Норвежец на фраме


Экспедиционное полярное судно Фрам

"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

 

Экспозиция судна Фрам в Осло

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56' с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

 

Винто-рулевая группа в кормовой части судна Фрам

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

В 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Нансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.

«Дух армянского народа невозможно сломить никакими бедствиями и гонениями» — Армянский музей Москвы и культуры наций

В том же году Филип Ноэль-Бейкер пригласил Нансена принять участие в контроле за репатриацией 500 тысяч германских и австрийских военнопленных из России. Задача осложнялась хаосом, сопровождавшим русскую революцию, и решением советского правительства не признавать Лигу Наций. Однако международный авторитет знаменитого исследователя позволил ему добиться допуска к пленным. Не имея ни транспорта, ни запасов продовольствия для репатриантов, он обратился к Лиге Наций с запросом о средствах на эти цели. Нансен убедил большевистские власти доставить военнопленных на границу и с помощью захваченных немецких судов, находящихся в Англии, вывез их из советских портов. К сентябрю почти 437 тысяч пленных вернулись на родину.

В то же время Нансен занимался решением другой задачи — обеспечения жильем 1,5 млн русских эмигрантов, бежавших от революции. Многие из них не имели удостоверений личности и перемещались из страны в страну, оседая в убогих лагерях, где от голода и тифа умирали тысячами. Нансен разработал международные соглашения о документах для беженцев. Постепенно 52 страны признали эти документы, которые получили название «нансеновских паспортов». Именно благодаря усилиям норвежца Нансена большинство эмигрантов обрели кров.

Во время голода, обрушившегося на Советскую Россию летом 1921 года, Нансен, который в июне был назначен верховным комиссаром Лиги Наций по вопросам беженцев, обратился к правительствам с призывом оказать помощь, оставив в стороне политические разногласия с Советами. Лига Наций отклонила его запрос о займе, но США, например, выделили на эти цели 20 млн долларов. Средства, собранные правительствами и благотворительными организациями, позволили спасти 10 млн жизней. Он также позаботился и о беженцах во время греко-турецкой войны 1922 года: миллион греков, живших в Турции, и полмиллиона турок, живших в Греции, поменялись местами.

Полярная Заря, часть LXX. На борту легендарного "Фрама": periskop.su — LiveJournal

Самое интересное про Осло я, однако, оставил на десерт. Вы, наверное, догадались - это я про шхуну «Фрам», детище Колина Арчера и один из самых легендарных кораблей в истории мореплавания.
В его активе — три полярные экспедиции с научными открытиями мирового значения: арктический дрейф Нансена (1893-1896), исследования Канадского Арктического архипелага Свердрупа (1898-1902) и вершина карьеры — антарктическая экспедиция Руала Амундсена к Южному Полюсу (1910-1912).

Неудивительно, что на борт «Фрама» экспедиционеры поднимались с некоторым волнением: что-то там нас ждёт? что мы увидим? Должен сказать, что наши ожидания полностью оправдались и мы не пожалели после этого, что заехали в норвежскую столицу, несмотря на некоторую унылость общих впечатлений от города - «Фрам» всё реабилитировал! И вообще, если вы не видели «Фрам», то и в Осло, на мой взгляд, не были.
* * *
Однако этот корабль в своё время вполне мог и пропасть для истории, когда он догнивал в Буэнос-Айресе в середине 1920-х, никому уже не нужный и со снятым такелажем. Как обычно в таком случае, судьбу его решила кучка энтузиастов, озаботившихся его спасением и восстановлением внутренних интерьеров. А потом уже подключилось и государство, понявшее через некоторое время, что «Фрам» - это не просто корабль, но и выражение норвежского национального духа, свидетель славных деяний отважных исследователей - и, более того - часть идентичности этой нации. В 1935 году он стал кораблём-музеем, и даже нацисты в годы окупации не тронули его.
И вот теперь и мы можем его посмотреть.
Давайте же пройдем на борт!
Предупреждаю, пост большой, иллюстраций много — полсотни.

Со стороны Осло-фьорда, если подходить по воде, избушку с "Фрамом" видно издалека (жёлтая, в центре), а справа от неё - музей "Кон-Тики" и "Ра". Однако нужно выходить на второй пристани - сперва катер от Ратуши привезёт нас гораздо правее, в некотором отдалении от этого места.

Вид на музей "Фрама" с берега. Рядом - вторая избушка, там стоит другое судно, относящееся к Морскому музею, мы на него уже не успели.

Музей "Фрама" позиционирует себя как мировой, а не локальный - и поэтому при входе наличествуют приветствия на основных языках планеты, кроме норвежского - на английском, немецком, французском, итальянском, испанском, русском, японском и китайском.

Внутри этой "избушки" стоит и сам легендарный корабль, как в сухом доке. Это правильно, поскольку цель хранения - обеспечить полную сохранность реликвии для потомков. Слишком он важен для Норвегии.

Вид на "Фрам" спереди. Для масштаба в кадре есть люди и первая, "нижняя" линия стендов с различными экспонатами.

Около форштевня стоит Нансен, руководитель первой экспедиции и заказчик корабля, определивший его параметры (было высказано предположение, что это Арчер, но по-моему, это именно Нансен).

«Фрам» считается самым прочным кораблём из дерева, среди когда либо построенных. Арчер создал «Фрам» специально для арктической экспедиции Фритьофа Нансена, который предполагал вмерзнуть в арктические льды и с помощью дрейфа достичь Северного полюса. Необходимое условие прочности корпуса, способного выдержать давление льдов, конструктор заложил в проект, кроме того, Нансен проводил опыты по трению различных материалов о лёд. Из-за этого корабль имел значительную осадку и нетипичные для того времени обводы. Поперечное сечение корпуса соответствовало форме яйца, борта корабля были сделаны толщиной 80 сантиметров, носовая часть усилена — ее толщина достигала 120 см. Набор — дубовый, обшивка — сосновая в четыре слоя. Расстояние между шпангоутами не превышало 3-4 см., это пространство было залито битумом с опилками, для достижения полной водонепроницаемости. Изнутри борта обиты пробкой, войлоком, оленьими шкурами и декоративной панелью из ели.

Первая экспедиция "Фрама". Ледовый дрейф в Восточной Арктике. 1895 г.

А это уже фото встречи "Фрама" в гавании Христиании, после трехлетнего арктического похода, 1896 г. Его легко узнать по облепленности встречающими лодками и отсутствию расцвечивающих флагов.

Парусное вооружение принималось как у шхуны. Так как мощный корпус получился достаточно тяжелым (420 т. с паровой машиной и наполненным котлом), то скоростные характеристики корабля были принесены в жертву надежности. Судно отличалось превосходной управляемостью, было вёртким, легко всходило на волну, но отличалось валкостью из-за скруглённых обводов и отсутствия киля. Помимо парусов корабль был оборудован паровым двигателем (машина тройного расширения с кулисой, позволяющей превратить её в компаунд; номинальная мощность 220 л.с.). Во избежании поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды с помощью лебедки. Также, впервые в истории, для выработки электричества на «Фраме» была установлена динамомашина, которая могла работать либо от паровой машины, либо от ветряка.

"Фрам" в антарктических морях, 1910 г.

Экспедиция, в составе 13 человек (причём 13-й — матрос Бернт Бентсен (1860—1899), вошёл в состав команды за полчаса до отплытия), отправилась из Христиании в июне 1893 года, имея запас провизии на пять лет. Угля было взято 100 т., что соответствовало запасу на шесть месяцев полного хода, а, кроме того, по 20 тонн керосина и сырой нефти для отопления внутренних помещений. Полезная нагрузка (конструкционная — 380 т.) была превышена более чем на 100 тонн, так что при отплытии «Фрам» имел надводный борт высотой не более 50 см.
«Фрам» проследовал вдоль северного побережья Сибири. Не доходя до Новосибирских островов около 100 миль, Нансен изменил курс на более северный. К 20 сентября, достигнув 79º с.ш., «Фрам» прочно вмерз в паковый лед. Нансен и его команда приготовились к дрейфу на запад, к Гренландии.
Дрейф «Фрама» прошел не так близко к полюсу, как надеялся Нансен. Нансен вдвоем с Ялмаром Йохансеном покинули судно и попытались достигнуть полюса пешком. Они смогли достичь 86º14’ с.ш., и решили повернуть назад, отправившись к Земле Франца-Иосифа. В августе 1895 — мае 1896 гг. они были вынуждены зимовать в экстремальных условиях на о. Джексона. 19 июня 1896 г. Нансен и Йохансен вышли на базу Эльмвуд экспедиции Фредерика Джексона на мысу Флора о. Нордбрук.
У Шпицбергена «Фрам» смог освободиться из льдов и направился к югу, после 1041 дня дрейфа. Блестяще зарекомендовала себя система ветрогенератора для выработки электроэнергии для освещения (работала с октября 1893 по август 1895 г., разобрана из-за износа механизмов). Хотя судно не предназначалось для использования в качестве ледокола, но за 28 ходовых суток было пройдено 100 миль в ледовых полях в июне-июле 1896 г. В августе 1896 году Нансен и Йохансен встретились с судном экспедиции в норвежском порту Варде.

