План третьяковской галереи в лаврушинском переулке


путеводитель по музею, известные картины, которые нужно увидеть.

Что можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.

Запастись картой

Виртуальный музей Третьяковской галереи

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.

В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Читайте также:

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите – полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.


Главное здание

О музее

Историческое здание, в котором располагалась коллекция основателя Галереи Павла Михайловича Третьякова (с 1856 года). Здесь можно увидеть более 1300 произведений русского искусства XI — начала ХХ века — от домонгольских икон и мозаик до пейзажной, портретной и исторической живописи, в том числе такие шедевры мирового значения, как «Троица» Андрея Рублёва и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Многогранно представлено творчество великих художников В.И.Сурикова, В.В.Верещагина, И.Е.Репина, В.А.Серова и других.

Заказать экскурсию

План экспозиции (PDF) 

Временно закрыты залы №61—62 (Древнерусское искусство). Приносим свои извинения за возможные неудобства!



План здания для маломобильных посетителей (PDF)
Сенсорная карта безопасности (PDF)
Социальная история «Я иду в Третьяковскую галерею (PDF)»
Упрощенная социальная история «Я иду в Третьяковскую галерею (PDF)»  
Социальная история «Если я потерялся» (PDF)


Рады сообщить, что Третьяковская галерея открыта для посетителей с 3 июля и работает по временным правилам посещения. Галерея осуществляет регулярную полную санитарную обработку помещений, включая гардероб и камеры хранения в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора и Министерства культуры РФ.

Обезопасьте себя и гостей музея: на входе в музей, пожалуйста, пройдите процедуру измерения температуры бесконтактным способом; в залах используйте индивидуальные средства защиты (маски/респираторы), соблюдайте дистанцию 1,5-2 метра и следуйте обозначенному однонаправленному маршруту осмотра. Просим вас оставить в камере хранения антисептические гели и спреи. 

Запланируйте посещение заранее: с 3 июля посещение Третьяковской галереи проходит по сеансам. Сеанс — это 30-минутный интервал, когда вы можете зайти в музей, рекомендуемое время осмотра — 2 часа.

Только узким кругом: количество посетителей в залах ограничено. 

Оставайтесь с Третьяковкой онлайн: временно в музее приостановлены массовые  мероприятия. Присоединяйтесь к событиям музея онлайн.

Здоровье важнее! Если вы почувствовали себя плохо, билет можно сдать бесплатно за день до посещения онлайн с возвратом полной стоимости билета. Если вы не прошли температурный контроль на входе, дату визита можно перенести с сохранением билета. 

История галереи

Третьяковская галерея в Москве – информация, которую нужно знать перед посещением Третьяковки. Как добраться, стоимость билетов, карта.

Интересные объекты:

1. Зал № 9 - Карл Брюллов - "Всадница"

2. Зал № 10 - Александр Иванов - "Явление Христа народу"

3. Зал № 16 - Василий Пукирев - "Неравный брак", Константин Флавицкий "Княжна Тараканова"

4. Зал № 17 - Василий Перов "Охотники на привале"

5. Зал № 18 - Алексей Саврасов "Грачи прилетели"

6. Зал № 19 - Иван Айвазовский "Радуга"

7. Зал № 20 - Иван Крамской - "Незнакомка"

8. Зал № 25 - Иван Шишкин - "Утро в сосновом лесу"

9. Зал № 26 - Виктор Васнецов - "Богатыри", "Алёнушка"

10. Зал № 27 - Василий Верещагин - "Апофеоз войны"

11. Зал № 28 - Василий Суриков - "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни"

12. Зал № 30 - Илья Репин - "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"

13. Зал № 32, 33 - Михаил Врубель - "Демон", Сирень"

14. Зал № 40 - Валентин Серов - "Девочка с персиками"

15. Зал № 59 - Андрей Рублев - "Троица"

Третьяковская галерея: залы и их описание

Третьяковская галерея – один из самых известных музеев в России, да и во всем мире. Обширная экспозиция охватывает период с одиннадцатого века и до сегодняшнего дня. Сложно представить, что Третьяковская галерея, залы которой стали отражением русского искусства от древности до современности, началась с частной коллекции.

Домашняя коллекция

Дом в Лаврушинском переулке Третьяковы приобрели в 1851 году. Глава семейства, Павел Михайлович, был удачливым бизнесменом, но при этом он был известным меценатом, вкладывал средства во многие благотворительные программы. Он был страстным коллекционером, собирал картины, скульптуры, иконы и прочие произведения искусства.

У него была глобальная цель – создать национальную галерею, а не просто музей. Началом коллекции стали десять картин, написанных голландскими мастерами. Изначально Третьяковская галерея, залы которой были открыты лишь для членов семьи и гостей, была в доме, где жили Третьяковы. Но коллекция очень быстро разрасталась, и места для демонстрации не хватало. При жизни владельца производились многочисленные перестройки. И еще при Павле Михайловиче у горожан появилась возможность посетить такое культурное заведение, как Третьяковская галерея. Залы расширялись, а экспозиция росла постоянно. О популярности музея говорит тот факт, что за первые четыре года ее посетители свыше 30 тысяч человек.

