Медный всадник про что


история памятника Петру I, фотографии, интересные факты.

Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I — был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II. Вспомним историю одного из самых величественных памятников северной столицы с Натальей Летниковой.

1. Это не первый памятник великому самодержцу. Еще при жизни царя-реформатора Бартоломео Растрелли создал «своего» Петра. Но этот памятник занял место у Михайловского замка лишь в 1800 году.

2. Сенатская площадь предназначалась для другого монумента. Парламент хотел увековечить в бронзе действующую императрицу. Екатерина II соблюла политес – сначала великий реформатор! Конный памятник Петру I должен был стоять уже к 100-летию его вхождения на престол.

Памятник Петру I у Михайловского замка

3. Скульптора искали сообща с Дидро и Вольтером. Выбор пал на француза Этьена Мориса Фальконе. Главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры, создатель «Грозящего Амура» и мастер рококо, он грезил об искусстве масштабном. Мечта сбылась в далекой России.

Э.М. Фальконе «Грозящий Амур»

Фильм «Петр Первый»Музей-усадьба «Ботик Петра I»Голландский домик Петра I в Коломенском

4. Петр в образе Цезаря на коне с жезлом и скипетром? Так видела его Екатерина. Или вариант Дидро – фонтан с аллегорическими фигурами? Фальконе рискнул спорить. В итоге в контракте значилось лишь, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

5. Скульптору не давался лик Петра. Фальконе лепил трижды. Его подмастерье Мари-Анн Колло справилась за ночь, используя прижизненную гипсовую маску, снятую еще Растрелли-старшим. Императрица одобрила работу Колло, и Фальконе признал соавторство своей двадцатилетней ученицы.

6. Коня для самодержца искали в конюшнях графа Орлова. Персидских кровей, как и Лизетта – любимая лошадь Петра I. Выбрали Каприза и Бриллианта. Из раза в раз модели с гвардейским офицером в седле взмывали на дыбы, позируя скульптору.

7. Сложнее было с постаментом. Пришлось давать объявление в газету. О гигантском валуне в окрестностях Лахты сообщил крестьянин Семен Вишняков. «Гром-камень» весом около 2 тысяч тонн доставили до столицы за десять месяцев, обтесывая по дороге до нужных размеров.

«Гром-камень»


8. Операция удостоилась внимания всей Европы и императорской медали «Дерзновению подобно». До Финского залива валун перемещали на бревенчатой платформе по желобам с бронзовыми шарами. Дальнейший путь лежал через залив на специальном судне.

9. Вздыбленный конь и змея у подножия. Поверженная змея как победа Петра над противниками его реформ и врагами на поле боя. Работа русского скульптора, сына простого скотника Федора Гордеева. Практическая сторона символа, змея, стала третьей точкой опоры 10-метровой статуи.

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

10.

Медный всадник

Читайте также:

– лишь лирический образ. Таким увидел памятник А.С. Пушкин и описал в поэме. На самом деле вместо красного пластичного металла в монументе 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Но главное – это величественный вид Петра, который захватывает дух.

Медный всадник

Как создавался памятник Медный всадник? История создания

Медный всадник: история и современность

Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.

Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.

Современная панорама памятника:

Как создавался медный всадник

Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.

Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.

Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.

Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим

Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.

Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.

Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.

К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.

Как отливался Медный всадник

Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.

По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.

Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.

Как проходила установка монумента

По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.

Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.

Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.

Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.

Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»

Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.

Открытие монумента

Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.

В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.

Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.

Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».

Медный всадник: мифы, небылицы и легенды

Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:

— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на грудь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;

— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.

Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.

Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.

Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.

На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.

Медный всадник. История создания, легенды и тайны памятника

Памятник Петру I ("Медный всадник") находится в сердце Петербурга - на Сенатской площади.
Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство и здание главного законодательного органа царской России - Сената. Петр I указывает в сторону Швеции, а в центре  Стокгольма стоит Карл XII (главный противник Петра I в Северной войне), указательный палец которого показывает в направлении России...

В 1710 году на месте нынешнего Медного всадника в помещении «чертежного анбара» была находилась самая первая деревянная Исаакиевская церковь.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив "Медный всадник" ближе к Неве.

Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.
Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера". Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Скорее всего она помогала ему еще и в постели, но история это умалчивает...
Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
"Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И. И. Бецкому:

"Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?"

Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия

Автор Admin На чтение 5 мин. Опубликовано Обновлено

Поэма «Медный всадник» написана Александром Сергеевичем Пушкиным всего за один месяц. В ней ярко выражена присущая великому поэту красота русского языка. Самое известное произведение Пушкина не лишено смысла.

Медный всадник» — это поэма 1833 года, написанная А.С. Пушкиным. Это произведении стало своеобразным рассуждением как о собственной жизни, так и о судьбе России.