Карта Первой Арктической экспедиции "Фрама".

Как видите, Нансен прошёл аж до дельты Лены, затем повернул на север и проследовал Землю Санникова. "Фрам" без Нансена после дрейфа в 1896 г. вернулся в Тромсё.

В 1907 г. «Фрам» был передан экспедиции Амундсена, во время которой предполагалось начать пятилетний дрейф через Арктику в районе Берингова пролива, для чего следовало предварительно пересечь Атлантический и Тихий океаны. Судно подверглось генеральной ревизии, в ходе которой выяснилось, что деревянная конструкция, выдержавшая две арктические экспедиции, не повреждена, однако внутренняя теплоизоляция и угольные ямы поражены грибком. В ходе капитального ремонта в 1909 г. «Фрам» был переоборудован для перехода через Тихий океан. Паровая машина была заменена на двухцилиндровый дизельный двигатель (180 л.с.). Запас керосина (90 т.) обеспечивал 95 дней беспрерывной работы двигателя.
Поскольку двигатели фирмы Дизеля в 1909 г. были, скорее, экспериментальными моделями, бортмехаником «Фрама» стал конструктор его двигателя — Кнут Сюндбек. Помещения для экипажа были расширены, чтобы можно было вместить 20 человек и запасы продовольствия на 2 года вперёд, 100 ездовых собак, дом для зимовки в Антарктиде, запасы угля и дров и т. д. После всех перестроек, водоизмещение «Фрама» достигло 1100 т. В 1910 году Руал Амундсен отправился в Антарктику, причём с мая 1910 по январь 1911 г. было пройдено 16 тыс. морских миль без захода в порты. 13 января 1911 года, Амундсен подошёл к ледяному барьеру Росса в Антарктиде. Он высаживается в Китовой бухте Антарктиды, выехав на собачьих упряжках 19 октября 1911 года, уже к 14 декабря 1911 года достигает Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.

Карта Третьей Антарктической экспедиции "Фрама" (только южная часть экспедиции).

На этой карте из архива "Лайфа" наглядно показана часть антарктического пути "Фрама" (линии внизу карты).

Ну вот, я немного вам рассказал об истории этого замечательного корабля.
А теперь давайте взойдём на борт "Фрама".

Корабль сам по себе небольшой (водоизмещение 800 - 1100 тонн). Он по размеру и вместимости примерно эквивалентен среднему рыболовному траулеру, на которых я часто бывал, живя на Камчатке. Однако по устройству он совершенно уникальный, учитывая его назначение. У него очень большая для такого водоизмещения осадка (около 5 метров) и маленькая, даже смешная, крейсерская скорость экономичного хода (5,5 узлов). Скорость принесена в жертву всем остальным характеристикам корабля, который предназначен для плавания в экстремальных условиях.

На палубе "Фрама", вид в сторону носа. Деревянная дверь - вход внутрь.
Один из экспедиционеров (Маэстро) усердно снимает другие виды, пока я стою на мостике и снимаю этот ракурс :)

Носовая часть, близ якорных клюзов.

Вентиляционные трубы машинного отделения. Вид в сторону кормы.

Фрагмент такелажа.

Вид на корму.

Кормовой штурвал.

"Polarskibet. FRAM"

Между мачтами, на тонких и почти невидимых лесках, очень оригинально подвесили тяжёлого антарктического буревестника.
Впечатление производит!

Конечно, в экспедициях палубы "Фрама" были весьма непрезентабельными - ведь это корабль-работяга, а не яхта для увеселений. Вот, скажем, фото 1911 г. (архив Life), антарктическая экспедиция Амундсена: на палубе гуляют и лежат гренландские лайки, которые потом повезут полярников по льдам к Южному полюсу.

Из книги Амундсена "Южный Полюс":
Самым важным при снаряжении было найти хороших собак. Как я уже говорил, я должен был действовать уверенно, быстро и без промедления, чтобы с успехом привести все в порядок. На следующий же день после принятия мною решения, я уже был на пути в Копенгаген, где как раз в это время находились два инспектора гренландской администрации. Я с ними договорился, и они взялись доставить мне к 1 июля 1910 года в Норвегию 100 самых лучших гренландских собак. Таким образом, "собачий" вопрос был разрешен, так как выбор собак находился в опытных руках.

Амундсен взял с собой в рейс 97 собак (в т.ч. 10 сук — четыре щенка родилось в пути, два было оставлено), на поход к полюсу - 52 собаки, назад с ним вернулось 12. После покорения Южного полюса предшественники "Гринписа" лили на него грязь и обвиняли в жестокости: как так, дескать, хладнокровно забил большую часть ездовых собак, изверг! Но факт остаётся фактом: для выживания и покорения полюса часть ездовых собак в пути была забита, сложена в специальные "холодильники" и пошла на пропитание другим собакам на обратном пути.

Теперь давайте спустимся вниз, в недра "Фрама".

Трапы круче, чем на пассажирском лайнере - видно, что при проектировании инженеры очень ответственно относились к использованию пространства.

Первый внутренний ярус помещений (где находится кают-компания и каюты).

Зайдём в кают-компанию. Она сделана подчёрнуто комфортно, в противовес другим, "рабочим" помещениям: бильярдный стол, граммофон, библиотека, пианино, мягкие диваны. Предполагалось, что в течение сурового трёхлетнего плавания это помещение должно было было служить средством релаксации экипажа.

Диваны на самом деле тёмно-красного цвета.

Проход от кают-компании к каютам экипажа. Там уже значительно меньше места.

Камбуз.

Очень интересна точка зрения Амундсена на алкоголь в экспедиции (из книги "Южный полюс"):

Интерьеры "Фрама" во время Третьей (антарктической) экспедиции, из архива Life.
Как видите, в начале похода на борту были даже живые свинки :)

Команда "Фрама" в Третьей (антарктической) экспедиции.
Часть этих людей впервые в истории достигнет Южного полюса, 14 декабря 1911 года.

Граммофон в кают-компании.

Каюта №7, где жили Отто Свердруп (вторая экспедиция) и Руал Амундсен (третья).

Теперь спустимся в трюмную часть "Фрама", ниже ватерлинии.

Силовые "рёбра" конструкции.

Конструкции в носовой части.

Машинное отделение, со 2-го яруса (стоит дизель, который был в Третьей антарктической экспедиции). В первых двух была паровая машина.

Вид машинного отделения с 1-го яруса, трюмного.

Надпись на основании дизеля.

Стол в углу машинного отделения с инструментом.

Запасные винты в трюме.

А вот, кстати, винт и руль "Фрама" (вид снаружи).

Лыжное полярное оснащение, в трюме.

Набор хирургических, медицинских инструментов и спасательный инвентарь (2-й ярус).

Больше я показать не смогу: иначе пост раздуется до слишком больших размеров. Скажу лишь, что от обхода и осмотра корабля и его деталей впечатление осталось грандиозное. И конечно, экспедиционеры просто не могли не сняться на память на его борту.
Маэстро решил запечатлеться за штурвалом...

...а Командор - на мостике.
Боцмана Зеленого мы не смогли нигде найти в момент сьёмки: он куда-то запропал и был обнаружен нами уже внизу, минут через двадцать.

Внизу продается много разных сувениров о "Фраме", причём по весьма высоким ценам. Но, кто хочет - тот купит на память.

Можно приобрести и портреты полярников (тут - Нансен), книги, видеофильмы, диски...

Сувенирная вилка и конверт.
Вот такие сувениры поехали после нашего посещения в разные концы света - в Америку и в Россию.

Вывод такой: кто вдруг окажется в Осло и любит путешествия - обязательно идите! Просто даже без вопросов и раздумий! Даже если больше ничего там не посмотрите. Впечатление - потрясающее. Только надо идти пораньше, пока народу мало.

Текст, выделенный коричневым, взят отсюда. Исторические снимки - архив "Лайфа".

Автопробег "Полярная Заря - 2008", полное содержание

Продолжение следует

Норвегия. Осло. Музей «Фрама» - Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни» — ЖЖ

Фотографии Антона Дергачева, комментарии Владимира Дергачева

Музей «Фрама», основанный в 1936 году, посвящен истории знаменитых норвежских полярных экспедиций.


