Музей бойманса ван бенингена


Ван Меегерен: художник, авантюрист, преступник

Голландский художник Хан ван Меегерен предстал перед судом сразу после Второй мировой войны: его обвиняли в коллаборационизме. Дело в том, что при его участии Герингу удалось приобрести уникальную картину Яна Вермеера — неизвестный прежде шедевр. Обвинения были серьезными, и ван Меегерен признался: неизвестный Вермеер был его собственным произведением — искусной подделкой. Судьи поверили художнику только после того, как он на их глазах написал еще одного «Вермеера».

Судьба художника

В 1889 году в голландском городе Девентере в семье Хендрикуса ван Меегерена, местного учителя, родился сын Хенрикус (Хан). От матери он унаследовал чувствительность и художественный вкус, с 8 лет начал рисовать, что совершенно не устраивало его отца. Хендрикус был человеком прямым и строгим — увлечение сына казалось ему просто причудой. На свое счастье мальчик встретил понимание у школьного учителя рисования Бартуса Кортилинга. Он обратил внимание на талантливого ученика и помогал ему развить способности. И конечно, оказывал на него влияние. В частности, именно любовь Кортилинга к старым голландским мастерам и неприятие модернистов передались ван Меегерену. И сыграли в его судьбе огромную роль.

После школы Хан выбрал профессию архитектора. Правда, выпускной экзамен он провалил, но зато принял участие в художественном конкурсе, на котором выставил работу, написанную в классической манере. «Собор Святого Лаврентия» пришелся по душе жюри, и ван Меегерен получил первую премию. Архитектура была забыта, он решил стать живописцем. Первые, правда, скромные успехи не заставили себя ждать.

Хан много работал, тем более что к тому моменту у него уже была семья и дети. Устраивал персональные выставки, его картины продавались, он брал коммерческие заказы на афиши, открытки, и все шло хорошо до тех пор, пока в его жизни не возник художественный критик Абрахам Бредиус.

В первой половине 1920-х годов ван Меегерен подружился с художником Тео ван Вейнгарденом. Вейнгарден занимался реставрацией и продажей произведений искусства, но иногда баловался подделками. В частности, два его «Вермеера» уехали в Америку. Ван Меегерен начал работать с ним, занимаясь восстановлением картин.

Как-то раз Вейнгарден нашел картину в ужасном состоянии, вместе с компаньоном отреставрировал ее, и эксперты пришли к выводу, что это творение Франса Хальса — известного художника «Золотого» голландского века. Реставраторы уже нашли покупателя, но тут свое мнение высказал Абрахам Бредиус. Он счел, что никакой это не Хальс, а обычная подделка, свое мнение он основывал на качестве красок. Аргументы реставраторов приняты не были, сделка сорвалась.

Абрахам Бредиус Источник: Wikimedia Commons

Вейнгарден отомстил Бредиусу быстро: написал нового «Рембрандта», эксперт подтвердил его подлинность, а художник над ним посмеялся. Правда, репутации Бредиуса это не повредило — он сказал, что осматривал картину в спешке. А ван Меегерен затаил обиду и тоже решил отомстить. Выбор пал на Вермеера.

Вермеер: известный и неизвестный

Ян Вермеер Делфтский — художник удивительной судьбы. Проживший всего 43 года, он написал некоторое количество картин. Почему мы говорим именно так? Дело в том, что при жизни известность его была ограниченной, а после смерти имя художника было на два столетия и вовсе забыто. У него осталось 11 детей, поэтому вдова и душеприказчики распродавали картины поспешно и неаккуратно. Куда отправилось наследие Вермеера, не всегда можно точно отследить. Именно поэтому время от времени в XIX и XX веке появлялись неизвестные шедевры художника, о подлинности которых велись долгие споры.

Вермеер считается непревзойденным мастером бытовой живописи. Столь характерных для художников его времени картин на религиозные сюжеты у него в творчестве практически нет. Доподлинно известна одна — «Христос в доме Марфы и Марии».

Ян Вермеер «Христос в доме Марфы и Марии». (Wikimedia Commons)

Тот же Бредиус считал, что эта картина была частью утерянного цикла. От этой идеи и отталкивался ван Меегерен: новый, неизвестный ранее, Вермеер как раз и будет из этой «религиозной» серии.

«Христос в Эммаусе»: как рождался шедевр

Месть ван Меегерена была задумана капитально и потребовала нескольких лет подготовки. Чтобы создать шедевр XVII века, живя в веке XX-м, надо было тщательно продумать все детали.

Во-первых, холст и подрамник. Ван Меегерен приобретал старые картины, смывал верхние слои краски и рисовал на подлинном холсте. При этом до конца первоначальное изображение он не уничтожал: ветхие холсты могли этого не выдержать, а потом, ему нужны были трещины, которые всегда появлялись на старинных полотнах — кракелюры. На нижнем слое краски они сохранялись.

Во-вторых, нужны были краски XVII века, чтобы экспертиза ничего не заподозрила. В то время их делали из натуральных пигментов, которые разводили чаще всего маслом или белком. Несмотря на дороговизну, ван Меегерен покупал те самые пигменты и учитывал все тонкости. Например, он знал, что в XVII веке уже не использовали зеленый малахитовый пигмент, а смешивали желтую и синюю краски. Он поступал так же.

Хан ван Меегерен. (litobozrenie.com)

Единственный риск, на который ван Меегерен пошел, — использовал фенолформальдегидную смолу. Это было необходимо, чтобы сделать краски твердыми, как будто им уже 300 лет. Другого варианта он не нашел, хотя пробовал сушить картины в печи, но тогда страдали цвета. Ван Меегерену оставалось только уповать на то, что серьезному химическому анализу краски никто не подвергнет.

