Кто автор памятник медный всадник


10 легенд о "Медном всаднике" — Российская газета

24 января 1791 года в Париже умер французский скульптор Морис Этьен Фальконе, автор памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге - знаменитого "Медного всадника", ставшего одним из символов северной столицы. Сам автор писал о своем творении: "Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей".

С самого начала создания памятник обрастал легендами, в которых факты мешались с вымыслом. "РГ" собрала 10 самых интересных преданий.

1. Благословение Петра.

Фальконе очень дотошно работал над образом Петра, по максимуму собирал исторический материал, работал в архивах, изучал документы, встречался с людьми, общавшимися с императором лично. Одна из легенд гласит, что скульптор даже провел ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду, где дух самого Петра предстал перед ним, и Фальконе вынужден был держать экзамен. Петра ответы француза удовлетворили, а скульптор обещал служить царю верой и правдой и создать памятник, достойный великого государственного деятеля.

2. Гром-камень.

При работе над монументом Фальконе столкнулся с проблемой - невозможно было найти походящий камень для постамента. Скульптор задумал изобразить Петра в виде всадника на скале, напоминающей по форме морскую волну, что символизировало бы завоеванный императором выход России к морю. Фальконе разработал эскиз постамента, составленного из отдельных гранитных блоков, так как найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки в газетах дали соответствующее объявление. На него откликнулся Семен Вишняков, поставщик строительного камня для нужд столицы. По легенде, на нужный камень недалеко от Лахты ему указал юродивый. В незапамятные времена молния расколола гранитную скалу, из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Они же утверждали, что во время Северной войны Петр на самом деле не раз поднимался на вершину этого утеса, обозревал окрестности.  

3. Конь на коне.

По другой версии, огромный валун в Лахте назывался Конем. Легенда гласит, что когда-то на Ладоге был остров Коневец, который закрывал собой проход в иной мир. Остров пользовался дурной славой, и чтобы задобрить нечистую силу, каждый год местные жители приносили на нем в жертву коня. Это продолжалось до тех пор, пока в середине XIV века на остров не прибыл инок Арсений с Валаама. Он помолился около камня, окропил его святой водой, а на вершине установил крест. С тех пор из-под камня вылетали бесы, превращались в ворон и селились на выборгском берегу. А там, где гнездовалось воронье, тоже появилась скала в форме коня. Вот ее-то якобы и нашел Семен Вишняков.

Считается также, что когда культовый камень, сохранивший языческие верования, стали вывозить в Петербург, местные жители попытались этому помешать. А когда поняли, что ничего сделать невозможно, прокляли его.

4. Памятник Лизетте.

Еще одно предание гласит, что в образе "Медного всадника" запечатлен не только сам Петр I, но и его любимый жеребец Лизетта. Этого коня царь купил спонтанно у повстречавшихся купцов-барышников, когда возвращался из Великого посольства, переплатив за него лишних "100 голландских червонцев". Очень уж ему понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же назвал ее Лизеттой, что необычно для коня. Якобы в честь девушки при дворе Саксонского короля, с которой у Петра была связь. Лизетта была "лошадью одного хозяина", Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.

На самом деле, когда Фальконе делал наброски для будущей скульптуры, ему позировал гвардейский офицер на орловских рысаках из императорской конюшни, который раз за разом вскакивал на специальный постамент и резко осаживал лошадь. Чучело коня Петра I здесь ни при чем, а значит, монумент не может быть памятником Лизетте.  

5. Всадник Апокалипсиса.

Когда в 1782 году открыли памятник Петру, старообрядцы, жившие в окрестностях Санкт-Петербурга, назвали его "Всадником Апокалипсиса", "которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными". Старообрядцы в своем неприятии петровских преобразований увидели параллели между библейским пророчеством и деяниями императора.

6. Богохульник.

Еще одна старинная легенда о памятнике, совсем уж фантастическая, гласит, что царь в месте, где установлена скульптура, прыгал на коне с одного берега Невы на другой. Дважды со словами "Все Божье и мое" перепрыгнул удачно, а на третий раз оговорился, сказал "Все мое и Божье", тем самым поставив себя выше Бога, и окаменел. В другом варианте этой легенды - свалился в воду, простыл и тяжело заболел, а когда выздоровел, больше никогда ни себе, ни приближенным не позволял богохульничать.