Норвежская деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе с норвежского «Вперёд») была специально построена для плавания в полярных широтах. На шхуне были совершены экспедиции к Северному полюсу и Южному полюсу: норвежские арктические экспедиции под руководством Фритьофа Нансена (1893 – 1896) и Отто Свердрупа (1898 – 1902) и антарктическая экспедиция, возглавляемая Раулем Амундсеном (1910 – 1912).

Фритьоф Нансен был автором проекта «Фрама», предназначенного не только  для плавания в арктических водах. Судно должно было выдержать вмерзание во льды, чтобы таким способом  дрейфа достигнуть  Северного полюса.


Старая фотография спуска «Фрама» на воду

Посетители могут подняться на борт «Фрама»

Памятник создателю «Фрама» Колину Арчеру. Парусник  считается самым прочным в мире кораблем из дерева.

Маршрут экспедиции Нансена

В музее представлены материалы, посвященные организации Нансеном гуманитарной помощи  жертвам голода в Поволжье в период гражданской войны в России.
На снимке — награды Фритьофа Нансена.

Норвежский путешественник, «Наполеон полярных стран»,  Рауль Амундсен (1872 – 1928) стал первым человеком, достигшим Южный полюс (14 декабря 1911 года) и первым побывавшим на двух географических полюсах Земли.  Под его руководством на «Фраме» был совершен морской переход по Северо-Западному (вдоль Канады) и Северо-Восточному (вдоль Сибири) пути в Арктике. Погиб в 1928 году во время поисков  пропавшей экспедиции  на дирижабле итальянца Умберто Нобиле. Имел многочисленные награды, его именам названы  многие географические объекты.

Старая фотография, на которой Амундсен с собакой изображен на фоне «Фрама» (1910).

Во время антарктической экспедиции

Памятник великим норвежским путешественникам

Капитанский руль  «Фрама»

Кают-компания

Пианино и граммофон в кают-компании

Судовой туалет 

Media news Newsland – комментарии, дискуссии и обсуждения новости.

Примерно две трети площади Норвегии занимают горы, а площадь пахотных земель составляет всего около 2 %. Несмотря на скудость природных ресурсов, эта страна считается одной из лучших для проживания во всем мире. Да и уровень счастья там удивительно высок.

Мы задумались: может быть, дело в особом образе жизни и мышления? И мы узнали, какими качествами отличаются норвежцы и чем они живут. А в бонусе вас ждет парочка занимательных историй, которые помогут понять эту нордическую культуру еще лучше.

1. Заговорить с незнакомцем в Норвегии просто так не получится

© Free2014 / depositphotos, © Pierdelune / depositphotos

Личное пространство в Норвегии — это святая святых каждого человека. И одна из причин, по которым многие считают норвежцев холодными и недружелюбными. На самом деле местные просто не открывают душу первому встречному.

Здесь некультурно занимать место в общественном транспорте рядом с кем-то из пассажиров, если где-то есть хоть одно пустое сиденье. А для того чтобы завязать разговор с незнакомцем, обязательно нужен предлог. Как правило, беседа начинается с вопроса о погоде, особенно если вы находитесь вдали от столицы.

Из-за такого негласного кодекса поведения у застенчивых людей порой возникают проблемы.

Они чувствуют себя очень одинокими, но не могут решиться подойти к кому-то и заговорить.

 

  • Ловил попутку. Остановилась женщина. Дородная такая, с толстыми косами. Я сказал, куда мне надо, — молча кивнула. Поехали. Тут она внезапно тормозит, вытаскивает меня из машины и сует мне еду. Сама тоже ест. Поели. Меня так же молча проводили в машину. Едем дальше. Начинается гроза. Женщина сворачивает к какому-то домику. Заходим внутрь. Она начинает доставать из ящиков какую-то еду, а я спрашиваю, ее ли это дом. В ответ получаю: «Ок». Провели вместе ночь, потом она довезла меня до того города, который был мне нужен, молча высадила и уехала. Сказать, что я находился в шоке, — ничего не сказать. © Francis Xavier / quora

2. Лучший способ провести выходные — уехать на дачу, где нет ни света, ни воды

© EAST NEWS

У местных особое, трепетное отношение к природе. Большинство обожает активный отдых: лыжи, кемпинг, рыбалка и т. д. Если кто-то не очень любит природу, то он выглядит немного странным в глазах общества.

Многим часто приходится объяснять соседям, коллегам и другим интересующимся, почему очередные выходные не были проведены в лесу или горах. Таково положение вещей не только в провинции, но и в столице страны.

Даже на открытках для туристов в основном изображены различные красивые виды, а не культурные достопримечательности.

А состоятельные норвежцы, как правило, имеют уединенный домик где-нибудь в глубине леса — аналог нашей дачи. Причем домики обычно сделаны из дерева, к ним нет подъездной дороги (пару километров или даже больше приходится идти пешком), внутри почти не имеется благ цивилизации (нет сантехники, электроприборов типа тостеров или микроволновок), а особо отважные не пользуются даже электричеством. За водой ходят к ближайшему источнику или привозят ее с собой из города.

3. Равенство полов в Норвегии не просто слова. Хотя и тут есть некоторые допущения

© Max Mumby/Indigo / Getty Images

Норвежцы советуют иностранным гражданам не быть джентльменами. Звучит странно, но дело в том, что в этой стране официально никакой разницы между мужчинами и женщинами нет — все они просто люди. И если ненароком открыть даме дверь или отвесить комплимент, можно ее обидеть или нарваться на неприятности.

При этом любопытно, что, по наблюдениям жителей страны, местные мужчины по возможности предпочитают завязывать отношения с иностранками или приезжими. Одна из причин — горделивость и требовательность коренных норвежек.

Кроме того, многие отмечают, что на самом деле женщины втайне хотят, чтобы мужчина не делил с ними счет в кафе или ресторане, а заплатил сам. Во всяком случае на первом свидании. На последующих встречах финансового равноправия будет гораздо больше.

В браке, как правило, роли распределены несколько иначе, чем в российских семьях. Например, мужчина помогает по дому, ухаживает за детьми и следит за домашним хозяйством, но ожидает от женщины существенного вклада в финансовое благополучие семьи. И если норвежец может поменять младенцу подгузник, то норвежка в состоянии поставить без посторонней помощи зимние шины на автомобиль.

Неудивительно, что домохозяйки в этой стране не в чести. Их здесь недолюбливают. Считается, что работа важнее воспитания детей: лучше пойти и построить карьеру, чем тратить время на ребенка. Правительство поддерживает эту систему: если вы забеременели и при этом трудоустроены, вам предложат годовой отпуск с сохранением заработной платы; если же вы безработная, то получите незначительную единовременную выплату, которой, возможно, не хватит даже на самое необходимое.

4. Работа для местных — это святое. Никто не сидит дома (за исключением редких случаев)

© The Proposal / Touchstone Pictures, © Fried Green Tomatoes / Universal Pictures

Труд — одна из составляющих норвежского менталитета. Работу ищут сразу же после окончания обучения. Как вариант, открывают собственный бизнес. В стране практически нет таких случаев, чтобы кто-то сидел на шее родственников и не трудился.

На работе отношения тоже совершенно не такие, как у нас. Никто не следит за сотрудником и не контролирует качество его работы. Начальство просто ожидает, что работа будет выполнена на отлично. Если с завидной периодичностью работник допускает ошибки, то к нему все равно не приставят «наблюдателя» — с ним попрощаются.

Норвежцы не просто работают, чтобы получать деньги, — как правило, они влюблены в то дело, которым занимаются. Так что разговоры о профессиональной деятельности — один из лучших способов завязать беседу с кем-либо.

Любопытно, что иерархия в этой стране выражена мало. Все общаются друг с другом на равных. В офисах начальники не кричат на подчиненных и не общаются с ними свысока. Авторитарное руководство тут подвергается всеобщему осуждению.

5. Однако трудоустроиться в этой стране тяжеловато даже тому, кто в ней живет

© joyfull / depositphotos, © LeeSnider / depositphotos

Мало просто найти работу — ее нужно еще и сохранить. В Норвегии ценятся настоящие специалисты и мало что делается «для галочки», так что шансов на успех больше у тех, кто здорово разбирается в своей области. Очень востребованы в этой стране профессии, связанные с добычей нефти и газа, а также с нефтехимической промышленностью.

