Серафима саровского храм в дивеево
Монастырь Серафима Саровского в Дивеево: чудеса на земле
Поделитесь с родными и друзьями:Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.
Специально для наших читателей мы составили рейтинг недорогих отелей в Дивеево вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря
Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
Читаем также как лучше всего доехать до Дивеево
Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.
В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.
В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.
С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.
Канавка в Дивеево
Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.
За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.
На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью
Святые источники
Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.
Игуменский корпус
Слева от колокольни расположен игуменский корпус. Место для игуменского корпуса было указано преподобным Серафимом по указаниям Пресвятой Девы.
По сути это административное здание, совмещенное с библиотекой. В нем также были расположены архиерейские и игуменские покои, кельи должностных лиц женского монастыря. Батюшка называл его «начальнический корпус».
Это довольно большое старинное двухэтажное здание в виде буквы «П». Два его крыла окружают внутренний двор. У построенного корпуса было 7 деревянных крылечек, 190 окон, и 48 печей. Была своя домовая церковь по имя Марии Магдалины. Такие вот масштабы!
Игуменский корпус интересен и в архитектурном отношении. Это замечательный дом в псевдорусском стиле. Особую выразительность фасаду придает необычное крыльцо. Оно вписано в двухэтажный эркер (выступающую часть здания), который завершается кокетливыми «кокошниками».
При советской власти корпус был разорен. В недавнее время проведены большие реставрационные работы.
Сегодня корпус выглядит очень домашним и уютным. Украшен в лучших традициях русских деревянных построек.
Двухэтажное здание голубого цвета чрезвычайно нарядно. По наличникам – белое резное деревянное кружево. Очень выразительны белые переплеты окон. Отреставрированный эркер выглядит просто как в сказке.
Храм также восстановлен и заново освящен. Но посторонних на службы не допускают.
Интересную историю церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины мы позже тоже расскажем.
Культурная жизнь монастыря
Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.
В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.
Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.
Монастырские скиты
Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.
На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.
Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.
Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.
Татьяна Страхова
Следующая статья >Святые мощи – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
При открытии мощей преподобного Серафима Саровского в 1903 году епископ Казанский Димитрий сказал: «Многочисленные дивные знамения благодатной помощи по молитвам ко блаженно почившему старцу показали всем верующим православным, что и в наши дни Господь даровал людям доброго молитвенника и скорого помощника. Святая Церковь всенародно удостоверила и утвердила эту общую веру в святость и ходатайственную силу пред Богом великого подвижника благочестия. И вот ныне мы умилительно ублажаем преподобного отца нашего Серафима и торжественно прославляем святую память праведника, которого с глубоким умилением и благоговением давно уже ублажают и прославляют „вси роди“ земли Российской. Отныне высоко поставлен на свещнице Церкви Православной дивный светильник, согревший сердца своим неземным уже светом, просвещающий умы и верно озаряющий неложный путь, по которому должны идти ищущие духовного возрождения, стремящиесяк нравственному совершенству».
Вот как описывает очевидец происходившее в те дни в Сарове: «Но гуще всего было занято пространство по предположенному пути шествия святых мощей преподобного. Тут с той и другой стороны были расположены разного рода увечные, болящие, недугующие. Предо мною находилась большая группа больных-несчастных; у самих ног лежал какой-то живой комочек, непрестанно издававший жалобный протяжный стон. Около него стояла средних лет женщина (мать лежавшего у ног моих комочка) и с нею девочка лет 10−12. Стемнело. Тем ярче горели свечечки, трепетнее и учащеннее билось сердце. В воздухе не шелохнет. Небо, чистое, прозрачное, шло как бы навстречу народному празднику-торжеству. Оно зажгло мириады своих небесных светильников. Все —
в величайшем молитвенном напряжении. Ждут, надеются. Горячие молитвенные возгласы: „Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас“, „Помоги“, „Исцели“, „Уврачуй“, — неслись со всех сторон заполненного молящимся народом двора.
