том, куда сынок приведет молодую жену. Поэтому вопрос жилья тут строго стоит.

В этой стране, как правило, молодые должны сразу же заселиться в отдельное жилье и начать свою жизнь.

Поэтому многие родители не могут разрешить своим сыновьям заключить брак до того момента, пока они не смогут обеспечить для своего чада и его семьи хорошие условия проживания.

Если говорить о родителях невесты, то они должны сделать большой, дорогой подарок для образовавшейся семьи. Это может быть либо сумма денег (большая!), либо ювелирное украшение, либо мебель в новое жилье. Также жених и невеста обязаны друг другу преподнести дорогие подарки. На эти презенты уходит много денег. Родственникам тоже нужно что-то подарить, дабы не обидеть.

Делаем вывод, что свадьба в Туркмении – это значительное мероприятие, на проведение которого требуются немалые финансовые затраты. Отметим, что родители никогда не скупятся на презенты, а также на удобства для детей, которые после смогут счастливо жить.

Это значит, чтобы провести хорошо свадьбу в этой стране, многие люди (родители) задумываются об этом задолго до того, когда любимое чадо захочет вступить в официальный брак.

Тогда времени хватит, чтобы собрать богатое приданое и приготовить деньги для проведения торжества, закупки подарков всем родственникам и, конечно же, молодым.

Национальные особенности туркменов, Основная информация о Туркменистане, Туры в Туркменистан

Туркменистан – мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.
Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях – такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат оберегами.
Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания – одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым – еще одна важная часть церемонии. Размер выкупа различается в зависимости от региона и достатка, но семейство невесты может потребовать по-настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба – настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.
Ковроткачество – еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели – легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества очень сложное и трудоемкое занятие, его традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.
Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.
Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен – многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССP и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
1 января – Новый год
12 января – День памяти
Январь – Курбан-Байрам (дата плавающая)
18 февраля – День рождения Туркменбаши
19 февраля – День Национального флага
8 марта – Международный женский день
20 марта – Новруз-Байрам (туркменский Новый год)
9 мая – День Победы
18 мая – День Конституции
21 июня – День выбора первого президента страны
6 октября – День поминовения жертв землетрясения 1948 г
28 октября – День независимости
Октябрь-ноябрь – Байрам-Рамадан (окончание Рамадана)
12 декабря – День нейтралитета.
Исламские праздники (Курбан-Байрам, Байрам-Рамадан и др.) рассчитываются по лунному мусульманскому календарю, поэтому даты приблизительные. Ряд праздников начинается согласно указам Туркменбаши, поэтому их даты также могут варьироваться.

Кто такие туркмены?

Туркмены гордый и, наверное, самый вспыльчивый народ среди всех тюркских народов Центральной Азии. Такая характеристика, конечно, является несколько односторонней, но образ жизни в суровых степных и полупустынных районах, которые часто были ареной кровавых столкновений, воспитал эти черты.

Туркмены проживают на территории, как современного Туркменистана, так и в соседних Иране, Афганистане, Узбекистане. Довольно большая группа (по некоторым данным, полмиллиона человек) проживает в Турции.

Историки советского времени в основном относили туркмен к традиционным кочевым народам, которые появились на территории Средней Азии в результате миграции тюркских племен в середине I тыс. н.э.

Современные туркменские исследователи считают, что прежняя историография слишком пренебрежительно оценивала туркмен как варварский кочевой народ, а между тем, изначально они представляли собой развитую земледельческую цивилизацию. Кто же тут прав? Как это часто бывает правы все и никто в отдельности.

Действительно генетический анализ туркмен показывает, что по сравнению с другими тюркскими народами Средней Азии они в наименьшей степени тюрки. Причиной этого было то, что на территории Туркмении до прихода тюрок проживали скифо-сарматские племена, которые были полукочевниками, а также земледельческие группы иранского корня.

Так что действительно земледельческие цивилизации оставили свой след в туркменском народе. Но нельзя также отрицать, что пришедшие сюда тюрки хоть в основном ассимилировали древнее население Туркмении и в языковом, и в культурном плане.

Хотя постоянное соседство с иранскими народами создало тот смешанный антропологический тип, который отличает туркмен от родственных им киргизов, казахов. В генетическом плане туркмены очень близки к другим тюркским народам, которые находились в тесном контакте с иранскими народностями – узбекам, азербайджанцам, туркам. В силу смешения туркменам свойственна меньшая монголоидность, чем казахам и киргизам.