Помните, что доверие — это одна из основополагающих культурных ценностей? Вы можете получить место, не показывая нанимателю диплом, если сообщите ему о своей квалификации. Или если кто-то достойный уважения поручится за ваши знания и навыки.

  • Я работала в Норвегии на сезонной работе. Я без ума от местной культуры, она очень близка мне. Но должна предупредить: вряд ли вы тут задержитесь, если вы, как и я, не инженер-нефтяник, айтишник или что-то такое. Местная система сурова. Чтобы жить здесь, вы должны быть нужным местному обществу. © Silvia Branco / quora

6. Предполагается, что в Норвегии нет бедняков. В каком-то смысле их тут действительно нет

© EAST NEWS, © Personal Shopper / IFC FILMS

Считается, что в Норвегии бедности как таковой нет, однако все относительно. Вот классические примеры того, что в этой стране считается безденежьем:

  • В августе начинаются занятия в школе, а некоторые дети не могут рассказать друзьям о том, как они прекрасно провели летние каникулы во Франции или Испании, потому что у их родителей нет денег на такие поездки.

  • Над ребенком, у которого есть iPhone 5, могут смеяться сверстники. Неловко будут чувствовать себя и взрослые, которые могут себе позволить смартфон за $ 130, а не крутейший девайс за $ 1 200.

Люди, которые по какой-то причине не могут работать, получают социальное обеспечение от государства. Одни из них едва ли могут позволить себе горячие обеды и рождественские подарки, а другие спокойно пару раз в год ездят в отпуск.

Как правило, бедность в Норвегии означает лишь невозможность потворствовать собственным слабостям и прихотям. Но вопрос голода, холода или получения медицинской помощи мало перед кем встает. Чтобы это случилось, придется приложить немало усилий.

  • Я росла в очень бедной семье. Отец оставил нас давно и неплохо устроился, а у мамы были проблемы со здоровьем, денег не хватало. Иногда я ночевала у бабушки с дедушкой. В школе надо мной смеялись из-за одежды (она была нормальная, но не такая, как у остальных), а на столе порой не было еды. Вообще-то в Норвегии все безработные получают пособие, но мама из-за своего психического состояния не стала даже и пытаться. А я была ребенком и не могла ни к кому обратиться за помощью. Однажды нам пришлось разбить палатку в лесу, и мы жили в ней все лето. © unknown author / quora

  • Мое детство пришлось на 1960-е. Я рос на ферме. У нас, конечно, было меньше денег, чем у городских жителей, но мы никогда не думали о себе как о бедняках. У нас было достаточно еды и одежды. Мы много работали: доили коз, пололи грядки, собирали фрукты и ягоды. Еды у нас было даже больше, чем нужно, и мы часто отдавали ее знакомым в обмен на какую-нибудь одежду. Играли мы с деревянными игрушками или использованными батарейками. Игрушек из магазина было мало, и ими очень дорожили. На Рождество мы получали роскошный подарок: апельсины, грецкие орехи и даже парочку кокосов. © Magnus Itland / quora

Бонус: местные преподносят культурные «сюрпризы» не только иностранцам, но и тем, кто сам жил в Норвегии

  • С тех самых пор как переехала, не устаю удивляться: тут все живут как будто медленнее, никто никуда не спешит, и машины пропускают пешеходов. Помню, как по приезде подошла к зебре и встала у дороги. Какой-то автомобиль остановился, пропуская меня. Я из Польши, у нас люди всегда ждут, пока транспорт проедет. Так что я стояла и ждала машину, а машина ждала меня. В конце концов парень за рулем открыл дверь и с улыбкой спросил, все ли у меня в порядке. Вот такой вот культурный шок. © Aleksandra Skrzypek / Quora

  • Поехали по путевке в Норвегию. На пароме. Заранее заказали экскурсию по городу на 3 часа. Прибыли на место встречи аккурат минута в минуту. А гид уже ушла, потому что решила, что мы опоздаем. Ну ладно. Разъехались по отелям. Система питания там «шведский стол». Многие не очень хотели есть и прихватили с собой по паре фруктов, чтобы перекусить днем. Так персонал отеля заставил всех вывернуть карманы и показать сумки, отобрал все фрукты и оштрафовал каждого из нас на € 20. Унизительно! Норвегия, конечно, прекрасная страна, но чужие культурные особенности тут многие не понимают. © Chris Price / Quora

  • В 2016 году я поехал в гости к своей семье в Норвегию. Когда жил там (год назад), все время пользовался одним и тем же автобусом. В этот раз поехал на нем же. Как только зашел внутрь, водитель мне говорит: «Как давно мы не виделись! Ты переехал?» Это был приятный сюрприз, потому что мы никогда даже не разговаривали с ним. Он просто каким-то образом запомнил одного из своих пассажиров. А потом я пошел в кафе, в котором тоже давно не был. Бариста на норвежском спросил меня, что я хочу заказать. А позже признался, что спросил, потому что проверял, помню я еще норвежский или уже забыл этот язык. © Attman Kar / Quora

Вы бывали в Норвегии? А может, очень хотите там побывать?

Фритьоф Нансен – норвежец, спасший сотни тысяч жизней и почти покоривший Северный полюс

Однако во многих семьях в разных частях планеты норвежца вспоминают не за открытия и не за картины, а за «нансеновские паспорта» – разработанные им документы, позволившие людям, лишившимся родины против своей воли, перемещаться по миру и , тем самым, спасшие жизни многим сотням тысяч человек на протяжении XX века.

Фритьоф Нансен родился 10 октября 1861 года в Христиании (так в то время назывался Осло) в патриархальной религиозной семье нотариуса и аристократки.

Фото:  National Library of Norway/  Фритьоф Нансен в 4 года

В детстве мальчик увлекался спортом, причём так основательно, что в 16 лет установил мировой рекорд в беге на коньках на расстояние в одну милю и сразу после этого выиграл лыжный чемпионат Норвегии.

Впоследствии Нансен побеждал в этом соревновании ещё 11 раз. В 1877 году в Норвегии был основан «Лыжный клуб Христиании». Нансен состоял в нём на протяжении 49 лет.



Фото: W. Cappelen - Nasjonalbiblioteket / National Library of Norway/ Семья Ф. Нансена. Фритьоф Нансен — второй справа. 

После окончания школы произошла довольно обычная история: родители настаивали, чтобы ребёнок выбрал одну профессию, но отпрыска прельщала совершенно иная сфера деятельности.

Отец хотел, чтобы Фритьоф стал юристом, но сын не планировал посвящать жизнь скучной офисной работе. Нансен мечтал о путешествиях и приключениях. Он обладал авантюрным и несколько безрассудным складом характера.

Однажды он едва не покалечился, прыгнув на лыжах с трамплина, в другой раз чуть не остался без глаз, решив испытать собственноручно сконструированное и собранное ружьё.

Отец предложил Фритьофу компромисс: поступить в военное училище. Там, по замыслу родителя, его отпрыск смог бы получить в избытке путешествий и приключений, а к тому времени, когда повзрослеет и одумается, глядишь, обзавёлся бы достаточно высоким чином и прилагающемся к нему общественным статусом.

Молодой Нансен сначала было согласился, но вскоре передумал и поступил на зоологический факультет университета Христиании. Отец смирился с выбором сына и впоследствии даже помогал ему в организации экспедиций.

Нансен специализировался на биологии полярных животных. В 1882 году он отправился в свою первую экспедицию – к архипелагу Шпицберген и к расположенному примерно в 1 000 километров от него на пути к Гренландии острову Ян-Майен.

Фото: National Library of Norway/ Нансен и капитан Крефтинг (слева) над убитым медведем. На заднем плане — затёртый во льдах «Викинг». Май-июнь 1882 года

Сегодня этот покрытый льдами клочок суши известен тем, что на нём расположен самый северный вулкан на земле, пробудившийся в 1970-ом году, а также тем, что рядом с ним в 1961 году произошла авария на советской подводной лодке К-19.

Во времена Нансена рассказать о Ян-Майене можно было ещё меньше: вулкан «спал», до закладки первого советского атомного подводного ракетоносца оставалось более полувека.

wikipedia.org/ Фритьоф Нансен. Стокгольм 1961. 

На пути к удалённому острову молодому исследователю пришлось испытать «прелести» матросской жизни во время продолжительного плавания. Он носил уголь, мыл посуду, выполнял другую «чёрную» работу, а в оставшееся время ещё и изучал жизнь обитателей океана и природные условия за бортом.

Уже в первую экспедицию Нансен сделал серьёзное научное открытие. Он понял, что морской лёд формируется на поверхности водоёмов. До него считалось, что вода замерзает на глубине 100 метров, а затем поднимается на поверхность.