Но вот из глубины храма, где до прославления покоились мощи Преподобного, донеслись до нас первые церковные песнопения: „О преславное чудо, подвижник благочестия в Сарове является, и молитвенник к Богу теплый Серафим пречудный нам бывает; веселися, обитель Саровская… взыграйте, православных множества… радуйся, светильниче российския земли…“ „Придите, верных соборы, похвальными песнеми днесь пречуднаго отца прославим“… „Не забуди нас, отче Серафиме…“
Все встрепенулось. Сила народной веры достигла крайнего напряжения. Сотни тысяч верующих людей слились в молитве. Просили Небо, молили Бога, просили преподобного: „Помоги!“ Стонала в молитвенном восторге святорусская душа. Казалось, земля затрепетала от этого стона. Неужели же безмолвным останется небо? Неужели Тот, Кто некогда взывал: „Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я успокою вас“, — не протянет Своей мощной десницы? Батюшка Серафим — радость-надежда наша — умолчит, не откликнется на горе людское, на слезы страждущих? Нет, этого не может быть! Все верили, все ждали; ждали чуда. И оно пришло. Пришло скорее, чем думали. С первыми звуками церковных песнопений, ублажавших преподобного, понеслись со всех сторон вести об исцелении одного, другого, третьего и т. д. Плакала, рыдала, но вместе
и ликовала народная душа. Она услышана. Трудно, невозможно описать словом то настроение, которое охватило в данный момент многотысячную толпу народную.
Между тем храмовое пение усиливалось и становилось все яснее, отчетливее. Ясно, преподобный батюшка Серафим встал и незримо шествовал к месту своего прославления. Его святые мощи, переложенные в драгоценную раку и высоко вознесенные, все ближе и ближе подходили к главному монастырскому храму. Но вот они поравнялись с группой несчастных у ног моих. Все: глаза, руки, сердца — устремлены к святой гробнице; у всех одно желание: Батюшка, преподобный, отче Серафиме, помоги!
В этот момент маленький клубочек, лежавший у самых ног моих, сильно вздрогнул; застонав, вытянулся и, встав на ноги, тихо проговорил: „Мама,
я здорова“. Я и все окружавшие меня, потрясенные происшедшим, на минуту замерли, остолбенели. Великое чудо милости Божией совершилось на наших глазах. Придя в себя, мы могли только произнести слова псалмопевца: „Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев“».
Расписание – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
9 Января 2021
Суббота по Рождестве Христовом. Ап. первомч. и архидиакона Стефана. Прп. Феодора Начертанного, исп.
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
17.00 Всенощное бдение
Казанский собор, прид. архд. Стефана
7:00 Параклис с водосвятным молебном
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
10 Января 2021
Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Глас 6-й. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
17.00 Полиелей
11 Января 2021
Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Лаврентия Черниговского
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Полиелей
12 Января 2021
Мц. Анисии. Свт. Макария, митр. Московского
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня и утреня со славословием
13 Января 2021
Отдание праздника Рождества Христова
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение. Новогодний молебен. Крестный ход по св. Канавке
14 Января 2021
Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
16.00 Малая вечерня с акафистом
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
17.00 Всенощное бдение
15 Января 2021
Предпразднство Богоявления. Преставление, второе обретение мощей прп. Серафима Саровского, чудотворца
Троицкий собор, придел прп. Серафима
23.45 Общая исповедь
00.00 Параклис с водосвятным молебном
1.00 Литургия
Успенский храм, правый придел
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
8.45 Общая исповедь
9.00 Литургия
13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Вечерня. Малое повечерие. Утреня
Преображенский собор
8.45 Общая исповедь
9.00 Литургия
16 Января 2021
Суббота пред Богоявлением. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я
Троицкий собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
17.00 Всенощное бдение
Преображенский собор
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
17 Января 2021
Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 7-й. Собор 70-ти апостолов. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Параклис
9.00 Литургия
17.00 Вечерня. Малое повечерие. Утреня
Троицкий собор – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной».
Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной
и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.
По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток.
С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.
2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых.
22 июля 1903 года этот придел был освящен.
Святыни – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Икона преподобного Серафима Саровского
Из темного овала, словно из мглы времен, батюшка смотрит на нас, и земная его жизнь встает перед нашим мысленным взором как путь к стяжанию Духа Святого Божия и делает личность преподобного Серафима особенно близкой и дорогой верующему сердцу.
Как провести день – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Индивидуальные или групповые экскурсии проводятся с 9.00 до 17.00.Обзорная экскурсия по монастырю проходит по всей территории монастыря – от Казанского собора до святой Канавки. Во время ознакомительной прогулки сотрудница монастыря, имеющая соответствующую подготовку, рассказывает об истории, святых и святынях Дивеевской обители, о ее архитектуре.
Экскурсия «Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель» предполагает посещение выставки «Дивное Дивеево», где экскурсовод рассказывает о святом Серафиме Саровском и о Дивеевском монастыре, который является творением благодати, действовавшей в святом угоднике Божием.