Смысл названия поэмы Медный всадник Пушкина

В Санкт-Петербурге на берегу Невы, действительно, стоит памятник в виде всадника. Это Петр I. С этим памятником встречается герой поэмы после наводнения, которое неожиданно постигло город и принесло много несчастий. Для Евгения, героя произведения памятник становится олицетворением личности Петра, и он обращается к нему как к реальному человеку, обвиняя в том, что Петр возвел этот великий город на берегу большой и мощной реки.

Стоит вспомнить историю: как ценою здоровья и жизней многих русских работников и заключённых возводился этот город. Выбор места был понятен лишь самому правителю, министры, приближенные и просто размышляющие люди не могли объяснить, с какой целью столько сил и ресурсов, как материальных, так и человеческих, вкладывается в этот город на отшибе страны.

Евгений, как он думает, потерял в наводнении возлюбленную и обращается с укором к Петру, решением которого стала постройка столицы в этом месте. Главный герой в бреду, он не до конца осознает реальность, потому сознание подкидывает ему наваждение, видение, в котором всадник Петр мчится за ним. Евгений слышит и дыхание коня, и топот его копыт, и даже какие-то крики всадника.

Стоит напомнить, что памятник в Санкт-Петербурге не медный, а бронзовый. Почему же автор изменил материал? Во-первых, бронза на 90% состоит из меди, так что, это художественное решение не является ложью, а во-вторых, медь в большей степени отражает характер персонажа. Да, можно спокойно говорит о том, что памятник Петру I — полноправный персонаж поэмы. Медь — это красный тяжёлый металл, из него изготавливается оружие, медь — олицетворение борьбы, крови, жестокости. Все это описывает Петра I в глазах Евгения, главного героя. Выходит, что выбор эпитета не случаен, напротив, он серьезно продуман.

Получается, что памятник Петру I в поэме»Медный всадник» — это одновременно и символ правителя, и символ самодержавия. С такой точки зрения, мы понимаем, что это не просто бред Евгения, которой перешивки за любимую девушку, а размышление о судьбе всей России. Стоит также вспомнить подробное описание памятника: Петр уверенно пришпарывает коня, который олицетворяет дикую Россию, а задние ноги коня топчут змея, символ прошлого страны, которое пытается отравить настоящее.

О чём поэма Медный всадник

Смысл названия поэмы говорит о силе и могуществе государства, которое как раз и олицетворяет Пётр I, тот самый «Медный всадник». Это символ России, символ мощи и надёжности государства.

В Коломне жил бедный молодой человек по имени Евгений. Обычный служащий, часто думающий о том, что он мог бы стать богатым, что другим всё даётся легко, думал и о погоде. Мысли о разгуле стихии пришли к молодому человеку не случайно. У Евгения была любимая девушка, и из-за наводнения он не увидится с ней 3 дня. Параша, так звали его возлюбленную, нравилась ему настолько, что он уже решил на ней жениться. В голове Евгения зародились мечты о радостной семейной жизни, о будущих детях, о счастливом совместном существовании до гробовой доски.

Пока молодой человек мечтал, воды Невы затопили город и окрестности. Началось ужасное наводнение. Самодержец был уверен, что причина бедствия в том, что Нева была недовольна гранитной одеждой своих берегов. Сам государь был бессилен что-либо сделать. По приказу царя генералы отправились спасать напуганных, погибающих от разгула стихии людей.

Евгений, который переживал за свою любимую девушку, отправился к её скромному домику. Бедного жилища не оказывается на своём месте, вокруг только вода. И над ужасным разрушением от наводнения возвышается «Медный всадник».

Евгений, не найдя и следа от домика любимой девушки, разговаривал сам с собой, громко хохотал. Бедный молодой человек лишился рассудка. Наводнение закончилось, люди постепенно возвращались к прежней жизни.

И только несчастный Евгений так и не смог смириться с потерей. Он потерял разум, скитался по улицам и не возвращался домой, а спал где придётся. Питался несчастный только подаянием.

Однажды он очутился перед «Медным всадником», памятником Петру I. Несчастный безумец в гневе стал угрожать памятнику. Евгений выплеснул всю свою злобу на изображение императора. Вдруг ему показалось, что Медный всадник сошёл со своего постамента и скачет за ним по улицам Петербурга. Памятник преследовал Евгения всю ночь.

С тех пор, проходя мимо изображения Петра I молодой человек боязливо отводил взгляд.

Конец поэмы печален. На маленьком островке нашли занесённый туда наводнением ветхий домик, а на его пороге тело несчастного безумца.