Нансен обнаружил в океане плавающий древесный ствол. Сама по себе находка вполне обычная – деревья часто попадают в реки, которые затем выносят их в море. Но, изучив ствол, норвежец понял, что это сосна из Сибири, из противоположной области арктического бассейна. Очевидно, дерево было занесено в Северную Атлантику течением.

Следовательно, заключил Нансен, существуют водные потоки, пересекающие всю Арктику, в том числе те области, куда из-за толстого слоя льда не могли пробиться корабли.

Догадка впоследствии легла в основу самой известной научной теории Нансена и его самого знаменитого исследовательского проекта.

Но это было позднее. А пока норвежец – рядовой член небольшой экспедиции. Он полон идей и даже просит капитана корабля высадить его в Гренландии для продолжения исследований на суше. На этот случай Нансен уже заготовил интересную научную теорию, которую собирался проверить.

Однако, капитан запретил высадку. Учитывая неготовность Нансена к долгому одиночному пребыванию в Арктике, этот отказ руководителя экспедиции, возможно, спас жизнь будущему нобелевскому лауреату. Норвежцу предстояло ещё очень много узнать и многому научиться, чтобы самостоятельно путешествовать во льдах.

Экспедиция благополучно вернулась на родину и следующие несколько лет Нансен провёл в кабинете. Здесь проявилась еще одна грань таланта учёного. Он всерьёз увлёкся живописью. Один из знакомых, впечатлённый успехами зоолога на этом поприще, даже рекомендовал ему бросить науку и стать художником. Нансен не последовал совету.

Фото: National Library of Norway/ Нансен за работой в лаборатории Бергенского музея, приблизительно 1882-1888 гг.

Он не перестал мечтать о самостоятельной экспедиции в Арктику. Норвежец решил пересечь ледяной щит Гренландии на лыжах. Для этого он много занимался спортом, совершал длительные лыжные переходы по Скандинавии в условиях, максимально приближенных к арктическим.

В 1888 году «гренландская» мечта стала реальностью. Нансен отправился на самый большой в мире остров, чтобы, стартовав с его восточного побережья, достичь западного. Учёного сопровождали пять спутников.

Эта идея была негативно воспринята в Норвегии. Почти все считали, что смельчаки погибнут во льдах от холода и ветра. Правительство отказалось выделить деньги на финансирование экспедиции. Одна из газет прямо написала: «...было бы преступлением оказать поддержку самоубийце». Лишь один датский коммерсант дал Нансену пять тысяч крон, чего хватило для организации похода.

Действительно, затея была очень рискованной. Толщина ледника в Гренландии местами превышает три километра. На его вершине постоянно дует сильный ветер и стоят жуткие морозы. До Нансена путешественники восемь раз безуспешно пытались пересечь остров.

Фото: National Library of Norway/ Ludwik Szacinski de Ravics /Портрет Ф.Нансена 1888 г.

Норвежец внёс в план похода элемент авантюры. Он решил стартовать с восточного берега, прекрасно понимая, что, если ледяной щит окажется непреодолимым, и возникнет желание вернуться, обратного пути не будет.

Дрейфующие льды не позволят кораблю подойти к восточному берегу и забрать путешественников. Им оставалось идти только вперёд.

«…Для сохранения своей жизни и возвращения домой необходимо будет дойти до населённых мест на западе во что бы то ни стало; иного выбора не будет, а это всегда сильный стимул в действиях человека», – писал Нансен в своих воспоминаниях.

17 июня 1888 года нанятое судно с путешественниками на борту достигло края льдов, окаймляющих Гренландию с востока. Дальше путь крупному кораблю был закрыт. Лишь через 12 дней Нансен и его спутники на лодках достигли берега острова.

В августе началась самая сложная часть экспедиции, когда её участники поднимались на ледовый щит острова. Они страдали от 40-градусных морозов часто сопровождавшихся сильным ветром.

Фото: wikipedia.org/ Самуэль Балту и Оле Нильсен Равна - саамы, участники гренландской экспедиции Нансена.

По неопытности Нансен допустил ошибку, которая могла стоить полярникам жизни. Он захватил с собой слишком мало жирной пищи, исключительно важной в условиях Арктики.

Чтобы компенсировать нехватку жиров, исследователи стали употреблять льняное масло, которым обычно смазывали сапоги.

Путешественники потеряли счёт времени, так как забыли завести хронометры, обморозили руки и лица. Тем не менее, 24 сентября, преодолев 472 километра, они достигли западного берега Гренландии.

Полярникам ещё несколько месяцев пришлось ждать возвращения на родину – осенью море замерзло и судоходство прекратилось. Нансен со спутниками провели зиму в Готхобе (Godthåb), крупнейшем поселении Гренландии.

Учёный не терял времени зря. Он изучал жизнь, обычаи и способы выживания эскимосов в экстремальных условиях. Это очень помогло ему в следующих экспедициях.

 National Library of Norway/ Фото: Ф. Нансена. Экспедиция на марше. Слева направо: Свердруп, Кристиансен, Дитриксен, Балту и Равна. 

Он также сделал важную находку, подтвердившую его теорию о морских течениях, пересекающих Арктику. В Готхобе Нансен обнаружил деревянное приспособление для метания копий, которое обычно используют аборигены Аляски, живущие на противоположном от Гренландии краю арктического бассейна.

Как оно сюда попало?

Эскимосы рассказали, что деревяшку принесло море, подтвердив предположение норвежского исследователя о том, что существует течение, пересекающее всю полярную область Земли.

По итогам первой экспедиции Нансен написал две книги: «На лыжах через Гренландию» и «Жизнь эскимосов». Обе впоследствии много раз переиздавались.

Если перед экспедицией Нансена и его спутников называли «самоубийцами», то после неё их стали именовать «героями».

В 1889 году руководитель похода удостоился медали «Вега» Шведского общества антропологии и географии, а в 1891 году – медали Виктории Королевского географического общества в Лондоне.

Фото: Ludwik Szaciński / National Library of Norway / Возвращение на родину из гренландской экспедиции. Нансен на борту корабля «Kong Carl»

После возвращения в Норвегию Нансен занял должность хранителя зоотомического кабинета в университете Христиании. Он разработал план новой экспедиции в Арктику, ещё более дерзкой и опасной, чем переход через Гренландию.

Идея была проста. Если существует трансарктическое течение, то в него можно попасть на корабле и дрейфовать по Северному Ледовитому океану.

Движение не требует топлива и совершения каких-либо действий. Водный поток сам понесёт судно.

В конце осени корабль вмёрзнет в лед и продолжит путь по течению уже вместе с ледяным полем. Весной, когда потеплеет, судно выйдет на свободную воду.

Если всё правильно рассчитать, то маршрут дрейфа пройдет рядом с Северным полюсом. В ближайшей к нему точке можно высадить небольшую группу полярников на лыжах и собачьих упряжках, которые быстро доберутся до «макушки планеты» – большую часть пути до полюса они преодолеют на борту дрейфующего корабля.

«С помощью этого течения проникнуть в ту область, которую тщетно пытались достигнуть все те, кто раньше шёл против течения. Если попытаться работать заодно с силами природы, а не против них, то мы найдём вернейший и легчайший способ достичь полюса», – писал Нансен.

Реализация идеи требовала решения двух проблем – научной – она проще – и технической, гораздо более сложной.

Фото: L. Szacinski - Nasjonalbiblioteket / National Library of Norway / Фритьоф и Ева Нансены. Ева в лыжном костюме собственного изобретения. Постановочная фотография 1890 года. Хорошо видно, что в XIX веке использовалась только одна лыжная палка

Первая заключалась в необходимости определить место, откуда берёт начало трансарктическое течение. Нансен рассчитал, что «линия старта» находится у побережья Сибири. Именно оттуда следовало начинать дрейф.

Во-вторых, требовалось создать корабль, способный вмёрзнуть в лёд, не будучи при этом раздавленным, вместе с ледяным полем проплыть через всю Арктику и благополучно выйти на свободную воду.

Такое судно было построено. Его сконструировали именно для полярного дрейфа и назвали «Фрам» («вперёд» – норв.) . Корпус корабля был округлым и слегка вытянутым, напоминающим половинку куриного яйца, а днище – гладким.

При возникновении бокового давления льда судно не расплющивалось, а выталкивалось наверх, оставаясь лежать на ледяном поле.

Фото: Вячеслав Титов/ Музей «Фрам». Осло. Норвегия.

«Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года на военно-морской верфи в норвежском Хортене и в следующем году начал свой первый и самый известный поход.

