Ограда аничкова дворца


Решетку Аничкова дворца вновь украсят скульптуры золоченых двуглавых орлов, воссозданные по эскизам знаменитого архитектора Карла Росси

С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 февраля. /Корр. РИА "Новости" Анна Новак/. Решетку Аничкова дворца вновь украсят скульптуры золоченых двуглавых орлов, воссозданные по эскизам знаменитого архитектора Карла Росси. Торжественная церемония открытия возрожденных скульптур состоится в среду, 6 февраля.

Как рассказали корреспонденту РИА "Новости" в пресс-службе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры /КГИОП/, металлическая литая ограда, украшающая сад Аничкова дворца, была выполнена по проекту архитектора Карла Росси в 1817 году. Она состояла из 27 каменных столбов и 534 стальных копий высотой 5 м. Украшением решетки были скульптуры золоченых орлов. Они располагались на столбах ограды, ее пилонах и входных воротах.

По свидетельствам современников, ограда была подлинным украшением дворца. Но, после революции 1917 года все фигуры орлов - символов царской власти - были сняты. Дальнейшая судьба скульптур неизвестна до сих пор.

В конце 1990-х годов КГИОП принял решение отреставрировать решетку и восстановить утраченную скульптуру. На средства, выделенные из городского бюджета, в 1999 году была отреставрирована ограда, восстановлены и установлены на столбы 27 "малых" золоченых двуглавых орлов. В январе 2002 года были завершены работы по воссозданию трех последних скульптур: двух "больших" /размер 1,5 м, размах крыльев 2,2 м/ орлов, украшавших пилоны, а также орла, установленного в центральной части ворот, выходящих на площадь Островского. Все работы производило ООО "Производственно-строительное предприятие "Рест-Арт".

Аничков дворец был построен архитектором Франческо Бартоломео Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны.

После революции 1917 года во дворце располагался музей истории города, с 1936 года его занимает Дворец творчества юных.

В Санкт-Петербурге завершена реставрация ограды Аничкова дворца

Последние несколько лет практически все, что делается в Петербурге, приурочено к 300-летнему юбилею Северной столицы. Ремонт Троицкого моста, реставрация Адмиралтейства и Петропавловского собора, восстановление разорванной ветки метрополитена и строительство кольцевой автодороги - все эти дорогостоящие проекты должны быть завершены к маю 2003.

Помимо этого в городе одновременно реставрируется множество памятников и архитектурных ансамблей. В среду состоялся праздник открытия восстановленного шедевра металлического зодчества - знаменитой ограды Аничкова дворца, отлитой по проекту Карла Росси. На пилоны входных ворот вернулись золотые императорские орлы. Огромные символы российской империи с размахом крыльев свыше двух метров оказались самой сложной частью реставраторской работы, которая продолжалась более десяти лет. Эти большие императорские и 27 малых золоченых геральдических орлов бесследно пропали в революционном 17-м году. Несколько поколений ленинградцев подлинный облик ограды могли увидеть лишь на пожелтевших старинных открытках и фотографиях.

К 300-летнему юбилею города предстоит полностью завершить реконструкцию всего дворцового ансамбля. В его саду появятся предусмотренные проектом Росси фигуры рыцарей, будет отреставрирована и часть внутренних помещений.

Петербуржцы заметили недочеты в работе реставраторов ограды Аничкова дворца

Реставрация на четверку. Ограда Аничкова дворца вновь стала предметом обсуждений в интернете. На этот раз внимательные петербуржцы заметили на отреставрированной за 60 млн ограде существенные дефекты.

Например, на крыльях золотых орлов видны темные пятна. Свежая краска на чугунной решетке уже начинает шелушиться. А на бетонном основании ограды со стороны Невского проспекта пошли трещины. Подобные дефекты могли стать результатом нарушений условий реставрации — к такому выводу приходят эксперты.

Борис Калиничев, независимый эксперт: «Они слишком рано сняли тепляки. Штукатурный слой не успел набрать прочность. Без тепляка температура ноль, а иногда и минус градусов. Оставшаяся влага стала причиной трещин».

Ремонт ограды Аничкова дворца завершился в конце прошлого года. Когда теперь устранят недостатки и за чей счет — все подробности расскажут наши коллеги из программы «Петербургский дневник» в 14:10.