Спор по поводу происхождения туркмен вращается, по сути, вокруг того, какие именно народы стали основой для них. Либо иранские племена были в основе, а потом к ним добавились тюрки. Это позиция господствует среди туркменских ученых. Либо тюркские племена были основой, которая ассимилировала местных жителей иранского происхождения. Последний вариант выглядит предпочтительнее, поскольку тюркских этнических черт у туркмен гораздо больше.

Надо сказать также, что некоторые современные туркменские исследователи, следуя модным тенденциям, стремятся повысить значимость своего народа путем его удревнения или привязки к знаменитым народам древности. Так, например, присущая туркменам значительная европеоидность, объясняется последствием прохождения здесь армии Александра Македонского или тем, что сюда переселялись пленные римские солдаты времен римско-парфянских войн. Вопрос сей темный. Ясно только что собственно туркмены появились не настолько давно.

Само название туркмен появляется в VIII веке в арабских источниках как обобщающее название для целого ряда тюркских племен. Оно собственно и означает – «подобный тюркам». Такое обозначение подчеркивало как сходство с прочими тюркскими народами, прежде всего по языку, так и отличие – большая европеоидность. Но есть и версия о том, что слово «туркмен» означает как раз «настоящий тюрок».

Нельзя сказать, что с момента появления названия «туркмен» появляется и оформившаяся туркменская народность. Это было собирательное название, применявшееся к множеству племен, не имевших единого этнического самосознания. Действительное складывание туркменской народности завершается только к XVI веку.

По характеру туркмены оцениваются весьма противоречиво. То их называют воинственными и кровожадными, то характеризуют как великодушных, гостеприимных. На самом деле и то, и другое правда. В бою, во время набегов туркмены яростны и жестоки. Вместе с тем для гостей действуют степные законы гостеприимства. И даже к врагам, проявляющим храбрость, относились с уважением.

Воинственность туркмен проявилась в период присоединения к Российской империи. Когда в 1879 году русские войска вступают на территорию туркменских племен, находившихся формально под контролем Хивинского ханства и Бухарского эмирата, они потерпели на первых порах тяжелое поражение. Только к 1884 году земли туркмен были включены в состав России как Закаспийская область.

Кочевое скотоводство с древности стало основным занятием туркмен, вытеснив прежние земледельческие культуры. И только в более позднее время – уже в XIX веке стал наблюдаться активный переход туркмен к оседанию. Произошло распространение земледелия, прежде всего, хлопководство. Но оседание конечно не вытеснило никоим образом скотоводство, которое по-прежнему играет большую роль в жизни туркмен.

Их традиционная одежда, большей частью из шерсти, пища, традиционное жилье, свойственные кочевникам, сохранялись длительное время и после оседания. Вместе с тем в связи с активным развитием земледелия появляются особенности. Например, в пище все большее место занимают блюда из растительной продукции – лепешки, рис, а вот традиционный для кочевников кумыс, мясные продукты сокращают свою долю.

Тюркское население на территории Туркмении приняло ислам в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Но туркмены, придерживающиеся суннизма, в отличие от иранских соседей, в меньшей степени следовали шариатским требованиям и гораздо чаще прибегали к адату – обычному праву.

Обычное право проявлялось и в практически бесправном положении женщин, которые могли быть, например, убиты на месте при подозрении в измене, фактически продавались за калым. Из-за этого, кстати, многоженство у туркмен, в отличие от других мусульманских народов, было не слишком распространено – слишком высок был калым. Длительное время у туркмен сохранялось рабство.

Отсутствие исламского фанатизма смягчило антирелигиозную политику в Туркмении в советский период. После обретения независимости туркменские власти сделали ислам частью государственной идеологии, но уже под новым соусом – восхвалением под прикрытием ислама своего национального вождя – туркменбаши Сапармурат Ниязова.

Его творение «Рухнама» было поставлено в один ряд с Кораном, а в чем-то и выше. А сам он почти в один ряд с пророком. Так что кое-что из традиционных элементов политической жизни туркмен, несмотря на изменения современности, бережно сохраняется и по сей день.

туркмен - Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Таджикистан

006

1
Туркмены
Общая численность населения
c. 6 миллионов [a]
Регионы со значительным населением
Туркменистан 4,248,000 [1]
Иран 1,328,585 [2]
200 000 [3]
Узбекистан 152 000 [4]
Пакистан 110 000 [5]
Россия 46 885 [6]
15,171 [7]
Украина 7,709 [8]
Языки
Туркменский язык
Религия
В основном ислам группы
Другие тюркские народы
90 118 Туркмены - одна из основных тюркских этнических групп в Центральной Азии, в основном в Туркменистане, этнические меньшинства в Афганистане и Иране.Они говорят на туркменском языке тюркской языковой семьи.

