Пролив гибралтар отделяет испанию от


краткое описание. Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива? — OneKu

Содержание статьи:

Гибралтарским проливом, или попросту Гибралтаром, называется пролив, отделяющий Европу, а точнее — южную оконечность Пиренейского полуострова, от африканского побережья.

Где находится Гибралтарский пролив на карте? Его точные координаты, параметры и другая информация об этом географическом объекте будут представлены в статье. Будут приведены данные о том, какова минимальная ширина Гибралтарского пролива и максимальная, глубина и т.д.

История названия

Вам будет интересно:Что такое хвост? Множество значений слова

Мыс Гибралтар (а впоследствии и Гибралтарский пролив) получил свое название от испанизированного арабского названия «гора Тарика» (Джабал аль-Тарик). Именно на мысе, впоследствии названном его именем, высадился со своими войсками арабский полководец Тарик ибн-Зияд, и отсюда власть мусульман распространилась на Пиренейский полуостров.

Образование

Гора Джебель Муса, высота которой составляет 851 метр, так же как и расположенная на территории Пиренеев Гибралтарская скала высотой 426 метров, представляют собой обрывистые массивы. В древности они именовались Геркулесовыми столпами. Согласно античным мифам, именно Геракл (Геркулес) пробил Гибралтарский пролив, проложив себе путь сквозь мешавшие ему Атласские горы, остатки которых на берегах были названы в его честь. Как утверждал Платон, таинственная Атлантида располагалась именно за Геркулесовыми столпами.

У ученых же существует несколько гипотез образования Гибралтарского пролива. Согласно самой распространенной, он вместе со Средиземным морем представляет собой не что иное, как остатки древнего океана Тетис, постепенное уменьшение и исчезновение которого было вызвано движением литосферных плит на север. Согласно второй версии, воды Атлантического океана пробили себе путь к некогда изолированному Средиземному морю.

Ученые также считают, что на протяжении миллионов лет пролив то появлялся, то исчезал. Об этом будет подробнее сказано ниже.

Описание, параметры

Географические координаты пролива - 35°58′18″ с. ш. 5°29′09″ з. д. Его крайние точки: со стороны Африканского континента — г. Джебель-Муса и мыс Спартель, со стороны Европы — мыс Карнеро и мыс Трафальгар.

Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива? Она составляет 14 километров. Максимальная его ширина — 44, а длина - 65 километров.

Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива, мы выяснили, а минимальная глубина? Наименьшая — 53 метра, а наибольшая — 1184 метра.

Течения в проливе на разной его глубине направлены в противоположные стороны. Из Атлантики в Средиземное море воды несет поверхностное течение, в противоположном направлении — глубинное. Воды отличаются соленостью и температурой. Параметры атлантических вод следующие: соленость — более 36%, средняя температура — 17 градусов выше нуля. Средиземноморских — 38 % и 13, 5 градусов соответственно.

Гибралтарский пролив судоходен и имеет статус международного, то есть транзитные суда должны проходить через него свободно, без ограничений и на равных условиях. А государства, граничащие с ним, не должны препятствовать этому процессу. Стратегическое значение пролива велико, здесь расположены порты Танжер (Марокко), Аль Хесирас, Ла Линеа, Сеута (Испания).

Через пролив курсируют паромы (несколько маршрутов).

Страны, население

На севере, на Пиренейском полуострове, находится Испания. Она отделена Гибралтарским проливом от африканского Марокко. Кроме того, на мысе Гибралтар (скала и перешеек, который соединяет ее с полуостровом) на сегодняшний день располагается заморская территория Великобритании, площадь которой составляет 6.5 км2. Эта принадлежность оспаривается Испанией, но пока безуспешно.

Граждане Гибралтара являются одновременно гражданами ЕС и Великобритании. Территория представлена в ЕС через членство Великобритании, а ее граждане могут участвовать в выборах в Европарламент.

Здесь находится военно-морская база НАТО.

Интересные факты

  • На протяжении своей истории пролив вследствие тектонических сдвигов как минимум одиннадцать раз закрывался и открывался, что не могло не привести к ощутимым изменениям в связанных с ним объектах. Так, согласно исследованиям ученых, шесть миллионов лет назад в результате его очередного закрытия значительно возрос уровень солености воды Средиземного моря. В результате образовался слой так называемых запоритов — отложений, возникающих вследствие испарения воды. Их толщина составила около двух километров. По прошествии примерно 5,3 миллионов лет пролив вновь открылся. Ученые предсказывают очередное его закрытие в результате движения литосферных плит через несколько миллионов лет.
  • У британцев есть интересная примета: их владычество на мысе не закончится, пока на скале Гибралтар обитают обезьяны редкой породы магот. Это единственные дикие приматы на территории Европы. За их популяцией следит специальный чиновник, название должности которого звучит как «офицер, отвечающий за обезьян». Учреждена она была в начале ХХ столетия.

В заключение

В статье был кратко описан Гибралтарский пролив — его параметры, расположение, особенности. Какова минимальная ширина Гибралтарского пролива, максимальная ширина и глубина, теперь известно.

Источник

Гибралтарский пролив - Strait of Gibraltar

Пролив, соединяющий Атлантический океан со Средиземным морем.

Гибралтарский пролив
Вид из космоса на Гибралтарский пролив.
Слева находится Пиренейский полуостров, а справа - Северная Африка .

Гибралтарский пролив

Расположение Гибралтарского пролива между Африкой (в центре справа) и Европой (вверху справа), соединяющего Атлантический океан в центре со Средиземным морем справа

Место расположения Атлантический океан  - Средиземное море
Координаты 35 ° 58'N 5 ° 29'W  /  35,967 ° N ° 5,483 Вт / 35,967; -5,483 Координаты: 35 ° 58'N 5 ° 29'W  /  35,967 ° N ° 5,483 Вт / 35,967; -5,483
Тип Пролив
Родное имя مضيق جبل طارق   ( арабский )
Estrecho de Gibraltar   ( испанский )
 Страны бассейна
Мин. ширина 13 км (8,1 миль)
Максимум. глубина 900 метров (2,953 футов)

Гибралтарский пролив ( арабский : مضيق جبل طارق , латинизируется :  Maḍīq Джебель Тарик , испанский : Estrecho - де - Гибралтар , архаики : Столпы Геркулеса ), также известный как Гибралтарский пролив , узкий пролив , который соединяет Атлантический океан к Средиземное море и отделяет Пиренейский полуостров в Европе от Марокко в Африке .

Два континента разделены океаном в 13 км (8,1 мили ; 7,0 морских миль ) в самом узком месте пролива между мысом Марроки в Испании и мысом Сирес в Марокко. Глубина пролива колеблется от 300 до 900 метров (от 980 до 2950 футов ; от 160 до 490 саженей ), что, возможно, взаимодействовало с более низким средним уровнем моря последнего крупного оледенения 20000 лет назад, когда уровень моря, как полагают, был ниже на 110–120 м (360–390 футов; 60–66 морских саженей). Паромы курсируют между двумя континентами каждый день всего за 35 минут. Часть северного побережья пролива находится на территории испанского природного парка Эль-Эстречо .