№ 39 Аничков дворец. Невский проспект. Дом за домом

№ 39

Аничков дворец

1741–1754 гг., М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли;

1776–1778 гг., перестройка, И.Е. Старов

Обширная территория между Садовой улицей и Фонтанкой принадлежала в начале XVIII века приближенному Петра I, первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга португальцу А.М. Девиеру. Организатор столичной полиции, пожарной и других городских служб, он был отправлен А.Д. Меншиковым в ссылку в 1727 году. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д.Л. Лукьянова. В 1741 году при поддержке преображенцев Елизавета Петровна вступила на трон (по преданию, именно отсюда она направилась с гвардейцами к Зимнему дворцу, чтобы занять престол) и вслед за этим распорядилась начать строительство Аничкова дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском проспекте. Назван он был по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 году под руководством М.О. Аничкова, командира работного батальона.

Проект здания составлен в 1741 году М.Г. Земцовым. После его смерти (1743 год) строительство вел Г.Д. Дмитриев, а завершил в 1754 году Ф.Б. Растрелли, который внес некоторые изменения в первоначальный замысел. В плане здание походит на растянутую букву «Н». Боковые трехэтажные крылья соединялись с двухэтажным корпусом, по оси которого выступали трехэтажные ризалиты. Разновысотность объемной композиции, использование пилястр – характерные особенности дворцового строительства раннего барокко. Вместе с тем тенденция елизаветинской архитектуры к обогащению форм проявилась в многообразии и затейливости рисунка оконных наличников, пышном убранстве фронтонов и парапетов. Растрелли увенчал торцы крыльев крупными гранеными куполами. Со стороны Невского купол поставлен над дворцовой церковью Воскресения Христова, для которой архитектор спроектировал трехъярусный золоченый иконостас (перенесен во Владимирскую церковь на одноименной площади).

Аничков дворец. Фрагмент гравюры по рисунку М.И. Махаева. 1753 год

Усадьба была отделена от Невского глухой каменной оградой с тремя воротами, а к Фонтанке выходил парадный двор с гаванью и двумя галереями вдоль берега. Большой регулярный сад с павильонами, беседками и скульптурами простирался до Садовой улицы.

В 1757 году Елизавета Петровна подарила дворец своему морганатическому супругу графу А.Г. Разумовскому. После его смерти усадьба перешла к его брату, президенту Академии наук графу К.Г. Разумовскому. В 1776 году Екатерина II пожаловала дворец своему фавориту графу Г.А. Потемкину, который был в то время вице-президентом Военной коллегии, генерал-губернатором южных областей. Для него дворец был перестроен в 1776–1778 годах И.Е. Старовым в формах раннего классицизма. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Облик его утратил черты живописного разнообразия и обрел строгий и несколько монотонный характер. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован.

С 1793 года дворец использовался для Кабинета Ее (Его) Императорского Величества (Е. И. В.). Внутренние переделки в здании выполнил архитектор Е.Т. Соколов. Западная часть усадебного сада была передана в 1799 году Театральной дирекции. Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 году, первоначально являлся личной канцелярией царя, а затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом и землями. С 1826 года он был подчинен Министерству Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда в соседнее здание на углу проспекта и набережной Фонтанки.

Больше столетия с начала XIX века дворец служил резиденцией императорской фамилии. В 1809–1816 годах его владелицей была великая княгиня Екатерина Павловна, сестра Александра I. Дворцовые интерьеры были частично изменены в 1809–1812 годах архитектором Л. Руска. В 1817 году дворец перешел великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 году императором Николаем I. Усадьба была в 1817–1820 годах реконструирована К.И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два садовых павильона, перепланировал пейзажный сад (при участии А.А. Менеласа и И.А. Иванова). Одновременно Росси начал работать над проектом грандиозного ансамбля с Театральной площадью (ныне площадь Островского), впоследствии занявшей западную часть прежней дворцовой усадьбы. С 1810-х годов во дворце имел квартиру поэт В.А. Жуковский, служивший при дворе. У него в 1820 году А.С. Пушкин читал законченную поэму «Руслан и Людмила». Жуковский был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, которому Аничков дворец был подарен в 1841 году.

Фотография 1900-х годов

Внутри дворец неоднократно перестраивался. От первоначальной планировки остались две параллельные анфилады, но от щедрой барочной отделки Растрелли ничего не сохранилось. Многие крупные архитекторы внесли свой вклад в формирование ансамбля интерьеров. От периода высокого классицизма дошли до наших дней: произведения Л. Руска – Танцевальный зал с ионическими портиками и Большая столовая с парными коринфскими колоннами, рельефами и росписью, а также фрагменты интерьеров К.И. Росси и росписи художника Д.Б. Скотти. В период эклектики оформлением помещений занимались Э.И. Жибер (1865–1866 годы), И.А. Монигетти (1868–1875 годы), М.Е. Месмахер (1886 год). В 1874–1875 годах архитектор К.К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады и над ним – зимний сад с большими окнами. Этот массивный средний ризалит дополнил объемную композицию здания.