Смысл поэмы Медный всадник

Он заключается в противостоянии двух сил, государства в лице ожившего «Медного всадника» и простого человека с его личными чувствами и переживаниями.

Преобразования Петра I губят жизнь молодого человека, уничтожают его любовь, его мечты. Девушка его погибла, сам он сошёл с ума.

Великий Петр I не думал о маленьких беззащитных людях, он заботился о своих великих преобразованиях.

Тайный смысл концовки

Смерть молодого человека в конце произведения говорит о скорой гибели многих дел Петра Великого. Печальный конец главного героя символизирует конец эпохи реформ.

10 легенд о "Медном всаднике" — Российская газета

24 января 1791 года в Париже умер французский скульптор Морис Этьен Фальконе, автор памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге - знаменитого "Медного всадника", ставшего одним из символов северной столицы. Сам автор писал о своем творении: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей".

С самого начала создания памятник обрастал легендами, в которых факты мешались с вымыслом. "РГ" собрала 10 самых интересных преданий.

1. Благословение Петра.

Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили, а скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.

2. Гром-камень.

При работе над монументом Фальконе столкнулся с проблемой - невозможно было найти походящий камень для постамента. Скульптор задумал изобразить Петра в виде всадника на скале, напоминающей по форме морскую волну, что символизировало бы завоеванный императором выход России к морю. Фальконе разработал эскиз постамента, составленного из отдельных гранитных блоков, так как найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки в газетах дали соответствующее объявление. На него откликнулся Семен Вишняков, поставщик строительного камня для нужд столицы. По легенде, на нужный камень недалеко от Лахты ему указал юродивый. В незапамятные времена молния расколола гранитную скалу, из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Они же утверждали, что во время Северной войны Петр на самом деле не раз поднимался на вершину этого утеса, обозревал окрестности.  

3. Конь на коне.

По другой версии, огромный валун в Лахте назывался Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков.

Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.

4. Памятник Лизетте.

Еще одно предание гласит, что в образе "Медного всадника" запечатлен не только сам Петр I, но и его любимый жеребец Лизетта. Этого коня царь купил спонтанно у повстречавшихся купцов-барышников, когда возвращался из Великого посольства, переплатив за него лишних "100 голландских червонцев". Очень уж ему понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же назвал ее Лизеттой, что необычно для коня. Якобы в честь девушки при дворе Саксонского короля, с которой у Петра была связь. Лизетта была "лошадью одного хозяина", Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.

На самом деле, когда Фальконе делал наброски для будущей скульптуры, ему позировал гвардейский офицер на орловских рысаках из императорской конюшни, который раз за разом вскакивал на специальный постамент и резко осаживал лошадь. Чучело коня Петра I здесь ни при чем, а значит, монумент не может быть памятником Лизетте.  

5. Всадник Апокалипсиса.

Когда в 1782 году открыли памятник Петру, старообрядцы, жившие в окрестностях Санкт-Петербурга, назвали его "Всадником Апокалипсиса", "которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными". Старообрядцы в своем неприятии петровских преобразований увидели параллели между библейским пророчеством и деяниями императора.

6. Богохульник.

Еще одна старинная легенда о памятнике, совсем уж фантастическая, гласит, что царь в месте, где установлена скульптура, прыгал на коне с одного берега Невы на другой. Дважды со словами "Все Божье и мое" перепрыгнул удачно, а на третий раз оговорился, сказал "Все мое и Божье", тем самым поставив себя выше Бога, и окаменел. В другом варианте этой легенды - свалился в воду, простыл и тяжело заболел, а когда выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.

7. Змея-спасительница.

Согласно другому преданию, в горячечном бреду Петру померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги коня, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.

Змея действительно является частью монумента. Ее, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.

8. Противостояние императоров.

Говорят, что рукой Петр указывает в сторону Швеции, главного врага России в те времена. И что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.

9. Сон Майора Батурина.

Это самая известная легенда о "Медном всаднике". В 1812 году, во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит со своего постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться". Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел.

Литературоведы также усматривают параллели между сюжетом этой легенды и поэмой Пушкина "Медный всадник". Кстати, монумент стали так называть с легкой руки поэта. На самом деле он отлит из бронзы.  

10. Хранитель города.

В годы Великой Отечественной войны среди ленинградцев была популярна легенда, что, пока памятники Петру и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдет в город. И действительно, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Правда, "Медного всадника" все же укрыли от немецких бомб и снарядов: обшили досками и обложили мешками с песком. 

Медный Всадник - Памятник Петру I на Сенатской площади

Конная статуя российского императора Петра I – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, своеобразный символ этого города. История создания монумента и присвоения ему названия «Медный всадник» полна интересных событий и легенд. 