Имена и этимология

Название происходит от Гибралтарской скалы , которая, в свою очередь, происходит от арабского « Джабал-Шарик» (что означает «гора Тарика»), названного в честь Тарика ибн Зияда . Он также известен как Гибралтарский пролив, в Gut Гибралтар (хотя это в основном архаичными), в Strog (Гибралтарский пролив) в военно - морского использования, и Баб аль-Магриб (арабский: باب المغرب ), «Ворота Марокко »или« Ворота Запада ».

В средние века мусульмане называли его Аз-Зукак ( الزقاق ), «проход», римляне называли его Fretum Gaditanum (Кадисский пролив), а в древнем мире он был известен как « Геркулесовы столбы » ( древнегреческий : αἱ Ἡράκλειοι στῆλαι , романизированный :  hai Hērákleioi stêlai ).

Место расположения

Европа (слева) и Африка (справа)

На северной стороне пролива находятся Испания и Гибралтар (заморская территория Великобритании на Пиренейском полуострове ), а на южной стороне - Марокко и Сеута (испанский автономный город в северной Африке). Его границы были известны в древности как Геркулесовы столбы .

Благодаря своему расположению пролив обычно используется для нелегальной иммиграции из Африки в Европу.

Степень

Международная гидрографическая организация определяет пределы Гибралтарского пролива следующим образом :

На Западе. Линия, соединяющая мыс Трафальгар и мыс Спартель .
На востоке. Линия, соединяющая мыс Европа и П. Альмина .

Геология

Морское дно пролива состоит из синорогенного глинистого флиша Бетик -Риф, покрытого плиоценовыми и / или четвертичными известковыми отложениями, источником которых являются процветающие сообщества холодноводных кораллов. Открытые поверхности коренных пород, крупные осадки и местные песчаные дюны свидетельствуют о сильных донных течениях в настоящее время.

Около 5,9 миллионов лет назад, связь между Средиземным морем и Атлантическим океаном вдоль Betic и Rifan коридора была прогрессивно ограничена до его полного закрытия, эффективно вызывая соленость Средиземного моря периодически поднимается в гипсовой диапазоне и отложения солей, в каком известен как мессинский кризис солености . В такой водно-химической среде концентрации растворенных минералов , температура и течения в стоячей воде объединились и происходили регулярно, чтобы осаждать многие минеральные соли слоями на морском дне. Возникшее в результате накопление различных огромных залежей соли и полезных ископаемых в бассейне Средиземного моря напрямую связано с этой эпохой. Считается, что этот процесс занял короткое время по геологическим меркам - от 500 000 до 600 000 лет.

Подсчитано, что если бы пролив был закрыт даже при сегодняшнем более высоком уровне моря, большая часть воды в бассейне Средиземного моря испарилась бы всего за тысячу лет, как это, как полагают, произошло тогда, и такое событие отложило бы месторождения полезных ископаемых, такие как солевые отложения теперь обнаруживаются под морским дном по всему Средиземному морю.

После длительного периода ограниченного прерывистого водообмена или отсутствия обмена между Атлантическим океаном и Средиземноморским бассейном, примерно 5,33 миллиона лет назад, соединение Атлантики и Средиземного моря было полностью восстановлено через Гибралтарский пролив в результате наводнения в Занклине и с тех пор остается открытым. Эрозия, вызванная поступающими водами, кажется, является основной причиной нынешней глубины пролива (900 м (3000 футов; 490 саженей) в узких местах, 280 м (920 футов; 150 саженей) на пороге Камаринал ). Ожидается, что пролив снова закроется по мере продвижения Африканской плиты на север относительно Евразийской плиты , но в геологических, а не в человеческих временных масштабах.

Биоразнообразие

Пролив был идентифицирован как Important Bird Area по BirdLife International из - за сотни тысяч морских птиц , которые используют его каждый год мигрирует между Средиземным морем и Атлантикой, в то числе значительного числа Scopoli - х и Балеарских буревестников, Audouin - х и клуши спинок чайки, бритвы и атлантические тупики .

Житель косатка стручок некоторых 36 человек жизни вокруг пролива, один из немногих, которые остались в Западной европейских водах. В ближайшие десятилетия стручок может оказаться на грани исчезновения из-за долгосрочных последствий загрязнения ПХД .

История

Историческая карта Гибралтарского пролива Пири Рейса

Свидетельства о том, что неандертальцы впервые заселили этот район людьми, датируются 125 000 лет назад. Считается, что Гибралтарская скала, возможно, была одним из последних форпостов неандертальцев в мире, свидетельства их присутствия здесь датируются 24000 лет назад. Археологические свидетельства обитания Homo sapiens в этом районе датируются ок.  40 000 лет.

Относительно небольшое расстояние между двумя берегами служило быстрой точкой пересечения для различных групп и цивилизаций на протяжении всей истории, включая карфагенян, выступающих против Рима, римлян, путешествующих между провинциями Испании и Мавритании, вандалов, совершающих набеги на юг из Германии через Западный Рим и на север. Африка в V веке, мавры и берберы в VIII – XI веках, Испания и Португалия в XVI веке.

Начиная с 1492 года, пролив начал играть определенную культурную роль, выступая в качестве барьера против перекрестных завоеваний и потока культуры и языка, который, естественно, последовал бы за таким завоеванием. В том году последнее мусульманское правительство к северу от пролива было свергнуто испанскими войсками. С того времени пролив стал способствовать развитию двух очень разных и разнообразных культур по обе стороны от него после того, как на протяжении более 300 лет с 8-го века до начала 13-го века разделяли почти одну и ту же культуру.

На северной стороне христианско-европейская культура оставалась доминирующей после изгнания последнего мусульманского королевства в 1492 году, наряду с романским испанским языком , в то время как на южной стороне мусульманско-арабский / средиземноморский язык был доминирующим с момента распространения ислама в Северная Африка в 700-х годах вместе с арабским языком. За последние 500 лет религиозная и культурная нетерпимость, больше, чем небольшой туристический барьер, который представляет собой пролив, стала действовать как мощный усилитель культурного разделения, существующего между этими двумя группами.

Небольшой британский анклав города Гибралтар представляет собой третью культурную группу, обитающую в проливе. Этот анклав был впервые основан в 1704 году и с тех пор использовался Британией в качестве гаранта контроля над морскими путями в Средиземное море и из него.

После испанского переворота в июле 1936 года республиканский флот Испании попытался заблокировать Гибралтарский пролив, чтобы помешать транспортировке войск Африканской армии из испанского Марокко в полуостровную Испанию. 5 августа 1936 года так называемый Convoy de la victoria смог переправить через пролив не менее 2500 человек, преодолев республиканскую блокаду.

Связь

3-й рендеринг, смотрящий на восток в сторону Средиземного моря.

Пролив - важный морской путь от Средиземного моря до Атлантики . Есть паромы, которые курсируют между Испанией и Марокко через пролив, а также между Испанией и Сеутой и Гибралтаром в Танжер .

Тоннель через пролив

В декабре 2003 года Испания и Марокко договорились изучить возможность строительства подводного железнодорожного туннеля, который соединит их железнодорожные системы через пролив. Ширина рельса будет 1435 мм (4 фута 8,5 дюйма), чтобы соответствовать предлагаемой конструкции и преобразованию значительных частей существующей системы широкой колеи на стандартную колею . Хотя проект все еще находится на стадии планирования, официальные лица Испании и Марокко встретились для его обсуждения совсем недавно, в 2012 году, и согласно предложениям он может быть завершен к 2025 году.