С 1866 года здание стало резиденцией великого князя Александра Александровича. Вступив на трон, Александр III по-прежнему предпочитал полюбившийся ему Аничков дворец, где протекали его частная жизнь и государственная деятельность. Тут же прошли детство и юность его сына Николая, с 1894 года – императора Николая II. Здесь он также жил зимой 1894/95 года после бракосочетания с Александрой Федоровной. Последней хозяйкой дворца была мать царя, вдовствующая императрица Мария Федоровна. В 1914 году в дворцовой церкви состоялось бракосочетание племянницы Николая II, великой княжны Ирины Александровны, и князя Ф.Ф. Юсупова.

Фасад со стороны Невского проспекта. Фотография 2004 года

После Февральской революции 1917 года дворец был национализирован, в нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 года открылся Музей города – крупнейший научный центр градоведения (он занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста). Директором музея был избран видный архитектор и градостроитель Л.А. Ильин, его заместителем – историк архитектуры В.Я. Курбатов. Во дворце размещались отделы, занимавшиеся архитектурой, строительством и искусством в жизни города, бережно сохранялись исторические интерьеры, проводились выставки и лекции. Но в 1928 году мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции дворца расформированы. К 1935 году музей прекратил свою деятельность. Он стал одним из предшественников Музея истории Санкт-Петербурга, где хранится часть его коллекций.

Главный фасад. Фотография 2004 года

В 1937 году в Аничковом дворце открылся Дворец пионеров, созданный по идее С.М. Кирова. В 1936–1937 годах здание было реконструировано по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Две комнаты расписаны мастерами из Палеха на темы произведений А.С. Пушкина и М. Горького. До 1989 года Дворец пионеров носил имя партийного и государственного деятеля А.А. Жданова, в 1990 году переименован во Дворец творчества юных. Здесь работают разнообразные кружки и секции, коллективы самодеятельности, проводятся праздники, смотры и олимпиады. Для многих поколений детей и юношества дворец стал второй школой, сыграл огромную роль в развитии их интересов и знаний.

Здание Кабинета Е. И. В.

Построено по проекту Д. Кваренги в 1803–1805 годах на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, 31, на территории парадного двора Аничкова дворца. Первоначально предназначалось для торговых рядов и частично под жилье. Два Г-образных в плане корпуса соединены со стороны набережной изящной и величественной открытой колоннадой с попарно сгруппированными колоннами. Кваренги смело соединил ионические колонны с дорическим антаблементом, усилив тем самым выразительность ордерной композиции. По первому этажу корпусов проходила открытая аркада. Простенки обработаны трехчетвертными ионическими колоннами, объединяющими оба этажа.

Здание Кабинета Е. И. В. Фотография 1900-х годов

Здание Кабинета Е. И. В. Фотография 1970-х годов

Здание Кабинета Е. И. В. Фотография 1970-х годов

В 1809–1811 годах Л. Руска приспособил здание для Кабинета Е. И. В. Он также пристроил два флигеля с западной стороны и, вероятно, ограду с воротами по проспекту между Кабинетом и Аничковым дворцом. В 1885–1886 годах была заложена аркада первого этажа (архитектор Н.А. Шильдкнехт), что в значительной степени исказило облик здания. Стилевому характеру сооружения отвечает парадный зал, устроенный в 1915–1916 годах архитектором А.Я. Белобородовым в формах неоклассицизма. С 1918 года в здании размещались Отдел коммунальной и социальной гигиены, возглавляемый З.Г. Френкелем, и фундаментальная библиотека Музея города. Для Дворца пионеров в 1936–1937 годах архитекторы А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский пристроили симметричные корпуса, оформившие внутренний проезд. Эти корпуса, повторившие основные фасады здания, эффектно подчеркнули перспективу от набережной на центральную часть дворца.