В-третьих, ван Меегерену нужно было получить на своей картине уже упомянутые кракелюры. Он работал над этим долго: сушил краски в печи, искал оптимальную температуру, сворачивал картину, проминал пальцами. В итоге он нашел сочетание факторов, которое приводило к возникновению трещин, повторявших кракелюры на нижнем, подлинном, слое краски. Чтобы имитировать забившуюся в трещины пыль, ван Меегерен использовал тушь. В общем, он добился того, чтобы картина выглядела подлинной.

«Набив руку» на нескольких подделках, ван Меегерен счел, что готов к созданию Вермеера. После четырех лет подготовительных химическо-инженерных работ, художник приступил к сюжету о посмертном явлении Христа ученикам — началось рождение неизвестного шедевра Вермеера «Христос в Эммаусе».

Хан ван Меегерен «Христос в Эммаусе». (Wikimedia Commons)


Ван Меегерен продал подделку?

Мы помним, что всю историю с поддельным Вермеером ван Меегерен задумал, чтобы отомстить Абрахаму Бредиусу. Когда картина была готова, ее надо было каким-то образом представить на суд критика, но так, чтобы он ничего не заподозрил. Нужна была легенда, или провенанс.

Хан ван Меегерен воспользовался помощью своего друга, известного адвоката доктора Буна, которого использовал «втемную» — Бун ничего о подделке не знал. Ван Меегерен рассказал ему историю о некой старой аристократке, которая продает картины из семейной коллекции. И у ван Меегерена якобы возникло подозрение, что одна из картин — это Вермеер. Так как более компетентного специалиста, чем Бредиус, нет, то хотелось бы получить его консультацию. Из-за старой истории с поддельным Хальсом Бредиус вряд ли благосклонно отнесется с ван Меегерену и непредвзято посмотрит на картину. Так что не мог бы доктор Бун выступить посредником? В итоге Бредиус провел экспертизу картины «Христос в Эммаусе» и, посоветовавшись с другими специалистами, удостоверил, что она подлинная.

На этом история могла закончиться, если бы шедевром одновременно не заинтересовался известный арт-дилер Джозеф Дювин. Он как раз пришел к выводу, что картина — подделка, причем грубая. Но люди, причастные к миру искусства, тут же решили: Дювин просто сбивает цену, потому что «Христос в Эммаусе» подлинный. В итоге афера зашла слишком далеко: картину купил музей Бойманса Ван Бёнингена в Роттердаме, заплатив за нее 520 тысяч гульденов (около 2 млн долларов). В свое время Вейнгарден, подсунувший Бредиусу поддельного Рембрандта, изрезал картину на глазах у критика. Ван Меегерен не смог вовремя остановиться, и сумма, оказавшаяся у него в руках, вдохновила на создание следующих «Вермееров». Правда, историки говорят, что ван Меегерен сам начал распускать слухи, что «Христос в Эммаусе» — подделка. Но публике, видимо, очень хотелось верить в обратное.

Директор и главный реставратор музея Бойманс Источник: Wikimedia Commons

Геринг и Вермеер: мечты почти сбываются

В итоге деньги перевесили — ван Меегерен становится профессиональным фальсификатором. Причем из-под его кисти выходит не только Вермеер. Ему удается продавать картины частным коллекционерам, и капиталы растут. У ван Меегерена формируется цепочка посредников, которые находят покупателей и оформляют сделки. Написав очередной шедевр Вермеера «Христос и грешница», художник решает продать и его, но в этот момент уже идет война (1942 год), и ван Меегерен понимает, что наиболее реальным покупателем будет, скорее всего, кто-то из немцев. Он ставит условие, чтобы посредники нашли ему покупателя-голландца, но поздно — картина уже заинтересовала Геринга, который мечтал иметь в своей коллекции Вермеера.

Заключение сделки с таким покупателем стало уже не частным, а государственным делом. В результате переговоров было решено, что за Вермеера Третий рейх вернет Голландии 200 подлинных полотен старых мастеров, которые ранее были украдены. Государство, получив картины, расплатилось с продавцами «Вермеера» деньгами.

Геринг и Гитлер Источник: kommersant.ru

Все были довольны сделкой, кроме, может быть, ван Меегерена. Проявляя своеобразный патриотизм, он решает продать еще одного Вермеера — «Омовение ног» — Королевскому музею, чтобы шедевр был и на родине. Картина была написана впопыхах, не особенно тщательно, к тому же в результате сушки в печи краска отслоилась. Королевский музей собирает команду авторитетных экспертов. В нее вошли доктор А. М. де Вилд — химик, Люитвайлер — реставратор картин, доктор Ханнема — директор музея Бойманса, доктор С. Д. Рул — генеральный директор Королевского музея, доктор Я. К. Ван Рехетерен Алтена — профессор Амстердамского университета, доктор Ван Схендел — хранитель Королевского музея, доктор Я. Г. Ван Хелдер — преподаватель в Утрехте и директор музея этого города. Только один Алтен счел, что картина поддельная. Все остальные пришли к выводу, что она не очень качественная, но, тем не менее, принадлежит кисти Вермеера. Королевский музей ее приобрел.

Всего ван Меегерен создал 13 шедевров — 9 «Вермееров», 2 «де Хоха» и по одному «Халсу» и «Терборху». Продал он 8 картин, за которые выручил более чем 7 млн гульденов (на современные деньги — около 100 млн долларов). Конечно, художник получил не все деньги — часть отошла посредникам, но в итоге его состояние было огромным. Он сам собрал коллекцию, которой не было аналогов в стране. Плюс купил около 50 объектов недвижимости. А дальше началась история его разоблачения.