 В кронштадте есть памятник Петру первому, высотой более 8 метров, на котором он изображен стоя в полный рост. Экскурсии в Кронштадт проводят ежедневно, советуем вам познакомиться с этим городом поближе. 

Описание памятника 

Конь, вставший на дыбы, с сидящим на нем всадником, впечатляет любого, кто смотрит на него. Монумент поражает тем, что огромный, тяжелый конь стоит на задних ногах, имея при этом, как кажется, всего две точки опоры. 

В памятнике есть некоторые секреты, благодаря которым получилось создать его именно в таком впечатляющем виде

Кратко описать памятник и процесс его создания можно в нескольких цифрах и фактах

  • автор идеи и создатель: французский скульптор Этьен Фальконе
  • начало работы над памятником: 6 сентября 1766 год это дата подписания контракта со скульптором
  • открытие памятника 7 августа 1782 год
  • материал изготовления: бронза
  • вес памятника около 9 тонн
  • высота монумента более 5 метров, не учитывая гранитный камень в основании

Символика внешнего вида

Образ Петра, который предстояло воплотить в памятнике, вызывал споры между скульптором, приближенными чиновниками и императрицей Екатериной Великой, являющейся заказчицей скульптуры. Представители русской знати желали видеть Петра, олицетворяющего, в первую очередь, правителя, в мантии, со скипетром и жезлом.

Но Фальконе, который изучил личность императора-реформатора по доступным источникам, задумал иной облик

Французский скульптор утверждал, что у русского царя не может быть обличья римских императоров. Он внес в образ Петра несколько акцентов, передающих определенные качества правителя:

  • всадник одет в длинную русскую рубаху и сидит на медвежьей шкуре вместо седла, олицетворяя тем самым близость к народу и русской нации
  • змея под копытами коня — символ невежества, коварства, зла и зависти, с проявлениями которых боролся Петр I
  • черты созидателя и благодетеля выразились в покровительственном жесте руки, протянутой над подвластной ему страной. Вся фигура царя воплощает уверенность и спокойствие
  • гранитная глыба, на которой возвышается всадник на коне – это эмблема преодоленных на жизненном пути трудностей
  • форма гранитного камня, напоминающая волну, символизирует покоренные Петром морские просторы
  • на то, что это фигура полководца-победителя указывают лишь лавровый венок на голове да меч, висящий на поясе

Всадник будто вглядывается вдаль оценивающим взором, вынашивая планы защиты государства от угрозы и раздумывая над новыми свершениями.

Создание монумента

Императрица Екатерина II, правившая страной с 1762 по 1796 годы, разделяла реформаторские идеи Петра Великого. Свою приверженность им она решила подчеркнуть установкой монумента в городе, основанном правителем.

В 1765 году императрице посоветовали обратиться к Этьену Фальконе, так как первоначальная статуя Петра, созданная Франческо Растрелли, не пришлась по нраву Екатерине.

Над эскизом скульптуры Фальконе работал лично. Чтобы мастер смог уловить и зарисовать движение лошади, положение ее изящного, стремительного взлета, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вздыбленной лошади. В качестве модели был избран орловский скакун из императорской конюшни.

Создание гипсового макета

Затем началась работа над гипсовым образцом в натуральную величину, которая продолжалась три года и завершилась в 1769 году.

Примечательно, что эскиз головы и лица «»Медного всадника» создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анн Колло, которую он взял с собой в русскую столицу. Варианты, изготовленные самим учителем, не пришлись по нраву императрице, она три раза отклоняла готовую модель, которую вылепил Фальконе.

Его помощница написала портрет за одну ночь, с посмертной маски Пета Великого. В знак признания мастерства Мари-Анн стала членом Российской Академии художеств, кроме того Екатериной II ей была назначена пожизненная пенсия.

Отливка скульптуры из бронзы

После изготовления гипсовой модели скульптура ожидала дальнейшей отливки из металла. В 1772 году в Россию прибыл приглашенный французский литейщик. Но его уволили по причине того, что он посчитал невыполнимыми требования скульптора. Последующей подготовкой к отливке руководил лично Фальконе.

Первую попытку осуществили в 1774 году. Она оказалась неудачной, работу приостановили. Спустя три года, в 1777 году, закончили верхнюю часть скульптуры, которая не получилась первоначально. Работы проходили под руководством литейного мастера Екимова Василия Петровича.

Постамент

Ряд интересных фактов связан с гранитным постаментом, на котором установлена скульптурная композиция. Глыба найдена близ деревни Лахта русским крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители назвали этот кусок скалы Гром-камнем из-за того, что молния расколола его во время грозы.

Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн, находилась она на расстоянии приблизительно 9 км от места установки монумента. Это создавало трудности с ее транспортировкой на площадь. 