Павильоны Аничкова дворца

Сооружены К.И. Росси в 1817–1818 годах в ходе реконструкции усадьбы и одновременно с разработкой первых вариантов проекта ансамбля Александрийского театра. Два небольших одноэтажных павильона расположены в саду по красной линии площади Островского и совпадают по осям с ризалитами главного здания Публичной библиотеки. Это первые постройки, определившие восточную сторону площади. В композиции павильонов с арочными проемами, парами колонн и фигурами древнерусских витязей заметно влияние Нарвских триумфальных ворот, первоначально сооруженных Д. Кваренги (1814 год). Скульптуры и барельефы исполнены по моделям С.С. Пименова. Живописность композиции придают обращенные в сад полукруглые выступы, также декорированные колоннами ионического ордера. Залы павильонов, поделенные колоннами, имеют необычную полуэллиптическую форму. Павильоны соединены строгой и торжественной металлической решеткой с изображением золоченых орлов. Ограда окружает дворцовый сад, который был местом прогулок и игр императорской семьи, а в советский период – Садом отдыха, популярным среди горожан. В глубине сада находился деревянный Летний театр, сооруженный по проекту архитектора К.Л. Иогансена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Аничков дворец в Санкт-Петербурге, Россия

Одно из старейших зданий на Невском проспекте, центральной улице Санкт-Петербурга, Аничков дворец стоит рядом с достопримечательностью Аничкова моста через реку Фонтанку. Когда здание было заказано императрицей Елизаветой в 1741 году, дворец располагался на окраине Петербурга, а Невский проспект был засажен деревьями. Первоначальный архитектор Михаил Земцов придал зданию его форму и размеры, а Франческо Бартоломео Растрелли завершил оригинальные украшения в стиле барокко.Елизавета подарила законченный дворец Алексею Разумовскому, своему любимому и неофициальному супругу.

  • Аничков дворец - одно из старейших исторических зданий Санкт-Петербурга.

  • Вид с воздуха на Аничков дворец

  • Парковая беседка у Аничкова дворца

  • Интерьеры Аничкова дворца

После смерти Разумовского Екатерина Великая выкупила дворец у его брата и, в свою очередь, подарила его своему любимцу и любовнику Григорию Потемкину.Между 1776 и 1778 годами Потемкин нанял архитектора Ивана Старова для реконструкции здания. Старов выровнял разные этажи дворцов в разных флигелях и заменил украшения в стиле барокко строгими фасадами в неоклассическом стиле, создав впечатляющий, но несколько однообразный вид, который сохраняется и по сей день.

Дворец вернулся в собственность Императора в конце 18 века, и на короткое время в нем размещались кабинеты Кабинета Его Высочества Императора, который управлял Императорскими поместьями и промышленными предприятиями.Позже он стал петербургской резиденцией различных членов Императорской семьи, в том числе Николая I, Александра II и Александра III до их восхождения на престол. После Октябрьской революции Аничков дворец на короткое время использовался как музей Санкт-Петербурга, а в конце тридцатых годов стал Ленинградским Дворцом пионеров - местной штаб-квартирой советского эквивалента бойскаутов. Сейчас он называется Дворцом творчества молодежи и является домом для множества организаций, предлагающих внешкольное образование в области декоративно-прикладного искусства, спорта, науки и техники.Часть здания также используется под Аничков лицей, одну из самых престижных средних школ Санкт-Петербурга.

Адрес: , Невский проспект, 39
Метро: Гостиный двор
Телефон: +7 (812) 314-9555
Время работы: с понедельника по субботу, С 10 до 18 часов.
Закрыто: Воскресенье
Веб-сайт: http: // www.anichkov.ru/rus/
Стоимость билета: Музей: 150 руб. Русскоязычные туры проходят по расписанию. Экскурсии на английском языке доступны только по предварительной записи.
Примечание для людей с ограниченными возможностями: Извините, этот музей не оборудован для гостей на инвалидных колясках.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

.

Аничков дворец в Санкт-Петербурге Россия

Аничков дворец - старейшее здание на Невском проспекте, один из десяти Императорских дворцов Санкт-Петербурга. У этого здания особая история: его часто дарили, чаще всего в знак привязанности или на свадьбу. Дворец расположен в центре города на набережной реки Фонтанки недалеко от Аничкова моста. Собственно, свое название дворец получил от моста, который, в свою очередь, был назван в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк построил там переправу.

История

Строительство началось в середине 18 века, когда в результате дворцовых переворотов на престол взошла императрица Елизавета. Тогда это были окраины Петербурга, а Невский проспект - лишь поляна. Поэтому дворец был задуман как украшение, которое увидят люди, въезжая в Северную столицу России. Его главный вход выходил на Фонтанку и имел специальный канал с прорытой гаванью в сторону дворца.

Автор проекта - Михаил Земцов.После его смерти Бартоломео Растрелли продолжил работы и построил дворец, который затем был окружен прекрасным садом с цветами и фонтанами.

Елизавета подарила дворец своему любимцу Алексею Разумовскому. После его смерти здание занял его брат Кирилл. Однако Екатерина II купила дворец, а затем отдала его своему фавориту - Григорию Потемкину. Также она предоставила ему 100 тысяч рублей на реставрационные работы. Аничков дворец перестроили в стиле классицизма, гавань затопили.