Спустя 40 лет после того, как было положено начало коллекции, Павел Третьяков передал ее в дар Москве. Собрание было дополнено произведениями искусства, хранящимися у второго брата, Сергея. Так появилась в Москве «Галерея Павла и Сергея Третьяковых». Еще один известный меценат Морозов передал шедевры Ренуара, Ван Гога, Моне. Несмотря на передачу городу, оба мецената продолжали пополнять коллекцию. После смерти Третьяковых весь дом в Лаврушинском переулке перешел в ведение города.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году попечителем и директором галереи был назначен И. Э. Грабарь. Он был не только талантливым художником, архитектором и историком искусств, но и организатором. Именно он провел колоссальную работу по систематизации коллекции. Он распределил полотна по историческим периодам, чтобы у посетителей была возможность проследить путь развития русского искусства. При нем же была основана и реставрационная мастерская. В конце года работы, висящие в зале Третьяковской галереи, были доступны для осмотра широкой публикой.

После революции все собрание было национализировано и передано молодой республике. Была создана «Государственная Третьяковская галерея», залы которой стали доступны для всех слоев населения. Коллекция значительно расширилась за счет объединения с другими музеями и передачей частных собраний, которые были национализированы в годы советской власти.

Во время войны музейные фонды были вывезены в Новосибирск. Фашисты бомбили столицу нещадно. Две фугасные бомбы в 1941 году угодили прямо в Третьяковку, нанеся существенный урон. Но уже на следующий год началось восстановление музея, и к 1944 году двери любимой жителями столицы галереи вновь распахнулись для посещения.

Залы Третьяковки

С самого основания галереи здание многократно перестраивалось. Возникали новые переходы и дополнительные помещения, чтобы коллекция представала во всей красе. На сегодняшний день экспозиция размещается в 106 залах. Большинство находится в здании в Лаврушинском переулке, там их 62. Также в комплекс входит музей-храм Св. Николая Чудотворца, мастерская-музей Голубкиной, дом-музей Васнецова и дом-музей Корина. Каждый зал в Третьяковской галерее – это возможность прикоснуться к искусству, увидеть гениальные шедевры. В коллекции хранится свыше 150 тысяч экспонатов, большинство из которых знакомы каждому с детства. Репродукции многих картин входили в школьные учебники всей страны. По этим картинам можно познавать Россию. Ведь море у нас, как на картинах Айвазовского, леса – как у Шишкина, природа, как у Левитана. Даже лучший портрет Пушкина, известный каждому школьнику, выставлен именно здесь.

Зал иконописи

В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов – это зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов - Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.

Экспозиция в Лаврушинском переулке

В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.

Так, древнерусское искусство представлено иконописью.

А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных. Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце.

Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.

Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.

В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.

Сокровища русского искусства

Велика и разнообразна Третьяковская галерея. Залы, картины, скульптуры, графика не оставят равнодушным никого. Отдельной частью экспозиции является «Сокровищница», где выставлены предметы из драгоценных металлов и самоцветов. Тонкая работа ювелиров завораживает.

Графика

Отдельный зал посвящен графическому искусству. Все работы, представленные в этой технике, очень боятся света, это хрупкие творения. Поэтому для их демонстрации смонтировано специальное освещение, слегка приглушенное. Здесь выставлено крупнейшее собрание русской графики. А еще небольшая, но не менее ценная коллекция портерной миниатюры.

Современное искусство

В здании на Крымском валу, относящемуся к Третьяковке, представлено искусство начиная с советского периода и до наших дней. Посетители с интересом наблюдают, как идеология влияет на художника.

Залы мастеров

В собрании есть единичные работы, а есть и целые коллекции картин одного мастера. Зал, посвященный художнику в Третьяковской галерее, вмещает только его работы разных периодов. Таковой являтся экспозиция работ Шишкина. Но и другие мастера кисти удостоились подобной чести.

С момента своего открытия Третьяковка стала богатейшим собранием живописи и предметов искусства. Даже Русский музей, созданный на государственном уровне, проигрывал по популярности этому частному собранию.

Маршрут по Третьяковской галерее в Москве

Чтобы вам было проще ориентироваться в Третьяковке, мы сделали для вас удобную карту ключевых экспонатов музея, которую советуем сохранить на телефон. Обратите внимание, что маршрут начинается на втором этаже здания, а завершается — на первом.

Ниже вы найдёте подробное описание картин, на которые определённо стоит обратить внимание.

Портрет Марии Лопухиной кисти Владимира Боровиковского (зал № 7)

Владимир Боровиковский — создатель невероятной по художественной и исторической ценности галереи портретов людей XVIII—XIX веков, и изображение представительницы графского рода Марии Лопухиной — одна из самых знаменитых его работ. В этом произведении мастеру удалось тонко передать характер героини через диалог фигуры девушки и природы на заднем плане. Так, нежное платье «рифмуется» с белоснежными берёзами, шёлковый поясок — с голубыми васильками, лиловая шаль — с бутонами роз, а стан Лопухиной — со склонёнными колосьями.

Портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского (зал № 8)

Наряду с работой Василия Поленова, портрет Александра Пушкина кисти Ореста Кипренского является одним из самых известных изображений поэта. Картина выполнена в сдержанной цветовой гамме, которая, вероятно, призвана подчеркнуть торжественность момента встречи художника со своей знаменитой моделью. На плечо героя накинут шотландский клетчатый плед — так автор заявил о связи поэта с лордом Байроном.

«Всадница» Карла Брюллова (зал № 9)

«Всадницу» Карл Брюллов написал в Милане и тут же показал в местной Академии изящных искусств. Публика картину оценила и даже сравнила русского художника с Питером Паулем Рубеном и Антонисом ван Дейком. Полотно, на котором изображена то ли графиня Юлия Самойлова, то ли её воспитанница, является, по словам искусствоведа Магдалины Раковой, «типичным примером портрета-картины», в котором всё «задумано как апофеоз красоты и жизнерадостной юности, безмятежности ощущения жизни».

«Явление Христа народу» Александра Иванова (зал № 10)

На создание своего главного произведения Александр Иванов потратил 20 лет. Он называл его «всемирным», но не из-за отсутствия скромности, а потому, что картина изображает человечество в определивший его дальнейшую судьбу момент. Несмотря на большое количество персонажей, полотно не смотрится перегруженным. Напротив, мастеру удалось добиться впечатляющего баланса.

«Грачи прилетели» Алексея Саврасова (зал № 18)

«Грачи прилетели» — хрестоматийная для истории русского искусства работа Алексея Саврасова. Кажущееся незамысловатым произведение выполнено так тонко и чутко, что кажется, будто от него веет мягким весенним солнцем и талым снегом. Берёзки, церковь, скромный пейзаж и первые вестники пробуждения природы — всё в этой картине близко русской душе. По мнению критика Бориса Асафьева, своими «Грачами» Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести».

«Радуга» Ивана Айвазовского (зал № 19)

Кораблекрушение. Казалось бы, что нового мог сказать Айвазовский, оставаясь в рамках этой темы? Оказывается, многое! Данная картина стала новым витком в творчестве мастера, которого критики начали было обвинять в иссякании таланта. В этом произведении живописец в нетипичной для себя манере проработал цвет, предпочтя яркие насыщенные оттенки мягким приглушённым тонам. Радугу тут ещё надо постараться найти, но это не случайность: она олицетворяет призрачную надежду на спасение, что, конечно, очень поэтично.

«Неизвестная» Ивана Крамского (зал № 20)

«Неизвестная» Ивана Крамского балансирует между двумя жанрами — портретом и сюжетно-тематической картиной. Девушка, чья личность так и не разгадана, смотрит на зрителя царственным и немного печальным взглядом. Кто-то сравнивает героиню с Анной Карениной, кому-то в ней видятся черты Настасьи Филипповны из «Идиота». Полотно, ставшее одним из знаковых в творчестве Крамского, отчасти напоминает кадр из фильма и запоминается в том числе благодаря эффекту вырванного из жизни мгновения.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина и Константина Савицкого (зал № 25)

Часто указывается, что автор «Утра в сосновом лесу» — один Иван Шишкин, хотя в действительности над полотном он работал вдвоём с Константином Савицким. Кисти первого принадлежит пейзаж, второго — медведи. Наполненная светом композиция переносит зрителя в сердце бора, где встречает новый день косолапая семья. В эпоху СССР полотно зажило второй жизнью, начав массово появляться на коврах, обёртках конфет, марках и так далее.

«Алёнушка» и «Богатыри» Виктора Васнецова (зал № 26)

Один из главных сказочников отечественной живописи Виктор Васнецов представлен в Третьяковской галерее несколькими замечательными полотнами, среди которых — колоритные «Богатыри» и «Алёнушка». «Там русский дух, там Русью пахнет» — пушкинская фраза идеально подходит для описания картин художника. Богатыри воспринимаются как олицетворение созидательных сил русской земли, а Алёнушка — как воплощение чисто русской печали.

«Апофеоз войны» Василия Верещагина (зал № 27)

Одно из самых впечатляющих и пугающих произведений Василия Верещагина первоначально называлось «Торжество Тамерлана», но впоследствии получило имя «Апофеоз войны» с целью не делать конкретных исторических отсылок. На раме значится надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Это лишний раз напоминает, что рама — важная часть картины.

«Боярыня Морозова» Василия Сурикова (зал № 28)

«Боярыня Морозова» не только поражает масштабом (её размер — примерно 3x6 метров), но и увлекает сюжетом: во всей динамике Василий Суриков передаёт момент, когда приверженку старообрядчества Феодосию Морозову подвозят к Чудову монастырю, где будут держать в заточении. С особой тщательностью художник прорабатывает лица — как главной героини, так и людей из толпы. На одних читается сочувствие, на других — восхищение силой духа Морозовой, на третьих — непонимание: почему не отступиться от своих принципов и не зажить нормальной жизнью?

«Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (зал № 30)

В основу сюжета этой картины Ильи Репина лёг исторический эпизод, в ходе которого Иван Грозный в приступе гнева смертельно ранил своего сына Ивана. Лицо правителя выражает ужас и раскаяние, в глазах царевича читаются кротость и прощение. Любопытный факт: произведение стало первым полотном в Российской империи, подвергшимся цензуре.