Кто продал Вермеера немцам?

Когда по окончании Второй мировой войны в Австрии была обнаружена коллекция Геринга, то встал вопрос: кто же продал голландское достояние — картину самого Вермеера — немцам? Так как ван Меегерен был одним из участников сделки, к нему пришла полиция. Он не отрицал, что картина «Христос и грешница» была у него в руках, сказал также, что он будто бы купил ее у некой итальянской семьи, но у кого именно — назвать отказался. Этого было достаточно, чтобы заподозрить художника в сотрудничестве с нацистами. Тем более что на прямой вопрос, является ли он коллаборационистом, ван Меегерен отвечать отказался. 29 мая 1945 года его арестовали.

Продержался он до 12 июня. Дело в том, что ван Меегерен страдал от алкоголизма и наркомании, так что его положение в заключении становилось невыносимым. Кроме того, обвинение в коллаборационизме грозило самыми серьезными последствиями. Художник предпочел признаться, что никакого национального достояния немцам он не продавал. По простой причине — достояния не было, все было подделкой.

Начались детальные экспертизы, которые, тем не менее, не до конца убедили следователей. Они предложили ван Меегерену написать копию «Христа в Эммаусе», но художник сам указал, что такая проверка ничего не даст — любой художник способен сделать копию. И предложил в качестве доказательства написать еще одного «Вермеера» при условии, что ему будут предоставлены все необходимые материалы. Так рождается десятый «неизвестный шедевр» — «Христос среди учителей» или «Христос среди фарисеев».

Ван Меегерен за работой во время экспертизы Источник: kommersant.ru

Это доказательство ван Меегерена оказалось самым убедительным: в то, что все его шедевры были поддельными, поверили, а дело переквалифицировали. Ни о каком коллаборационизме речь больше не шла, более того, Голландия, благодаря фальсификации, вернула 200 утраченных картин. Прокурор настаивал, что теперь это дело о мошенничестве, просил назначить ван Меегерену срок в 4 года, но сам же предложил суду снизить его до 2 лет. В ноябре 1947 года суд вынес решение: год тюрьмы. Но ван Меегерен не отбыл и его — он умер 30 декабря 1947 года, ожидая решения королевы, которой подал прошение о помиловании. Всё его состояние ушло на покрытие гражданских исков людей, ставших жертвами фальсификаций.

Свидетельства против ван Меегерена в музее Бойманса Ван Бёнингена Источник: litost. gallery

P. S. Сегодня все больше искусствоведов приходят в недоумение: «шедевры» ван Меегерена выглядят откровенной подделкой. Почему же этого не заметили тогда? Могло быть несколько причин. Во-первых, ван Меегерен все-таки много работал не только над красками и кракелюрами. Он использовал в своих картинах атрибутику, которая прямо указывала на то, что перед нами Вермеер. То, что сейчас (когда мы уже знаем всю историю) кажется нарочитым, бросающимся в глаза, тогда критики сочли свидетельством подлинности. Во-вторых, людям хотелось верить, что обнаружены неизвестные шедевры. И в-третьих, когда картины становились частью коллекции, причем неважно, частной или музейной, их владельцы защищали их подлинность особенно рьяно. И споры о происхождении некоторых «Вермееров» шли даже после смерти их вероятного создателя — талантливого художника Хана ван Меегерена.

Картинные галереи и художники - Музей Бойманс

Основой собрания Музея Бойманса-Ван Бенингена послужила частная коллекция Франса Якоба Отто Бойманса (Frans Jacob Otto Boijmans), который в 1820 г. решил передать коллекцию Муниципальному Совету г. Утрехт (Utrecht City Counci) и создать на ее основе музей. Однако Муниципальный Совет отказался принять коллекцию и тогда Бойманс предложил ее Муниципальному Совету г. Роттердам (Rotterdam City Counci).
В 1849 г. музей открылся в здании, Schielandshuis, расположенном в центре Роттердама.
16 февраля 1864 г. в музее произошел пожар, в результате которого погибло две трети коллекции: 293 из 480 картин, 13 из 18 альбомов рисунков, включая редкие работы итальянских и французских художников, а также все собрание гравюр, офортов, керамики, фарфора и скульптур
Как не странно, пожар оказал положительное влияние на качество собрания музея: вместо утраченных 293 картин было приобретено 101 полотно выдающихся художников (в том числе Рембрандта, Франса Халса, Фердинанда Боля).
В 1935 г. музей переехал в новое здание.
В 1958 г. собрание музея пополнилось экспонатами из коллекции предпринимателя Даниэля Георга ван Бёнингена (Daniël George van Beuningen) и музей получил современное название.
В настоящее время собрание музея, насчитывающее более 140 тысяч экспонатов, разбито на четыре раздела: произведения старых мастеров; современное искусство; графика и рисунок; декоративно-прикладное искусство.
Основан: 1849
Адрес: Museum Boijmans Van Beuningen, Museumpark 18-20, 3015 CX Rotterdam, The Netherlands
Работает: понедельник-воскресенье: 11:00-17:00, понедельник закрыт
Вход: платный
Официальный сайт Музея Бойманса-Ван Бенингена