7. Змея-спасительница.

Согласно другому преданию, в горячечном бреду Петру померещилось, что наступают шведы. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве. Но тут выползла змея и обвила ноги коня, не дала прыгнуть в воду и спасла Петра от гибели.

Змея действительно является частью монумента. Ее, кстати, ваял не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Змея является третьей точкой опоры скульптуры. В символике того времени она означает зависть, вражду, препятствия, чинимые Петру и попранные им.

8. Противостояние императоров.

Говорят, что рукой Петр указывает в сторону Швеции, главного врага России в те времена. И что в центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, основному противнику Петра, который указывает рукой в сторону Санкт-Петербурга.

9. Сон Майора Батурина.

Это самая известная легенда о "Медном всаднике". В 1812 году, во времена наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти монумент в Вологодскую губернию. Однако безвестного майора Батурина стал преследовать один и тот же сон, в котором статуя оживает, сходит со своего постамента и скачет на Каменный остров, где тогда во дворце жил император. Александр I выходит навстречу своему царственному предку, и Петр ему говорит: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться". Всадник поворачивает назад, и слышно только, как цокают металлические копыта по камням мостовой. Об этом сне доложили Александру I. Он был так впечатлен, что отменил эвакуацию памятника. И действительно, Наполеон до Санкт-Петербурга не дошел.

Литературоведы также усматривают параллели между сюжетом этой легенды и поэмой Пушкина "Медный всадник". Кстати, монумент стали так называть с легкой руки поэта. На самом деле он отлит из бронзы.  

10. Хранитель города.

В годы Великой Отечественной войны среди ленинградцев была популярна легенда, что, пока памятники Петру и великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю де Толли стоят на своих местах не укрытые, враг не войдет в город. И действительно, несмотря на 900 дней блокады гитлеровские войска так и не смогли взять Ленинград. А сами памятники сохранились невредимыми. Правда, "Медного всадника" все же укрыли от немецких бомб и снарядов: обшили досками и обложили мешками с песком. 

Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник"

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть "Медный всадник".

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к "Медному всаднику" на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Как создавался памятник Медный всадник? История создания

Медный всадник: история и современность

Петр I — наиболее значимая фигура в российской истории последних веков. Он стал основателем нескольких городов и «прорубил» окно в Европу. Он стал «злым гением» для Швеции, покорившей значительную часть мира. Он попытался старую Русь, ходившую в лаптях, сделать европейским государством. Удалось не все, и не в той мере, как он хотел. Дело Петра было продолжено Екатериной I, дочерью Елизаветой Петровной и Екатериной II — немкой, сделавшей для страны больше, чем многие русские.

Петру I за его заслуги перед Россией и в соответствии с императорским статусом было поставлено много памятников, из которых наиболее известным является Медный всадник, разместившийся по заказу Екатерины Великой на Сенатской площади Санкт-Петербурга.

Важно подчеркнуть, что монумент и сам по себе является значимым событием в мировой архитектуре, и расположен среди зданий, сыгравших в судьбе страны значительную роль.

Современная панорама памятника:

Как создавался медный всадник

Инициатором возведения столь грандиозного медного, а точнее, бронзового, памятника стала императрица Екатерина ii. По ее распоряжению князем А. Голицыным приглашения взять работу на себя были отправлены Дидро и Вольтеру. Важно отметить, что с последним Екатерина долгое время переписывалась лично и очень ему доверяла.

Профессора лично не стали заниматься решением данного вопроса, но посоветовали обратиться к Этьену-Морису Фальконе. По рекомендации Вольтера, скульптор отличался тонким вкусом и умом. И не требовал с работодателей большой оплаты за свой труд.

Фальконе мечтал перейти от фарфоровых кувшинов и тарелок к монументальной скульптуре. Он не раздумывал, когда ему поступило предложение поработать над скульптурой всадника, изображавшей русского царя. Он согласился на оплату 200 тыс. ливров и переехал в Россию.