«Демон сидящий» Михаила Врубеля (зал № 33)

Работа была создана Михаилом Врубелем под впечатлением от лермонтовской поэмы «Демон». Словно зажатый между нижней и верхней частями рамы персонаж олицетворяют внутреннюю борьбу, сомнение. «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый», — так описывал своего героя Врубель.

«Московский дворик» Василия Поленова (зал № 35)

Наряду с картинами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд», это произведение составляет лирико-философскую трилогию Поленова. В данной работе художник гармонично соединил пейзажную и жанровую живопись. По мнению искусствоведа Тамары Юровой, мастер вложил в композицию «всю силу своей любви к жизни, к людям, которая делает поэтичными даже самые обычные и прозаические вещи». Полотно действительно покоряет простотой и неподдельной задушевностью.

«Золотая осень» Исаака Левитана (зал № 37)

«Золотая осень» — одна из самых известных работ Исаака Левитана, в которой слышны импрессионистские нотки. Верный своим творческим принципам мастер сделал эту картину невероятно созвучной трепету русской души. Левитан выступает здесь не только как виртуоз кисти, но и как поэт, тонко чувствующий натуру. Недаром искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что никому до этого не удавалось так замечательно показать «пышное природы увяданье».

«Девочка с персиками» Валентина Серова (зал № 41)

В «Девочке с персиками» чудесно всё: и хорошенькая Верочка Мамонтова (дочь мецената Саввы Мамонтова), и уютный интерьер знаменитой усадьбы «Абрамцево», и рука молодого, но такого талантливого Валентина Серова. «Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», — так писал художник о своей работе.

«Троица» Андрея Рублёва (зал №60)

Наш маршрут завершается иконой «Троица» — одной из немногих сохранившихся работ Андрея Рублёва. В её основу лёг ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», согласно которому персонаж принимает у себя дома трёх таинственных странников, оказывающихся ангелами. Интересно, что стилистически произведение напоминает итальянские иконы, хотя Рублёв совершенно точно не был знаком с памятниками итальянского искусства.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Новая Третьяковка

О музее

27 августа были завершены противоаварийные работы по ремонту ливневой канализации в Новой Третьяковке, прорывы в которой стали причиной многочисленных протечек в залах. После завершения противоаварийных работ предстоит обследование и анализ ситуации для выяснения причин, которые привели к аварии, и предотвращения таких ситуаций в будущем. 

Обратите внимание на изменения в работе постоянной экспозиции и выставок в Новой Третьяковке!  

С 10 ноября 2020 года открыта первая часть постоянной экспозиции «Искусство XX века» — залы 1–14, посвященные искусству авангарда. 

Подробнее — в разделе «Новости» и «Постоянная экспозиция. Искусство XX века»


Новая Третьяковка представляет наиболее полную в нашей стране постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ века во всем его многообразии — авангард, социалистический реализм, искусство «сурового стиля» и «андеграунда», новейшие течения. Здесь проводятся масштабные ретроспективы великих русских художников, открываются экспериментальные выставки молодых авторов. Лекторий и Творческая мастерская предлагают широкий круг теоретических знаний и практических занятий для детей, студентов, взрослых
по искусству ХХ — начала XXI века.     

В деятельности Новой Третьяковки начался новый этап — была запущеная площадка Западное крыло, где проходят крупные междисциплинарные выставки, связанные с поиском актуальных тем и смыслов в современном искусстве, воплощенных новыми пластическими средствами. 

План залов Новой Третьяковки (PDF)
Доступный музей



Галерея осуществляет регулярную полную санитарную обработку помещений, включая гардероб и камеры хранения в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора и Министерства культуры РФ. Спасибо, что соблюдаете временные правила посещения!

История галереи

Русское искусство, какого вы никогда раньше не видели

Если вы любите искусство, в Москве есть музей, который нельзя пропустить: Государственная Третьяковская галерея, главный национальный художественный музей России. Уверяю вас, что вы будете удивлены собранием русской живописи этого музея, благодаря которому вы сможете лучше понять историю России. В этом посте я расскажу, как организовать визит и какие работы нельзя пропустить.

Я собираюсь поговорить...

0. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ и различные здания

Когда я был в магазине «Эрмитаж», просматривая артбук, я нашел список семи лучших художественных музеев мира: Эрмитаж, внесенный в список сначала, а ниже - Лувр, Метрополитен, Ван Гог, Прадо и Рейкс. Седьмым был Третьяковский музей.

Государственная Третьяковская галерея - один из важнейших музеев страны, лучший в Москве и главное хранилище русского искусства, незаменимое место для ценителей искусства.Его произведения искусства варьируются от средневековых икон до тенденций советского социалистического реализма или авангарда, прошедших через ведущих национальных художников на протяжении веков, вплоть до наших дней.

Основатель музея

Свое название получил в честь Павла Третьякова, московского коллекционера текстильного купца, который начал свои приобретения в 1856 году. Ему помогал брат Сергей. В 1892 году, когда у него уже было 2000 собраний произведений, он передал свое наследство городу. Год спустя состоялось официальное открытие музея.