.

Немного информации о Туркменистане

Какая первая мысль приходит вам в голову, когда вы слышите слово Туркменистан? Это «Ну и дела, я даже не знаю, где это»? Или, если вы знаете место, у вас есть вопросы? «Есть ли в вашей стране приют террористов? Есть ли в вашей стране дороги? Все ли женщины в вашей стране? Разве ваша страна отрубает людям руки за грабеж?»

История Туркменистана свидетельствует о том, что туркмены были кочевым народом, который жили самостоятельно, никогда не пытаясь завоевать какую-либо землю.В VIII веке туркмены были вынуждены принять ислам арабами. Мусульманское влияние продолжалось до конца 18 века. В начале 19 века русские вторглись на туркменские земли, и туркмены были вынуждены присоединиться к Союзу Советских Социалистических Республик. Затем в 1925 году туркмены образовали Республику Туркменистан. Он граничит на юге с Афганистаном и Ираном, на севере с Казахстаном, на северо-востоке с Узбекистаном и на западе с Каспийским морем.

В настоящее время это независимая и нейтральная страна.Его население составляет менее 5 миллионов человек, а площадь земли немного больше, чем в Калифорнии. Это богатая нефтью страна с примерно 100 триллионами кубических метров запасов нефти и 10-е место по производству хлопка в мире.

Во время моего пребывания в Колорадо я заметил, что очень мало людей знают о моей стране. Я довольно часто был свидетелем того, что люди, с которыми я разговариваю, имеют неправильные представления о Туркменистане. Вероятно, около 80% людей, с которыми я разговаривал, имеют какое-то неправильное представление. Самое распространенное заблуждение, что они считают Туркменистан мусульманским государством.Каждый раз, когда я рассказываю им о местонахождении Туркменистана, они начинают думать о мусульманском государстве; государство, которое не позволяет женщинам открыто одеваться, которое отрубает людям руки за грабеж. Есть много вопросов, которые они могли бы задать человеку, представляющему нецивилизованное мусульманское государство. Но Туркменистан полностью отличается от того, что думает большинство людей. Несмотря на то, что туркмены были вынуждены принять ислам в качестве своей основной религии, они не боролись за ислам. Уважаемые старейшины туркменской общины пытались вдохновить людей на защиту своей страны, а не на защиту своей религии.В своих стихах они говорили о Небесах как о чем-то, чего никто не видел и не был внутри, и что они предпочли бы остаться на земле, чем отправиться на Небеса. Другим примером этого может быть туркменский мифический сюжет, почти как «Беовульф» маститого Беде. Но в отличие от писания Беда, в котором он описывает чудовище Гренделя как посланное Богом, в туркменской истории под названием «Гороглы (сын могилы)» нет упоминания о Боге, который отвечает за все, что происходит на земле. В нем есть такие существа, как драконы и монстры с одним глазом.Суть рассказа - не воодушевлять людей верить в Бога, а пробуждать их патриотические чувства.

С другой стороны, было бы неправильно сказать, что Туркменистан не взаимодействует со своими соседями. У нас есть 125 дипломатических представительств за рубежом, в том числе 2 консульства в Афганистане. Мы импортируем газ и электроэнергию в Иран и Афганистан. Все эти отношения основаны исключительно на взаимной экономической выгоде. Некоторую помощь в обучении своих военнослужащих Туркменистан получает из Пакистана.Организация Объединенных Наций разрешает такой тип базовой подготовки для нейтральной страны. Тренинг предназначен только для защиты страны, а не для нападения или шпионажа за какой-либо страной.

Еще одно заблуждение, которое в основном принадлежит людям с более высоким уровнем осведомленности о текущих событиях в этом районе, заключается в том, что Туркменистан не позволяет военным США использовать свое воздушное пространство или территорию для возмездия против Афганистана, даже если Туркменистан будет второе лучшее место для проведения атак США после Пакистана.Правила, установленные ООН о статусе нейтралитета, не позволяют использовать территорию Туркменистана для военных действий. Его можно использовать только для гуманитарной помощи. Туркменистан разрешает прохождение гуманитарной помощи через свою территорию, он позволяет самолетам с гуманитарной помощью приземляться и взлетать из своего аэропорта.