Ему пришлось столкнуться с тем, что единства мнений по поводу памятника и облика великого Петра I нет. Екатерина хотела видеть его на коне, И. Бельский, возглавлявший Императорскую Академию искусств, предпочитал более «классическое» воплощение — без лошади. Единственное, что хотели видеть все — жезл или скипетр в руке. Дидро предлагал вообще отойти от канонов создания памятников и отдать предпочтение фонтану. Штелин отдавал предпочтение аллегориям, но не вокруг фонтана, а вокруг Петра I. Скульптуры должны ассоциироваться с Благоразумием, Трудолюбием, Правосудием и Победой. А под ногами самодержца должны были пасть пороки человека, олицетворяющие лень, нежелание учиться, стремление к обману себе подобных и зависть к окружающим

Этьен Фальконе отказался реализовывать любой из предложенных вариантов. Он полагал, что скульптура должна быть одна, и обязана олицетворять и человека, и благодетеля, и самодержца.

Под работу по приказу Екатерины был выделен Зимний дворец, занимаемый в свое время Елизаветой Петровной. Модель лошади создавалась по эскизам, зарисованным с жеребцов Каприз и Бриллиант. В задачу гвардейских офицеров входило ставить коня на дыбы и удерживать его в таком положении, как можно дольше.

Фальконе не удалось вылепить голову Петра I так, как этого хотелось Екатерине. В итоге эта работа была перепоручена помощнице мастера Мари-Анн Колло. Ей удалось получить нужное сочетание мужественности, воли и разума. Девушка, прибывшая в Россию вместе с Фальконе, в одночасье стала членом Императорской Академии искусств за свою работу. А от императрицы ей пожалована пенсия в размере 10 тыс. ливров. Получать деньги Мари должна была пожизненно. Федору Гордееву — скульптору из России — поручено создать змею, попираемую Петром.

К середине 1778 года гипсовая модель готова. Екатерина II не одобрила облик, предложенный Фальконе, но не отобранный ею лично.

Как отливался Медный всадник

Важно подчеркнуть, что памятники таких размеров ранее не делались и не отливались. Никто из литейщиков того времени не гарантировал ни качество, ни сроки изготовления. При этом за отливку с Фальконе запрашивали значительные суммы денег.

По итогам поисков к работе был подключен Емельян Хайлов, ранее занимавшийся отливкой пушек. Долгое время подбирался нужный состав. Скульптура императора имеет значительные размеры, но при этом опирается только на три точки. Значительная часть статуи для облегчения веса должна была стать полой, а толщина стенок не должна превышать сантиметра.

Первая попытка отлить оказалась неудачной. Лопнула труба, по которой подавалась бронза. Практически ценой своей жизни Хайлов предотвратил пожар. Памятник был испорчен. На подготовку новой модели ушло почти три года. Отливка завершилась успешно. Автор не смог избежать искушения и оставил надпись на плаще о том, что над данной скульптурой работал Этьен Фальконе.

Как проходила установка монумента

По первоначальному замыслу скульптора постамент предстояло вытесать в форме волны, используя природный камень. Но найти обломок скалы высотой более 11 метров долго не удавалось. В итоге решили обратиться к горожанам, и в газете «Санкт-Петербургские новости» опубликовали просьбу указать, где можно найти нужный камень, чтобы установить памятник.

Вскоре поступила информация от крестьянина Семена Вишнякова, что подходящая скала обнаружена в непосредственной близости от деревни Лахта. Обломок получил название Гром-камня.

Его доставка стала целым событием. Первоначально на специальных платформах перекатили к водам Финского залива. От места находки к воде прокопали специальные желоба, в которые уложили шары из медного сплава. По шарам и катили платформу с камнем. Далее уже по воде на выстроенной только для камня барже везли к Сенатской площади. Во всех операциях, связанных с доставкой, было занято свыше 1000 человек.

Процесс извлечения Гром-камня из земли был начат 15 ноября 1769 года и только осенью 1770 года его удалось погрузить на борт баржи, специально для этого выстроенной на верфях города. 25 сентября 1770 года камень был перевезен на Сенатскую площадь.

Размах операции был столь велик, что за ее ходом следили даже в Европе. Ранее ничего подобного в современной истории не было (если не считать Египетские пирамиды). Екатерина II для наиболее активных участников учредила награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»

Важно подчеркнуть, что Екатерина II так и не одобрила проект памятника. Ее отношение к скульптору ухудшалось с каждым годом и днем. До конца 1778 года Фальконе, не завершив работу, покидает Россию. Вместе с ним уезжает и Мари-Анн Колло. Далее операцией по установке руководил Федор Гордеев.

