На потолке пещеры альтамира были изображены


Пещера Альтамира в Испании. Наскальная живопись каменного века.

Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.

 

Где находится

Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480

Общие сведения о пещере

Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.

Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.

Сразу на входе расположился «вестибюль».

Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.

Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».

Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.

«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.

Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».

После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.

Комната черного бизона

«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.

Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира

Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.

Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.

Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.

Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.

В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.

Копия потолка Большого Зала

Научные споры

Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.

Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.

К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.

Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.

1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.

Возраст рисунков

Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.

Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.

Как рисовал первобытный человек

Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.

Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.

Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.

Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.

Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.

Пещера Альтамира в туризме

Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.

Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.

В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.

Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.

Не все рисунки хорошо сохранились

В 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.

Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.

Копия пещеры Альтамира

Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.

Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.

Создание копии пещеры Альтимара

В городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.

Копии наскальной живописи пещеры Альтамира

Как попасть в пещеру Альтамира

С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.

Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.

Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.

Пещера Альтамира, Испания — подробная информация с фото

Видео: Пещера Альтамира

Общая информация

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Красочные рисунки на сводах и стенах пещеры Альтамира были сделаны 10-15 тысяч лет назад. Они относятся к так называемой Мадленской культуре, которая была распространена на территории современных Германии, Франции, Бельгии, Испании и Швейцарии. Жившие в те времена люди умели обрабатывать кости, делать кремниевые резцы и наконечники, а также охотиться на мамонтов, диких лошадей и северных оленей, водившихся в Европе в конце ледникового периода.

Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. Прекрасно сохранившиеся полихромные рисунки поражают туристов и профессиональных художников. На стенах пещеры видны бизоны, лошади, кабаны и контуры ладоней доисторических художников. Красочный слой нанесен при помощи естественных красителей – охры, угля, каолина, марганца и гематита. Первобытные люди рисовали в пещере Альтамира руками и специальными приспособлениями. По технике изображения испанские рисунки напоминают наскальную живопись, найденную на территории Северной Италии и Скандинавии.

Сегодня пещера Альтамира известна по всему миру. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, сколько художников участвовало в создании рисунков. Кроме того, не известно, были ли изображения реализацией единого замысла, или фигуры животных в пещере накапливались постепенно, от поколения к поколению.

Как была открыта пещера Альтамира

Землями, на которых находится пещера Альтамира, владел испанец Марселино Санс де Саутуола. Он занимался юриспруденцией, был страстным археологом-любителем, а также увлекался геологией и биологией. Жившие вокруг люди знали о существовании большой подземной полости, но не придавали ей большого значения. Издавна пастухи пережидали здесь дождь, а охотники останавливались на ночлег. Пещера получила известность лишь в 1868 году, после того, как в ней побывал охотник Модесто Кубильяс Перес. Его собака застряла в расщелине, и хозяин, помогая псу выбраться, нашел заросший травой вход, ведущий под землю.

Диорама в музее археологии Каталонии в Барселоне

Спустя 10 лет, Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже и познакомился там с коллекциями артефактов каменного века. Вернувшись на родину, он приступил к исследованию пещеры и нашел в ней орудия труда первобытных людей. В 1879 году в пещере побывала 9-летняя дочь землевладельца Мария, которой удалось разглядеть на каменном своде цветные пятна, напоминающие быков. Девочка позвала отца и показала ему изображения бизонов.

Саутуола верно предположил, что рисунки могли быть сделаны людьми, жившими в каменном веке. В дальнейших исследованиях пещеры Альтамира принимал участие археолог из Мадридского университета Хуан Виланова-и-Пьера, который был автором книги «Происхождение, природа и возраст человека». Результаты своей работы ученые обнародовали в 1880 году.

Однако, общественное признание к ним не пришло. Французские археологи категорически не желали верить в существование прекрасно сохранившейся древней наскальной живописи в пещере Альтамира. Они выступили против Саутуолы и Вилановы-и-Пьера на доисторическом конгрессе, который состоялся в 1880 году в Лиссабоне, и обвинили их в подделке. Саутуола сильно переживал несправедливость и через 8 лет умер с клеймом обманщика.

В 1895 году похожие наскальные изображения обнаружили во Франции. Правоту испанского археолога сумели доказать в 1902 году, во время новых раскопок. Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк, считавшийся ярым критиком Саутуолы, изменил свою точку зрения и публично признал ошибку. После этого Саутуолу и его дочь Марию объявили первыми, кто открыл миру искусство людей каменного века.

Фотографии наскальных рисунков пещеры Альтамира

Что можно увидеть в пещере Альтамира

Большой плафон пещеры Альтамира имеет площадь порядка 100 м² и целиком покрыт красочными изображениями. На нем есть уменьшенные рисунки бизонов и изображения животных в натуральную величину. Примечательно, что первобытные художники создавали их с учетом рельефа. Они рисовали на выпуклостях потолка, поэтому изображения кажутся объемными.

Сталактиты и сталагмиты в пещере Альтамира

Всех, побывавших в пещере Альтамира, поражает точная техника рисунков. Линии нанесены твердой рукой и не имеют поправок. Фигуры животных выглядят очень динамично, а движения и позы переданы с максимальной реалистичностью. Любопытно также, что древние художники использовали те же приемы, которые много веков спустя были «открыты» в живописи, благодаря импрессионистам. По мнению исследователей, все рисунки в пещере созданы в интервале от 200 до 500 лет, но остается неизвестным, какие обряды проводили здесь люди.

В наши дни доступ в уникальную пещеру ограничен. Это сделано, чтобы сберечь наскальные изображения для потомков. В сутки внутри могут побывать всего несколько человек по специальному пропуску, поэтому очередь из желающих увидеть чудо пещеры Альтамира расписана на 3 года вперед.

Тем не менее, многие путешественники приезжают в район пещеры, чтобы просто оказаться рядом с ней. Возле входа стоит простой каменный памятник, посвященный Марселино Санс де Саутуоле.