Еще одно заблуждение, которое мне трудно объяснить, заключается в том, что Туркменистан - это не Россия, хотя он был частью Советского Союза в течение 70 лет. Когда я говорю людям, что Туркменистан был частью Советского Союза, они все еще думают о Туркменистане как о России, и поэтому мне обычно задают вопросы, которые они задают коренному русскому.«Есть ли в вашей стране ядерные бомбы? Почему вы, ребята, создавали ядерное оружие против Соединенных Штатов? Были ли ваши родители коммунистами?» Я должен объяснить, что у Туркменистана нет ядерного оружия, потому что Россия вернула все свое ядерное оружие после распада Советского Союза. Отвечая на вопрос, были ли мои родители коммунистами или нет, я просто говорю, что все люди в Советском Союзе были коммунистами, и у граждан этой страны не было другого выбора, кроме как быть таковыми.Людей преследовали за то, что они имели разные представления или убеждения в отношении правительства в советское время. Конечно, Советский Союз создал ядерное оружие против Соединенных Штатов, потому что Соединенные Штаты создали такое же оружие против Советского Союза. Были ли Соединенные Штаты самым большим врагом Советского Союза или все было наоборот? Или это было сразу в обоих направлениях? Во времена холодной войны КГБ Советского Союза и ЦРУ США шпионили друг за другом, и, к сожалению, эта практика все еще продолжается.Но на этот раз практика идет только между Россией и США. Туркменистан как нейтральная страна в этом не участвует. ООН знает всю военную мощь Туркменистана. Было бы наивно полагать, что ни у США, ни у России нет шпионов в Туркменистане, но мне кажется очень маловероятным, что у Туркменистана есть шпионы в Соединенных Штатах. Конечно, это только мое личное мнение, основанное в основном на том факте, что я сам не шпион. (Лишь несколько человек спрашивали меня, правда ли, но иногда мне кажется, что больше людей задумывается об этом.)

Туркменистан - страна с ежегодным ростом валового внутреннего продукта на 9% за последние 10 лет. В экономическом плане Туркменистан по-прежнему сильно зависит от России из-за экспорта газа. Единственные газопроводы, построенные в советское время, проходили через Россию, и теперь Туркменистану приходится полагаться только на эти трубопроводы. Но если война в Афганистане прекратится, через Афганистан будет построен новый трубопровод в Европу. Этот трубопровод был бы самым выгодным для Туркменистана.

.

Насколько турки анатолийцы? возвращаясь к вопросу

В 2005 году я оценил наследие Y-хромосомы тюркоязычных народов у современных анатолийцев в 11%. В том же году я оценил монголоидную примесь у анатолийских турок в 6,2% на основе Y-хромосомы и мтДНК. Это не противоречит предыдущему проценту, так как турки, когда они прибыли в Анатолию, почти наверняка были смешанного европео-монголоидного происхождения. Удивительно, но материнский вклад из Восточной Евразии кажется выше, чем отцовский , на основе однопородных маркеров.Но это не так уж удивительно, если учесть, что турки, прибывшие в Анатолию, в какой-то мере произошли от тюркизированных групп иранских степных кочевников, имеющих европеоидное родословие. У нас уже есть свидетельств древней ДНК групп в Центральной Азии с европеоидным родословием (R1a1) и смешанной европеоидно-монголоидной мтДНК. В 2007 году около турецких исследователей оценили, используя полиморфизм Alu, среднеазиатскую примесь у турок на уровне 13% , что довольно близко к моей собственной оценке, и, учитывая наблюдение, что в современном мире больше монголоидных мтДНК, чем монголоидных Y-хромосом. Анатолийцы, возможно, позаботились о небольшой разнице в 2%.В октябре я оценил примесь монголоидов у турок в 5,5% , что довольно близко к 6,2%, полученным в 2005 году с использованием Y-хромосом и мтДНК. Впоследствии мой анализ K = 10 Dodecad (электронная таблица) дал 6,7% суммы компонентов «Восточной Азии» и «Северо-Восточной Азии». Небольшое увеличение не удивительно, поскольку анализ K = 10 включал большую выборку монголоидного разнообразия. В ISBA4 другая группа из турецких исследователей пришла к 13% оценке кочевого тюркского элемента у современных анатолийских турок.Наконец, мой анализ K = 15 выявил 7,9% «восточных» компонентов в Turks . Учитывая, что «центрально-сибирский» компонент находится на одинаковом расстоянии от европеоидов и монголоидов, это соответствует примерно 7,2% восточно-евразийской примеси . Опять же, немного больший результат можно объяснить выборкой еще большего монголоидного разнообразия из ранее не опробованной Сибири.