Открытие монумента

Зрители были приглашены на открытие Медного всадника 07 августа 1782 года. По различным причинам скульптор Фальконе так и не получил приглашения на парад по случаю окончанию отливки и монтажа памятника.

В честь данного события был проведен военный парад под руководством князя Голицына. Екатерина почтила своим присутствием балкон Сената. По взмаху руки императрицы с монумента удалена ткань, Петр I предстал перед изумленной публикой.

Если говорить о технических параметрах Медного всадника, то его вес превысил 8 тонн, высота непосредственно Петра I, восседающего на лошади, 5 метров. С лицевой стороны на постаменте высекли посвящение «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782». Такая же надпись, но уже на латыни, была сделана на реверсе памятника.

Важно подчеркнуть, что название Медный всадник не появилось сразу. Тем более что скульптура отлита из сплавов бронзы. Устоявшееся современное название неофициально присвоено скульптуре только после выхода в свет произведения А. С. Пушкина «Медный всадник».

Медный всадник: мифы, небылицы и легенды

Среди наиболее востребованных у туристов мифов можно выделить следующие:

— Петр I отлично управлялся с лошадьми, сам не раз скакал во главе войск. Любил и похвастаться своей выправкой и выездкой. Один раз, приняв на грудь лишнего, решил показать, что может перепрыгнуть через Неву. Первые два раза ему это удалось. Но на третий раз он опрометчиво произнес фразу «Все мое и божье» по время прыжка. Наказание от господа последовало немедленно. И всадник, и конь окаменели там, где стояли. Так и появился памятник;

— Петр I тяжко заболел. В бреду ему показалось, что шведские войска штурмуют его любимый город — Санкт-Петербург. Петр в горячке сел на коня и хотел ехать шведам наперерез, но ему не дала этого сделать змея, опутавшая ноги лошади. А памятник был поставлен там, где змея стала спасительницей всадника — русского императора.

Некоторые летописцы приписывают Петру I фразу о том, что городу некого бояться, пока он взирает на город со своего места Сенатской площади. И эта легенда отчасти сбывается. В памятник не попадали снаряды в годы Великой Отечественной Войны, не смотря на то, что его не убирали с постамента. Все, что могли сделать горожане, это обложить его мешками, засыпанными песком и землей.

Согласно еще одной легенде памятник Петру I в Санкт-Петербурге смотрит в сторону монумента, возведенного в Стокгольме в честь Карла XII. А знатоки говорят, что в свою очередь рука шведского правителя направлена в сторону его непримиримого врага — великого Петра I.

Изначально вокруг памятника была выставлена ограда. За несколько веков от нее ничего не осталось. Нынешние власти Санкт-Петербурга всерьез раздумывают над тем, чтобы ограждение восстановить и даже выставить охрану. Слишком много туристов желает оставить на постаменте сообщение о том, что и они здесь были с указанием даты и года.

На сегодняшний день побывать в Санкт-Петербурге — городе на Неве и не увидеть Медного всадника, Петра I в бронзе на Сенатской площади, значит не видеть вообще ничего.

Архитектор "Медного всадника" в Санкт-Петербурге Этьен Морис Фальконе. История создания и интересные факты о памятнике

В 1782 году на Сенатской площади был открыт памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Первому. Бронзовый монумент, ставший впоследствии одним из символов города, окутан легендами и тайнами. Как и все в этом удивительном городе на Неве, он имеет свою историю, своих героев и свою особую жизнь.

Архитектор "Медного всадника" - француз Этье́н Мори́с Фальконе́, всю жизнь мечтал создать неповторимый монумент, и именно в России он воплотил свою мечту в жизнь. Со своей работой знаменитый скульптор справился гениально. Глядя на этот десятиметровый памятник, сразу становиться ясно, кому посвящен памятник "Медный всадник".

Историю же его возникновения, а также мистические события, сопровождавшие создание монумента, мы узнаем из этой статьи.

Памятник Петру I

После смерти Петра Великого в 1725 году престол передавался "из рук в руки", и ничего "великого" в эти годы не происходило. Пока путем переворота власть не захватила жена Петра Третьего (внука Петра Первого), Екатерина Вторая. Именно она в 1762 году становится единственной равноправной императрицей России.

Екатерина Вторая восхищалась Петром Первым, ей хотелось создать что-то столь же великое и масштабное для своего предшественника. Так в 1766 году она поручает своему фавориту князю Голицыну найти скульптора заграницей для работы над монументом Петра.