Этот великий благотворитель умер в 1898 году и похоронен на уникальном и красивом Новодевичьем кладбище. Конечно, он и представить себе не мог, какой большой популярности достигнет его частная коллекция картин. Здесь вы можете увидеть портрет Павла Третьякова работы Ильи Репина (1883 г.):

Музей, расположенный в разных зданиях

Важно, что вы знаете, что разные музейные пространства объединены под брендом и называются Государственный Третьяков. Галерея.Наиболее важными из них являются сама Государственная Третьяковская галерея , где экспонируются работы с 11 века вплоть до начала 20 -го века, и Новая Третьяковская галерея , в которой можно увидеть изображения современное русское искусство ХХ и ХХI веков. Оба музея действительно ориентированы.

В Государственной Третьяковской галерее, Новой Третьяковской галерее и других филиалах с их собственным названием, по оценкам, хранится более 180 000 произведений, которые являются одними из самых драгоценных сокровищ русского искусства, в основном живопись, а также скульптуры и другие графические произведения.

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ (Лаврушинский переулок, 10), главное здание

Основная экспозиция Третьяковской галереи, которую посещают все желающие, находится в Лаврушинском переулке, 10, в очень центральном месте, по адресу 15- В 20 минутах ходьбы от Красной площади, Кремля или Храма Христа Спасителя.

Ближайшая станция метро к Третьяковской галерее - Третьяковская.

Главный фасад Галереи (находится в Лаврушинском переулке, 10) напоминает русскую сказку и возводился между 1902 и 1904 годами.Вход в музей возглавляет памятник его основателю Павлу Третьякову. В этом здании хранятся произведения искусства, относящиеся к XI веку - началу 20– годов, от знаменитых русских икон до домонгольских мозаик, не забывая, конечно, русские шедевры в виде портрета или пейзажа. современное время.

Рядом с музеем находится церковь Святого Николая, датируемая 17 годами, в которой также выставлены художественные произведения, такие как иконы, поскольку это еще одна часть музей, который сопровождает духовность места.

Кроме того, к комплексу Третьяковской галереи были добавлены другие пристройки, такие как Инженерный корпус, в результате последовательного расширения выставочных залов.

Примечательным фактом было то, что в мае 2012 года Государственная Третьяковская галерея была штаб-квартирой чемпионата мира по шахматам, пытаясь продвигать спорт и искусство в унисон.

Еще одно любопытство заключается в том, что во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, коллекцию временно перевезли поездом в Новосибирск, столицу Сибири, и в Пермь.

1.1. Что посмотреть в Государственной Третьяковской галерее: самые важные работы

Хочу выделить некоторые из наиболее признанных работ и художников Третьяковской галереи, на случай, если это поможет вам в вашем визите:

  • Работы Василия Ивановича Суриков (1848-1916), один из самых известных русских художников-реалистов. Его самые выдающиеся произведения посвящены историческим темам, связанным с Россией. Среди них особо выделяется:
    • Утро стрелецкой казни, 1698 год. Стрельцы - российский военный отряд, созданный в 1550 году во время правления Ивана IV Грозного. В оплату за свои услуги стрельцы получили землю. В течение 16 века они стали элитной организацией и приобрели влияние при русском дворе. Они восстали в 1698 году (стрелецкое восстание 1698 года) против царя Петра, когда он находился под Москвой. Когда Петр вернулся, он сурово наказал стрельцов, лично отрубив некоторым из них головы.
    • Боярыня Морозова .Феодосия Морозова была одним из самых известных сторонников движения старообрядцев или раскольников. На картине изображен арест Феодосии в 1671 году, в котором он держит два поднятых пальца, таким образом показывая древнюю форму Креста, сделанного двумя пальцами.
  • Богатырь (1898 г.) Одно из главных произведений Виктора Васнецова, над которым он работал двадцать лет. Здесь он представляет славянских героев: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича.

  • Крестный ход в Курской губернии (1880–1883) Илья Репин, изысканный и известный русский художник-реалист, на котором также изображены Иван Грозный и его сын (1885), картина, подвергшаяся вандализму нападение в мае 2018 года.

  • Работы Михаила Врубеля (1856-1910)
    • Принцесса мечты (1896)
    • Царевна-лебедь (1900)

  • Явление Христа народу (1837-1857) А.А. Иванова, на выполнение которой ушло двадцать лет.

  • Христос в пустыне (1872) Ивана Крамского .

  • Троица Андрея Рублиева, самого известного религиозного художника страны. Знаменитая икона, написанная, вероятно, между 1425–1427 гг.

  • Апофеоз войны (1871) Василия Верещагина, один из самых известных антивоенных аргументов в истории искусства.Оставлять пирамиду с головами своих жертв на окраинах покоренных городов было обычаем турецко-монгольского завоевателя Тамерлана. Этой шокирующей сценой Верещагин хотел осудить не только эту, но и все войны, которые грядут в будущем.

  • Композиция VII (1913) Василия Кандинского, художника-предшественника абстрактного и экспрессионистского искусства во всем мире, с большим количеством работ в Новой Третьяковской галерее.

  • Княгиня Тараканова (1864) Константина Флавицкого, изображающая наводнение в Крепости Св.Петр и Павел в келье, которую якобы занимает ложная дочь императрицы.