В двух разделах данной коллекции представлено 126 картин из собрания Музея Бойманса-Ван Бенингена.
Раздел 1. Показаны произведения Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, Дирка Баутса, Корнелиса Энгелбрехтсена, Квентина Массейса, Якоба Корнелиса ван Остзанена, Альбрехта Дюрера, Яна Мостарта, Йоса ван Клеве, Яна ван Скорела, Питера Брейгеля Старшего, Якоба Виллемса Делфтского, Питера Пауля Рубенса, Бернардо Строцци, Антониса ван Дейка, Адриана Брауэра, Герарда Доу, Якоба Маррела, Рембрандта, Бартоломе Эстебана Мурильо, Герарда Терборха.
Раздел 2. Показаны произведения Яна Стена, Питера де Хоха, Адриана ван дер Верффа, Жана Батиста Симеона Шардена, Камиля Коро, Яна де Йонга, Эжена Будена, Анри Фантен-Латура, Эдуарда Мане, Пьера Огюста Ренуара, Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Одилона Редона, Эдуара Вюйара.

63 картины из собрания Музея Бойманса Ван Бенингена. Раздел 1

Музей Бойманс - Ван Бенинген в Роттердаме

Музей Бойманс — Ван Бенинген расположен в городе Роттенберг в Голландии. Собрание картин, которыми располагает этот музей сегодня просто невероятно. Здесь представлены работы известных художников, начиная от самых зачатков итальянского и нидерландского искусства до работ сегодняшнего дня. Охватив такой огромный промежуток времени, музей Бойманс — ван Бенинген также представляет работы, которые были сделаны в наиболее важные исторические эпохи. В залах музея Бойманс — ван Бенинген вы найдете живопись Нидерландов 15-16 веков, масленые эскизы такого великого художника как Рубенс, работы мастеров итальянской живописи 16-17 веков, а также живопись Франции в 18го века.

Музей Бойманс отличается от традиционных музеев Нидерландов тем, что его коллекция столь разнопланова и разностороння. В залах музея вы можете увидеть скульптуры, рисунки, гравюры и дизайны как старого так и нового времени. Просматривая представленные в музеи экспонаты, вы имеете возможность проследить изменение, произошедшие в западноевропейском искусстве от Средних веков до сегодняшнего дня.

В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии.

История

Сбор музейных материалов происходил достаточно долго, экспонаты попадали в музей Бойманс — ван Бенинген благодаря заинтересованности местных властей, деятельности постоянно меняющихся директоров музея, а также различных частных лиц.

Давайте рассмотрим важные исторические даты в деятельности музея Бойманс — ван Бенинген.

Все началось в 1847 году, когда местный судья Ф. Й. О. Бойманс решил завещать своему городу свою личную коллекцию картин, состоящую на тот день из картин и рисунков, одной из которых была и по сей день находящаяся в музеи картина Мейндерта Хоббемы.

Решение Ф. Й. О. Бойманс о завещании своих картин было определено разговором с бургомистром, который позаботился о том, чтобы было выделено отдельное здание для размещения коллекции Бойманса.

Печальной неожиданностью для музея Бойманса стал пожар 1864 года, в котором погибла часть музейных экспонатов, однако за средства, полученные от страховки здания, в 1865-1866 были приобретены экспонаты из-за границы среди которых работы Яна ван Кессела, Франса Халса, Паулюса Морелсе, и Хиоба Беркхейде.

В 19-20 веках возрос интерес общественности к работам мастеров современного искусства и бывший в то время директором музея, П. Хаверкорн ван Рейсвейк, будучи любителем гаагской школы, решил дополнить музейное собрание картиной Ван Гога «Аллея тополей близ Нюэнена», которую ему подарили местные меценаты. Таким образом, впервые, картина известного художника попала к нему на родину.

Позднее подобные подарки стали происходить все чаще, что и послужило основным источником пополнения коллекции известного музея. Такой способ был характерен в 1908-1921 годах, когда директором музея стал Шмидт Дехенер, которому музей Бойманса обязан появлением картины Бейтевега.

Приемник Дехенера, Ханнем, продолжал деятельность наставника и 1925 году по завещанию ван дер Схилдена в музей попали такие экспонаты как картина Якоба Мариса и «Блудный сын» Босха. В 1930 коллекция музея Бойманса пополнилась художественными работами Йонкинда, в 1935 году работами Израэлса. С течением времени стало заметно, что старое здание музея уже не может вмещать всю его коллекцию, и власти решили начать строительство нового здания музея Бойманса, что произошло в 1928 году. В 1935 году строительство подошло к концу и благодаря работе архитектора ван дер Стёра новое здание получило свой неповторимый вид с применением разнообразных видов мрамора, декорированными дубом переходами и стенами, а также с невероятной продуманностью освещения комнат музея Бойманса.

Коллекция музея продолжала умножаться и в 1937 пополнилась полотном Рембрандта «Мужчина в красном берете», картиной Блумарта «Оплакивание Христа». В 1939 году было принято решение о создании денежного фонда на средства которого будут приобретаться музейные экспонаты, за счет которого в последствии Музей Бойманс — ван Бенинген получил еще одну картину Рембрандта «Портрет Титуса», а в последствии и работы таких художественных мастеров как Бейерен, Брейтнер, Фейт и Капелл.

Вторая мировая война также помогла наполнению коллекции знаменитого музея, так туда попали картины де Витте и Стена. Директор музея Вуббен тоже не останавливался в покупке ценных экспонатов именно его стоит поблагодарить за появление в музеи картин Михаела Свертса, Хендрика тер Брюггена и Джузеппе Рекко с 1952 по 1963 годы.