Точные копии наскальных рисунков выставлены на всеобщее обозрение в Музее древней истории и археологии в приморском городе Сантандере, в 30 км от пещеры Альтамира. Музей принимает гостей во все дни, кроме понедельника. Он открыт: с мая по октябрь с 9.30 до 20.00, с ноября по апрель с 9.30 до 18.00. По воскресеньям и в праздники экспозиция закрывается в 15.00.

Как добраться

Из России до Сантандера можно долететь с пересадкой в Лондоне или Мадриде. Ближайший к городу аэропорт расположен в 18 км, в Мальяно. От аэропорта до Сантандера добираются на электропоездах, рейсовых автобусах и такси. Сантандер – крупный морской порт, поэтому сюда три раза в неделю ходит морской паром. Дорога от английского Плимута до Сантандера занимает сутки. Из города до пещеры Альтамира можно доехать на такси.

Тест 3. Возникновение искусства и религиозных верований. Вариант 2

 

ТЕСТ 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

ВАРИАНТ 2

Тема: Первобытные собиратели и охотники

 

  1. На потолке пещеры Альтамира были изображены

  1) бегущие бизоны

  2) бегущие олени

  3) раненые медведи

  

  2. Верно ли следующее утверждение?

  Разгадывая смысл древних рисунков, учёные, к сожалению, не могут опираться на наблюдения за жизнью современных племён и народов.

  1) верно          2) неверно

 

  3. Фантастическое существо, в облике которого переплетаются черты людей и животных, это

  1) душа

  2) оборотень

  3) колдун

 

  4. Древнейшие художники, жившие 40 тысяч лет назад, изображали

  1) оборотней

  2) бизонов

  3) медведей

  4) людей

  5) пастухов

  Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

 

  5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

  1) в основе веры в оборотней лежали представления о том, что люди и животные могут чудесным образом превращаться друг в друга

  2) в основе колдовских обрядов лежала вера в существование сверхъестественной связи между животным и его изображением

  3) в основе веры в душу лежало стремление людей понять, что происходит в них самих

 

  этим цветом - выделены правильные ответы

 

рисунки бизонов, история, росписи, фото

Пещера Альтамира – уникальное собрание наскальных росписей эпохи верхнего палеолита, с 1985 г. признана объектом охраны ЮНЕСКО. В отличие от других пещер Кантабрии, известных своими подземными красотами, Альтамира привлекает прежде всего любителей археологии и искусства. Посещение этого места входит в обязательную культурную программу туристических маршрутов, как самостоятельных, так и организованных агентствами.

Вид пещеры Альтамиры и ее росписей

Альтамира представляет собой ряд двойных коридоров и залов общей протяженностью 270 м, главный из них (так называемый Большой плафон) занимает площадь в 100 м2. Своды почти полностью покрыты знаками, отпечатками ладоней и рисунками диких животных: бизонов, лошадей, кабанов.

Эти росписи полихромные, для нанесения использовались природные красители: уголь, охра, марганец, гематит и смеси каолиновых глин. Считается, что между первым и последним творением прошло от 2 до 5 веков.

Всех исследователей и посетителей Альтамиры поражает четкость линий и пропорций, большинство рисунков выполнено единым росчерком и отражают движение животных. Практически отсутствуют статические изображения, многие из них трехмерные благодаря расположению на выпуклых участках пещеры. Замечено, что при зажженном огне или мерцающем свете росписи начинают визуально смещаться, по ощущению объема они не уступают картинам импрессионистов.

Открытие и признание

История находки, раскопок, публикации и принятия научным миром информации о наскальной живописи довольно драматична. Пещеру Альтамира обнаружили в 1879 г. владельцы земельного участка – Марселино Санс де Саутуола с дочерью, именно она обратила внимания отца на рисунки быков на сводах.

Саутуола был археологом-любителем, он отнес находку к эпохе каменного века и запросил помощи у научного сообщества для более точного определения. Единственным отозвавшимся был мадридский ученый Хуан Виланова-и-Пьера, опубликовавший результаты исследований в 1880 году.

Трагизм ситуации заключался в идеальном состоянии и необыкновенной красоте изображений. Альтамира была первой из найденных пещер с сохранившейся наскальной живописью, ученные просто не были готовыми изменить картину своего мира и признать способность древних людей к созданию таких искусных росписей. На доисторическом конгрессе в Лисссабоне Саутоулу обвинили в покрытии стен пещеры поддельными рисунками, изготовленными на заказ, клеймо фальсификатора оставалось с ним до самой смерти.

Рекомендуем посмотреть интересную информацию о Тунгусском метеорите.

Найденные в 1895 году подобные пещеры во Франции долго остались необъявленными, только в 1902 году повторные раскопки в Альтамире смогли доказать время создания картин – верхний палеолит, после чего семью Саутуолы наконец признали первооткрывателями искусства этой эпохи. Подлинность изображений была подтверждена радиологическими исследованиями, их ориентировочный возраст составляет 16500 лет.

Возможность посещения пещеры Альтамира

Альтамира расположена в Испании: в 5 км от г. Сантильяна дель Мар, знаменитого своей архитектурой в готическом стиле, и в 30 км от г. Сантадера – административного центра Кантабрии. Проще всего добраться до нее на арендованной машине. Непосредственно в саму пещеру простых туристов не пускают, очередь посетителей, получивших специальное разрешение, заполнена на годы вперед.

Но, по аналогии со знаменитой пещерой Ласко, в 2001 году рядом был открыт музей с максимально точно воссозданной экспозицией Большого плафона и соседних коридоров. Фото и дубликаты росписей с пещеры Альтамира представлены в музеях в Мюнхене и Японии, объемная диорама – в Мадриде.

Пещера Альтамира (Испания) - описание, фото наскальной живописи

Пещера Альтамира и каменные рисунки бизонов


«Папа, посмотри, нарисованные быки!» — этим возгласом 9-летней девочки, дочери археолога Марселино Саутуола, началось одно из самых замечательных открытий в истории человечества. Так была открыта тайна, которую хранила пещера Альтамира.