С ноября 1769 года по март 1770 по заледенелой зимней дороге на платформе, которая передвигалась при помощи своеобразных подшипников, кусок скалы доставляли к побережью Финского залива. Затем камень погрузили на специально выстроенное судно. Осенью 1770 года, 25 сентября, будущий постамент прибыл к берегу Невы около Сенатской площади.

На камне с двух сторон высекли надпись: с одной стороны на русском, с другой на латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Открытие монумента

Мероприятие было приурочено к 100-летней годовщине восхождения на престол Петра Великого и произошло летом 1782 году, 7 августа по старому стилю. К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие монумента произошло без его присутствия. Ему прислали только отлитые в честь этого торжественного события памятные монеты. Таким образом, работа над памятником от создания эскиза скульптуры до открытия заняла целых 12 лет.

 

Секреты конструкции

Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.

Змея

Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Секрет отливки

Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.

В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.

После повторной заливки, произведенной спустя три года, Фальконе оставил надпись в складках плаща императора, гласившую, что именно он создатель скульптуры

Зрачки императора

Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.

Место установки памятника

Расположение «Медного всадника» известно практически всем. Находится он недалеко от Невы, рядом с Адмиралтейством, основанным Петром I, и зданием Сената. Площадь, на которой установлен памятник так и называется — Сенатской. 

Над местом его установки между скульптором и императрицей Екатериной II также велись споры. Месторасположение монумента было выбрано скульптором неслучайно. Екатерина II хотела установить памятник в самом центре Сенатской площади, но у Фальконе была своя задумка, на которой он настоял и которую воплотил в жизнь.

Покоритель моря, с реформ которого началась слава России как великой морской державы, по мнению французского скульптора должен стоять ближе к Неве с обращенным к ней лицом.

Происхождение названия «Медный всадник»

 

Название «Медный всадник» было дано памятнику гораздо позже его возведения, но прочно закрепилось за ним и остается неизменным на протяжении почти 200 лет.

Название памятника связано с творчеством А. С. Пушкина. Знали?

ДаНет

Связано оно с творчеством А. С. Пушкина, а именно с его одноименной поэмой «Медный всадник», написанной осенью 1833 года.

Почему же к монументу, изготовленному из бронзы, Пушкин применяет эпитет «медный»?

  • По мнению некоторых литературоведов такие качества, как слава и вечность по поэтическим традициям пушкинского времени принято было описывать подобным определением.
  • Другие считают, что таким способом Пушкин выразил упрямый характер Петра, намекая на фразеологизм о «медном лбе».
  • Более прозаическое объяснение состоит в том, что до 19 века в русском языке допускалось обозначение «медный» по отношению к изделиям из бронзы. К тому же бронза представляет собой сплав собственно из меди с каким-либо другим элементом.

Где находится

Адрес

Сенатская площадь

Метро

Адмиралтейская

Как добраться


 

Интересные факты и легенды

С момента своего создания и до настоящего времени Медный всадник окружен множеством легенд и занимательных фактов.

  • За монументом императора закрепилась слава своеобразного хранителя Санкт-Петербурга. Считается, что пока фигура находится на своем постаменте, городу не угрожает враг. Это подтвердилось во время Отечественной Войны 1812 года, при вторжении французов, и при блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну. Город не был сдан, несмотря на угрозу захвата. Основой для статуса хранителя города стала легенда, связанная с неким майором Батуриным. Во время нашествия Наполеона на Россию император Александр I, в намерении уберечь скульптуру Петра Великого, распорядился вывезти ее из города. Соответствующий приказ дошел до майора, которому приснился сон. Он поведал его Александру I и тот отменил указание о вывозе скульптуры. Во сне майору привиделась ожившая статуя Петра Великого, которая съехала со своего постамента, двинулась во дворец и обратилась к императору со словами о том, что пока его фигура стоит на своем месте, городу нечего бояться.
  • Сразу после открытия памятника среди некоторых последователей религии – старообрядцев произошла паника. Они увидели в скульптуре прообраз всадника Апокалипсиса, пророчившего пришествие Антихриста, смерти и страдания для всей России.
  • Еще одной распространенной легендой является история о том, что будущего правителя Павла I, сына Екатерины II, посетило видение Петра Великого на площади, где теперь установлен Медный всадник. Призрак Петра обратился к Павлу со словами о том, что тот увидит снова его на этом самом месте. Через полтора месяца после ужина, на котором Павел поведал эту историю, он получил письмо, сообщавшее об открытии монумента.
  • Существует интересное мнение относительно жеста руки Петра. Будто бы он указывает в сторону Швеции — государства, с которым велась давняя война. При этом в столице Швеции установлена статуя императора Карла XII, указывающего в направлении бывшей русской столицы.
  • После того, как Гром-камень извлекли из земли на месте его находки, яма заполнилась водой. Получившийся водоем получил название Петровский пруд. С 2011 года ему присвоили статус Особо охраняемой природной территории.
  • Для того, чтобы огромную гранитную глыбу можно было выгрузить с судна и сдвинуть на берег, корабль пришлось притопить, чтобы он сел на специальные сваи, установленные на дне реки.
  • За все время своего существования памятник подвергали реставрации всего два раза: в 1909 и 1976 годах.