  • Богоматерь Владимирская, икона начала 9 -го века, к которой он очень почитается в России. Его автор анонимный, византийский по происхождению, находится в церкви Святого Николая в Толмачах.

  • Портрет неизвестной (1883) работы Ивана Крамского. Он представляет собой спокойную женщину с серьезным взглядом.В настоящее время это очень популярное произведение в России, хотя вначале этого не было, так как были люди, которые считали его изображением высокомерной и аморальной женщины.

  • Девушка с персиками (1887) Валентина Серова, одного из великих мастеров русской живописи. Эту картину принято считать отправной точкой русского импрессионизма. Также стоит отметить картину Сервова « Деревня » (1898).

  • Утро в сосновом лесу (1889) Иван Шишкин и Константин Савицкий.Одна из самых популярных картин русского искусства. Есть часть картины, которая служит оберткой для известной марки русских шоколадных конфет, которые я любил с детства.

  • Демон, сидящий (1890) Михаил Врубель. Это не типичный портрет дьявола с рогами и хвостом. Этот демон прекрасен, потому что он на самом деле был ангелом до того, как столкнулся со своим создателем.

  • Купание красного коня (1912) Кузьмы Петрова-Водкина.

  • Черный квадрат Казимира Малевича, это произведение, которое никогда не оставляет равнодушным, последняя версия которого, по оценкам, датируется концом 1920-х или началом 1930-х годов. Также можно отметить его Автопортрет (1910-1911).

1.2. Расписание, входные билеты и покупка билетов онлайн

  • Продолжительность посещения . Визит может длиться не менее 2 часов, хотя вы уже знаете, что это будет зависеть от ваших проблем или предпочтений.
  • Рестораны . Внутри музея есть кафетерий, на случай, если вы захотите поесть или выпить, хотя я бы не рекомендовал есть там. Также есть сувенирный магазин. Если вы ищете хороший ресторан на выходе из музея, рекомендую ресторан русской кухни «Абрамов» в 5 минутах ходьбы от него. Более экономичен ресторан украинской кухни «Тарас Бульба», который также находится в 5 минутах ходьбы, или ресторан «Грабли».
  • Часы . Вторник, среда и воскресенье, с 10:00.м. до 18:00 Четверг, пятница и суббота с 10:00 до 21:00. Выходной по понедельникам.
  • Онлайн билеты . Третьяковская галерея предлагает базовый вход на свои постоянные выставки в размере 500 рублей. Вы можете приобрести их в Интернете. Если вы хотите попасть на временные или комбинированные выставки, есть другие типы билетов. Студенты с международной картой ISIC платят только половину, а для до 18 лет вход бесплатный . Как и в других оживленных местах столицы, особенно летом, желательно покупать билеты заранее, чтобы избежать очередей.Процесс покупки билетов онлайн можно увидеть на следующих скриншотах. В следующем примере я покупаю билеты для 1 взрослого (500 рублей) и 1 до 18 лет (бесплатно) на 21 июля 2019 г .:

2. НОВИНКА ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ (Крымский Вал, 10), Художественный музей XXI века

Новая Третьяковская галерея (Крымский Вал, 10) была административно объединена с Третьяковской галереей в 1985 году и сегодня радует нас репрезентациями русского современника. искусство 20-го и 21-го веков, авангардное искусство и новые тенденции до сегодняшнего дня.

В соседнем здании, называемом Центральным домом художника, с 1980-х годов проводились выдающиеся выставки художников мирового уровня. К 2022 году планируется большая реконструкция всей этой культурной сети.

Ближайшая станция метро к Новой Третьяковской галерее - Октябрьская.

От Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10) до Новой Третьяковки (Крымский Вал, 10) можно дойти пешком примерно за 25 минут, в пути около 2 км и чуть больше.Во время этого пешего путешествия вы сможете созерцать на небольшом островке статую Петра Великого, колосс высотой 98 метров и весом около 1000 тонн.

Стоит посетить Новую Третьряковскую галерею. В нем представлены произведения современного русского искусства с произведениями Кандинского, Шагала и Малевича. Также рекомендую совершить поездку по окрестному парку со скульптурами и памятниками бывшего Советского Союза.

Билет стоит 500 рублей, его также можно приобрести в Интернете. Расписания такие же, как у главного корпуса Третьяковской галереи.Визит также может длиться минимум 2 часа.

3. ЭКСКУРСИИ С ГИДОМ

Если вы хотите совершить экскурсию и лучше понять работу этого сказочного музея, существуют различные туристические агентства, которые организуют экскурсии по музею. Я рекомендую следующее:

Надеюсь, эта статья помогла вам организовать ваш визит в Государственную Третьяковскую галерею в Москве.Если это было полезно, вы можете помочь мне, поделившись им в Twitter или Facebook. Спасибо.

.

Третьяковская галерея | Музеи Москвы

Государственная Третьяковская галерея - самый известный художественный музей Москвы. В музее находится одно из лучших собраний русского искусства в мире. Музей основан в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Русское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» основано в 1986 году. Здание Третьяковской галереи находится в переулке «Лаврушинский переулок» в Москве. Это одна из площадок музея.