Под сводами древней пещеры, освещённой небольшой лампочкой, Мария разглядела силуэты огромных бизонов, очерченных охрой на камнях. А опыт и знания её отца Саутуолы, страстного любителя древностей, позволили предположить, что возраст этих «каменных картин» — 10-15 тысяч лет.

До открытия пещеры Альтамиры человечество не имело представлений о первобытном художественном творчестве. В 1880-х годах «учёные мужи» скептически восприняли находку Саутуолы и обвинили его в подделке рисунков. По единодушному мнению учёных, примитивный первобытный человек не мог создать подобные изображения.

Археолог Габриэль Мортилье писал одному из своих коллег: «Рисунки Альтамиры — это фокус испанских иезуитов. Испанцы хотят сыграть злую шутку с историками первобытности». Но постепенно к наскальной живописи Альтамиры добавились и другие палеолитические росписи, найденные во многих уголках планеты. Больше всего гравированных фигур зверей обнаружено в Европе, так как именно там первобытные люди были вынуждены жить в пещерах, спасаясь от холода. В 1902 году, когда Саутуола уже умер, пещерные рисунки признали подлинными. В этом же году известный археолог Эмиль Картальяк опубликовал статью «Раскаяние скептика», в которой выразил сожаление о величайшей несправедливости по отношению к Саутуоле и замалчивании его открытия.

Пещера Альтамира — Сикстинская капелла первобытного искусства

Расположенная близ моря в Кантабрийских горах Испании, пещера Альтамира тянется под землёй на 300 метров. Потолки и стены её залов расписаны изображениями бизонов, лошадей, ланей и кабанов. Они выполнены углём, охрой, гематитом, марганцем, каолином и другими природными красителями, смешанными с водой или животным жиром. Первобытные мастера, жившие 15 тысяч лет назад, с удивительной точностью сумели передать облик и повадки каждого зверя: животные то отдыхают, лениво вытянувшись во всю длину, то вот-вот ринутся в атаку, подобрав под себя ноги и выставив вперёд рога. Они словно живые.

Бизоны пещеры Альтамира увековечены в движении: во время прыжка или вздоха. Есть «портреты» и в натуральную величину — 2-ух-метровые бизоны. Естественные рельефные выпуклости на скальной поверхности придают рисункам объём. Мастер «оживил» эти выпуклости одним движением резца, уверенно и без поправок выгравировав силуэты свирепых бизонов и стройных оленей.

Для первобытного человека подобные изображения имели мистическое значение: считалось, что если нарисовать фигуры животных и пронзить их копьём, то охота будет удачной. В одном из залов потолок покрыт фигурами полулюдей-полузверей, вероятно, замаскированных шаманов. За достоверность и экспрессию настенной живописи Альтамиру называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Посетив пещеру, великий Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное».
Не менее удивительно выглядит и другой символ Испании — храм Саграда Фамилия.

Пещера Альтамира фото:


Источник

Похожие записи:

Пещера Альтамира: можно ли ее посетить и чем уникальны ее настенные рисунки

Ученые поэтично называют Альтамиру «Сикстинской капеллой первобытного мира». В 1868 году ее открыл археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Во время прогулки в компании собственной дочери 8 или 9 лет от роду он случайно обнаружил пещеру, потолок которой был полностью покрыт наскальными росписями.

Гиды же, работающие в испанском регионе Кантабрия, отзываются о ней чуть более сдержано. Говорят примерно следующее: в 30 километрах к западу от города Сантандера есть место, где можете увидеть наскальные рисунки эпохи палеолита – исторического периода каменного века. Сразу скажу: поэтическое описание пещеры точно совпадает с тем впечатлением, которое она производит даже на подготовленного человека. Рисунки тут настолько огромные и выполненные с таким мастерством, что даже сравнения с работами Микеланджело не кажутся избыточными или чрезмерными.

А вот во фразе «вы можете посетить» – скрыт изрядный подвох. Объясню почему. До 70-х годов пещера, действительно, была открыта для посещения всех желающих. Иногда сюда наведывалось до 1500 человек в день, и результат туристического паломничества оказался вполне предсказуемым: в 2002 году на стенах пещеры обнаружили плесень. Правительство Испании испугалось, что наскальные полотна пострадают, и Альтамиру закрыли для посещения. Ну, а чтобы не терять доход от туристов, рядом построили копию, полностью повторяющую оригинал.

Музей Альтамиры – реплика, повторяюшая оригинал

Тем не менее, увидеть подлинную пещеру – хоть и сложно, но возможно. Только для этого нужно обладать очень хорошей кармой и быть любимцем фортуны. С февраля 2014 года в музее Альтамиры каждую неделю устраивается лотерея, победители которой получают возможность отправиться в тур по пещере.

Настоящая пещера Альтамира, куда попадают лишь счастливчики

Проходит розыгрыш по пятницам. Вам нужно приехать в музей Альтамиры к 9.30-10.00 утра и заполнить стандартную анкету посетителя. Принимать участие в лотерее разрешено всем лицам старше 16 лет. Примерно в десять с небольшим из общей массы заявок наобум выбираются пять имен, и счастливчики получают заветные билеты.

Тур по пещере начинается ровно в 10.40, длится 37 минут и во время него необходимо четко следовать инструкциям гида: ничего не трогать, ступать только там, где разрешено и не уклоняться от маршрута. Ну, а фотографии настенных полотен вы сможете сделать позже в реплике пещеры – все равно на снимках оригинальные доисторические рисунки от копий никто не отличит.

Если же вам не повезет – повода вешать нос нет. Музей Альтамиры – это не просто выставочный зал. Тут воссоздана полноценная реконструкция пещеры с тем лишь отличием, что внутри не прохладно, а тепло, да и по полу идешь, не боясь споткнуться. Шутка ли! Некоторых путешественников местные гиды даже умудряются обвести вокруг пальца: люди при выходе из музея пребывают в полной уверенности, что побывали в оригинальной пещере.