Особые модели потоков и волн

Гибралтарский пролив связывает Атлантический океан прямо со Средиземным морем. Эта прямая связь создает определенные уникальные модели потоков и волн. Эти уникальные закономерности создаются благодаря взаимодействию различных региональных и глобальных сил испарения, температуры воды, приливных сил и сил ветра.

Приток и отток

Гибралтарский пролив и Средиземное море в правом верхнем углу. Внутренние волны (отмечены стрелками) вызваны водой, протекающей через пролив (внизу слева, вверху справа).

Через пролив вода обычно течет более или менее непрерывно как в восточном, так и в западном направлении. Меньшее количество более глубоких соленых и, следовательно, более плотных вод постоянно продвигается на запад к средиземноморскому оттоку , в то время как большее количество поверхностных вод с более низкой соленостью и плотностью постоянно продвигается на восток к средиземноморскому притоку . Эти общие тенденции потока могут иногда прерываться на короткие периоды временными приливными потоками, в зависимости от различных положений Луны и Солнца. Тем не менее, в целом и с течением времени баланс водного потока направлен на восток из-за того, что скорость испарения в бассейне Средиземного моря выше, чем совокупный приток всех впадающих в него рек. В дальнем западном конце пролива находится Камаринальский порог , самая мелкая точка пролива, которая ограничивает смешивание холодной, менее соленой атлантической воды и теплых средиземноморских вод.

Воды Средиземного моря настолько соленее, чем воды Атлантики, что они опускаются ниже постоянно поступающей воды и образуют очень соленый ( термохалинный , теплый и соленый) слой придонной воды. Этот слой придонной воды постоянно продвигается в Атлантику по мере выхода Средиземного моря. На атлантической стороне пролива граница плотности отделяет средиземноморские оттока воды от остальных на глубине около 100 м (330 футов; 55 саженей). Эти воды текут вниз и вниз по континентальному склону, теряя соленость, пока они не начнут смешиваться и уравновешиваться более быстро, намного дальше, на глубине около 1000 м (3300 футов; 550 саженей). Слой выходящей из Средиземного моря воды можно проследить за тысячи километров к западу от пролива, прежде чем он полностью потерял свою идентичность.

Упрощенная и стилизованная диаграмма течений на пороге Камаринал.

Во время Второй мировой войны немецкие подводные лодки использовали течения, чтобы незаметно пройти в Средиземное море, сохраняя тишину с выключенными двигателями. С сентября 1941 г. по май 1944 г. Германии удалось отправить в Средиземное море 62 подводные лодки. Все эти лодки должны были пройти через контролируемый британцами Гибралтарский пролив, где девять подводных лодок были потоплены, пытаясь пройти, а еще 10 пришлось прервать ход из-за повреждений. Ни одна подводная лодка никогда не возвращалась в Атлантический океан, и все они были либо потоплены в бою, либо затоплены их собственными командами.

Внутренние волны

Внутренние волны (волны в пограничном слое плотности) часто создаются проливом. Подобно слиянию транспорта на шоссе, поток воды сужается в обоих направлениях, потому что он должен проходить над порогом Камаринал. Когда большие приливные потоки входят в пролив и прилив ослабляется, на пороге Камаринал возникают внутренние волны, которые распространяются на восток. Несмотря на то, что волны могут возникать на больших глубинах, иногда волны почти незаметны на поверхности, в других случаях их можно четко увидеть на спутниковых снимках. Эти внутренние волны продолжают течь на восток и преломляться вокруг прибрежных объектов. Иногда их можно проследить на расстоянии до 100 км (62 мили; 54 нм), а иногда они создают интерференционные картины с преломленными волнами.

Территориальные воды

За исключением своего дальнего восточного конца, пролив находится в территориальных водах Испании и Марокко. Соединенное Королевство утверждает , что 3 морских мили (5,6 км, 3,5 миль) вокруг Гибралтара на северной стороне пролива, помещая его часть в британских территориальных вод. Поскольку это меньше 12 морских миль (22 км; 14 миль) максимум, это означает, согласно британскому заявлению, что часть пролива находится в международных водах . Право собственности на Гибралтар и его территориальные воды оспаривается Испанией. Точно так же Марокко оспаривает суверенитет Испании над Сеутой на южном побережье. Есть несколько островков, таких как оспариваемый Исла-Перехил , на которые претендуют как Марокко, так и Испания.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву , суда, проходящие через пролив, делают это в режиме транзитного прохода , а не более ограниченного мирного прохода, разрешенного в большинстве территориальных вод.

Выработка энергии

Некоторые исследования предложили возможность строительства приливных электростанций в проливе, которые будут питаться от предсказуемого течения в проливе.

В 1920-х и 1930-х годах проект Атлантропа предлагал построить плотину в проливе для выработки большого количества электроэнергии и понизить уровень моря в Средиземном море на несколько сотен метров, чтобы создать большие новые земли для заселения. Однако это предложение имело бы разрушительные последствия для местного климата и экологии и резко изменило бы силу западноафриканских муссонов.

Смотрите также

Ссылки

внешние ссылки

Гибралтарский пролив. Где находится на карте мира, ширина, длина, фото, описание, история

Гибралтарский пролив открывает Средиземному морю ворота в Атлантику и является связующим звеном между Африкой и Европой, Марокко и Испанией. На карте мира четко видно, что территория Гибралтара расположена на юге Пиренейского полуострова.

Основные сведения

Длина пролива составляет около 65 км. Ширина же отличается большими перепадами. Так, например, самый узкий участок, соединяющий материки равен 14 км, в то время как самый широкий 44. Показатели глубины варьируется от 340 до 1180 м. Песчаный перешеек и Гибралтарская скала находится под властью Великобритании, что позволяет, королевству держать контроль над проливом.

Территория занимает удобное стратегическое положение и служит военно-морской базой НАТО. Но с 1985 года назначение Гибралтара значительно изменилось. Британия сократила количество военных сил на полуострове. В результате основным источником дохода являются туризм, грузоперевозки по морским путям и оказание финансовых услуг.

Около 5 % нефтяных перевозок осуществляется именно по данной «морской трассе». Помимо этого, через Гибралтар переправляют египетский хлопок, турецкую, испанскую, греческую и итальянскую продукции.

Ежедневно по данному пути проходит около 200 крупных судов, в год это количество достигает 70000. Гибралтарский пролив занимает второе место по пропускной способности после пролива Па-Де-Кале, пролива между Европой и Великобританией. Такое направление политики привело полуостров к процветанию, который теперь является одним из самых богатых государств Европейского союза.

История Гибралтарского пролива

Возраст Гибралтарского пролива составляет более 5 млн. лет. Существует несколько гипотез возникновения пролива:

  • Согласно мнению учёных, Гибралтар образован в результате смещения тектонических плит. Территория является оставшейся частью древнего океана Тетис, который со временем уменьшился в размерах.
  • По еще одной из версий, Гибралтар возник в результате мощного землетрясения. Это привело к тому, что воды Атлантики проложили путь сквозь материк, образовав пролив и Средиземное море.