 

Медный всадник – неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Северной Венеции, как еще называют Санкт-Петербург. Своим величественным видом он вдохновил многих творческих людей на создание литературных и других произведений.

Любые торжественные мероприятия в городе принято начинать с возложения цветов к подножию монумента.

Автор статьи

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Написано статей

Памятник Медному всаднику в Санкт-Петербурге, Россия

Медный всадник, впечатляющий памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, стоит на Сенатской площади напротив Невы в окружении Адмиралтейства, Исаакиевского собора и зданий бывшего Сената и Синод - гражданские и религиозные органы управления дореволюционной России.

Медный всадник - памятник Петру Великому

Памятник построен по приказу императрицы Екатерины Великой как дань уважения ее знаменитому предшественнику на российском престоле Петру Великому.Будучи немецкой принцессой по рождению, она стремилась установить линию преемственности с более ранними русскими монархами. Поэтому надпись на памятнике на латинском и русском языках гласит: Petro Primo Catharina Secunda - Петру Первому от Екатерины Второй.

Эта конная статуя Петра Великого, созданная известным французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе, изображает самого выдающегося реформатора государства Россия как римского героя. Постамент сделан из цельного куска красного гранита, вылепленного в форме утеса.С вершины этой «скалы» Петр храбро ведет Россию вперед, а его лошадь наступает на змею, олицетворяющую врагов Петра и его реформ.

Свадебное торжество рядом с Медным всадником

Согласно легенде 19 веков, вражеские силы никогда не захватят Санкт-Петербург, пока «Медный всадник» стоит посреди города. Во время Второй мировой войны статую не сносили, но защищали мешками с песком и деревянным укрытием.Таким образом, памятник пережил 900-дневную блокаду Ленинграда практически нетронутой.

Адрес: Сенатская площадь,

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции

.

Медный всадник (Медный всадник, № 1) Пауллина Симонс

Из книги 1:

Золотое небо, полупрозрачные сумерки, белые ночи - все это обещает молодость, любовь и вечное обновление. Ни война, ни жизнь двух сестер, Татьяны и Даши Метановых, которые делят одну комнату в тесной квартире со своим братом и родителями, еще не коснулись этого города павшего величия. Их мир перевернулся, когда Гитлер

Из Книги 1:

Золотые небеса, полупрозрачные сумерки, белые ночи - все это обещает молодость, любовь, вечное обновление.Ни война, ни жизнь двух сестер, Татьяны и Даши Метановых, которые делят одну комнату в тесной квартире со своим братом и родителями, еще не коснулись этого города павшего величия. Их мир переворачивается с ног на голову, когда гитлеровские армии атакуют Россию и начинают свой непреодолимый блиц к Ленинграду.

Но есть свет во тьме. Татьяна знакомится с Александром, молодым отважным офицером Красной Армии. Сильный и самоуверенный, но охраняющий загадочное и тревожное прошлое, он тянется к Татьяне, а она - к нему.Голод, отчаяние и страх вскоре охватили их город во время ужасной зимы безжалостной немецкой осады. Невозможная любовь Татьяны и Александра грозит разлучить семью Метановых и разоблачить опасную тайну, которую так тщательно защищает Александр, - секрет столь же разрушительный, как и сама война, - поскольку влюбленные захлестывают жестокие волны, которые навсегда изменят мир и их жизни .

.

«Медный всадник» («Медный всадник», # 1), автор - Пауллина Симонс

Bardzo nie lubię dwóch rzeczy: gdy pierwsza książka autora po którą sięgam jest słaba i gdy ta książka jest początkiem j. Tak niestety było w tym przypadku.

Ленинград, rok 1941.
17-летняя Таня Миетанова познае младшего офицера мовицкого з обсим акцентем. Zakochuje się w nim ku swemu przerażeniu, gdyż Aleksander jest już obiektem uczuć jej siostry Daszy. Александр odwzajemnia uczucia Tani, ale by nie ranić Daszy, bohaterowie przysięgają nigdy nie ujawnić swej miłości.Gdy blokada zaci

Bardzo nie lubię dwóch rzeczy: gdy pierwsza książka autora po którą sięgam jest słaba и gdy ta książka jest początkiem jakiejś serii. Tak niestety było w tym przypadku.