Учредитель Третьяковской галереи - частное лицо Павел Третьяков.Свою коллекцию картин он начал в середине 19 века. Годом основания Третьяковской галереи считается 1856 год (хотя первые произведения искусства были приобретены ранее). Третьяковская картинная галерея была открыта для публики в 1867 году. Тогда она называлась Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых. На тот момент коллекция музея насчитывала 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников; 84 картины выполнены художниками из других стран. Павел Третьяков подарил свою картинную галерею городу Москве в августе 1892 года.

На фото: Картина Валентина Серова "Девушка и персики".

Коллекция Третьяковской галереи включает русскую живопись, иконы, графику, скульптуру и другие произведения декоративно-прикладного искусства. Главное здание Третьяковской галереи расположено на линии «Лаврушинский переулок» в Москве (между Лаврушинским и Малой Толмачевской линиями).

Здесь можно увидеть такие известные произведения искусства , как икона Троица Андрея Рублева, Явление Христа народу Александра Иванова, Иван Грозный и его сын Иван Ильи Репина, Апофеоз войны Василия Верещагина, Казимир «Черный квадрат» Малевича 1915 года, «Девушка с персиками» Валентина Серова и многие другие работы известных художников в музее.

В музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» также входят: комплекс зданий в Лаврушинском переулке, 10, картинная галерея на улице Крымский Вал, 10, церковь Николая Чудотворца в Толмачах, музей-мастерская А.С. Голубкина, дом-музей В. Васнецова, квартиры Васнецова, дом-музей П. Корина.

Считается, что главное здание Третьяковской галереи чаще всего посещают туристы. Филиал музея на Крымском Валу часто посещают интересующиеся современным искусством москвичи и иностранцы, проживающие в Москве.

Сайт: http://www.tretyakovgallery.ru/

Найти туры в музей и билеты без очереди можно здесь. Вот.

Информация для посетителей.

  • Главное здание Третьяковской галереи. Адрес: Москва, Лаврушинский переулок, 10. Ближайшие станции метро: «Третьяковская», «Полянка».
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу. Адрес: Москва, «Крымский вал», 10. Ближайшие станции метро: «Октябрьская», «Парк Культуры».

Проверить местонахождение Третьяковской галереи на карте Москвы.

Расположение станций метро

можно увидеть на схеме метро Москвы.

Если вы были в Третьяковской галерее в Москве, , поделитесь впечатлениями в комментариях внизу страницы. Всем хотелось бы знать ваше мнение о музее.

.

История постройки на Крымском Валу стала своеобразным отражением истории страны: на берегу Москвы-реки у Крымского моста могло быть много разных построек, в зависимости от требований времени. Изначально, в 20-х годах прошлого века, здесь планировалось разместить часть сельскохозяйственной выставки; в 1930-х здесь мог быть Дворец искусств. Тем не менее, в 1936 году Академия наук СССР переехала из Ленинграда в Москву, что поставило вопрос о строительстве огромного научно-организационного центра, который подчеркивал бы важность этой Академии.В связи с этим было решено провести архитектурный конкурс, в котором приняли участие и советские архитекторы. Лучшим признан проект А. Щусева. В 1938 году по личному завещанию и распоряжению И.В. Сталина в результате было принято решение возвести это здание Академии наук СССР прямо у Крымского моста, который находится недалеко от центра города. Строительство началось в 1939 году, но было приостановлено во время Второй мировой войны, а затем отозвано на Воробьевы горы.

В начале 1950-х годов академик архитектуры И.В. Жолтовский предложил построить здесь новый Дом Союзов. В декабре 1956 года, в ознаменование 100-летия Третьяковской галереи, было принято решение о строительстве нового здания музея, куда должны были быть переданы все коллекции галереи. Самым удачным показалось место постройки, которое находится недалеко от дома в Голутвине, где, кстати, родился основатель галереи Павел Третьяков в 1832 году.Но в 1959 году постановлением правительства проектируемое здание передали вновь созданной Государственной картинной галерее СССР. Новый проект, выполненный в мастерской И.В.Жолтовского (архитекторы Ю.Н.Шевердяев, Н.П.Сукоян и др.), Был утвержден в 1964 году. Строительство началось в 1965 году и превратилось в типичный советский длительный процесс, поскольку окончательно завершилось только в 1965 году. 1983.

Здание, спланированное как продолжение ансамбля Нескучного сада и ЦПКиО им. М. Горького в сторону Кремля, должно было быть большим парковым павильоном, ориентированным на набережную Москвы-реки. .Гигантские выставочные площади, несколько расширенных люксов, большие залы, предоставляющие возможности для различных пространственных преобразований, единичный проход для вестибюля и лестничных маршей, огромные окна, дающие возможность насладиться захватывающими панорамами Кремля, Москвы-реки и парк - это все возможности экспозиции, где некоторые из них есть.


Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие на почти десятилетие главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке сделало здание на Крумском Валу единственной выставочной площадью музея.Основная экспозиция в нем представила публике обширную коллекцию творческого наследия русских художников, работавших в 1920-1960-е годы. Кроме того, в залах развернулась активная выставочная деятельность.