Что же касается первых поселенцев, по подсчетам ученых неандертальцы, заселившие полуостров, появились около 50000 лет назад. Письменные упоминания о Гибралтаре датируются 950 г. до н. э. В этот период на южном побережье Пиренейского полуострова находились поселения финикийцев, использовавшие пещеры и скалы Гибралтара в качестве святилищ.

Гибралтарский пролив на карте мира занимает удобное экономическое и стратегическое расположение. Это явилось причиной борьбы между народами с целью завладения территорией. Так, торговая монополия на Гибралтар сначала принадлежала карфагенянам, позже римлянам.

С 711 г. полуостров и пролив длительное время находились под властью мавров. На небольшой период в 1309 г. территорией завладело королевство Кастилия. Но позже в 1333 г. власть снова перешла арабам. В 1462 г. Испанскому королевству удается вновь отвоевать территорию и держать под контролем до 1703 г. А с 1713 года Великобритания стала новым владельцем колонии, кем и является по сей день.

Мифы о Гибралтарском проливе

Происхождение пролива:

  • Самой известной является легенда о Геркулесовых столбах, расположенных по обе стороны. Считается, что древнегреческий герой обозначил таким образом конечную точку своего маршрута. Поэтому мореплаватель, пересекший границу столбов, окажется на краю земли. Столбы являлись символом перехода в иной неизведанный мир.
  • По другой версии, полуостров являлся любимым местом отдыха Геракла, и однажды он пробил горы, поделив их на 2 скалы. Образовавшийся проход впоследствии превратился в пролив.
  • Римляне и греки полагали, что скалы были созданы Гераклом, во время совершения своего 10 подвига. Полубогу необходимо было доставить стадо похищенных коров, но путь преграждали горы.
  • Древнегреческий историк, Диодор Сицилийский, напротив полагал, что для защиты от чудищ, жаждущих вторгнуться в Средиземное море из океанских вод, Гераклу пришлось сузить пролив.
  • Греческий путешественник посетивший полуостров в VI веке до н.э., описывал алтарь, расположенный на полуострове, где моряки приносили жертву Геркулесу.
  • По данным древнегреческого философа Платона, скалы Гибралтара служили воротами в Атлантику. На их вершинах были возведены 2 статуи, расположенные на колоннах. Позднее эти колонны, столбы Геркулеса, обернутые свитком, были изображены испанцами, как геральдические символы. Считается, что этот знак стал прототипом обозначения доллара. По мнению римлян, статуи были разрушены вторгшимися в VIII веке арабами.
  • Финикийцы именовали скалы в честь бога-мореплавания «Столпами Мелькарта».

О происхождении наименования Гибралтара, также нет единой точки зрения:

  • По одной из версий, завладевшие территорией в 711 г. мавры, назвали скалу, находящуюся на острове именем свое полководца «Горой Тарика», которое трансформировалось в современное обозначение. Также арабы называли пролив «Баб-эль-Закат» — «Ворота милосердия». Существует версия, что «Гибралтар» образовано от испанских слов «хибер» — «будущая Испания» и «алтар» — «алтарь, жертвенник».

Есть мнение, что оно произошло от названия порта Тарифа. С 1333 до 1662 г. власть в Гибралтаре принадлежала маврам. В это время арабскими и берберскими пиратами был основан порт, который был назван портом Тарифа.

Суда, проходящие этот участок, были вынуждены платить дань. Считается, что именно этот факт повлиял на ввод слова в лексикон с его значением.

Появление выражение «неприступный как скала» по мнению историков также связано с Гибралтарским проливом. В 1462 г. власть над проливом вновь была возвращена Испании Изабеллой 1 Кастильской. Королева преподнесла подарок городу в виде герба, на котором символично был изображен золотой ключ.

Таким образом она передала ключи от крепости и завещала будущему поколению, удерживать территорию чего бы это ни стоило. Неприступный бастион не мог никто покорить до XVIII века. Предполагается, что под словом «скала» в выражении подразумевается Гибралтарская крепость.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив

Гибралтарский пролив на карте мира расположен между Европейскими и Африканскими странами. Несмотря на такое связующее звено между материками, чтобы очутиться на другом континенте, необходимо потратить немало времени.

С XX века инженеры выдвигают различные идеи постройки мостов, тоннелей, плотин между материками. В 1981 г. в Марокко в городе Танжере состоялась конференция специалистов из 20 стран. Около 500 участников обсуждали различные варианты сообщения.

Проект «Атлантропа»

Этот грандиозный проект был задуман Германом Зёргелем в 1920 г. Немецкий архитектор был вдохновлен книгой Герберта Уэллса, в которой фантаст упоминал, что Средиземное море в период существования неандертальцев пересохло. Зёргель решил воплотить этот факт в жизнь еще раз и таким образом соединить 2 континента: Африку и Евразию.

Первые наработки под названием Панропа, написанные в 1927 г., оказались недостаточно продуманными. Проект известный как «Атлантропа» создается в 1929 г. Задумка заключалась в перекрытии пролива с помощью гидроэлектрической дамбы, что прекращало сообщение Атлантики со Средиземным морем, преобразовав последнее в водоем, поделённый на 2 части.

Его уровень за счет больших испарений должен был снизиться на 100 м. Уменьшившееся на 20 % море, открывало доступ к 600000 кв. км осушенной территории. Вторая дамба предполагалась для перекрытия пролива Дарданеллы, расположенного между Европой и Азией. Зёргел хотел объединить Африку и Сицилию, которая в свою очередь примкнула бы к остальной части Италии.

Еще одной идеей Зёргеля было озеленение Сахары за счет создание искусственного Сахарского моря. Планировалось затопить реку Конго, преобразовав ее в Конголезское море.

Мощные гидроэлектростанции в устьях рек с напряжением до 110 ГВт должны были превышать суммарную мощность всех атомных станций США. На новой территории планировалось построить множество городов, ферм, железных дорог.

Зергель хотел создать Соединенные Штаты Европы и Африки по аналогии с США и решить государственные и политические проблемы: нехватка территории и ресурсов, перенаселение, безработица.

Гибралтарский пролив на карте мира остался в неизменном виде. Проект не осуществили ввиду больших финансовых нужд. Требовалось более 250000 рабочих, готовых трудиться день и ночь 10 лет. На осушение моря требовалось еще больше времени. По подсчетам, за 1 год можно было добиться испарения лишь 1 м уровня моря.

Зергель пытался найти поддержку у Гитлера. Но напрасно, фюрер имел свои планы по захвату территории. До последнего дня жизни инженер пытался продвигать свою масштабную идею преобразования.

Тоннель под проливом

Долгие годы Испанию и Марокко не покидает идея постройки тоннеля через Гибралтарский пролив. С 1966 г. над идеей работают различные строительные компании. В 1980 между странами было заключено специальное соглашение, но из-за осложнившихся отношений и ввиду большой стоимости планы строительства тоннеля были отложены. С 2003 г. начата новая программа изучения пролива.

В 2007 г. министром иностранных дел Испании было сделано заявление о реализации проекта до 2025 г. Воплощение идеи требует больших финансовых вложений. Стоимость строительства оценивается минимум в 10 млрд евро. По подсчётам строительных компаний, на изготовление одной буровой машины потребуется более 32 млн. евро.