Итак, в чем же уникальность Альтамиры? В том, что на ее потолке охрой, углем и гематитом нанесены изображения бизонов, лошадей и коз. Причем многие – больше метра в длину. Самое раннее датировано 36 000 годом до нашей эры. Это не животное, а некий символ, состоящий из нескольких параллельных и двух изогнутых линий. Нанесено охрой, а над тем, что именно таким образом хотел сказать первобытный художник, ученые бьются до сих пор.

  Самое древнее изображение Альтамиры, датированное 36 000 до н.э. 

Рисунки второй группы относят к 22 000 году до нашей эры, и их любой человек поймет без дополнительных разъяснений. Во-первых, это отпечатки ладоней, оставленные на потолке пещеры. Нанесены они снова охрой, так что различимы великолепно.

Рядом с ними уже полноценный образец доисторического искусства – изображение лошади. Пока контурное и не закрашенное, однако в том, что живший в пещере художник запечатлел именно это животное – сомнений нет никаких: многие из нас гораздо хуже лошадей рисуют.

Изображение коня, датированное 22 годом до нашей эры

Рядом – «портрет» дикого козла, созданный примерно в 18 000 году до нашей эры. Все еще не заштрихованный и схематичный, но выполнен с большим вниманием к деталям. Взять хотя бы изогнутые рога животного. По их форме ученые пришли к выводу, что художник изобразил не какого-нибудь абстрактного, а альпийского горного козла, раньше они в изобилии водились в этой части Испании.

Но, безусловно, самые впечатляющие картины, были созданы в Альтамире примерно в 14 500 году до нашей эры. Собственно, из-за них-то пещеру и сравнивают с Сикстинской капеллой. Бизоны написаны охрой и углем. Рядом с ними – изображение лани.

Каждый рисунок метр в длину и полностью закрашен, а некоторые даже в 3D – первобытные художники лихо использовали рельеф пещерного потолка, чтобы добиться объемного изображения. Цвета – невероятно яркие. Подчас кажется картины писали не охрой, а кровью, хотя действительности это не соответствует.

Сколько людей участвовало в создании фресок последнего периода – выяснить не представляется возможным, но явно никак не один, ведь, во-первых, во времена палеолита люди жили небольшими группами, во-вторых, недолго, а, в третьих, посвящать все свое время творчеству первобытный человек никак не мог. Стадо же парнокопытных на потолке Альтамиры насколько большое, что для повторения подобного и сегодня артель профессиональных художников нужна.

Плюс иногда рисунки перекрывают друг друга. Взять, к примеру, невероятно мастерское, но не раскрашенное изображение головы бизона, сделанное углем. Поверх тела животного другой художник снова нарисовал бизона, разом сведя на нет все старания своего предшественника. Кстати, по все той же голове бизоне, ученые пришли к выводу, что первобытные мастера использовали не просто кусочки угля, а затачивали их на манер карандашей, иначе столь высокой изобразительной точности им не удалось бы добиться.

Картины гости пещеры рассматривают не иначе как широко раскрыв глаза от изумления, а рот – от удивления. И сегодня-то со всеми нашими приспособлениями подобное сотворить под силу не каждому. Словом, неудивительно, что, когда в 1880 году Марселино Санс де Саутуола вместе с археологом Мадридского университета Хуаном Виланова-и-Пьера, обнародовали результаты своих исследований, ученое сообщество им не поверило им и назвало наскальные полотна фальшивками.

Сегодня же изображения Альтамиры датированы с помощью уран-ториевого метода. С 1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, что и немудрено, ведь это самый масштабный памятник первобытного изобразительного искусства, дошедший до наших дней.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

Пещера Альтамира - Биологический онлайн-словарь

Биологический онлайн-словарь

ЭВДЖЕН М. МАККАРТИ, PHD

Пещера Альтамира в Испании известна своими наскальными рисунками верхнего палеолита с рисунками и красочными изображениями диких животных и человеческих рук. Это была первая пещера, где были обнаружены доисторические наскальные рисунки.

Картины Альтамиры, ныне признанные одними из старейших и лучших палеолитических полотен в Европе, были обнаружены ныне известным испанским спелеологом Марселино Санс де Саутуола (1831–1888).В то время наскальные рисунки еще не были известны археологической науке.

В 1870-х годах де Саутуола начал проводить свободное время, исследуя пещеры своей родной Кантабрии, региона на крайнем севере Испании, на берегу Бискайского залива.

Летом 1879 года в пещере Альтамира, после многих таких экскурсий, его маленькая дочь Мария внезапно вскрикнула: «Mira papá! Bueyes pintados!» (Смотри, папа! Нарисованные быки!).

Де Саутуола проследил взгляд своей дочери до потолка - «Нет, сынок, да», - прошептал он, глядя вверх."Сын бизонта!" (Они не быки. Они зубры!). Он сразу понял, что это доисторическое искусство - в исторические времена в Испании не жили бизоны.

Зубр, или европейский бизон (см. Рисунок справа), является животным, по всей видимости идентичным американскому бизону или буйволу. Однако эти два вида рассматриваются как отдельные виды (их научные названия, соответственно, Bison bonasus и Bison bison ). Когда-то широко распространенный и распространенный в Евразии зубр долгое время балансировал на грани исчезновения.Небольшое стадо выживает в Беловежском национальном парке в Польше.

Когда де Саутуола опубликовал за свой счет книгу иллюстраций, в которой были представлены картины и рисунки, которые он нашел в пещере, многие подумали, что все это была мистификация. Они не могли поверить, что доисторические люди смогут создавать искусство любого вида (особенно с учетом того факта, что многие современных людей не умеют рисовать!). Фактически де Саутуола умер, так и не увидев, что его претензии приняты.

Конечно, тот факт, что наскальное искусство является подлинным, сегодня хорошо принят.

Ученые все еще оценивают возраст искусства пещеры Альтамира. Недавние исследования уран-ториевого датирования предполагают, что картины создавались по частям в течение примерно 20 000 лет, причем самые старые из них датируются примерно 35 000 лет до н.э.