Нансен вместе с 11 спутниками планировали проводить в плавании разнообразные научные исследования, а также, если получится, достигнуть Северного полюса, хотя эта задача была второстепенной. Нансен считал полюс лишь точкой на карте. Её достижение почётно, но малозначимо для научных исследований.

Экспедиция продолжалась три года и заслуживает отдельного описания. Нансен прекрасно рассказал о ней в своей самой известной книге «Фрам» в полярном море» (название русского издания).

Шхуна вмёрзла в лёд у побережья Сибири и начала медленный дрейф на север. 14 марта 1895 года, когда «Фрам» находился примерно в 700 километрах от полюса, Нансен, взяв в спутники Ялмара Юхансена (Hjalmar Johansen), отправился на собачьих упряжках к «макушке планеты».

Из-за мороза и пурги они не дошли до неё 400 километров. Путешественники повернули на юг и провели зиму 1895/1896 годов на островах Земли Франца-Иосифа, после чего направились к архипелагу Шпицберген.

Фото: wikipedia.org/ Ф.Нансен/ «Фрам» в марте 1894 года. Хорошо виден ветряк электрогенератора

В это время в Норвегии объявился некий экстрасенс, который заявил, что установил телепатический контакт с Нансеном, и тот сообщил ему, что достиг Северного полюса.

В море нашли бутылку с письмом, якобы написанным путешественником, где он сообщал о покорении полюса. Газеты не раз публиковали подобные известия, заставляя недоумевать учёных и обывателей.

Сам Нансен никогда не пытался присвоить себе лавры покорителя полюса. Он всегда говорил, что не дошёл до него 400 километров.

В июне 1896 года норвежцы встретились с британской полярной экспедицией и вместе с ней вернулись на родину. К тому времени многие уже считали «Фрам» и его команду погибшими – вестей от Нансена и его спутников не было почти три года.

Жизни путешественников, действительно, не раз угрожала опасность. Порой на шхуну наваливались такие мощные льды, что, казалось, «Фрам» всё-таки будет расплющен, несмотря на свой устойчивый к сдавливанию корпус. Однажды даже была объявлена эвакуация команды.

Фото: Вячеслав Титов / Макет корабля «Фрам» во льдах. Музей «Фрам» .Осло. Норвегия.

Нансена и Юхансена при неудачном переходе к полюсу едва на покалечили белые медведи. Руководитель экспедиции один раз чуть не утонул, когда его каяк во время преодоления полыньи повредил морж.

Тем не менее, все полярники вернулись домой живыми и стали национальными героями. Экспедиция «Фрама» по сей день остаётся предметом гордости норвежцев.

Именно их земляки построили судно для дрейфа во льдах, с честью выдержавшее запредельные нагрузки. Нансен и Юхансен установили мировой рекорд, добравшись до 86 градуса северной широты, чего ранее не удавалось никому из европейцев.

На участников дрейфа и похода посыпались ордена, медали и почётные звания.

Фото: wikipedia.org/ Ф.Нансен/ Третий и окончательный старт Нансена и Йохансена 14 марта 1895 года. Нансен — второй слева, Йохансен — второй справа

Научные результаты экспедиции оказались грандиозными. Только их обработка заняла около 10 лет. Руководил ею сам Нансен, ставший в 1897 году профессором университета Христиании.

Его освободили от чтения лекций и позволили заниматься только изучением научного материала.

Впоследствии Нансен редко участвовал в рискованных экспедициях. Он консультировал других полярников, отправлявшихся в высокие широты, изучал собранные ими материалы.

Так, норвежец разработал план покорения Южного полюса. Учёный думал, что лучшим транспортным средством для подобного путешествия станут собачьи упряжки.

Эту идею подхватил его соотечественник Руаль Амундсен, который в 1911 году достиг Южного полюса именно на собаках.

Фото: Вячеслав Титов / Астролябия Ф.Нансена . Музей «Фрам» .Осло. Норвегия.

Лишь в 1900 году Нансен сам предпринял небольшое плавание по северной Атлантике на судне «Микаэль Сарс». Экспедиция выполнила различные океанографические исследования.

Корабль подошёл к кромке полярных льдов, но из-за плохой погоды вернулся в Норвегию.

В 1905 году Нансен планировал отправиться на «Фраме» в Антарктиду, но из-за болезни жены путешественника экспедиция не состоялась.

В первые годы XX века профессор Нансен стал известным политиком и дипломатом.

С 1814 года Норвегия находилась в Унии со Швецией, обладая очень широкой автономией, страна всё-таки была сильно зависима от Стокгольма. В Норвегии становилось всё больше сторонников полной государственной независимости и Нансен был среди них.

В 1905 году отношения между соседними странами настолько обострились, что некоторые даже допускали возможность военного столкновения.

Норвегия хотела самостоятельности, но Швеция противилась этому. Европейские государства преимущественно поддерживали Стокгольм. Тогда Нансен, будучи на тот момент самым известным и уважаемым норвежцем в мире, стал ездить по европейским столицам, чтобы разъяснить позицию сторонников независимости.

Он даже вёл переговоры об избрании нового короля Норвегии, которым в конце концов стал датский принц Карл. Нансен не раз приезжал в Копенгаген, чтобы от имени норвежского правительства обсудить детали восшествия нового монарха на престол.

В 1906 году учёный стал первым послом уже независимой Норвегии, возглавив представительство в Великобритании, и фактическим министром иностранных дел нового королевства.

Фото: wikipedia.org / Команда «Фрама» в полном составе: вверху слева направо: Блессинг, Нурдал, Мугста, Хенриксен, Петтерсен, Йохансен. Сидят: Бентсен, Скотт-Хансен, Свердруп, А. Амундсен (с собакой), Якобсен, Нансен, Юэлл

В это же время Нансен занялся изучением путешествий средневековых мореплавателей и написал фундаментальный труд «В туманах Севера». В нём он проследил историю освоения Северной Атлантики и арктического бассейна с древности до 1500 года.

О масштабе и объёме проделанной работы говорит тот факт, что при её создании использовалось более 400 письменных источников.

Дипломатическая служба оказалась недолгой. Она тяготила Нансена. «Я только и мечтаю о том, как бы скинуть с себя эти цепи. Я стосковался по лесу и моим вольным горам», – писал он в дневнике в феврале 1907 года.

Уже в ноябре того же года Нансен ушёл в отставку и вернулся к научной работе. Он снова совершил несколько плаваний по Северной Атлантике, хотя не идущих ни в какое сравнение с первой экспедицией «Фрама».

Фото: Norwegian Museum of Cultural History/ ПодробнееНансен в своём кабинете в «Пульхёгде», 1909 год

В 1918 году начало свою работу первое в истории всемирное государственное объединение – Лига Наций, прообраз современного ООН. Нансен вернулся на дипломатическую службу и принял активное участие в создании и работе этого органа.

Став комиссаром Лиги Наций по делам беженцев, он курировал вопросы возвращения на родину военнопленных и других лиц, насильственно перемещённых за время Первой мировой войны.

Под его руководством был разработан «насеновский паспорт» – первый признанный мировым сообществом официальный документ, удостоверявший личность беженца, и позволявший ему легально перемещаться по миру.

«Нансеновсие паспорта» выдавали армянам, бежавшим от турецкого геноцида и лишившимся родины гражданам Российской империи, спасавшимся от большевиков, захвативших власть в их стране.

В 1921 году в России начался голод, затронувший миллионы людей. Нансен собирал продовольствие для голодающих.

wikipedia.org / Нансеновский паспорт, спасший миллионы жизней.

В 1922 году норвежец стал лауреатом Нобелевской премии мира. Полученные деньги он пожертвовал на помощь беженцам.

Спустя много лет в его честь была названа ежегодная правозащитная премия Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев — «Медаль Нансена».

Он занимался общественной и научной работой всю оставшуюся жизнь, несмотря на серьёзное заболевание сердца. Нансен много ездил по Европе и Америке, читал лекции, писал книги и статьи, основал Общество изучения Арктики при помощи дирижаблей, планировал полететь на Северный полюс.

Фото: The book "Eventyrlyst", written by Fridtjof Nansen/ Присуждение Нобелевской премии мира 1922 года. На переднем плане — король Хокон VII и кронпринц Улаф, Нансен сидит позади них

Фритьоф Нансен скончался в своём поместье Пульхёгда (Polhøgda – Полярная звезда, норв.), неподалёку от Осло 13 мая 1930 года.

Сразу после его смерти Лига Наций учредила Нансеновскую международную организацию по делам беженцев. Она помогала новым вынужденным переселенцам, число которых в Европе никак не уменьшается на протяжении последних ста лет: сначала людям, бежавшим от гражданской войны в Испании, потом – спасавшимся из Третьего рейха, затем – покинувшим разные страны во время Второй мировой войны ...