Резюме

Анализ Y-хромосомы, мтДНК и аутосомной ДНК, проведенный мной и турецкими исследователями, все указывает на то, что 6-7% турецкого генетического наследия имеют именно восточно-евразийское происхождение, и около 1/7 их генетического наследия прибывает из Средней Азии.

Анализ ADMIXTURE

Я получил электронное письмо от турецкого участника проекта, который задавался вопросом, поддерживает ли анализ K = 15 гораздо более высокое демографическое влияние турок из Центральной Азии в нынешнем турецком населении.

В частности, скрытый подсчет «восточных» компонентов у турок и узбеков привел его к выводу, что это было не менее 20%, а возможно и больше.

Таким образом, я решил провести прямой анализ СМЕШИВАНИЯ турок и узбеков, чтобы увидеть, какова на самом деле оценка среднеазиатской примеси в турках.

На приведенном выше рисунке присутствуют (слева направо): 1 проект Dodecad 50% Turk-50% Laz без примесей Центральной Азии, 3 турка проекта Dodecad, 19 турок из Behar et al. (2010), за которыми следуют узбеки (синие, с некоторыми, казалось бы, смешанными лицами), за ними следуют 15 греков и армян проекта Додекад (красные).

Behar et al. (2010) Турки составляют 15,4% среднеазиатской примеси; если мы добавим к выборке 3 Dodecad Project Turks, это станет 14,4%. Я буду счастлив сообщить трем туркам в проекте их индивидуальные пропорции, если они напишут мне электронное письмо.

В заключение, этот анализ также дает оценку среднеазиатского компонента у турок, аналогичную всем перечисленным в начале.

Заключение

Трудно определить точную генетическую идентичность турок-кочевников во время их прибытия в Анатолию. Прежде всего, современные анатолийские турки - это часть недавних анатолийцев; во-вторых, существует проблема того, сколько ираноязычных было поглощено турками, мигрировавшими на запад из Центральной Азии, и когда; также, каковы были последствия экспансии монголов в Средней Азии после того, как турки уже достигли запада, и каковы были последствия китайской и русской экспансии в центре Евразии.

Все это большая загадка, но в настоящее время 5-7% восточно-евразийской примеси современных анатолийских турок и примерно 1/7 часть их наследия происходит из Центральной Азии, что кажется разумной оценкой.

.

Народные развлечения: во что играли предки туркмен

Над сбором и изучением туркменских народных игр работали многие ученые и историки. Туркменистан состоит из пяти регионов, где проводятся сотни различных игр, названия и правила которых могут отличаться друг от друга. Однако есть важный объединяющий фактор: практически все туркменские народные игры носят коллективный характер, воспитывают в подрастающем поколении любовь к родной земле, уважение к старшим, взаимопомощь и многие другие качества характера.

Сюда входят спортивные, интеллектуальные, развлекательные, музыкальные, познавательные и ролевые игры. Игры развивают остроумие, а навыки, приобретенные с помощью развлечений, могут быть полезны в жизни. Кроме того, игры на военную тематику известны из древних туркменских развлечений.

Туркмены по натуре воинственные, и среди подростков очень популярны игры в стрельбу из лука. У скифов, предков туркмен, были специальные места для юношей, которые занимались стрельбой из лука и метанием копья.Как говорится в эпосе об Огуз-хане, он получил большую известность благодаря широкому спектру знаний и навыков, включая стрельбу из лука.

В том же духе эпос повествует о меткой стрельбе Гороглы, как он попадает из лука в кольцо или стреляет яблоком в голову противника с большого расстояния. Поэтому забытая игра «Алтын габак» («Золотая тыква») пользовалась популярностью у туркменских конников. Они должны были на полной скорости ударить по тыкве, подвешенной на дереве или установленной на шесте.

Фехтование на саблях, трюк и метание копья - все эти игры были нацелены на то, чтобы туркменские юноши и девушки, причем последние владели боевым оружием и верховой ездой не хуже мужчин, овладели навыками, необходимыми воинам, защищающим родную землю.В условиях средневековых войн такие игры развивали у молодежи отвагу и ловкость.