Экскурсия «Блаженные Дивеевской земли» проходит в доме-музее блаженной Параскевы Ивановны и завершается у могил блаженных дивеевских стариц у алтаря Троицкого собора.
Фотоэкскурсии «История Дивеевского монастыря» и «Саров: прошлое и настоящее» с применением мультимедийных средств проводится в зале паломнического центра. Рассказ экскурсовода сопровождается видеорядом, который содержит виды Дивеева и Сарова XVII–XXI веков, фотокопии икон и портретов, изображения памятных событий из истории этих славных обителей.
Экскурсии в дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской и в музей истории обители XX века. В музеях собраны уникальные экспонаты – личные вещи дивеевских святых, старинные иконы, архивные документы. В них реконструированы келии преподобного Серафима Саровского и блаженной Параскевы Ивановны, комнаты священномученика Серафима (Чичагова), игумении Александры (Траковской) и дивеевских сестер в изгнании.
Экскурсии можно заказать в паломническом центре монастыря, по телефону +7 (83134) 4-34-45, по e-mail: [email protected]
Преподобный Серафим Саровский - Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник русской церкви, родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного отца Исидор и Агафия Мошнины были жителями Курска. . Исидор Иванович был строительным подрядчиком, и в конце своей жизни он начал строительство собора, но умер до того, как оно было завершено. Их младший сын Прохор остался на попечении матери, которая воспитывала сына в твердой вере.После смерти мужа Агафия Фотиевна продолжила строительство собора. Однажды она привела с собой Прохора. Он поскользнулся и упал с колокольни на землю. Господь спас жизнь будущему светилу Церкви: его мать в ужасе спустилась и нашла сына здоровым и здоровым.
Молодой Прохор, обладавший прекрасной памятью, рано научился читать. С юных лет ему нравилось посещать церковные службы и читать вслух Священное Писание и жития святых своим сверстникам.Но больше всего ему нравилось молиться или читать Священное Евангелие в одиночестве. Однажды Прохор тяжело заболел, и его жизнь оказалась в опасности. Мальчик увидел во сне видение Богородицы, обещавшей навестить и исцелить его. Вскоре крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы прошел по двору их усадьбы. Мать вынесла его на улицу и разрешила приложиться к святой иконе. Вскоре он пошел на поправку.
Еще в юности Прохор решил всецело посвятить себя Богу и уехать в монастырь.Его праведная мать не противилась ему и благословила его стать монахом медным крестом, который преподобный отец всю жизнь носил на шее.
Вместе с паломниками из Курска Прохор пешком отправился поклониться святым Богом Печерским в Киеве. Находясь в Киево-Печерском монастыре, Прохор посетил схимного монаха Досифея, который дал ему благословение пойти в Саровский монастырь и там искать спасения. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор попрощался с матерью и семьей.20 ноября 1778 г. он прибыл в Саров, где игуменом был мудрый старец Пахомий. Он тепло поприветствовал юношу и назначил старшего Иосифа своим духовным отцом. Под его руководством Прохор совершал всевозможные монашеские послушания: служил келейником старца, пек хлеб и просфору, работал плотником и ризником. Он выполнял все обязанности с рвением и усердием, как если бы служил Самому Господу. Против скуки он вооружился каторжными работами. Скука была, как он позже объяснил, «самым опасным искушением для монахов-новичков, и ее можно было вылечить только молитвой, воздержанием от праздных разговоров, умеренным рукоделием, чтением Слова Божьего и терпением, поскольку оно процветает на малодушии. невнимательность и треп.”
Прохор провел восемь лет послушником в Саровском монастыре и был пострижен в монахи с именем Серафим, его новое имя как нельзя лучше отражает его пламенную любовь к Богу и его стремление служить Ему с рвением. Через год Серафим был пострижен в сан иеродиакона. Стремясь духом, он служил ежедневно, а после непрестанно молился. Господь счел его достойным видеть благодатные видения во время богослужений, и не раз видел, как святые Ангелы сослужили вместе с братьями.Отец Серафим удостоился особого божественного видения во время Божественной литургии в Великий и Великий Четверг под председательством игумена Пахомия и старца Иосифа. Преподобный, сказав тропарь, произнес: «Господи, спаси благочестивых…», и, находясь у царских дверей, он поднял свою украсть к народу и воскликнул: «… и во веки веков». Внезапно он обнаружил, что погружается в луч света. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных церковных дверей в окружении Небесных Бестелесных Сил.Подойдя к амвону, Господь благословил всех, кто там стоял, а затем подошел, преображенный, к Его святой иконе справа от царских врат. С духовным возвышением, наблюдая за чудесным видением, преподобный Серафим не мог ни говорить, ни отойти от своего места. Его увели, взяли под руки, к алтарю, где он оставался стоять в течение следующих трех часов, изменив лицо, озаренное великим деянием Божьей благодати. После видения отец усилил свой пыл: он проводил дни в монастыре, а по ночам молился в уединенной келье в лесу.