Также жители постоянно дарили и завещали произведения известных мастеров, среди них хочется выделить ван Бенингена, который постоянно дарил музею новый экспонаты. За всю его жизнь коллекция музея Бойманса пополнилась на 136 картин, среди которых работы Рубенса, Тициана, Эйка, Брейгеля, Ватто, Баттиста Морони, Хоха, Шардена, Буше, Тинторетто, Воронезе и Ван Гога. Чтобы отметить вклад мецената ван Бенингена, было решено добавить его имя к названию известного музея.

Таким образом, музей Бойманс — ван Бенинген стал хранителем столь огромного числа произведений мастеров, приобрести которые в настоящее время не представляется возможным.

В 1978-1985 годы благодаря деятельности директора музея Бойманс — ван Бенинген Беерена была пополнена коллекция работ современного искусства, которая в настоящее время приобрела популярность во всем мире.

О музее

Музей Бойманс — ван Бенинген не имеет в своей коллекции монументальных работ, связанных с историей города, потому что складывалась его сегодняшняя коллекция из индивидуальных художественных пристрастий жителей города и дирекции музея, можно сказать, что посмотреть музей Бойманс — ван Бенинген- значит прочитать рассказ о вкусах жителей Роттенгема и проникнуться их взглядами на искусство и живопись.

В музеи представлены всемирно известные шедевры живописи, такие как полотна известного художника Иеронима Босха, серия картин Рубенса, работы Брейгеля, Ватто, Тициана, Ван Эйка и наконец Ван Гога. Наряду с которыми вы можете ознакомиться с работами мастеров современного искусства, ну в каком еще музеи, вы сможете наблюдать такое утонченное разнообразие полотен.

Посетителям

  • Международное название: Museum Boijmans Van Beuningen;
  • Адрес: г. Роттердам, Музей Boijmans Van Beuningen, Museumpark 18-20, NL -3015 CX;
  • Как добраться: Ближайшая станция метро «Эндрахтсплайн»;
  • Телефон: 31 (010) 441-9400;
  • Режим работы: вторник-воскресенье, с 11:00 до 17:00, понедельник выходной;
  • Сайт: www.boijmans.nl;
  • Стоимость билета: взрослый 17,5 евро, студенты 8,75 евро.

В музее работают библиотека, сувенирный магазин, проводятся образовательные мероприятия для детей и взрослых.

Полезные ссылки:
  • Живые онлайн экскурсии с гидами: находите через сервисы Tripster и Sputnik8 по демократичным ценам;
  • Онлайн экскурсии по музеям: смотрите нашу подборку.

Роттердам, Музей Бойманса - ван Бёнингена

Оригинал взят у virginian в Роттердам, Музей Бойманса - ван Бёнингена

Музей был основан в 1847-м году на основе частной коллекции Франса Якоба Отто Бойманса, завещанной городу Роттердаму. В 1958-м году собрание пополнилось картинами предпринимателя Даниэля Георга ван Бёнингена и музей стал называться Музеем Бойманса - ван Бёнингена. Музей очень интересный, хотя его собрание и более скромное по сравнению с музеями в Амстердаме и Гааге. На переднем плане знаменитый шуруп шведского скульптора Класа Олденбурга.

Официальный вход в музей находится во внутреннем дворике, где нас приветствует этот замечательный товарищ:

Говорят, что театр начинается с вешалки, но то же самое можно сказать и о музеях, особенно если этот музей находится в Роттердаме.

В Роттердаме вешалка особенная, пальто и куртки поднимаются вверх и висят на крутящейся карусели. Для того, чтобы пальто спустилось вниз, нужно вставить специальный ключик. Выглядит все очень здорово.

Экспозиция музея организована в стиле "машины времени", из зала с работами старых мастеров попадаешь в зал с работами новых или совсем новых, но начинается она с лестницы. Здесь явно развешаны трофеи путешественника во времени, кого тут только нет, Ян ван Эйк соседствует с Василием Кандинским, тут же рядом Пикассо и Малые Голландцы, надеюсь живут они тут дружно, все-таки товарищи по цеху.

Около картины Пикассо очень надолго встал почитатель его творчества, так что привожу картинку с сайта музея

Пикассо, Художник

Ян ван Эйк, Три Марии у гроба, 1425 - 1435

Первоначально "Три Марии" приписывали Хуберту ван Эйку, старшему брату ван Эйка, но недавно эксперты музея все-таки атрибутировали ее как картину младшего брата. Правда, особого доверия экспертам музея нет, именно музей Бойманса печально прославился покупкой за баснословную цену четырех поддельных картин Вермеера.

История "подделок века" подробно описана в дружественном журнале.

Эрколе де Роберти, Святой Антоний Аббат, 1472

Бартелеми д’Эйк, Пророк Исайя

Музей Бойманса - ван Бёнингена это голландский музей и, как и большинство голландских музеев, славится не только картинами знаменитых мастеров, но и ... плохим освещением. Экономия на источниках света приводит к сильным искажением цветовой гаммы, если человеческий глаз еще может частично адаптироваться, включив "встроенный фотошоп", то снимки сделанные даже самой крутой камерой выглядят ужасно. На вопрос "Кто виноват" ответ у нас есть, остается выяснить "Что делать".

Нам нужна "Помощь зала"!

Просим одну их посетительниц музея подержать рядом с картиной брошюру с планом музея и делаем снмиок

Загружаем снимок в редактор и берем образчик белого цвета из брошюры

Щелкаем мышкой и получаем цветовую гамму близкую к оригиналу.

И вот что у нас получилось:

Паоло Веронезе, Портрет мальчика, 1558

Что бы это могло значить? Да это же червоточина, через которую мы попадаем в мир современного искусства!