Вид Гибралтарского пролива из космоса

Кроме огромных финансовых сложностей, при длительном и тщательном изучении особенностей пролива, возникли сложности в преодолении неблагоприятных географических условий. Был обнаружен слой пластичной глины, длиной в несколько км, что вызывает опасения по поводу безопасности постройки и эксплуатации тоннеля. Преодоление данной проблемы значительно увеличит время реализации идеи.

В 2018 г. разработкой проекта занялась новая испанская строительная компания «SECEGSA». Её глава Рафаэль Гарсия-Монхе Фернандес считает постройку тоннеля вполне реалистичным. По замыслу организации протяжённость тоннеля составит 38,67 км, при этом 27,75 км будут находиться под водой.

Мост – неосуществлённый проект

С XX века архитекторы и учёные работают над проектом постройки моста через Гибралтарский пролив. Мост задуман с целью связать 2 материка, между которыми на данный момент существует только авиа и водный путь.

Разработками проекта занимались американские и британские учёные. Если сооружение возведут, то по их подсчетам высота будет достигать 900 м, а длина 15 км. По мнению ученых, это альтернативное сооружение по сравнению с тоннелем обойдется гораздо дешевле и соответственно реальнее воплотить в жизнь.

Географические особенности пролива

  • Гибралтарский пролив – соединительное звено двух континентов. Широта пролива на карте мира составляет 36011 с. ш. и 5022 з. д. Берега Гибралтарского пролива представляют собой обрывистые скалистые массивы. В южной части расположена скала Тарика, образующая полуостров. На противоположной стороне находится скала Джабель-Муса. Гора относится к африканскому материку.
  • Ширина пролива варьируется от 14 до 45 км, что позволяет с некоторых точек обзора увидеть противоположный берег. Длина достигает 60 км.
  • Для судовладельцев пролив опасен своей коварной глубиной и непредсказуемыми течениями. Глубина варьируется от 340 м до 1 км. При этом разница уровня Атлантики и Средиземного моря достигает примерно 1,5 м.
  • Еще одной особенностью пролива является разная плотность воды. Тяжелая морская вода с трудом смешивается с легкой водой океана. Под давлением морской воды наблюдается сужение в районе Гибралтарского порога, что делает это место еще более сложным для прохождения. Здесь же происходит разделение океана и моря, что приводит к образованию внутренних волн.
  • Течения пролива направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение идет из Атлантики, принося ежегодно до 55000 кв. км воды в море. Глубинное движется в противоположном направлении. Из-за большего испарения из Средиземного моря в океан поступает на 3000 кв. км воды меньше.
  • Рельеф дна пролива отличается неровной поверхностью. Состоит в основном из ракушек, коралл, скал. Во входах в пролив встречается песок.

Климат Гибралтарского пролива

Для данной местности характерен средиземноморский климат. Жаркое засушливое лето со средним максимумом +25   С, минимумом +19  С. Осенью погода остается достаточно теплой, особенно в сентябре и октябре. Зима мягкая и дождливая. Максимум достигает +13 °С, минимум +10  С. Весной температура повышается в среднем до + 17,1   С.

СезонСредняя температура,  С
лето22,5
осень19,3
зима12,3
весна17,1

Наибольшее количество осадков выпадает зимой, в среднем до 150 мм, за год до 800 мм. Снега в данной местности никогда не бывает. Несмотря на такое количество осадков, влага быстро впитывается в известняковую почву.

В проливе преобладают западные и восточные ветра. Теплую и ясную погоду приносят воздушные массы, формирующиеся над берегами Северной Африки. Атлантические циклоны, ветра из Генуэзского залива и образованные над пустынями Сахары приносят осадки.

В основном в летний период над Средиземным морем образуется восточный ветер, который повышает влажность до 90%. Воздушные массы застывают в проливе в виде плотного облака. При этом не ощущается ни единого дуновения ветра. Такой ветер называют «левант».

В весенний и осенний период в разных частях пролива возникают ветра, имеющие противоположное направление. Вследствие чего образуются волны, грозы, ливни, иногда смерч.

Природные особенности

Богатое природное разнообразие ежегодно привлекает множество туристов.

На вершине скалы Тарика обитают одни из самых знаменитых резидентов полуострова – берберийские обезьяны.

Это единственные представители из оставшихся в Европе диких приматов, проживающие на данной территории уже много столетий подряд. За популяцией присматриваю британские военные. Существует легенда, что как только обезьяны покинут скалу, Британия лишится Гибралтара.

Гибралтар изобилует большим разнообразием растений: пальмы, джакаранды, лаванда, жасмин, клематисы, жимолость, герани, бугенвиллия. Встречаются и такие редкие виды растений как иберис ибралтарский и кермек обыкновенный (лимониум). В проливе можно встретить стаи дельфинов, летающую рыбу и других экзотичных морских обитателей.

Каждую весну и осень Гибралтар становится пунктом остановки сотен тысяч перелетных птиц, мигрирующих между северной Европой и Африкой. К постоянным жителям острова таким, как сапсан, синий каменный дрозд и берберийская каменная куропатка присоединяются совы, орлы, полевой лунь, удоды, канюк обыкновенный, черный коршун.

Предпринимается много усилий, чтобы сохранить природу Гибралтара в естественном виде. 40 % территории является заповедной, в частности вершина скалы, где обитают обезьяны и уникальный ботанический сад Аламеда, имеющий в своей коллекции примерно 2000 видов редких растений.

Достопримечательности

Несмотря на небольшую площадь полуострова, 6,5 кв. км, помимо Геркулесовых столбов, здесь имеется много мест достойных внимания:

  • Площадь Казематов известна тем, что с давних времен именно на этом месте вручали новому правлению ключи от города. Ключи закрывали ворота неприступной крепости. Церемония происходит и до сих пор, но имеет уже лишь символическое значение. На самой вершине Гибралтарской скалы расположен заповедный лес, населенный редким видом берберийских обезьян.
  • Из-за высокого содержания известняка в скале под действием ветров и воды со временем образовалось более 100 пещер. Пещера Св. Михаила расположена на западной стороне. Она является самой большой по размеру и самой посещаемой. Сталактиты пещеры насчитывают десятки тысяч лет. Кроме того, именно здесь в XX веке были найдены следы первобытного человека. В пещере Горама, расположенной в восточной части, были обнаружены останки неандертальцев, обитавших 30000 лет назад.
  • Уникальный вид на Гибралтарский пролив и испанскую территорию открывает система искусственных подземных тоннелей. Пытаясь вернуть территорию в XVIII веке во время 14 Великой осады Гибралтара, испанцы выкопали первый тоннель. Количество и протяженность тоннелей увеличились во времена Второй мировой войны. Скала стала важной стратегической точкой. Протяжённость тоннелей на сегодняшний день составляет 50 км.
  • Мавританский замок представляет не меньшую историческую ценность. Постройка была начата в VIII веке на северной части скалы, вследствие завоевания полуострова маврами. Крепости дали имя в честь предводителя арабов «Джабаль-ат-Тарик». Она не раз подвергалась нападению. Лишь однажды испанцам удалось захватить крепость, но вскоре она вновь была отбита.