Из-за того, что картины ухудшались, Альтамира была закрыта для публики в 1977 году. Очень мало посетителей все еще допускаются, но время ожидания долгое. Намного проще получить доступ к копии пещеры, которая была построена сейчас.Сходите посмотреть в следующий раз, когда будете на северо-западе Испании.

Пещера Ласко >>

Подробнее о наскальном искусстве >>

Вернуться к словарю >>

Пещера Альтамира - © Macroevolution.net

.

10 доисторических наскальных рисунков (с картой и фотографиями)

После посещения наскальных рисунков Альтамиры на севере Испании, Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры все упадет». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других, которые разбросаны по частям Франции, Испании и других регионов мира, являются одними из величайших произведений искусства, когда-либо созданных. Как и все великое искусство, они дают представление о том, как люди думали, хотя это было десятки тысяч лет назад.

10. Пещера Магура

flickr / Пламен Стоев

Пещера Магура - одна из крупнейших пещер Болгарии, расположенная в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, датируемыми примерно 8000-4000 лет назад. На стенах пещеры обнаружено более 700 рисунков. Они нарисованы гуано летучих мышей (экскременты летучих мышей) и изображают людей, которые охотятся и танцуют, а также большое разнообразие животных.

9. Куэва-де-лас-Манос

Куэва-де-лас-Манос - пещера, расположенная в изолированном месте в Патагонии на юге Аргентины.Она получила свое название (Пещера рук) из-за трафаретных очертаний человеческих рук, но есть также много изображений гуанако, нанов и других животных, а также сцены охоты. Большинство рук - это левые руки, что предполагает, что художники держали распылительную трубку в правой руке. Считается, что картины были созданы между 13000 и 9500 годами назад.

8. Бхимбетка

Расположенный в центральной части Индии, Бхимбетка содержит более 600 каменных убежищ, украшенных доисторическими наскальными рисунками.Выполненные в основном в красном и белом цвете с редким использованием зеленого и желтого, картины обычно изображают жизнь и времена людей, живших в пещерах. Такие животные, как бизоны, тигры, львы и крокодилы, также были обильно изображены в некоторых пещерах. Самым старым картинам считается 12000 лет.

7. Серра-да-Капивара

Национальный парк Серра-да-Капивара на северо-востоке Бразилии является домом для многочисленных убежищ в скалах, украшенных наскальными рисунками.Картины включают сцены обрядов и охоты, деревья и животных capivaras. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в парке созданы 25000 лет назад. Однако это оспаривается некоторыми генетиками, поскольку это противоречило бы принятой в настоящее время дате поселения человека в Америке.

6. Лаас Гаал

.

Steely Dan - The Caves of Altamira текст и перевод песни

Я вспоминаю, когда был маленьким
Как я провел дни один
Занятый мир был не для меня
Я пошел и нашел свой
Я бы залез на садовую стену
Со свечой в руке
Я бы спрятался в зале из камня и песка
На камне древняя рука
В блеклом желто-зеленом
Сделал живым мирское чудо
Часто рассказывают, но никогда не видели
Сейчас и когда-либо привязан к работе
На море и в небе
Каждый человек и зверь появились
Друг такой же реальный, как я

[Припев]
До падения, когда написали это на стене
Когда не было даже Голливуда
Они услышали звонок
И написали на стене
Мы с тобой поняли

Неужели этот печальный дизайн
Может быть тем же самым
Шерстяной человек без лица
И зверь без имени
Здесь нет ничего, кроме истории
Вы видите, что было сделано
Вспышка памяти
Теперь я ступить на солнце

[Припев]


Тексты песен прислал Ночной голос

«Пещеры Альтамиры» по сценарию Уолтера Карла Беккера Дональда Джея Фейгена

Тексты песен © Universal Music Publishing Group

Тексты песен на LyricFind

.

ответов на доисторические наскальные рисунки, на создание которых потребовалось до 20000 лет

На создание доисторических наскальных рисунков потребовалось до 20000 лет

Микеланджело, возможно, потратил четыре долгих года на то, чтобы нарисовать свою фреску на потолке Сикстинской капеллы, но его ранние предшественники потратили значительно больше времени на совершенствование своих собственных шедевров. Ученые обнаружили, что на создание доисторических наскальных рисунков уходило до 20000 лет.Вместо того, чтобы создаваться за один сеанс, как ранее думали археологи, многие из произведений, обнаруженных в Европе, были созданы сотнями поколений, которые дополняли, обновляли и закрашивали оригинальные произведения искусства.

До сих пор было чрезвычайно трудно определить, когда были созданы доисторические наскальные рисунки и резные фигурки, но новаторская техника позволяет исследователям впервые точно датировать наскальное искусство и показать, как эти работы создавались на протяжении тысяч лет.Эксперты теперь надеются, что этот метод даст ценную информацию о том, как развивалась и изменялась ранняя человеческая культура, когда первые современные люди переселились по Европе около 40 тысяч лет назад.

Доктор Алистер Пайк, археолог из Бристольского университета, который руководит исследованием, сказал: Искусство дает нам действительно интимное окно в умы людей, которые его создали, но мы не знаем, какими именно людьми они были. мы не знаем точно, когда это искусство было создано. Если мы сможем датировать искусство, тогда мы сможем связать это с артефактами, которые мы находим в земле, и начать связывать символические мысли этих людей с тем, где, когда и как они жили.’

По всей Европе были обнаружены сотни пещер со сложными доисторическими рисунками и резьбой на стенах. Считается, что рисунки, на которых часто изображены сцены с животными, были созданы около 40 000 лет назад - спустя некоторое время после того, как люди начали перемещаться из южной Европы в северную Европу во время последнего ледникового периода.

Традиционные методы датирования основывались на углеродном датировании древесного угля и других пигментов, использованных в картинах, но это может быть неточно, поскольку дает только дату создания древесного угля, а не дату создания работы.«Когда вы заходите в эти пещеры сегодня, на земле все еще лежит древесный уголь, поэтому художники в то время могли использовать старый древесный уголь, а не делать его свежим сами», - объяснил доктор Пайк.