На почетном месте висит картина Ротко

Современное искусство конечно вещь в себе, но эти картины мне определенно понравились, особенно та, чт

Музей Бойманс ван Бенинген. : pavel_otdelnov — LiveJournal

Как оказалось, в Роттердаме отличный музей. Есть настоящие шедевры.
Очень интересная версия истории искусства 20 века. Стоит сходить хотя бы ради Вавилонской башни Питера Брейгеля старшего.
Кажется, самая поздняя из его башен. Ок. 1565 г.

1.


работа маленькая, но при этом очень насыщенная, можно рассматривать бесконечно

2.

красный и белый шлейф

3.

демонстрация с красным флагом

4.

по этим фрагментам, наверное, можно представить себе картину строительства готических соборов

5.

Босх. Коробейник (the pedlar). Ок. 1500.
У меня долгое время дома висела репродукция этой картины, и я всегда думал, что это Блудный сын.

6.

Босх сильно уменьшил собаку в процессе работы. Но этот фрагмент и другие больше не для деталей, а чтобы увидеть великолепный цвет живописи.

7.

Босх. Потоп. 1515. К сожалению, работа плохо сохранилась.

8.


9.

красивейший серый цвет

10.

На обратной стороне Ада и Потопа - медальоны с сюжетами, которые музейщики не взялись точно расшифровать.
По мне, так тут и не нужна расшифровка.

11.

фрагмент босховского Святого Христофора (гиганта, несущего на плечах Христа). 
не возьмусь объяснить, почему на задн

Музей Бойманса ван Бенингена Роттердам или искусство в массы

Друзья, всем привет!

Сегодня наш разговор пойдет об искусстве мировых масштабов, собранных в одном здании весьма противоречивой конструкции в Роттердаме. Роттердам несомненно это город искусства, где рука гения коснулось практически каждого здания (исключая гипермаркеты).

Роттердам второй по величине город Голландии и было бы не разумно с моей стороны не посетить самую известную местную картинную галерею. После посещения музея искусств в Дордрехте у меня были самые благие намерения и достойные ожидания по самому высшему разряду.

Поэтому музей Бойманса ван Бенингена Роттердама мне казался весьма заслуженным предметом для изучения.

Почему нынче искусство, какие брэндированные художники покусятся на ваше чувство вкуса и сколько мне должны заплатить, чтобы я отправился сюда вновь вы дальше и узнаете.

 

Как же так вышло

Порт Роттердама на сегодня можно назвать столицей мирового контейнерного судоходства. Как бы вы, как работник контейнерной отрасли, не старались избежать своей участи в его глобальном функционировании – вам этого не удастся.

Вот так и я, смирившись со своей участью, начал присматривать интересные местечки местного культурного фонда и исторического наследия.

С Роттердамом меня связывает долгая история и был я здесь не единожды. Вытряхнув свой старый чемодан историй, фактов и фотоснимков я начну потихоньку выкладывать свои запылившиеся архивы.

Там вы не найдете полезных советов по ресторанному делу (разве только что о ресторане Vapiano) и рекомендации по отелям (большую часть времени я проводил на корабле или в морском отеле на берегу Мааса).

Но достопримечательности, парки и зоопарки, а также уличное стрит фото будет в избытке.

 

Музей Искусства номер 1 в города

Поняв, что знакомство с искусством Роттердама нужно начинать именно с него, я незамедлительно отправился в парк музеев. Отзывы интернет сообщества лились рекой и могли усластить слух не одной 100 тысяч посетителей.

  • «Наверное, лучший музей, который я когда-либо посещал»
  • «Тонны классиков и современных шедевров»
  • «Великолепная коллекция и захватывающие выставки»
  • «Мой любимый музей Роттердама»

Я бы подумал, что все эти отзывы пишут сотрудники музея, но их было действительно тьма и они меня таки убедили.

Так что с фотоаппаратом на перевес я уже высаживался из автобуса в пределах шаговой доступности от гиганта мирового искусства, обласканного критиками до неприличного.

 

Фасад искусства или кто так строит

Когда передо мной возникло вот это чуда голландской архитектуры, я не мог подобрать правильных слов для описания эмоций. Макет такой архитектурного организма мог прийти только в отчаянную голландскую голову.

Я ни в коем случае не скажу что здание в стиле «арт-деко» из красного кирпича и металлоконструкций выглядит уродливо. Нет, скорее необычно. Здесь даже больше подойдут такие слова-перевертыши в духе «смело» и «провокационно».

На вкус и цвет все фломастеры разные, поэтому судить, кончено же вам. Меня на самом деле интересовала больше начинка этого мутно-коричневого колосса. Но из рекомендаций могу посоветовать приходить сюда в погожий день и для комплексной оценки выбирать фасад выходящий в парковую зону.

Но мы не будем пререкаться с идеями авторов а пройдем во внутрь и узнаем, что же там подают в качестве основного блюда.

 

Бойманс и Бенинген представляют

Итак, пусть для вас теперь не будет секретом, что в название музея объединены два разных человека. Между ними пропасть более чем в 100 лет и принадлежность к различным «родам войск» экономического Олимпа.

Франс Якоб Отто Бойманс, юрист по профессии, в 1847 году отдает в дар свою коллекцию художественного искусства городу Роттердаму. А уже в 1958 году корабельный магнат Даниэль Георг ван Бёнинген пополнит ее своими шедеврами.

Вот благодоря складчине этих двух менценатов мы имеем возможность замирать в оценевающей позе перед работами Рубенса, Ван Гога, Моне и других звезд художественного олимпа.