Интересные факты о проливе

  • Гражданские и военные суда и авиация имеют открытый доступ к данной территории.
  • Несмотря на встречные течения воды Средиземного моря и Атлантики не перемешиваются. Этот факт был известен еще в древности и со временем доказан учеными.
  • Считается, что отправка почты посредством бутылки была изобретена именно в данном проливе в III веко до н. э. греческим философом Теофастом. Обнаружив свое послание на Сицилии, он пришел к выводу, что Атлантика приносит своим течением воды в Средиземное море.
  • Гибралтар имеет огромное экономическое, политическое и стратегическое значение. Именно это и являлось причиной множественных попыток разных стран завладеть территорией. На данный момент полуостров является британской территорией.
  • Скалы по обеим сторонам пролива носят название Геркулесовых столбов. В древности они считались воротами на краю света. Считается, что именно столбы были взяты за основу знака доллара. S-образная линия символизирует обвивающего их страшного змея Пифона, сотворенного Герой.
  • Со времен финикийцев скала полуострова использовалась в качестве алтаря для жертвоприношений.

Гибралтарский пролив из-за своего удобного расположения на карте мира до сих пор является предметом спора Испании и Британии. Данная территория уникальна своими климатическими условиями и привлекает умы инженеров, ученых и архитекторов для водворения в жизнь масштабных проектов.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео съемка Гибралтарского пролива с самолета

Вид Гибралтарского пролива с самолета:

пролив, порт и заморская территория

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Я попробовал посчитать крупные суда. Сбился на полутора сотнях.

Самое узкое место Гибралтарского пролива. Горы вдалеке, это Африка (там Танжир), горы ближе, это Испания (Альхесирас и Тарифа).

Паром из Испанского Альхесираса в Танжир (Марокко) или Сеуту (Испанский анклав на территории Марокко).

В Африке дождь :)

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

Тот что больше, балкер Orion Pride (Панама), тот что меньше, нефтяной танкер Clipper Bricco (Гибралтар).

Универсальный десантный корабль HMS Ocean (L12) королевского военно-морского флота Великобритании.

Он же, вид из города.

Движуха серьезная. Все это активно шевелится.

Происходящее на этой фотографии для меня осталось загадкой.

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

Порт Гибралтара.

В сухих доках работа кипит.

Я так и не смог их сосчитать. Сразу все видно не было, а с разных мест ракурсы путали.

Ну и напоследок еще одно общее фото порта Гибралтара.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы  к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является  национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара :)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

То тут, то там, британские символы.

В целом ничего особенного. Тротуарный столбик с гербом.

The Convent — официальная резиденция губернатора Гибралтара.

Красная телефонная будка и городская стена. Это по прежнему официальная граница города Гибралтар.

Автобусная остановка.

На гуглоснимках на месте этого парка парковка. Вообще, мы поехали на машине только потому что по гуглосникам парковок было достаточно. Но по факту, почти все их закрыли или снесли.

Правила пользования парком. Предлагаю внедрить это правила в кремлевском парке Великого Новгорода.

Line Wall Promenade. Слева видна одна из закрытых парковок. Похоже власти Гибралтара решили сделать страну пешеходной.

Городская стена города Гибралтар.

Вне исторической части города активная стройка.

Вид со скалы на восток. Тут есть несколько пляжей и строятся гостиницы.

Британский футбол в воинской части.

А чуть дальше, за аэропортом, уже Испанский футбол.

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

 

Гибралтарский пролив. Взгляд на Африку из Европы

Малага – относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест – и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку – мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.


Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар – заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар – это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль – для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал – зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос – промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко. Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж – едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) – и мы на берегу Гибралтарского пролива.

Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.

1. На улице вода стеной – хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.

2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих – что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.

3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.

4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.

5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег – это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная – вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. :)

6. Что ж – сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь – и вперед вдоль берега! :)

7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. :)

8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача – я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. :) Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил – причем в этот раз окончательно и бесповоротно. :)

9. Кабака в этот раз поблизости не было – я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. :)

10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем – и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк – страж этих мест.

11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней – вот такая картина: кругом вода - сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.

12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка :)

13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные – вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле – оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.

14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем – и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих – и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута – расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.

15.

Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду – и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической – не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос - в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. :)

16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось – голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! :)

17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно - район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.

18.

19.

20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь – всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!

21.

22.

23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой – паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.

24. Между Европой и Африкой – фото на память.

25.

26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами – они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.

27.

28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.

29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко – добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. :)

30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.

31.

32.

33.

34. А нам пора назад, в Альхесирос – по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! :)

35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.

36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!

37.

38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!

39.

40.

41.

42. На морских просторах куда ни глянь – десятки судов. Гибралтарский пролив – одна из самых оживленных морских дорог в мире!

43.

44. Продолжаем путь вдоль берега назад в Альхесирос. Сегодня отличная погода, можно никуда не торопиться. Кроме того, подобная прогулка – отличный способ подзагореть! :)

45.

46.

47. Сегодня песчаные пляжи Гибралтарского побережья выглядят действительно по-летнему. Надо будет сюда еще обязательно вернуться! :)

48. На сочных лугах вальяжно пасутся коровы…

49.

50. К морю течет сонная речушка.

51. Всё цветёт, всё распускается… Весна! :)

52. Лошадка на берегу словно специально позирует фотографу. :)

53. На этом и закончилась поездка – вернувшись в Малагу, я поехал в аэропорт, один из терминалов которого носит имя Пабло Пикассо. Тихий, спокойный терминал – ни намека на характерную для многих аэропортов суету и спешку.

Всё удалось – и Малагу посмотреть, и на Гибралтар съездить. Очень не хотелось уезжать – так тут тепло, хорошо, уютно, спокойно как-то. Как приятно дышать свежим весенним воздухом! Я специально до самого борта гулял на воздухе, чтобы надышаться на пару месяцев вперед. Впереди пять часов пути, и утреннее Шереметьево 25 марта встретит вынырнувший из облаков самолёт пургой, морозом и метелью. Но осталось подождать совсем немного: придёт время, и долгожданная весна придёт и в наши края! :)

<<< Прогулки по Малаге

Гибралтар – это пролив, страна, город или крепость?

Гибралтар крохотное государство на берегу одноименного пролива между Средеземным морем и Атлантическим океаном, что в южной части Пиренейского полуострова.  Является территорией с самостоятельным управлением, но тем не менее до сих пор считается заморской территорией Британской короны (и не только Гибралтар кстати, а еще такие страны как Австралия и Канада). По суше граничит только с Испанией.

Гибралтар, как и любое государство, имеет свое правительство, валюту и прочие атрибуты, характерные для государства.

Общая инфор

Гибралтарский пролив | канал

Гибралтарский пролив , Латинский Fretum Herculeum , канал, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, пролегающий между самой южной Испанией и самой северо-западной Африкой. Он составляет 36 миль (58 км) в длину и сужается до 8 миль (13 км) в ширину между мысом Марроки (Испания) и мысом Сирес (Марокко). Западная оконечность пролива составляет 27 миль (43 км) в ширину между мысами Трафальгар (север) и Спартель (юг), а восточная оконечность имеет ширину 14 миль (23 км) между Геракловыми столбами, которые были идентифицированы как Гибралтарская скала на севере и одна из двух вершин на юге: гора Хачо (удерживаемая Испанией), недалеко от города Сеута, испанского эксклава в Марокко; или Джебель Мусса (Муса) в Марокко.Пролив является важным проломом, глубиной в среднем 1200 футов (365 метров) в дуге, образованной Атласскими горами в Северной Африке и высоким плато Испании.