В 1793 году отец Серафим был пострижен в сан иеромонаха и продолжал свои послушания в церкви. Незадолго до смерти аббат Пахомий благословил начать новую жизнь пустынного жителя и затворника. Получив благословение от нового настоятеля, отца Исайи, преподобный заперся в далекой келье в нескольких километрах от монастыря, глубоко в густом лесу. Он проводил дни в уединенной молитве, возвращаясь в монастырь только по субботам перед всенощной.Затем он возвращался в свою келью после принятия Святых Таин во время Литургии.
Преподобный Серафим вел строгий подвижнический образ жизни. Правление его молитвенной келии совершалось по обряду древних монастырских общин пустыни. Он никогда не расставался со Святым Евангелием и за неделю прочитал весь Новый Завет, а также сочинения отцов церкви и Служебные книги. Он выучил наизусть очень много литургических гимнов и спел их, работая в лесу.Он разбил вокруг своей камеры сад и ульи. Отец Серафим придерживался особо строгого поста, ел один раз в день и воздерживался от любой пищи по средам и пятницам. В течение трех лет его единственным источником пищи был айс, дикая трава, которая росла рядом с его камерой. В первую неделю Великого поста он воздерживался от еды до субботы, когда он приобщился к Святым Таинствам. Порой святой старец настолько погружался в молитву сердечную, что долго оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг себя.Изредка бывали у него схимонах Марк Безмолвный и иеродиакон Александр. Обнаружив, что он настолько погружен в молитву, они благоговейно оставляли его нетронутым из уважения к его созерцательному состоянию.
Враг человечества, видя такие великие подвижнические подвиги преподобного Серафима, пожелал молча изгнать святого человека из его уединенной жизни и развязал против него войну. Святой старец защищался от нее молитвой и силой Животворящего Креста.Чтобы победить нашего врага, отец Серафим усилил свои подвижнические подвиги, взяв на себя труд стилитизма. Каждую ночь он взбирался на огромную скалу и, подняв руки, молился: «Господи, помилуй меня, грешника». Днем он молился в своей келье на камне, найденном в лесу, делая перерывы только для короткого отдыха и скудной еды. Так преподобный старец провел в горячей молитве тысячу дней и ночей.
Посрамленный, дьявол задумал уничтожить святого и отправил разбойников, которые подошли к отцу Серафиму, когда он работал в своем саду, и потребовали денег.Отец в этот момент держал в руке топор; он был в хорошей физической форме и легко мог защищаться. Вместо этого святой положил топор и сказал: «Делай то, для чего пришел сюда». Бандиты безжалостно избили его, сломав череп и несколько ребер. Затем они связали его, намереваясь позже бросить в реку. Но сначала они обыскали его камеру, все разгромили. Не найдя ничего, кроме его иконы и нескольких картошек, они устыдились своего подлости и бежали. Преподобный Серафим пришел в сознание, заполз в свою келью и пролежал там всю ночь, мучительно страдая.Утром он с большим трудом добрался до монастыря. Братья ужаснулись, увидев его так тяжело раненым. Вызвали врачей, и они были поражены, что он остался жив после такого жестокого нападения. Конечно, исцеление отца произошло не от врачей, а после того, как он получил в легком сне видение Царицы Небесной и апостолов Петра и Иоанна.
После происшествия отец Серафим провел в монастыре около пяти месяцев, а затем снова ушел в свою келью пустыни.Он оставался сгорбленным до конца своей жизни и ходил, опираясь на палку или топор. Более того, он простил нападавших и попросил не наказывать их. После смерти игумена отца Исайи отец Серафим дал обет молчания и полностью отошел от мирских мыслей, чтобы с чистым сердцем предстать перед Богом в непрестанной молитве. Если он встречал кого-нибудь в лесу, он падал ниц перед прохожим и вставал снова только после того, как последний ушел. Так прожил старец около трех лет, не приходя в монастырь даже по воскресеньям.Плодом его клятв молчания был мир в его душе и радость в Святом Духе. Великий подвижник потом говорил: «… радость моя, молю, обрети дух мира, и тогда тысячи душ вокруг тебя спасутся».