 

Коллекции музея и что нам с этого

Описанию местных шедевров можно посвятить не одну книгу. В принципе так и сделано и теперь все эти толстенные буклеты величиной с Библию продаются в книжном магазине на нулевом этаже музея.

Изначально все кажется весьма захватывающим. Будут вам и импрессионисты, и живопись средних веков, и работы Рубенса и Рембранта, и даже скульпутры и деревянные резные фигуры. В общем все как у людей.

Но вот после осмотра музея у меня сложилось впечатления, что он какой-то пустой. В больших и просторных залах коллекция музея просто тонет. А все перечисленные шедевры теряются среди огромного количества «спорных» работ и откровенной ерунды из современного искусства.

В музее не мудрено заснуть, как это и делают некоторые посетители, а по вкладу в развитие моего мировоззрения и восприятия чувства прекрасного эта картинная галерея встанет в конец хвоста, уступив очередь даже нашей маленькой севастопольской галереи имени Крошицкого.

 

Я действительно не понимаю, кто умудрился записать его в первую пятерку музеев необходимых для осмотра в Роттердаме и как ему удалось набрать средний бал 4.6 из 5 возможных по оценке посетителей в Гугле.

Могу лишь сделать допущение, что если вам реально понравиться здесь, то уж после картинной галереи в Дордрехте у вас должен случиться культурный шок и вы познаете божий свет и мистерию человеческого гения.

 

Залы и выставки в картинной галерее

Все коллекции расположены на 2-х этажах.

Первый этаж

Здесь вас встретит касса, книжный магазин, гардероб и различные удобства для посетителей. Здесь же расположены несколько бесплатных экспозиций, посещать которые, как мне кажется, скучно.

 

Конечно, каждый должен остаться при своем мнение и вам может показаться, что «этот парень ваще ниче не шарит». Так что не верьте мне на слово идите и проверяйте.

Но я бы нашел более продуктивное занятие на те 7 минут, за которые вы пробежите все предложенные варианты, пока ваши спутники проверят убранство туалетных комнат.

Единственное, что вас может заинтересовать, это веселый гардероб самообслуживания с подвесными плечиками на растяжках.

 

Второй этаж

Вход на экспозиции, расположенные выше, уже по билету. В пояснительной брошюре вам предлагают выбрать варианты своего посещения: короткий на 1 час или длинный 2.5-4 часа.

 

По моим меркам с таким подходом в Эрмитаже нужно выдавать подобные рекомндации: короткий маршрут на 2 дня и длинные на 11 дней. Потому что сравнивать объемы я даже не берусь. На вскидку это как чайная ложка против ковша экскватора.

Возможно все в ценности коллекций? Давайте посмотрим.

 

Временные выставки (лиловый цвет)

По 15 января залы, отведенные под временные экспозиции занимали работы Фра Барталомео, который признает своими учителями Леонардо да Винчи и Рафаэля.

Но работ самого мастера на выставке совсем не много. Пару крупных полотен и несколько десятков мелких открыток. Все остальное пространство заполнено скетчами, рисунками и распечатанными картинками.

 

По задумке авторов вы должны пройтись по творчеству мастера с помощью текстов, звуковых подсказок и незаконченных набросков.

Ну как говориться, для фанатов.

 

Залы с современно живописью (голубой цвет)

Здесь вы найдете работы импрессионистов, работы голландских художников 19-го века из которых я действительно люблю и уважаю творчество лишь Йохана Бартольда Йонгкинда.

Есть здесь работы Ван Гога и современное искусство 20-го века. Думаю 10-15 минут на все про все вам хватит.

 

Живопись 16-17 веков (синие залы)

Это, пожалуй, единственное место, заслуживающее внимания да и всего визита. Поэтому если у вас мало времени, то рекомендую отправляться прямиком сюда, минуя все ловушки и западни в виде современного искусства и временных экспозиций.

Рубенс, Рембрандт, «Блудный сын», «Вавилонская башня» и многие известные работы на тему Евангелий.

Кстати, даже Вавилонской башни не было на месте, так как ее увезли на какую-то выставку. Позже я ее таки нашел в Вене в Музее Искусств.

 

Информация для посетителей

Наверное самый главный вопрос «можно ли фотографировать в галерее?» здесь решается положительно. Но без использования вспышки и штатива.

Также запрещено прикасаться к картинам и глядеть на них выпивая и закусывая. Ну и, конечно же, запрещено трепаться по телефону.

Адрес музея: Museumpark 18–20, Роттердам.
+31 (0) 10 44 19 400.
Часы работы: Вторник — воскресенье: 11:00–17:00.
Понедельник, 25 декабря, 1 января, 30 апреля — выходные.
Цены на билеты: 17,5/8.75 €.
Лицам до 18 лет вход бесплатный.
www.boijmans.rotterdam.nl

 

На входную цену музея можно повлиять различного рода скидками. Во-первых, это общий билет в Парк Музеев, который приобрел я за 27.50 евро и который действует на 5 музеев. О нем подробней я расскажу в отдельной статье.

Ну а что делать вам? Это конечно же ваше решение.

Под шумок и программу развития, голландские архитекторы строят совершенно невероятное новое здание под коллекцию музея. Заявляют о каких-то 150 000 работ (чего же у вас залы в старом здании пустуют?).

Будет как всегда, ярко и не как у всех. Подробней о ходе проекта смотрите на этом сайте bambouwtdepot.nl

Кстати, если действительно в теме искусства и всего что с этим связано, то вот такой вариант путешествия вас должен заинтересовать. Причем это наверное будет одним из ваших самых бюджетных трипов.