Фото: Anders Beer Wilse / Портрет Ф.Нансена 1922 г.

Жизненный путь Фритьофа Нансена можно описать его собственными словами, сказанными во время одного из публичных выступлений:

«Все мы ищем в жизни «иных берегов», чего ещё мы можем требовать? Наше дело найти к ним дорогу. Дорогу долгую, трудную, быть может, но она зовёт нас, и мы не можем не идти. Глубоко в нашей природе, в каждом из нас коренится дух дерзания. Зов пустынь трепещет во всех наших поступках и возвышает, облагораживает нашу жизнь».

Текст: Алексей Чемоданов,Сергей Толмачёв

фоторамка в норвежском - Англо-норвежский Словарь

Вырежьте картинку , рамку и заднюю рамку.

Klipp ut bildet , rammen og rammeryggen.

СПД СПД

Если вы не думаете, что миллион долларов может быть спрятан в рамке , отложите это.

Skulle en Million ligge i en bilderamme ?

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

В рамках для картин нарисуйте картинок , на которых вы и ваша семья делаете то, чему учил Пророк.

I bilderammene tegner du bilder av deg selv og din familie som gjør det profeten har sagt.

СПД СПД

Я нашел это спрятанным в одной из рамок Даниэль .

Jeg fant dette i en av Danielles трамбовщик .

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Проделайте отверстие в верхней части овальной рамки для картины и в каждом из четырех квадратов.

Stikk et hull øverst i den ovale bilderammen og i hvert av de fire kvadratene.

СПД СПД

Я сделал эту фоторамку вверх ...

Jeg lagde en fotoramme .

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Картины [ фото, ], в раме, или без рамы

Malerier [ innrammet eller ikke]

tmClass tmClass

Нет, в гостиной есть рамок для картин .

Men det er noen rammer i stua.

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Рамка упала.

En ramme falt ned.

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Мебель, зеркала, рамы для картин

Møbler, speil, билдраммер

tmClass tmClass

На картине изображены художник и модель, а плотник строит раму для картины .

Maleriet viser både maler og modell, mens en snekker er opptatt med å lage en maleriramme .

WikiMatrix WikiMatrix

Багет для рамок

Трамбовка, кантпрофиль [ innramming ]

tmClass tmClass

Если речь идет о кадре ...

Hvis du tenker на подъемники ...

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Важные лица или объекты обычно находятся в центральной части рамки изображения и никогда не расфокусированы.

Personer eller gjenstander av betydning er for det meste i den midtre delen av filmens bilde og er aldri ute av fokus.

WikiMatrix WikiMatrix

Ее взгляд направлен не прямо вперед и не на зрителя, а на «третьего лица» за рамкой кадра .

Blikket hennes er verken rettet rett fram, eller mot den som ser på, men mot en "tredje person" utenfor bildets ramme .

WikiMatrix WikiMatrix

Переключение между встроенными изображениями и кадрами очень просто в & kword

Я & kword; er det lett å bytte mellom innebygde и innrammede фотографии

KDE40.1 KDE40.1

Мур сказал: «Это нежелание света аккуратно вписываться в единую рамку изображения было одной из самых сложных проблем натурфилософии».

Moore kom inn på denne tilsynelatende selvmotsigende tanken и sa: «Denne uvillighet hos lyset til å pas ordentlig inn i et enkelt bilde har vært et av de mest innviklede проблема innen fysikken.

jw2019 jw2019

Чтобы изменить встроенное изображение на изображение в рамке , щелкните нужное изображение с помощью & ЛКМ; один раз.Это выбирает рамку изображения

Для å endre et innebygd bilde til et innrammet trykker du en gang på bildet med venstre museknapp. Dette markerer rammen rundt bildet

KDE40.1 KDE40.1

Вы можете использовать это организованное представление для немедленного перехода к определенному тексту кадров , выбора кадров изображений , изменения свойств кадра, удаления кадров или просто просмотра документа

Du kan bruke denne organiserte visningen til å hoppe direkte til bestemte tekstraammer , velge bilderammer eller bare gjennomlese dokumentet ditt

KDE40.1 KDE40.1

Измените встроенное изображение на изображение в рамке

Endre et innebygd til et et innrammet bilde

KDE40.1 KDE40.1

Особенно восхищаются морфо-бабочки; их переливающийся синий цвет настолько очаровал людей, что эти бабочки были помещены в рамок для картин , обеспечивая цветной фон, который бросает вызов кисти художника.

Sommerfuglene av slekten morpho blir spesielt beundret. Det fargespillende blåskjret deres har betatt menneskene i en slik grad at de har Satt miss sommerfuglene i glass og ramme .Der danner de en fargebakgrunn som overgår selv det kunstnere kan prestere.

jw2019 jw2019

● КИСТЬ «ТИРКА» - небольшая (1-2 дюйма [2-5 см]) мягкая кисть, которую можно использовать для чистки деликатных предметов и труднодоступных мест (безделушки, абажуры, рамок для картин , даже двери с жалюзи).

● MALERKOST TIL STØVTÖRKING - En liten, myk malerkost (to til fem сантиметр), если вы хотите, чтобы он был на высоте, если вы хотите, чтобы он был выбран и не был в наличии, если вы хотите, чтобы его размер был 9000 штук, за 9000 номеров. sjalusidører).

jw2019 jw2019

Как видите, существует пять групп фреймов, разделенных на категории (текстовые фреймы / фреймов , наборы изображений , таблицы, фреймы формул, встроенные объекты

Som du ser er det # rammekategorier (Innebygde objekter, formelrammer , Bilder , Tekstrammer / rammesett

KDE40.1 KDE40.1

Однажды мама рассказала мне, как она могла изменить значение картинки на , обрамляя иначе.

Mamma viste meg hvordan man kan endre et bilde ved å ramme inn deler av det.

OpenSubtitles2018.v3 OpenSubtitles2018.v3

Чтобы изменить изображение в рамке на встроенное изображение, щелкните нужное изображение с помощью & ЛКМ; один раз. Это выбирает рамку изображения

For å endre et innrammet bilde til et innebygd bilde trykker du venstre museknapp én gang på bildet. Dette markerer rammen rundt bildet

KDE40.1 KDE40.1 .Руководство

NoW - NTNU

  • Перейти к содержанию
  • Информация
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
.

Приготовьтесь | Норвежский - Учебник

Пропустить введение
(Но мы рекомендуем вам ее прочитать, она довольно короткая.)

Норвегия - это страна в Северной Европе, примерно 5 миллионов жителей. Большинство из них говорят на норвежском языке, что является официальным язык во всей стране (а не в любой другой стране мир). Есть два варианта письменного норвежского языка: букмл и Нюнорск.Вы собираетесь выучить букмол - вариант, в котором больше всего пользователей (почти 90%). После того, как вы пробились через это руководство у норвежского будет еще один говорящий: и .

Если у вас есть еще больше времени, прежде чем начать, вы можете прочитать страницу, на которой ты о этот сайт.

Прежде чем вы начнете изучать язык, всегда полезно иметь словарь.Рекомендуется купить в книжном магазине, но если вы этого не сделаете хотите потратить деньги на изучение языка - ведь вы решили чтобы опробовать этот бесплатный учебник - есть несколько бесплатных онлайн-словари тоже. Некоторые онлайн словари находятся по ссылкам страница.


Вы перемещаетесь по урокам, используя большие синие стрелки на внизу каждой страницы или маленькие синие стрелки в верхнем левом углу страницы.Потратьте некоторое время на каждую страницу и постарайтесь узнать и поймите все, что в нем говорится, прежде чем переходить к следующей странице. После закончив урок, вы можете прочтите его еще раз, если считаете это необходимым.

Слова в голубой рамке новые, и вам следует узнать их. Вам нужно будет запомнить многие из них, чтобы ответить на упражнения, которые появляются время от времени.
Новые глаголы выделены темно-синей рамкой. Вам следует изучите и это.

Эта кнопка расположена в правом верхнем углу каждую страницу (кроме этой). При нажатии на нее появляется краткое руководство по произношению вверх (отключить блокировку всплывающих окон).

На страницах будут появляться дополнительные кнопки, но они будут объяснены позже.


В упражнениях вы должны писать на норвежском языке и В норвежском есть три буквы, которых вы, вероятно, не найдете на своем клавиатура, если вы не купили свой компьютер в Норвегии:. Так как мне их напечатать ?! Не надо волнуйтесь, у вас есть как минимум три способа сделать это:

  1. Измените язык клавиатуры на норвежский.