Сегодня Новая Третьяковская галерея на Крымском Валу - это пространство современного искусства ХХ века, где проходят различные выставки, мастер-классы с известными современными художниками, лекции, концерты, конференции и другие оригинальные проекты.

.

Третьяковская галерея

Семья Третьяковых купила дом в Лаврушинском переулке в 1851 году. Но история этого имения восходит к концу XVII века. Уже тогда здесь были построены каменные палаты, которые в последующие столетия перестраивали. Кологривовы, тогдашние хозяева, также перестраивали палаты во второй половине XVIII века.

Купцы Шестовы провели очередную перестройку в 1835-1839 гг.

Павел Третьяков приобрел первые две картины русских художников: «Схватка с финскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера в 1856 году. Это стало основой его большой коллекции. Спустя какое-то время не хватило места для постоянно растущей коллекции. Павел пристроил к юго-западному углу главного дома пристройку, где и поставил в 1872 году свою галерею.

По мере роста коллекции архитектор А. Каминский, «семейный» архитектор Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери А. Сергей Третьяков) построил несколько зданий, в том числе вдоль Малой Толмачевской аллеи, с целью увеличения выставочной площади в 1880-х годах.

Тогда же был построен новый забор с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.

Павел Третьяков передал в дар городу Москве свою коллекцию, в которую входили на тот момент 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также 75 картин, принадлежащих его брату Сергею Михайловичу, который недавно скончался. В 1892 г. сам Павел стал пожизненным попечителем галереи. Даже после его смерти Третьяковский дом был перестроен и приспособлен под нужды галереи 1899-1900 годов.Здания в Лаврушинском переулке объединил новый фасад, спроектированный художником Виктором Васнецовым два года спустя. Тогда и появился привычный облик Третьяковской галереи.

I.E. Грабарь был назначен попечителем галереи в 1913 году. Директором галереи он стал после революции. К «Третьяковской галерее» добавились несколько соседних усадеб, в том числе закрытая к тому времени церковь Николая Чудотворца в Толмачеве в 1920-х - начале 1930-х годов. Архитектор Щусев построил дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны основного корпуса, помещения которого вскоре были включены в основную трассу экспозиции в 1936 году.

Экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь во время Великой Отечественной войны. Само здание было повреждено во время атак противника. Но к 1944 году большая часть комнат была отремонтирована.

В середине 80-х годов прошлого века в Большом Толмачевском переулке началось строительство нового хранилища и здания музея. К сожалению, новое выставочное здание было не очень неудачным с точки зрения архитектуры. Параллельно проводилась реконструкция основного корпуса с сохранением исторического облика.Все работы были завершены к 1995 году. Церковь Николая Чудотворца в Толмачеве - теперь это домовая церковь - музей Третьяковской галереи вошел в общий музейный ансамбль. Здесь, в частности, находится одна из самых почитаемых святынь Русской Православной Церкви - чудотворная икона Владимирской Богородицы.

В настоящее время коллекция галереи насчитывает более 170 000 произведений искусства. И это не только один из самых известных музеев мира, но и крупный исследовательский и реставрационный центр.

.

Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследования и реставрация

Лаврушинский переулок, 10, зал 11


В 2016 году завершена реставрация картины известного исторического художника Андрея Иванова «Святой Амвросий запрещает императору Феодосию входить в собор» (1829).

Картина, созданная в последний период творчества художника, была подарена в собрание Третьяковской галереи в 1968 году семьей Э.Г. Арендт, вдова известного кардиолога А.А. Арендт, тогда это называлось «Крещение князя Владимира в Херсонесе».

Однако при внимательном рассмотрении была установлена ​​подлинная иконография этого монументального произведения и обнаружены интересные факты его существования. Картина, представляющая редкую для русского искусства тему, была создана в числе других заказов церкви Русской духовной миссии в Китае.

Выставка позволит постоянным посетителям познакомиться с исследовательской и реставрационной деятельностью музея, привлечет внимание современных китаеведов и историков русских православных миссий за рубежом, ведь картина долгое время находилась в Китае, и обстоятельства ее возвращения. в Россию пока остаются неизвестными.


.

Москва сквозь века

Третьяковская галерея присоединяется к торжествам, посвященным 870-летию Москвы, и открывает масштабную выставку, отражающую облик города в его развитии с 17 по 21 век.

Миссия этого выставочного проекта - не только воспроизвести живописный образ Москвы, но и отразить характерные черты уклада жизни, характерные черты города - приверженность древней истории и морали, религии, статусу первой столицы. Оптимизм советской эпохи связан с активным строительством новой жизни.На выставке будет представлено около 100 работ из собрания Третьяковской галереи и частных антологий. Посетители смогут увидеть работы Симона Ушакова, Федора Алексеева, Василия Сурикова, Бориса Кустодиева, Василия Кандинского, Аристарха Лентулова, Эрика Булатова, а также малоизвестные полотна Аполлинария Васнецова, Василия Перова, Владимира Маковского, Александра Дейнеки, Александра Лабаса, Константин Юон, Евгений Вахтангов, Валерий Брайнин, Эли Белютин, Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова и многие другие.

Участники: Государственная Третьяковская галерея, частные коллекции.

.

Смотрите также