Ленинград, rok 1941.
17-летняя Таня Миетанова познае младшего офицера мовицкого з обсим акцентем. Zakochuje się w nim ku swemu przerażeniu, gdyż Aleksander jest już obiektem uczuć jej siostry Daszy. Александр odwzajemnia uczucia Tani, ale by nie ranić Daszy, bohaterowie przysięgają nigdy nie ujawnić swej miłości.Gdy blokada zacieśnia się i miasto zaczyna głodować, śmierć dosięga rodzinę Mietanowów. Tania szaleje ze strachu - jej ukochany walczy w wojskach próbujących przerwać pierścień blokady.

W tej książce nie podobała mi się przede wszystkim główna bohaterka. Nie wiem z czego to wynikała, ale wydawała mi się strasznie dziecinna jak na swoje 17 lat. Może wynikało to z tego, że jestem po lekturze książek "Dziewczyny wojenne" и innych z tej serii. Nie tak zachowują się silne kobiety, a na taką była kreowana Tania, gdy w ich kraju wybucha wojna.Nawet gdy zaczyna być odważna, to nadal jest w tym wszystkim lekkomyślna.

Inna sprawa to sceny erotyczne. Nie czepiam się sposobu opisania, bo to jest dobre. Bardziej mam zastrzeżenia co do ich ilości. W pewnym momencie bohaterowie nie robią nic innego tylko uprawiają seks. Nie są w stanie adnej innej czynności zakończyć nie idąc przy tym do łóżka. Myślę, że gdyby wyciąć połowę tych sce to książka byłaby o wiele krótsza.

To miała być Historia miłości w czasie wojny, ale niestety przez to jak zachowywała się bohaterka и ile komplikacji sprowadzało na nią jej postępowanie ta cała idea mi umknęła.Nie byłam w stanie przebrnąć przez tę powieść właśnie przez Tatianę.

.

Медный всадник (Медный всадник, № 1) Пауллина Симонс

Из книги 1:

Золотое небо, полупрозрачные сумерки, белые ночи - все это обещает молодость, любовь и вечное обновление. Ни война, ни жизнь двух сестер, Татьяны и Даши Метановых, которые делят одну комнату в тесной квартире со своим братом и родителями, еще не коснулись этого города павшего величия. Их мир перевернулся, когда Гитлер

Из Книги 1:

Золотые небеса, полупрозрачные сумерки, белые ночи - все это обещает молодость, любовь, вечное обновление.Ни война, ни жизнь двух сестер, Татьяны и Даши Метановых, которые делят одну комнату в тесной квартире со своим братом и родителями, еще не коснулись этого города павшего величия. Их мир переворачивается с ног на голову, когда гитлеровские армии атакуют Россию и начинают свой непреодолимый блиц к Ленинграду.

Но есть свет во тьме. Татьяна знакомится с Александром, молодым отважным офицером Красной Армии. Сильный и самоуверенный, но охраняющий загадочное и тревожное прошлое, он тянется к Татьяне, а она - к нему.Голод, отчаяние и страх вскоре охватили их город во время ужасной зимы безжалостной немецкой осады. Невозможная любовь Татьяны и Александра грозит разлучить семью Метановых и разоблачить опасную тайну, которую так тщательно защищает Александр, - секрет столь же разрушительный, как и сама война, - поскольку влюбленные захлестывают жестокие волны, которые навсегда изменят мир и их жизни .

.

Медный всадник - Книги: бонусный материал "Медный всадник" Показаны 1-21 из 21

Привет, друзья BH!
Несколько лет назад специальная версия BH была доступна только в Австралии. В нем была записка от Пауллины Симонс и дополнительная сцена с Татьяной и Александром.

Я немного покопался с издателем, и там нет электронной книги, а если бы она была, она была бы доступна только в Австралии. В общем, если вам нужна дополнительная порция картофельных оладий, вам придется купить подержанные книги в Австралии.Что делать девушке?

Что ж, мой хороший друг Джак нашел для меня один и отправил его мне через полмира.

Сцена очень забавная, я ее отсканировал, так что напишите мне, если хотите копию pdf. Кажется, я не могу опубликовать файл здесь или прикрепить его в мессенджере электронной почты goodreads ... поэтому укажите адрес электронной почты для себя.

Или еще лучше, может, кто-нибудь из модераторов сможет выложить сюда файл ???

.