«Если бы это было так, то дата картины была бы очень неправильной. Взятие образцов для датировки углерода также означает уничтожение части этих драгоценных картин, потому что вам нужно удалить немного пигмента. Что касается резных фигурок, то датировать их практически невозможно, так как в них нет органических пигментов, содержащих углерод.’

Ученые использовали свою технику для датирования серии знаменитых палеолитических картин в пещере Альтамира на севере Испании. Известные как «Сикстинская капелла палеолита», сложные работы были построены примерно 14 000 лет назад. Но в исследовании, опубликованном на новом веб-сайте Planet Earth Совета по исследованиям окружающей среды, доктор Пайк обнаружил, что возраст некоторых картин составляет от 25 000 до 35 000 лет. Самым молодым картинам в пещере было 11000 лет.Доктор Пайк сказал: «Мы обнаружили, что большинство этих пещер не было написано за один присест, но роспись охватывала до 20 000 лет. Это противоречит тому, что обнаружили археологи, проводившие раскопки в пещерах. Вероятно, люди не жили в пещерах, которые они нарисовали. Кажется, пещеры, в которых они жили, были где-то в другом месте, и в раскрашенных пещерах было что-то особенное ».

Доктор Пайк и его команда смогли датировать картины, используя метод, известный как датирование по урановым сериям, которое первоначально было разработано геологами для датирования таких горных образований, как сталактиты и сталагмиты в пещерах.Поскольку вода просачивается через пещеру, она несет чрезвычайно низкие уровни растворенного радиоактивного урана вместе с минеральным карбонатом кальция. Со временем небольшие количества карбоната кальция осаждаются, образуя твердый слой на полотнах, и этот слой также задерживает уран. Из-за своих радиоактивных свойств уран медленно распадается, превращаясь в другой элемент, известный как торий. Сравнив соотношение урана и тория в тонких слоях наскальных рисунков, исследователи смогли вычислить возраст картин.

Исследователи также применили свою технику к гравюрам, найденным на скалах вокруг скал Кресвелл в Дербишире, которые являются единственными образцами пещерного искусства в Великобритании, созданными в ледниковый период. Они доказали, что гравюры были сделаны не менее 12000 лет назад. Профессор Пабло Ариас, эксперт по пещерному искусству палеолита из Университета Кантабрии, Испания, сказал: «Примерно десять лет назад датировать пещерное искусство можно было только по стилю фигур, но эта новая техника разработана Бристольским университетом. позволяет точно заключить эту дату в квадратные скобки.Мы хотим изучить, как люди того времени вели себя и как они себя чувствовали, а искусство палеолита дает нам возможность взглянуть на тип символов, которые были важны для них, поэтому нам нужно знать, когда люди, которые создавали это искусство, на самом деле жили. . '

Вопросы 1-5

Соответствуют ли следующие утверждения информации, данной в отрывке для чтения 1? Напишите

ИСТИННО , если заявление соответствует информации

ЛОЖЬ , если утверждение противоречит информации

НЕ ДАНА если нет информации по этому

1 TRUEFALSENOT GIVEN
Ответ: NOT GIVEN Наскальные рисунки вдохновили Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.

2 TRUEFALSENOT GIVEN
Ответ: ЛОЖЬ. Сейчас кажется, что наскальные рисунки были нарисованы за один раз, а затем оставлены нетронутыми.

3

.

BBC - Земля - ​​Загадочное падение майя объясняется сильной засухой

Эта история входит в список лучших хитов года BBC Earth "Лучшее за 2016 год". Просмотрите полный список.

Когда европейские конкистадора отплыли в Центральную Америку в начале 1500-х годов, они искали неисчислимое богатство - и горе любому коренному народу, который встанет у них на пути. Но кое-где колонисты обнаружили, что противостоять им практически некому.Некогда процветающая цивилизация майя давно рухнула.

К тому времени, когда европейцы вышли на берег, политическая и экономическая сила майя исчезла.

Возвышающиеся известняковые города майя - классическая особенность одного из самых передовых обществ древнего мира - уже были освоены джунглями.

Вопрос о том, как майя встретили свой конец, - одна из самых стойких загадок истории. У майя человек выжили; им даже удалось оказать длительное сопротивление европейскому правлению.Но к тому времени, когда европейцы вышли на берег, политическая и экономическая сила, которая возвела культовые пирамиды региона и когда-то поддерживала население около двух миллионов человек, исчезла.

Первые поселения майя были построены в первом тысячелетии до нашей эры, а расцвет цивилизации пришелся на 600 год нашей эры. (В хронологии Мезоамерики майя занимают промежуточное положение между более ранними цивилизациями ольмеков и более поздними цивилизациями ацтеков). Археологи обнаружили тысячи древних городов майя, большинство из которых расположены на полуострове Юкатан на юге Мексики, в Белизе и Гватемале.

Вполне вероятно, что еще больше руин майя скрыто под густым тропическим лесом региона.

Майя хорошо разбирались в математике и астрономии и использовали единственный известный письменный шрифт в Мезоамерике.

Спустя примерно 200 лет серьезных археологических исследований мы знаем о майя достаточно, чтобы произвести должное впечатление. Их самобытное искусство и архитектура доказывают, что это были мастера-ремесленники.

Майя были интеллектуально развиты.У них были сильные познания в математике и астрономии, которые они использовали, чтобы выровнять свои пирамиды и храмы в соответствии с прецессией планет и солнечным равноденствием. И они использовали единственный известный письменный шрифт в Мезоамерике, причудливый набор символов, известный как иероглифы майя.

Чудеса, оставленные майя позади, принесли им непреходящую загадочность. Но не менее любопытен способ, которым цивилизация встретила свой конец.

Начнем с того, что нам известно. Примерно в 850 году нашей эры, после столетий процветания и господства, майя начали покидать свои большие города один за другим.Менее чем за 200 лет цивилизация упала до доли своего былого величия. Позже будут отдельные возрождения, но величие расцвета майя ушло навсегда.