Вид на комплекс Аничкова дворца с высоты птичьего полета. Фотография взята с сайта

В конце 18 века Императорская семья снова приобрела дворец и превратила его в Императорский кабинет. Архитектор Джакомо Кваренги добавил два отдельных корпуса перед дворцом. В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре Екатерине. Но спустя годы, после ее отъезда, дворец снова выкупили и он стал свадебным подарком императору Николаю I.Архитектор Росси внес другие коррективы, и дворец обзавелся новым корпусом, парой садовых беседок и забором.

В 1841 году дворец был подарен сыну Николая Александру II. Через 25 лет его снова подарили Александру III, который испугался теракта и приказал построить вокруг здания огромную стену. После его смерти в этом дворце жила жена Александра Мария Федоровна.

После революции и до 1925 года Аничков дворец служил музеем старого Петербурга.

С 1937 года бывшая Императорская резиденция принадлежала детям. Во-первых, это Ленинградский Дворец пионеров, который в 1990 году сменил название на Дворец творчества молодежи.

В первую блокадную зиму здесь располагался хирургический госпиталь, а уже в мае 1942 года дворец распахнул свои двери для детей. Во время блокады он продолжал работать, предлагая детям различные курсы и отмечая Новый год.

В настоящее время существует более 1300 спортивных и художественных курсов.Это место проведения научных конференций, фестивалей и конкурсов. Это крупнейший центр в России, предлагающий детям дополнительные занятия. Вы также можете посетить дворец в рамках экскурсии.


Экскурсии согласно ежемесячно меняющемуся расписанию и должны быть заказаны заранее.


Адрес
Невский проспект 39
Метро / Метро
Гостиный двор
Автобусы

3 Дворец Творчества 900М43М43, Уных

2 , 7, 22, 24, 27, 181, 191

Тележки
Дворец Творчества Уных 1, 5, 7, 10, 11, 22


Аничков дворец входит в состав моего частного тура:

Также вы можете настроить тур или забронировать внутреннюю экскурсию.


Поделиться

.

Аничков дворец

Аничков дворец был построен в XVIII веке как первый каменный дворец на Невском проспекте. Первоначально дворец назывался «дворец у Аничкова моста». Мост, в свою очередь, был назван в честь офицера, командовавшего батальоном, выполнявшим строительство моста через реку Фонтанка. В течение XVIII века дворец подарила своим приспешникам императрица Елизавета, а затем императрица Екатерина II, в XIX веке дворец принадлежал королевской семье.Сегодня здесь находится Дворец активности молодежи с рядом клубов для детских занятий: искусства, науки, спорта, технических наук, общественной активности, проводятся застолья и театральные представления. Здесь отмечают главный новогодний праздник «Ёлка».

В залах Дома радио записывались выступления хоров, оркестров и радиоспектаклей. После 300-летия Санкт-Петербурга залы были реконструированы по современным стандартам. Сегодня записываются не только оркестры, но и щелчки каблуками.

Заходите в сад Дворца Молодежи - хорошее место для спокойной прогулки, тишины, несмотря на то, что рядом с Невским проспектом.

.

Аничков дворец | Rusmania

Аничков дворец - бывший императорский дворец, названный в честь расположенного неподалеку Аничкова моста. Он был спроектирован Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы и построен в период с 1741 по 1753 год. В то время дворец считался окраиной города. Елизавета подарила дворец своему любимцу Алексею Разумовскому. Екатерина Великая выкупила его и отдала своему любимцу Григорию Потемкину. В конце 1700-х годов этому месту был придан классический вид, и его снова выкупила императорская семья.Император Александр I передал его своей сестре Екатерине Павловне, когда она вышла замуж за герцога Георгия Ольденбургского, а затем их брат Николай Павлович воспользовался им и сохранил его, когда стал императором Николаем I, за это время он стал известен как Николаевский дворец. Здесь вырос будущий император Александр II (сын Николая I). В 1841 году Николай I передал дворец своему внуку Александру Александровичу (будущему императору Александру III), который использовал его как свою главную резиденцию.

После революции дворец был национализирован и некоторое время использовался как музей.Однако в 1937 году здесь был открыт Дворец пионеров (пионеры были советским эквивалентом движения бойскаутов). Во время войны здание было превращено в военный госпиталь и оставалось открытым на протяжении всей блокады. Сегодня дворец используется для проведения Дворца творчества молодежи Санкт-Петербурга, и, хотя иногда проводятся экскурсии по дворцу, обычно он закрыт для публики.


.

Смотрите также