  2. Используйте Alt-коды.

  3. Открыть окно, оставьте его открытым и скопируйте и вставьте письма, когда они вам нужны.

Подробнее о трех вариантах читайте здесь.


Имейте в виду, что выучить язык нужно время, так что не торопитесь (каламбур).Учебник разделен на уроки, и каждый урок включает несколько страниц. Проводите необходимое время на каждой странице, и хотя бы один день за урок.

ну вроде как пора пришел, чтобы начать изучать норвежский язык! Щелкните значок стрелка вправо внизу, чтобы перейти к первому страница.

.

О Норвегии | Основные факты и цифры

Общий


Система правления: Конституционная монархия и парламентская демократия
Глава правительства: Премьер-министр Эрна Сольберг
Население: 5 374 807 жителей (ноябрь 2020 г.)
Столица: Осло
Наиболее важные города туризм: Осло (694 086 жителей), Берген (283 763), Ставангер / Санднес (223 277), Тронхейм (205 332), Кристиансанн (111 645), Тромсё (76 992), Олесунн (66 290)
Языки: Норвежский норвежский, норвежский , Саамы
Религия: Церковь Норвегии (протестантское христианство)
Валюта: Норвежская крона (NOK) 1 крона = 100 эре
Часовой пояс: Среднее время по Гринвичу (GMT) +1 час
Национальный день: 17 мая

Подробнее в брошюре Это Норвегия 2020 от Статистического управления Норвегии.

География


Динамическое изменение: по умолчанию

Фьорды


В Норвегии самая высокая концентрация фьордов в мире, и нигде на Земле фьордов не больше, чем в Норвегии фьордов. Образовавшиеся, когда ледники отступили и морская вода затопила U-образные долины, фьорды прославили Норвегию. Гейрангер-фьорд и Нэрёй-фьорд включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .Длинный Согне-фьорд и Хардангер-фьорд, известные своими вишневыми и яблоневыми деревьями, являются одними из самых посещаемых. Но Люсе-фьорд недалеко от Ставангера (где находится знаменитый Прекестулен или Кафедра) и Норд-фьорд дальше на север также являются очень популярными местами отдыха. Журнал National Geographic назвал фьорды « лучших нетронутых туристических направлений в мире» . А уважаемая американская газета Chicago Tribune включила норвежские фьорды в свой список Семь чудес природы.

Викинги


Известные своими кораблестроительными и навигационными навыками, викинги также имели репутацию налетчиков. Однако они были также торговцами, исследователями и поселенцами, и наследие эпохи викингов (800–1050 гг. Н. Э.) Живет в Норвегии. Музей кораблей викингов в Осло является домом для двух наиболее хорошо сохранившихся деревянных кораблей викингов, датируемых IX веком. Lofotr Vikingmuseum в Борге на Лофотенских островах, Karmøy Kulturopplevelser в Рогаланде и Национальный культурный центр Стиклестад в Норд-Трёнделаге - все это хорошие места, чтобы узнать больше об истории викингов.

Зимние виды спорта


Динамическое изменение: по умолчанию

12 известных норвежцев


Роальд Амундсен (полярный исследователь)
Фритьоф Нансен (исследователь, ученый и гуманист)
Тор Хейердал (исследователь)
Эдвард Григ (композитор)
Munchull O0008 (художник)
Хенрик Ибсен (драматург)
Кнут Гамсун (писатель)
Гру Харлем Брундтланд (политик)
Соня Хени (фигуристка и актриса)
(поп-группа) 9
Джо Несбо (криминальный романист)

Королевская семья


У короля Норвегии Харальда V и королевы Сони двое детей.Наследный принц Хокон женат на наследной принцессе Метте-Марит, от которой у него двое детей. У принцессы Мэрты Луизы трое детей от Ари Микаэля Бена.

Полярный круг и мыс Нордкап


Мыс Нордкап, пересекающий Полярный круг и стоящий в самой северной точке Европы, является обязательным для посещения многими людьми, которые посещают Северную Норвегию.

Северное сияние и полуночное солнце


Северное сияние (aurora borealis) - природное явление, которое чаще всего наблюдается за полярным кругом в период с поздней осени до ранней весны.Полоса северного сияния проходит в Северной Норвегии над Лофотенскими островами и тянется вдоль побережья до мыса Нордкап. Это означает, что : ни одно другое место на земле не дает больше шансов обнаружить огни , и одно место в этой области может быть таким же хорошим, как другое.

Летом солнце не заходит к северу от Полярного круга, а это означает, что посетители Северной Норвегии в это время года наслаждаются дневным светом 24 часа в сутки - явление, известное как «полуночное солнце».

История


11 000 лет назад: Первые признаки поселения людей в Северной Норвегии.
800–1066: Эпоха викингов.
1030: Олаф Харальдссон убит в битве при Стиклестаде. Он был движущей силой обращения Норвегии в христианство, позже был канонизирован и известен как Святой Олав.
1349: Черная смерть убивает половину населения Норвегии.
1450: Норвегия становится подданным Датской короны. Он будет находиться под его властью почти 400 лет.
1814: Выход из Дании. По Кильскому мирному договору Норвегия передается Швеции.Написана норвежская конституция.
1825: Первая волна норвежской иммиграции в США. Начинается большой исход.
1905: Союз со Швецией распускается, и Норвегия становится независимой.
1960-е годы : В Северном море обнаружена нефть, и это открытие существенно изменит судьбу страны.
1972: Норвегия голосует против членства в ЕС (она сделает это снова в 1994 году).
1994: Зимние Олимпийские игры проходят в Лиллехаммере.

Саамы


Динамическое изменение: по умолчанию

Нобелевская премия мира


Нобелевская премия мира - единственная Нобелевская премия, не присуждаемая в Стокгольме. Лауреат Премии мира ежегодно выбирается Норвежским Нобелевским комитетом. Церемония вручения Нобелевской премии мира, во время которой лауреат произносит свою благодарственную речь, проходит каждый год 10 декабря в мэрии Осло, в день смерти Альфреда Нобеля в 1896 году.

В 2020 году приз был присужден Всемирной продовольственной программе (WPF) за ее усилия по борьбе с голодом, за ее вклад в улучшение условий мира в районах, затронутых конфликтом, и за то, что она выступила в качестве движущей силы в усилиях по предотвращению использования голода как орудия войны и конфликта.

Среди других недавних лауреатов были Денис Муквеге и Надя Мурад за их работу против сексуального насилия как оружия в вооруженных конфликтах, президент США Барак Обама, активисты за права детей Малала Юсафзай и Кайлаш Сатьярти, китайский диссидент Лю Сяобо и борцы за права женщин Эллен Джонсон Серлиф. , Лейма Гбоуи и Таваккол Карман.Иногда премия присуждается организации, а не отдельному лицу - например, Международная кампания за отмену ядерного оружия в 2017 году, Организация по запрещению химического оружия в 2013 году и Европейский Союз в 2012 году.

Дикая природа


Любители дикой природы будут избалованы в Норвегии, где свободно бродят лоси, северные олени, олени, рыси и лисы. Вы можете увидеть волков в самых отдаленных районах восточной Норвегии, черных медведей в долине Паз в Финнмарке, белых медведей на Свальбарде и даже овцебыков, потомков последнего ледникового периода, в Довре.Наблюдение за китами - популярное занятие у побережья Вестеролен. В Норвегии также находятся две из лучших в мире скал с птицами, Рёст и Рунде. Полуостров Варангерхалвёйя в Северной Норвегии - еще одно хорошее место для наблюдения за птицами, где в сезон много перелетных птиц.

Рыбалка


Динамическое изменение: по умолчанию

.

Главная - Норвегия Сегодня

  • Facebook
  • twitter
  • instagram
  • Главная
  • Новости
  • Финансы
  • Образование
  • Спорт
  • Культура
  • Подсказка
  • Реклама
  • О нас
Горячие темы
  • 10. Декабрь 2020 | Несколько сотен норвежцев могли получить пониженную пенсию из-за ошибки налоговой администрации
  • 10.Декабрь 2020 | Согласно новому отчету
  • , норвежцы едят больше фруктов и меньше сахара, чем когда-либо прежде. 10. Декабрь 2020 | Норвежские солдаты направляются в Мали в рамках миротворческой операции MINUSMA
  • 10. Декабрь 2020 | Осло продлевает изоляцию, но смягчает правила для рождественских мероприятий и молодежи
  • 10. Декабрь 2020 | В Тронхейме зарегистрирован новый рекорд случаев заражения, представлены новые рекомендации по борьбе с коронным разрядом
Искать:
Последние
.

Смотрите также