Гибралтарская скала

Ханс Хубер

Британская викторина

Неизвестные воды

Где найдешь полынью? На каком водоеме лежал древний город Троя? Разберите факты и узнайте, где находятся одни из самых длинных, самых коротких и горячих водоемов.

Ветры в проливе обычно восточные или западные. Неглубокие массы холодного воздуха, вторгающиеся в западное Средиземноморье с севера, часто проходят через них в виде низкоуровневого высокоскоростного восточного ветра, известного в местном масштабе как левантер. Также через пролив происходит значительный водообмен. Поверхностное течение течет на восток через центр канала, за исключением случаев, когда на него воздействуют восточные ветры. Это движение поверхности превосходит поток более тяжелой, холодной и соленой воды на запад, который происходит на глубине около 400 футов (120 метров).Таким образом, только наличие пролива не позволяет Средиземному морю превратиться в сокращающееся соленое озеро.

Геракловы столбы отмечали западную окраину классического мира. Имея большое стратегическое и экономическое значение, пролив использовался многими ранними атлантическими путешественниками и продолжал оставаться жизненно важным для южной Европы, Северной Африки и Западной Азии в качестве морского пути. Большая часть истории этого района связана с соперничеством за контроль над Гибралтарской скалой.

.

Карта Гибралтарского пролива - Карта Гибралтарского пролива, факты расположения, История Гибралтарского пролива

распечатать эту карту

Около 9 миль ( 14 км ) шириной в самом узком месте, Гибралтарский пролив является точкой входа в Средиземное море из Атлантического океана.

Граничит с континентами Африки и Европы, а также со странами Марокко, Испанией, британской колонией Гибралтар и испанским анклавом Сеута.


Тенденции в WorldAtlas

Эта страница последний раз обновлялась: 3 сентября 2020 г. .

.

Гибралтарский пролив в 3D

× Эта страница содержит заархивированный контент и больше не обновляется. На момент публикации он представлял наилучшую доступную науку.

На этом виде в перспективе показан Гибралтарский пролив, который является входом в Средиземное море из Атлантического океана.Слева находится Европа (Испания). Африка (Марокко) справа. Сзади слева находится Гибралтарская скала, находящаяся под управлением Великобритании.

Гибралтарский пролив - единственная естественная брешь в топографических барьерах, отделяющих Средиземное море от мирового океана. Море составляет около 3700 километров (2300 миль) в длину и покрывает около 2,5 миллионов квадратных километров (1 миллион квадратных миль), в то время как ширина пролива составляет всего около 13 километров (8 миль). Образцы донных отложений со дна Средиземного моря, которые включают эвапоритовые минералы, почвы и ископаемые растения, показывают, что около 5 миллионов лет назад пролив был топографически заблокирован, и море испарилось в глубокий бассейн, расположенный намного ниже, чем океаны.Последующие изменения в мировом гидрологическом цикле, включая воздействие на соленость океана, вероятно, привели к большему образованию льда в полярных регионах и большему отражению солнечного света обратно в космос, что привело к более прохладному глобальному климату в то время. Сегодня топография играет ключевую роль в наших региональных климатических моделях. Но на протяжении всей истории Земли топографические изменения, даже, возможно, на территориях размером до 13 километров в поперечнике, также повлияли на глобальный климат.

Это изображение было создано из спутникового изображения Landsat, наложенного на модель возвышения, созданную космической программой Shuttle Radar Topography Mission (SRTM).Вид смотрит на восток с трехкратным увеличением по вертикали для улучшения топографической выразительности. Естественные цвета сцены (зеленая растительность, голубая вода, коричневая почва, белые пляжи) улучшаются за счет обработки изображения. Сцена включает некоторую отражательную способность инфракрасного излучения (как зеленый цвет), чтобы выделить узор растительности, а также затенение модели рельефа, чтобы еще больше выделить топографические особенности.

Landsat обеспечивает видимые и инфракрасные изображения Земли с 1972 года. Данные о высоте SRTM соответствуют 30-метровому (99 футов) разрешению большинства изображений Landsat и существенно помогут в анализе большого архива изображений Landsat.

Данные о высоте, использованные на этом изображении, были получены с помощью космического корабля Shuttle Radar Topography Mission (SRTM) на борту космического челнока Endeavour, запущенного 11 февраля 2000 года. SRTM использовала тот же радарный прибор, что и Spaceborne Imaging Radar-C / X-Band Synthetic. Апертурный радар (SIR-C / X-SAR), который дважды летал на космическом шаттле Endeavour в 1994 году. SRTM был разработан для сбора трехмерных измерений поверхности Земли. Для сбора трехмерных данных инженеры добавили мачту длиной 60 метров (200 футов), установили дополнительные антенны C-диапазона и X-диапазона и улучшили устройства слежения и навигации.Эта миссия является совместным проектом Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национального агентства изображений и картографии (NIMA) Министерства обороны США, а также космических агентств Германии и Италии. Он управляется Лабораторией реактивного движения НАСА, Пасадена, Калифорния, для Научного предприятия НАСА.

  • Размер обзора: Ширина 46 км (28 миль), расстояние 106 км (66 миль)
  • Расположение: 36 градусов северной широты, 5.5 градусов западной долготы
  • Ориентация: Взгляд на восток, 15 градусов вниз от горизонтали, 3-кратное увеличение по вертикали
  • Данные изображения: Полосы Landsat 1, 2 + 4, 3 как синий, зеленый и красный соответственно
  • Разрешение исходных данных: 30 метров (99 футов)
  • Дата приобретения: февраля 2000 г. (SRTM), 6 июля 1987 г. (Landsat)

Изображение предоставлено SRTM Team, NASA JPL

.

Гибралтар стал больным зубом в ЕС

Переговоры о выходе Великобритании из Европейского Союза, которые еще не начались, буквально наткнулись на скалу. Дело в Гибралтаре, крохотной заморской территории Соединенного Королевства площадью 6,5 квадратных километров на юге Пиренейского полуострова. Однако военное и геополитическое значение этого участка земли бесценно. Государство, контролирующее Гибралтар, контролирует узкий Гибралтарский пролив, то есть владеет «золотым ключиком» от ворот между Средиземным морем и Атлантикой.

Испания уже 300 лет оспаривает право Великобритании на Гибралтар. И вот теперь к борьбе за Гибралтар подключился Евросоюз в лице президента Европейского совета Дональда Туска. На прошлой неделе он разослал проект стратегии переговоров по Brexit лидерам 27 стран ЕС, в котором было сказано, что «никакое соглашение между Великобританией и ЕС не может применяться на территории Гибралтара без отдельных соглашений между Испания и Великобритания ». Лондон не мог представить себе более неудачного начала переговоров по Brexit.

Ситуация обострилась во вторник, когда испанский патрульный корабль Infanta Cristina вошел в территориальные воды Гибралтара. Британцы восприняли это как провокацию. Александр Хабаров попытался разобраться в истории возникшего территориального спора и его перспективах. На карте Европы Гибралтар выглядит ничтожно маленьким. Его территория составляет всего 6,7 квадратных километров. Но для Европейского Союза этот камень сегодня как больной зуб.Это предмет ожесточенного спора между Великобританией и Испанией. Что это такое? Скала, как ее называют в Лондоне, или Эль Пенон, как говорят испанцы?