Подписывайтесь на обновления, делитесь статьей в соцсетях, а я желаю вам только захватывающих и увлекательных путешествий.

Домашнее задание:

  1. Что посмотреть в Роттердаме за 1 день
  2. Что нужно знать туристу о Венеции?
  3. Рим за 36 часов — можно и нужно!

С уважением, автор блога Виктор Коровин!

 

 

 

 

B дом - Музей Бойманса ван Бёнингена

Коронавирус оказывает серьезное влияние на нашу жизнь, работу и досуг. Мы должны пока остаться дома. С B home Бойманс приносит вам коллекцию дома, а также занимается различными видами деятельности в Интернете.

До вступления в силу карантина из-за коронавируса музей Бойманса ван Бёнингена демонстрировал свою коллекцию в школьных классах, в соседних художественных центрах Роттердама и в зарубежных музеях.Теперь, когда мы все должны оставаться дома, а коллекция какое-то время не была видна, мы экспериментируем, чтобы сделать ее видимой и поддерживать связь с нашими посетителями в Интернете. Погрузитесь в коллекцию, чтобы получить ежедневную дозу искусства и вдохновения, или откройте для себя своего внутреннего художника с широким спектром онлайн-занятий для молодых и старых. Каждую неделю в Facebook мы проводим Live Question Time, когда кураторы и другие сотрудники музея обсуждают работы и отвечают на ваши вопросы в прямом эфире.Мы сделали раскраски с наиболее яркими моментами из коллекции и увлекательными музейными заданиями, которые дети могут выполнять дома с опытными музейными доцентами. Мы хотели бы видеть все работы, поэтому поделитесь ими с нами через [email protected] или в Instagram с хэштегом #homeboij

. .

О музее - Museum Boijmans Van Beuningen

Старые и современные мастера

Коллекция старых мастеров включает работы Ван Эйка, Фра Анджелико, Босха, Брейгеля, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Тициана и Делакруа. В коллекции импрессионистов представлены шедевры ведущих художников, таких как Моне, Сезанн, Писсарро, Ренуар и Дега, а также работы голландских мастеров, таких как Ван Гог и Брайтнер. Экспрессионизм представлен, среди прочего, Кандинским, Явленкси, Кокошкой, Ван Донгеном, Мунком и Бекманном.Коллекция сюрреалистов, одна из крупнейших в Европе, включает культовые работы Дали, Магритта и Эрнста. Искусство с 1945 года также широко представлено такими движениями, как кобра, минимализм и поп-арт.

Современное искусство и дизайн

В музее представлена ​​великолепная коллекция предметов домашнего обихода, отражающая историю дизайна на протяжении восьми веков. От средневековых кувшинов и стекла Золотого века до мебели Ритвельда и современного голландского дизайна.Коллекция произведений искусства в музее обновлена ​​работами всемирно известных современных художников, таких как Мэтью Барни, Маурицио Каттелан, Олафур Элиассон и Пипилотти Рист.

.

B дом - Музей Бойманса ван Бёнингена

De impact van Covid-19 op onze levens, werk en vrije tijd is groot. Мы moeten voorlopig thuisblijven. Встретился с B home brengt het museum de collectie bij je thuis en organiseren мы аллергены онлайн-активити.

Музей Боймана ван Бёнингена toonde tot de coronamaatregelen van kracht werden de collectie в schoolklassen en bij buurmusea в Роттердаме и в музее в het buitenland.Nu de collectie langere tijd niet te zien is en iedereen thuisblijft, экспериментируем мы в Интернете, чтобы узнать, как собирать коллекцию zichtbaar te houden en в gesprek te blijven с одними безоекерами. Duik in de collection for je dagelijkse dosis kunst en inspiratie of ontdek je innerlijke kunstenaar познакомился с его интересными онлайн-активностями для jong en oud.

Regelmatig Organiseren мы на Facebook де Vraagbaak Live. Conservatoren en andere museummedewerkers bespreken kunstwerken en beantwoorden vragen live.We hebben kleurplaten van de topstukken uit de collection en kinderen kunnen met ervaren museumdocenten thuis aan de slag met leuke doe-opdrachten. Мы zijn benieuwd naar ieders kunsten, deel ze встретились через [email protected] из op Instagram met #homeboij

.

Over het Museum - Музей Боймана ван Бёнингена

Oude en moderne meesters

De Oude Meesters zijn vertegenwoordigd встретил Веркена ван ондера и ван Эйка, Босха, Брейгеля, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Тициана, Фра Анджелико ан Делакруа. Коллекции импрессионистических работ, которые лучше всего выглядят как Моне, Сезанн, Писсарро, Ренуар ан Дега, анжевульд дверь Недерландс, как Ван Гог и Брайтнер.Этот экспрессионизм лучше всех встречается с Кокошкой, Ван Донгеном, Мунком и Бекманном. Сюрреалистическая коллекция, een van de grootste in Europa, bevat iconische werken van Dalí, Magritte en Ernst. En ook kunst van na 1945 is goed vertegenwoordigd, met onder meer Minimal Art, Pop Art en Cobra.

Hedendaagse kunst en design

Het Museum heeft bovendien een prachtige collectie gebruiksvoorwerpen die samen de geschiedenis van acht eeuwen vormgeving laten zien.Van middeleeuwse kannen en glas uit de Gouden Eeuw tot de meubels van Rietveld en hedendaags Dutch Design. Kunstenaars van de nieuwe generatie als Pipilotti Rist en Maurizio Cattelan verlenen het internationale Actualiteit.

.

Смотрите также