Новый игумен отец Нифон и старшая братия обители предложили отцу Серафиму либо прийти в монастырь по воскресеньям на богослужение и причастие, либо вернуться в монастырь. После пятнадцати лет жизни в пустыне он вернулся в монастырь весной 1810 года.В дополнение к своим обетам молчания, он закрылся, ни шагу не ступая за пределы своей камеры, ни видя, что кто-то полностью занят молитвой и размышлениями. Находясь там, преподобный Серафим достиг вершин чистоты своего сердца и был божественно наделен особыми дарами ясновидения и чудотворения. После этого Господь поставил Своего избранника служить людям как святой старейшина, высший уровень монашеских подвигов.
25 ноября 1825 года Богородица в сопровождении двух почитаемых в этот день святых иерархов явилась старцу в видении и велела ему прекратить затворничество и увидеть всех, кто нуждается в наставлении, утешении, руководстве и исцелении.Получив благословение настоятеля монастыря на изменение распорядка своей жизни, преподобный Серафим распахнул двери своей келлии для всех.
Старец заглядывал в сердца людей и как врач души человеческий исцелял их душевные и телесные недуги молитвой к Богу и Его благодатными словами. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с нежностью слушали его ласковые слова, обращенные к народу: «Радость моя, сокровище мое!» Побывал старец в своей далекой пустыни и у источника Богословский, где для него построили келью.Каждый раз, когда он выходил из камеры, он брал свой рюкзак, наполненный камнями. На вопрос, для чего он это делает, старец кротко отвечал: «Я обременяю того, кто меня мучает».
В последний период своей земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом деле - женской общине в Дивееве. Еще будучи иеродиаконом, он сопровождал покойного отца Пахомия в гости к дивеевской настоятелю Александре. Тогда отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда держать на своей попечении дивеевских «сирот».Он стал настоящим отцом для сестер, которые обращались к нему со всеми своими духовными и материальными трудностями. В служении по уходу за Дивеевским монастырем ему помогали духовные родственники и друзья по вере: Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный отцом Серафимом от тяжелой болезни и принявший его благословение, приняв на себя дело добровольной нищеты; Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевской, добровольно приняла смерть вместо брата из послушания старшему; и Николай Александрович Мотовилов, который был исцелен преподобным отцом и стал известен как «раб Серафима и Богородицы.”
В последние годы его жизни исцеленный преподобным Серафимом увидел его стоящим на воздухе во время молитвы. Святитель строго запретил ему рассказывать об этом кому-либо до самой смерти. Все знали и чтили отца Серафима как великого подвижника и чудотворца.
За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения преподобный Серафим был благословлен двенадцатым посещением Царицы Небесной, которую сопровождал святой Иоанн Креститель, апостол св.Иоанн Богослов и двенадцать девственниц - мучеников и преподобных дев. Пресвятая Дева долго беседовала со старецей и потом сказала: «Скоро, дорогая, ты будешь с нами».
В последний год земной жизни преподобный Серафим заметно ослабел и часто говорил о приближающейся кончине. Его часто видели возле гроба, который ставили в передней его камеры. Свое захоронение преподобный сам отметил у алтаря Успенского собора.1 января 1833 года отец в последний раз пришел на литургию в госпитальном храме свв. Зосима и Сабватий причастились Святых Таин и на прощание благословили братьев, говоря: «Спасайте души ваши, не унывайте, бодрствуйте. Сегодня нам готовят наши короны ».
2 января отец Павел, келейник достопочтенного отца, около 6 часов утра вышел из своей келлии и по пути в церковь почувствовал запах гари. Запах исходил из келлии отца Серафима. Когда монахи открыли дверь, они увидели отца, стоящего перед иконой Богородицы в преклоненной молитве, уже почившего.Пока он молился, ангелы взяли его чистую душу и взлетели к Престолу Всемогущего Бога, чьим верным слугой святой Серафим был всю свою жизнь.
После его праведной кончины признание святости отца Серафима росло и распространилось еще больше. Новости о новых чудесах, приходящие со всех сторон, сделали это возможным. Кое-где он явился во сне и исцелял больных. В других местах вода из его источника, даже если она проливалась только на осколки камня, на который он молился, творила чудеса.В других случаях песок из могилы или кусочки сухого хлеба, розданные в Дивеево в память о хлебных гренках отца Серафима, приносили облегчение.
Канонизация святого старца состоялась в день его рождения: 19 июля 1903 года.
.Серафим храма