Также были популярны игры с младенцами. Например, игра «чапак-чапак» («хлопки в ладоши») с малышами 6-7 месяцев развивала у детей координацию движений, реакцию и внимание. Взрослый взял ребенка за запястья и осторожно разводил руки в стороны и, соединив руки ребенка небольшим количеством хлопка, сказал: «Чапак-чапак, эллери, агырмасын голлары» («хлопать, хлопать в ладоши и пускать руки не устают »).Некоторые родители до сих пор помнят эту игру и иногда так развлекают своих детей.

Особенно любимым занятием подростков является «Ай Терек - Гун Терек», что дословно переводится как «тополь лунный - тополь солнечный». Количество игроков должно быть не менее 30. Разделившись поровну на две команды, участники крепко держатся за руки. Начальная команда произносит слова в стихотворной форме в хоре, задавая вопрос, кого выбирают соперники. Выбранный игрок бежит к цепочке игроков, рывком пытаясь развести их руки.Если игрок добивается успеха, он берет кого-то в свою команду, а если нет, игрок остается с участниками. Побеждает команда с наибольшим количеством игроков.

Целой книги не хватит, чтобы охватить все разнообразие традиционных народных игр. Игровой репертуар современной молодежи ограничивается экраном смартфона или компьютера. Но есть так много интересных игр, которые мы унаследовали от наших предков, так почему бы иногда не поиграть в них?

Сельби ЧАРИЕВА

.

АЛАБАЙ - ДРУГ ТУРКМЕНОВ

Как гласит одна древняя легенда, дикие животные окружили Адама и начали нападать на него после того, как он был изгнан Богом из рая на грешную землю. Огромная собака возглавляла орду. Первый человек умолял Всевышнего о помощи, и тот посоветовал ему погладить собаку. Адам последовал его совету. Собака развернулась и начала защищать Адама от нападавших.

Так собака стала первым другом и защитником людей на Земле, согласно древним легендам.

На территории Туркменистана древнейшие останки крупных собак были обнаружены в поселении Джейтун (VI век до н.э.). В поселении Алтын-Депе (II век до н.э.) мы можем увидеть более поздние свидетельства существования крупных собак - предков современной породы туркменский алабай, живших в те давние времена на территории современного Туркменистана. Следует отметить, что первое упоминание о тибетском мастифе, якобы являющемся предком туркменского волкодава, встречается в древнекитайской «Книге летописей», датируемой 1121 годом до нашей эры.В нем рассказывается об одной большой собаке, подаренной китайскому императору Ву-Вангу. Это дает основание пересмотреть представление о тибетском мастифе как о предке туркменского алабая, о чем свидетельствует терракотовая фигура, найденная в поселении Алтын-Депе (эпоха бронзы) на территории современного Туркменистана. Он имеет более древнюю историю и на 9 веков старше «Книги летописей». Цифра - яркий пример того, что туркменский алабай сохранил свое происхождение. В нем просматривается фигура современного туркменского алабая с обрезанными ушами и хвостом, едва заметным переходом лба в морду и крепким телом.

В Туркменистане алабайских собак содержали изолированно от других пород собак и сохраняли их первоначальную породу, не смешивая с другими породами. Этому способствовало географическое положение Туркменистана: с одной стороны - горы Копетдаг, с другой - Каспийское море, плюс пустыня Каракумы. Ни одна из существующих пород собак не смогла самостоятельно преодолеть эти естественные препятствия и смешаться с туркменским алабаем. Туркмены, будучи настоящими селекционерами, разводили уникальные породы домашних животных, такие как ахалтекинский скакун, туркменский алабай, охотничья собака по кличке Тазы, и тысячи лет хранили свою исконную породу.

В древности люди пасли стада вокруг своих домов на близлежащих пастбищах. В то время собак использовали в основном для охраны населенных пунктов и, в меньшей степени, для выпаса скота. Однако в начале I века до н.э. ситуация изменилась и началась эпоха скотоводов-кочевников. Они отвозили свои отары на глухие пастбища и там, вдали от поселений, вряд ли можно было выжить без такого друга, помощника, защитника и телохранителя, как собака.В отличие от населенных пунктов, где собак использовали только в качестве охранников, предки современных туркменских собак алабая помогали скотоводам пасти овец и защищали как пастухов, так и их скот от хищников, которые в то время в большом количестве обитали на территории современного Туркменистана. Туркменский алабай - сильная собака, скромная в еде, способная подолгу пасти стадо, защищая от хищников и при этом умудряясь целый день обходиться куском хлеба или коленом из муки.