Помимо драматических масштабов, крах майя поражает тем, что, несмотря на десятилетия исследований, археологи до сих пор не могут прийти к единому мнению о его причинах. Как и в случае с Римской империей, вероятно, не было ни одного виновника падения майя. Но характер их упадка заставляет некоторых исследователей полагать, что цивилизация майя пала жертвой крупной катастрофы, которая способна свалить город за городом.

Существует множество теорий о том, что положило конец Майя. Есть старые фавориты - вторжение, гражданская война, разрушающиеся торговые пути - но с тех пор, как в начале 1990-х годов были собраны воедино первые данные о климате в Центральной Америке, одна теория стала особенно популярной: цивилизация майя была в конечном итоге обречена на резкого изменения климата.

За столетия, непосредственно предшествующие краху майя, - так называемую «эпоху классицизма», примерно между 250 и 800 гг. Нашей эры - цивилизация процветала.Города процветали, и урожай был хорош. Климатические записи (которые в основном основаны на анализе пещерных образований) показывают, что в это время в районе майя выпало относительно много осадков. Но те же записи показывают, что, начиная примерно с 820 года нашей эры, регион подвергался разорению 95 лет периодических засух, некоторые из которых длились десятилетиями.

Большинство классических городов майя упали между 850 и 925 годами нашей эры, что во многом совпадает с веком засухи

С тех пор, как эти засухи были впервые идентифицированы, исследователи заметили поразительную корреляцию между их временем и временем краха майя: большинство городов классических майя упали между 850 и 925 годами нашей эры, что во многом совпало с веком засухи.И хотя простой корреляции недостаточно, чтобы закрыть дело, тесная связь между засухой и падением заставляет многих экспертов полагать, что изменение климата 9-го века могло каким-то образом привести к гибели майя.

Но каким бы привлекательным ни было объяснение засухи, на его пути стояло одно свидетельство. Потому что, хотя большинство городов майя пришло в упадок из-за высыхания климата, не все.

Это возрождение на севере идет вразрез с теорией засухи исчезновения майя

Города майя, упавшие во время засухи 9 века, в основном располагались в южной части их территории, в современной Гватемале и Белизе.Однако на полуострове Юкатан к северу цивилизация майя не только пережила эти засухи, но и начала процветать.

В то время как южная цивилизация майя начала распадаться, север пережил относительное процветание, с появлением ряда процветающих городских центров. Сюда входил один из величайших городов майя, Чичен-Ица ​​(одно из «Новых семи чудес света»). Это возрождение севера идет вразрез с теорией засухи, приведшей к упадку майя: если юг навсегда пострадал от климатических изменений, утверждают критики, то почему не был север?

Исследователи предложили различные объяснения этого несоответствия между севером и югом, но до сих пор ни одна теория не победила.Однако недавно новое открытие помогло разрешить этот стойкий парадокс.

Археологи майя считают датировку трудной. Почти ни одна из письменных записей майя, которые когда-то исчислялись тысячами, не сохранилась в прошлые колониальные времена (по приказу католических священников испанцы сожгли книги майя оптом - сейчас известно, что существуют только четыре). Вместо этого, чтобы определить времена процветания древних городов майя, исследователи полагаются на календарные надписи на каменных памятниках, стилистический анализ богато украшенной керамики майя и радиоуглеродные даты из органических материалов.

Очевидно, север не прошел через эти засухи невредимым

Более ранние исследования уже определили приблизительный возраст основных городских центров северной цивилизации майя; именно они показали, что север пережил засуху 9 века. Однако до недавнего времени такой массив данных никогда не собирался в одном исследовании. Это важно, потому что это позволяет рассматривать северный регион майя как единое целое, помогая исследователям определить общие тенденции его подъема и спада.

Итак, в исследовании, опубликованном в декабре, археологи из США и Великобритании впервые собрали вместе все рассчитанные возрасты городских центров на северных землях майя. Они включают около 200 дат с участков на полуострове Юкатан, половина из которых получена с помощью надписей на каменных календарях, а половина - с помощью радиоуглеродного датирования. Затем исследователи смогли составить общую картину того, в какое время северные города майя были активны и в какие периоды каждый из них мог прийти в упадок.

То, что обнаружила команда, существенно меняет наше понимание того, когда и, возможно, даже как цивилизация майя встретила свой конец. Вопреки предыдущему мнению, на севере пострадало во время засухи - фактически, оно пострадало от двух из них.

Во второй половине IX века количество надписей на каменных календарях сократилось на 70%. Та же самая картина упадка также отражена в датах радиоуглеродного анализа в северном регионе майя, которые указывают на то, что деревянное строительство также сократилось в тот же период.Важно отметить, что именно в это время засухи, как полагают, вызвали крах цивилизации майя на юге - очевидно, что север не прошел через эти засухи невредимыми.

Конечно, на севере дела шли лучше, чем на юге, но, тем не менее, в регионе произошел значительный спад.

Исследователи полагают, что снижение творческой активности свидетельствует о политическом и социальном коллапсе на севере. Север, безусловно, жил лучше, чем юг в 9 веке, но эти новые данные показывают, что регион, тем не менее, претерпел значительный упадок.Этот северный спад ранее не обнаруживался в основном из-за скрытого характера свидетельств: спад в строительстве, даже такой большой, как этот, трудно заметить без всеобъемлющего регионального анализа, представленного в новом исследовании.

Северный закат 9-го века - новая интригующая деталь в истории майя, но принципиально не меняет ее - в конце концов, мы уже знали, что северные майя пережили засухи 9-го века (Чичен-Ица ​​и др. центры процветали вплоть до 10 века).