Великобритания завоевала Гибралтар в начале 18 века. По условиям мирного договора, заключенного в голландском Утрехте в 1713 году, испанская корона уступила его короне Великобритании. Более 300 лет Лондон сохраняет эту стратегическую позицию своей территории. Гибралтарский пролив - это морские ворота, соединяющие Европу с Азией и Ближним Востоком.Он находится всего в 24 километрах от противоположного африканского побережья. Тот, кто контролирует Гибралтар, контролирует весь пролив. Пушки здесь полностью прикрывают его своей огневой мощью.

Все три века Испания стремилась вернуть Гибралтар. Неоднократно испанцы пытались взять его силой. У них не получилось. Тема этой спорной территории постоянно поднятый Мадрид в ООН. Создание Евросоюза как-то сгладило этот конфликт.Но Brexit снова все меняет. Президент Европейского совета Дональд Туск был первым, кто нажал на курок, когда заявил, что судьба Гибралтара не может быть определена без согласия правительства Испании. Лондон немедленно пригрозил Мадриду войной.

Бывший лидер правящей Консервативной партии лорд Майкл Ховард сравнил Гибралтар с Фолклендскими островами, которые Британия не позволила завоевать Аргентине в 1982 году. Это удивительное совпадение, но 35 лет назад женщина-премьер-министр уже сделала это. послал солдат для защиты британских подданных, которым затем угрожало другое латиноамериканское государство.И я уверен, что Тереза ​​Мэй полна решимости, как и ее предшественница, заботиться об интересах жителей Гибралтара. Для Великобритании Гибралтар - заморская территория. Этот хитрый статус был изобретен, когда Британская империя распалась, но Лондон изо всех сил пытался спасти хотя бы часть своих территорий по всему миру.

А сегодня это миниатюрная модель Англии, оторвавшая кусок от популярного испанского побережья Коста-дель-Соль. Английские телефонные будки.Классические почтовые ящики времен британского монарха Джорджа V. Президент местного фан-клуба «Манчестер Юнайтед» Клайв Моберли уверен, что Гибралтар навсегда останется частью Великобритании, несмотря ни на что. Испанский флаг никогда не будет развеваться над нашей скалой. И я убежден, что ни мои внуки, ни дети моих внуков этого не допустят. Сегодня Гибралтар ощущается чем-то вроде вольного города под защитой британской короны. Качество жизни высокое. Оффшорный банковский бизнес процветает.Судоходные компании оставляют огромные суммы денег. Население - чуть более 30 тысяч человек.

В то же время существует парламент, формально независимый от Вестминстера. И в этом заведении, конечно, стараются во всем копировать старую добрую Англию. Этот жезл - символ власти. Точно такой же есть в британском парламенте. В нашей палате 17 депутатов. У правящей партии есть большинство, десять мандатов, и она формирует правительство. Парламент принимает все необходимые законы для Гибралтара.Все, кроме обороны и внешней политики.

Во время парламентских сессий депутаты Гибралтара общаются друг с другом на местном языке, лланито. Это смесь английского и испанского языков с элементами итальянского, португальского и арабского языков. Гибралтарцы говорят, что Лланито хорош для споров, но английский - не просто официальный язык, это язык дисциплины и порядка. Даже те, кто живет в Англии, считают, что мы больше британцы, чем они. Мы гордимся своим гражданством и никогда не откажемся от него.Как и многие гибралтарцы, Тито Вальехо - ребенок, рожденный от смешанного брака. Его отец - испанец, мать - англичанка.

Но когда в 1970 году между Лондоном и Мадридом почти началась война за Гибралтар, у него не было ни малейшего сомнения, на чьей стороне он должен быть. Мне был 21 год, когда испанцы полностью перекрыли границу и пригрозили взять Гибралтар. Здесь сосредоточили большое количество танков. Я тогда служил в армии, служил в шотландском полку. Мы были полностью вооружены и экипированы, просто ожидая начала их атаки.Чтобы помочь нам, Лондон направил силы быстрого реагирования. Сюда заходили военные корабли. На их борту находились спецназ и боевые вертолеты. Город был заполнен военными.

Увидев эту мощь, испанцы отступили. И теперь мы говорим то же самое. Если вы хотите отобрать у нас Гибралтар, мы будем бороться за это. До последней пули. Если Великобритания действительно готова сражаться за спорную территорию со своим партнером по НАТО, тем более странно слышать, как Лондон говорит о том, кто и где имеет право защищать ее национальные интересы.В 1858 году британское правительство передало гибралтарцам четыре пушки. Это были русские пушки, прекращенные во время Крымской кампании, когда Англия воевала против России. Пушки здесь повсюду. А в территориальном споре с Мадридом артиллерия все еще остается аргументом.

Испания утверждает, что в XVIII веке Британия получила только зону внутри городских укреплений. Лондон уверяет, что захватил территорию на расстоянии двух пушечных выстрелов. Пока пушки не слышно, участников спора разделяет взлетно-посадочная полоса.Аэропорт был построен англичанами в 1938 году во время гражданской войны в Испании. Несмотря на паспортный контроль и таможенное оформление, Мадрид официально не признает эту границу, называя ее la verja, что означает «забор». Но как только в Лондоне заговорили о возможном применении силы для защиты своего права на Гибралтар, испанцы ужесточили здесь пограничный режим.

На единственном блокпосту выстроились километровые очереди. Испания использует границу как инструмент давления только потому, что хочет, чтобы гибралтарцы стали ее подданными.Но это совершенно недопустимо. Более того, подобные действия разрушают жизнь 12 тысяч испанцев, которые каждый день приезжают сюда работать. Но что бы ни говорили в Гибралтаре и Лондоне, без урегулирования конфликта с Испанией нормальное существование этой территории невозможно.

Местные жители твердо стояли за Объединенную Европу. На референдуме в прошлом году 96% гибралтарцев проголосовали против выхода из Европейского союза. Но теперь они заложники Брексита. Признаки озабоченности выражает и небольшая русскоязычная диаспора.Около 400 выходцев из бывшего Советского Союза обосновались в Гибралтаре. Что дальше? Мы будем между сеном и травой, а не территорией и не колонией, в конфликте, но не в конфликте. Что случится? В Лондоне говорят, что гибралтарцы должны сами решать свою судьбу. Но даже компромиссное предложение о совместном управлении этой территорией, сделанное Испанией и Великобританией на референдуме 2002 года, было отвергнуто 98% проголосовавших. Гибралтар иногда называют «скалой обезьян».Этих приматов сюда завезли англичане.

И по легенде, как только они исчезнут, англичане уйдут отсюда. Во время Второй мировой войны суеверный Уинстон Черчилль, опасаясь, что они могут исчезнуть, приказал привезти на скалу еще несколько десятков макак. Испанский диктатор Франко, кстати, пресек его попытки оккупировать спорную территорию, хотя Гитлер на этом настаивал. Видимо, он ждал, кто победит. Сегодня они также ждут в Мадриде, но не окончания войны, а начала переговоров, которые Лондон должен вести с Европейским союзом.

.

Смотрите также