Скотоводы очень ценили эти качества, ведь такая большая собака, способная драться с волком, может обходиться такой скудной едой. Также туркменский алабай легко переносит резкие погодные изменения. Собаки алабая адаптируются как к очень жаркой погоде, в тени +45 градусов по Цельсию, так и к высокогорной температуре, до - 30 градусов по Цельсию. Еще одна особенность, присущая туркменскому алабаю - умение защищать своего хозяина от змей. Алабай хватает змею и резкими ударами ломает ей позвоночник.Собака делает это по определенной причине. Если он будет держать змею за голову, то другие крупные змеи могут обвиться вокруг его шеи и задушить его. Эти качества делают туркменского алабая верным другом и телохранителем скотовода в его нелегкую жизнь.

VI век до нашей эры стал свидетелем волны завоеваний царей Ахеменидов. Согласно одной из легенд, Кир I, величайший из царей Ахеменидов, кормился собачьим молоком. Это означает, что собаки были в большом почете и считались священными. Затем последовали завоевания Александра Македонского, время самых тяжелых боев и походов.В VI веке Центральная Азия была полностью завоевана турками, основавшими свое государство в 551 году. В то время уже было развито скотоводство, пастуху требовался верный друг, а к собакам относились благосклонно.

Отношение к собакам изменилось в VII веке в связи с завоеванием Средней Азии арабами. Арабы принесли свою культуру и новую веру - ислам. Если огнепоклонники считали собаку священным животным, то ислам считал собак грязными животными, и отношение к настоящим друзьям человека изменилось.Агрессивных собак просто убивали, оставляли только самых преданных человеку и детям собак. Это может быть причиной того, что туркменский алабай принадлежит только к одной территории, он несет службу безопасности только на своей территории и не проявляет агрессии к людям на чужой территории.

История Средней Азии полна великих завоеваний и походов кочевников. В основном это были кочевые племена скотоводов, и сложно представить жизнь скотовода без большой охранной собаки.Каждое племя приводило своих настоящих друзей, собак, со своими стадами. Но жизнь выбирает сильнейших, способных выжить в очень тяжелых условиях. На территории современного Туркменистана сохранилась оригинальная порода собак - туркменский алабай. Внешний вид настоящего друга человека не изменился за 5 тысяч лет, несмотря на все невзгоды, которые ему пришлось преодолеть вместе со своим хозяином.

Свое происхождение туркменский алабай сохранил благодаря таким качествам, как скромность в еде, умение долго обходиться даже с очень скудной пищей и без воды.У алабая толстая и непроницаемая кожа, которую невозможно разорвать зубами противников и повредить различными колючими растениями, которые в изобилии произрастают на территории Туркменистана, особенно в песчаных местах. Алабай умеет драться с хищником и, как правило, побеждает врага. Алабай не нуждается в ежедневном обучении для овладения определенными командами, как в случае с собаками некоторых других пород. В отличие от них туркменский алабай в юном возрасте учится от матери пасти стадо, выполнять караульные обязанности, убивать змей, овладевать боевыми навыками, лаять на приближающегося врага.Никто не учит алабая особым приказам оставаться позади овцы, сбившейся со стада в пустыне или в горах. Защита собственности хозяина, даже ценой его собственной жизни, естественна для собаки. Как рассказал нам один пастух, его верный алабай жил с овцой, которая отбилась от стада на три дня и умерла от жажды рядом с ней. Туркменский алабай - верная собака.

Многие современные породы собак выведены искусственным путем путем скрещивания разных пород, и их история насчитывает менее 200 лет.Они появились в результате современных требований людей. Однако может случиться так, что в должное время они могут больше не понадобиться и исчезнут, как и другие породы, которые не пользовались спросом и не смогли адаптироваться к новым условиям жизни и работы. Время - истинный судья в этом отношении, и туркменский алабай, достойно выдержавший жизненное испытание, длившееся 5 тысяч лет, это доказал.

Многие потенциальные собаководы понятия не имеют о последствиях своих экспериментов, пытаясь вырастить лучшую породу путем скрещивания алабаев с другими породами.Они не осознают, какой вред наносят породе, выжившей благодаря своим уникальным качествам. Истинные поклонники этой породы убеждены, что лучший представитель породы среднеазиатских овчарок (САS) - алабай. Об этом свидетельствуют архивные документы, в которых порода CAS была известна как «туркменская овчарка» до 1938 года (поскольку ее лучшие представители находились в Туркменистане).