Но второе падение, обнаруженное командой, действительно меняет наше понимание истории майя. После непродолжительного восстановления в 10 веке (что, что интересно, совпало с увеличением количества осадков), исследователи заметили еще один спад в строительстве на многих участках по всей территории северных майя: резьба по камню и другие строительные работы, похоже, сократились почти на 100%. половина - между 1000 и 1075 годами нашей эры. Более того, как и во время кризиса 200 годами ранее, исследователи обнаружили, что упадок майя в 11 веке также происходил на фоне сильной засухи.

И не просто засуха. Те, что в 9 веке, безусловно, были суровыми. Но 11 век принес самую сильную засуху, которую регион видел за полные 2000 лет - «мегазасуху».

После непродолжительного восстановления в строительстве на севере произошел еще один спад - на фоне сильной засухи. Климатические записи показывают, что количество осадков резко сократилось в течение большей части столетия, примерно между 1020 и 1100 годами нашей эры, что полностью соответствует археологически полученным датам распада северных майя.Одна корреляция сама по себе мало что значит. Но найдите два, и даже скептики могут начать нашептывать «причинно-следственная связь».

После этой второй волны засухи для майя не должно было произойти реального восстановления

Мегазасуха 11 века была связана с падением северных майя и раньше, но использованные методы датирования дали неоднозначный возраст, что делает его очевидным. Трудно сказать, действительно ли время двух событий совпадало. Всесторонний анализ, опубликованный в декабрьском исследовании, позволяет нам с гораздо большей уверенностью сказать, что изменение климата совпало не с одним, а с двумя разрушительными периодами упадка майя.

Если первая волна засух положила конец майя на юге, похоже, что вторая волна могла привести к их гибели на севере.

После этой второй волны засух у майя не могло быть реального восстановления. Чичен-Ица ​​и большинство других важных центров на севере больше никогда не возродятся. Могут быть небольшие, но заслуживающие внимания исключения - такие как северный город Майяпан, процветавший с 13 по 15 века, - но они никогда не будут соперничать по размеру и сложности с классическими городами майя.Во многих смыслах 11 век был последним вздохом майя.

На основании этих выводов становится еще более вероятным, что изменение климата сыграло значительную роль в падении майя. Но как?

Большинство археологических объяснений обрушения связаны с сельским хозяйством. Экономическая мощь майя, как и всех крупных цивилизаций, сильно зависела от сельскохозяйственных культур - и, конечно, для поддержания своей огромной рабочей силы. Самое простое объяснение падения майя состоит в том, что из года в год низкие урожаи, вызванные засухой, возможно, постепенно уменьшили политическое влияние майя, что в конечном итоге привело к полной дезинтеграции общества.

Год за годом низкие урожаи, вызванные засухой, возможно, постепенно уменьшили политическое влияние майя

Но даже сторонники гипотезы засухи признают, что картина должна быть более тонкой, чем это.

«Мы знаем, что до засух 9-го века в районе майя уже наблюдалось усиление военных действий и социально-политическая нестабильность», - говорит Джули Хоггарт из Университета Бэйлора в Уэйко, штат Техас, которая была одним из руководителей декабрьского анализа климата.

Межгородский конфликт - тоже неплохой способ разрушить цивилизацию; возможно, что майя просто разделились. Но остается вопрос о засухах и тех удачных датах. Возможно, тогда это была смесь двух. Поскольку запасы продовольствия сокращались в засушливые десятилетия, конкуренция за ресурсы, вероятно, стала бы еще более интенсивной, возможно, в конечном итоге достигнув переломного момента, который привел к непоправимому разрушению древней цивилизации майя.

Но есть по крайней мере еще одно объяснение, которое не требует никакой войны.Возможно, их обрекла не темная сторона майя, а их таланты. Потому что, хотя майя были известными мастерами, они также были скульпторами в области окружающей среды.

Чтобы вырастить достаточно еды, чтобы прокормить свои миллионы, майя вырыли огромные системы каналов, иногда в сотни миль в поперечнике, что позволяло им осушать и поднимать бесплодные заболоченные земли, покрывающие большую часть центральной части майя, создавая новые пахотные земли (некоторые археологи называют эти «плавучие сады»). Майя также расчистили огромные участки леса, как для сельского хозяйства, так и для освобождения места для своих городов.

Вырубка лесов для расчистки земель для ведения сельского хозяйства могла усугубить локальные эффекты высыхания

Некоторые ученые считают, что умелые манипуляции майя с окружающей средой могли повлиять на их окончательный крах, каким-то образом усугубив последствия естественного изменения климата. Например, некоторые ученые считают, что обезлесение с целью расчистки земель для ведения сельского хозяйства могло усугубить локальные эффекты высыхания, что привело к более значительным потерям в сельском хозяйстве во время засухи.

Более косвенным следствием их сельскохозяйственного мастерства могло быть просто то, что оно позволило населению вырасти слишком большим, что, возможно, увеличило их уязвимость к продолжительной нехватке продовольствия и, следовательно, уменьшило их устойчивость к более сухому климату.

Какова бы ни была причина - или причины - краха майя, мы действительно кое-что знаем о судьбе людей, которым пришлось столкнуться с его последствиями. Примерно с 1050 года нашей эры майя отправились в путь. Они покинули внутренние районы, где процветали их предки, и толпами направились к Карибскому побережью или к другим источникам воды, таким как озера и воронки, которые иногда пересекают густую зелень бывшей территории майя.

Исход народа майя мог быть мотивирован голодом. Если бы посевы действительно потерпели неудачу после засух 9 и 11 веков, перемещение ближе к воде могло иметь смысл либо для доступа к морепродуктам, либо для использования более влажной земли у моря. Какой бы ни была причина, они явно думали о влажности.

Но опять же, так было всегда. Одна из обязанностей правителя майя заключалась в общении с богами, чтобы гарантировать влажный год и хороший урожай.В разных уголках мира майя археологи выкапывали человеческие кости со дна озер и воронок, которые считались дверями в подземный мир: мрачное свидетельство того, что люди прибегали к жертвам, чтобы умилостивить своих божеств. Когда шли сильные дожди и расцветала цивилизация, казалось, что на их молитвы был дан ответ.

.

Смотрите также