Медный всадник (Медный всадник, # 1) Обсуждение книги

Медный всадник (Медный всадник, # 1) Обсуждение книги
темы Показаны 1-18 из 74 начато на сообщения Просмотры Последняя активность
Даша Метанова Дебалина 1 6 16 октября 2020 г. 10:45
НУЖНО прочитать книгу, похожую на этот народ !! Лилиян 43 2870 01 июл 2019 г. 05:27
Петиция о телесериале об изменении.орг Карла 5 53 17 мая 2019 г. 18:35
Вопрос об Александре и Даше удаленный участник 1 42 26 марта 2019 г. 12:08
Как зовут ...: РЕШЕНО.История любви в России во время войны: мальчик встречает девушку, но женится на старшей сестре, а старшая сестра умирает, и он женится на младшей сестре; длинная толстая книга. [s] Кейт 5 52 12 ноя 2018, 06:28
Романтические книги Наталья 1 16 8 ноября 2018 г. 07:19
Только что дочитал Медного всадника. Нэнси 2 50 25 июля 2018 г. 00:44
Не извиняющийся рома ...: Саймонс, Пауллина // Медный всадник Nenia ✨️ Soci… 102 80 28 декабря 2017 г. 19:28
Возраст, которому подходит эта книга? Дженна 20 726 27 марта 2017 г. 08:42
Медный всадник: Аудиокниги Сара 9 60 27 февраля 2017 г. 15:56
Книги Pinterest: Бронзовый носильщик Оливия 12 23 11 декабря 2016 г. 23:41
Книга Мариз Бло...: Медный всадник Октябрь, дружище! Серый 113 22 1 ноября 2016 г. 10:13
ПЕСНЯ ТАТЬЯНЫ: Это "Мы еще встретимся" Веры ЛИНН ?????? Мария Паласио… 14 286 04 сен 2016, 22:50
Фильм подтвержден - я единственный, кто нервничает? Линетт 11 609 8 августа 2016 17:05
Около года i...: Медный всадник - Пауллина Симонс Аманда 4 55 12 июля 2016 г. 20:47
Goodreads Italia: GdL Narrativa Giugno 2016: Il cavaliere d'inverno di Paullina Simons - Комментарии и обсуждение Куа 85 134 21 июня 2016 г. 06:29
Никого не беспокоит... Tytti 5 117 12 апреля 2016 13:19
Лазарево Патрис 2 57 12 апреля 2016 13:09
темы Показаны 1-18 из 74 начато на сообщения Просмотры Последняя активность
Даша Метанова Дебалина 1 6 16 октября 2020 г. 10:45
НУЖНО прочитать книгу, похожую на этот народ !! Лилиян 43 2870 01 июл 2019 г. 05:27
Петиция о телесериале об изменении.орг Карла 5 53 17 мая 2019 г. 18:35
Вопрос об Александре и Даше удаленный участник 1 42 26 марта 2019 г. 12:08
Как зовут ...: РЕШЕНО.История любви в России во время войны: мальчик встречает девушку, но женится на старшей сестре, а старшая сестра умирает, и он женится на младшей сестре; длинная толстая книга. [s] Кейт 5 52 12 ноя 2018, 06:28
Романтические книги Наталья 1 16 8 ноября 2018 г. 07:19
Только что дочитал Медного всадника. Нэнси 2 50 25 июля 2018 г. 00:44
Не извиняющийся рома ...: Саймонс, Пауллина // Медный всадник Nenia ✨️ Soci… 102 80 28 декабря 2017 г. 19:28
Возраст, которому подходит эта книга? Дженна 20 726 27 марта 2017 г. 08:42
Медный всадник: Аудиокниги Сара 9 60 27 февраля 2017 г. 15:56
Книги Pinterest: Бронзовый носильщик Оливия 12 23 11 декабря 2016 г. 23:41
Книга Мариз Бло...: Медный всадник Октябрь, дружище! Серый 113 22 1 ноября 2016 г. 10:13
ПЕСНЯ ТАТЬЯНЫ: Это "Мы еще встретимся" Веры ЛИНН ?????? Мария Паласио… 14 286 04 сен 2016, 22:50
Фильм подтвержден - я единственный, кто нервничает? Линетт 11 609 8 августа 2016 17:05
Около года i...: Медный всадник - Пауллина Симонс Аманда 4 55 12 июля 2016 г. 20:47
Goodreads Italia: GdL Narrativa Giugno 2016: Il cavaliere d'inverno di Paullina Simons - Комментарии и обсуждение Куа 85 134 21 июня 2016 г. 06:29
Никого не беспокоит... Tytti 5 117 12 апреля 2016 13:19
Лазарево Патрис 2 57 12 апреля 2016 13:09

С возвращением. Подождите, пока мы войдем в вашу учетную запись Goodreads.

.

Смотрите также