Существуют легенды о пастыре, который пытался вывести крупных собак, скрещивая алабая с тигром.

У нас до сих пор есть непрофессионалы, которые утверждают, что в их собаках кровь тигра или леопарда, не понимая абсурдности этих слов.Невозможно скрестить кошку и собаку и ожидать от них потомства. Нам известны случаи беспрепятственного перехода алабаев и тази. Их потомство зовут «Гайын» ​​(не путать с «Гытык», что означает «гладкошерстный»). Такие собаки были меньше породистых алабайских собак и не могли считаться наследниками породы.

При повторном скрещивании \ "Гайын" и Тазы их потомство назвали \ "Заннар \", дальнейшее разведение им было категорически запрещено, а также были примеры скрещивания собак с волком.В этом случае, если отец был собакой, а мать - волком, потомство называлось \ "хуннуш \". В противном случае потомство было названо \ "Уннуш \".

Говорят, что щенок обладает многими качествами материнского молока. Поэтому некоторые пастухи пытались удержать потомство волка и самки алабая, но у них было много недостатков: у волка слабая талия и всегда падает вниз, когда соперники встают на задние лапы. Кожица алабая толстая и непроницаемая, и это качество может быть потеряно при смешивании.

У гибридов слабая нервная система. Волк по своей натуре всегда охотился и крал скот, а волкодав, наоборот, охранял отару и овец. Именно поэтому их потомство со слабой нервной системой непредсказуемо. Они либо слишком агрессивны, либо очень трусливы и бесполезны ни для защиты, ни для выпаса скота. Тем более, что если учесть, что алабай сильнее волка, зачем портить породу? Главная отличительная черта туркменского алабая - привязанность к мужчинам, особенно детям.Напротив, волк агрессивен. Также гибриды непригодны для соревнований между породистыми туркменскими алабайскими собаками, так как они обнажают и стачивают зубы, что недопустимо для алабая.

В годы независимости на фоне общего процесса возрождения духовного и культурного наследия народа был прекращен неограниченный и незаконный вывоз ценных представителей породы «туркменский алабай». Фактически, новые породы собак могут быть выведены путем скрещивания, а породу с древней историей очень сложно найти.Алабай - бесстрашная собака, которая не дрогнет ни перед одним врагом. Чтобы доказать это, энтузиасты повели алабая по прозвищу Экемен (хорошо зарекомендовавшего себя в тестовых боях) в зоопарк и привезли его к вольеру со львом. Экемена было трудно удержать, так яростно он пытался броситься на льва, отрицая утверждения о том, что собака, просунув хвост между ног, вырвется наружу, только услышав ужасный рык царя зверей. Несмотря на рычание льва, ярость Экемена усилилась. В конце концов, лев ушел, лег и поднял вверх все свои четыре лапы (оборонительная позиция), как бы признавая превосходство собаки над семейством кошек, потому что лев - тоже кошка, но большая.

Туркменский алабай еще раз на практике доказал, что не пожалеет жизни, чтобы защитить своего хозяина. Этим шедевром природы нужно по-настоящему гордиться!

Довлет КУРРИКОВ

Председатель туркменского клуба кинологов «Туркмен Ити»

Ашхабад

© TURKMENISTAN.RU, 2020

.

Что вы об этом знаете? Скажите:

В каких странах люди используют английский как родной язык. - Люди используют английский как родной язык в Англии.

В каких странах английский является вторым по важности языком. - Люди используют английский как второй важный язык в Индии, Канаде, Нигерии, Сингапуре.

Где в мире люди заинтересованы в изучении английского языка. - Люди во всем мире интересуются изучением английского языка.

Почему люди думают, что английский стал международным языком.- Люди думают, что английский стал международным языком, потому что в мире очень много англоговорящих.

Какие страны являются англоязычными странами? - Англоязычные страны - это Великобритания, США, Индия, Канада и Австралия.

Насколько сильно изменился английский язык с 16 века? - Английский язык сильно развился с 16 века.

Какие варианты английского языка вы знаете в современном мире? - Есть британский английский и американский английский, австралийский, канадский, индийский.

Какие виды английского языка наиболее важны в 21 веке? Наиболее важными видами английского языка в 21 веке являются британский английский и американский английский.

Если люди, говорящие на британском и американском английском, понимают друг друга. - Да, они могут. Они могут понять друг друга.

Если вы знаете слова, которые означают одно и то же в британском и американском английском. - «Осень» на британском английском, а «осень» - на американском.

.

Смотрите также