История создания памятника "Медный всадник" начинается в Париже. Именно там великий князь нашел скульптора, соответствовавшего запросам императрицы. Оттуда и приехал Этьен-Мориса Фальконе со своей молодой помощницей, талантливой семнадцатилетней Мари-Анн Колло.

Екатерина видела памятник в соответствии с европейской модой того времени: Петр в виде римского завоевателя с жезлом в руке. Однако скульптор переубедил императрицу: у России своя история и свои герои.

В итоге памятник, на создание которого ушло шестнадцать лет, получился совершенно новаторским, особенным и гениальным.

История создания

Этьен Морис Фальконе с энтузиазмом приступил к работе. Чтобы создать статую коня, мастеру потребовалось три года! Мастерская скульптора находилась в бывшем тронном зале зимнего дворца Елизаветы. В центре зала установили огромный помост, с таким же углом наклона, какой предполагался для будущего постамента статуи. На этот помост въезжали опытные всадники, поднимая лошадей на дыбы. Художник, в свою очередь, делал зарисовки лошадей, чтобы выбрать идеальный вариант для монумента. Фальконе сделал тысячи рисунков, прежде чем найти тот самый, который войдет в историю великого памятника Санкт-Петербурга.

Когда идеальная лошадь Петра Первого была готова, в Петербурге соорудили здание для отливки статуи. За процессом следили лучшие мастера литейного дела Санкт-Петербурга. Год статую отливали в бронзе.

Однако история создания памятника "Медный всадник" интересна не только созданием коня: сам Петр Первый, восседающий на медвежьей шкуре, олицетворяет дух народа-победителя! Мало кто замечает под копытами коня змею, символичное зло, которое растоптал император.

"Гром-камень"

Изначально Фальконе задумал поставить громадный монумент на скалу, естественную и цельную. Притом скала должна была быть в виде волны, символизирующей великую морскую державу, которую создал Петр Первый.

Найти такой камень оказалось непросто. Можно сказать, что искали камень всем миром. И вот обычный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков подходящий монолит нашел в деревне Лахта. В народе у этого монолита было прозвище "Гром-камень" из-за давней истории. Старожилы утверждали, что в камень как-то попала молния и расколола его надвое. По приблизительным расчетам, камень весил около 2000 тонн. Это очень много. После изъятия камня на его месте образовался водоем, названный Петровским прудом.

Возникла дилемма, как доставить скалу в Петербург (около восьми километров). Екатерина объявила конкурс, и нашелся человек, который придумал метод. С помощью рычагов и домкратов камень загрузили на заранее приготовленную платформу. От места, где находился камень, прорыли канал, укрепили его и отправили груз по воде.

"Гром-камень" оказался из чрезвычайно плотного и качественного гранита с прожилками кристаллизации. Около года его везли в город, за это время ему придавали нужную форму и очертания 48 мастеров.

Когда гранитная глыба для памятника "Медный всадник" была доставлена в город, местные жители отламывали от нее кусочки, чтобы сделать наконечники для своих тростей.

Длина камня была 13,5 м, ширина - 6,5 м, высота - 8 м. Однако когда громаду очистили от мха и обтесали, оказалось, что его длины недостаточно. В итоге монолит нарастили спереди и сзади из отколовшихся кусков.

Над перевозкой огромного камня ежедневно трудилось около тысячи человек.

Описание памятника

Глядя на памятник на Сенатской площади, сразу бросается в глаза его величие и символизм. Позади Петра Первого - Исаакиевский собор, сам Петр смотрит на Неву, за которой возвышается Петропавловская крепость. Та самая, с которой началось строительство города.

Огромная каменная глыба, на которой установлен бронзовый монумент - высококачественный гранит, весом около тонны. На обоих сторонах монумента написано "Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782", притом надпись с одной стороны на русском, на второй - на латыни.

Сам бронзовый памятник стоит всего на двух точках опоры - это задние копыта коня. Ни хвост, ни змея не обеспечивают устойчивости статуи.

Лошадь встала на дыбы, Петр Первый восседает на ней, осматривая свои владения с высоты. Он смотрит на город, который построил: красивый, величественный, сильный. Правой рукой он указывает вдаль, на просторы реки Невы. Левой держит поводья. В ножнах у императора меч с головой змеи. На голове - терновый венок. Лицо спокойное, но решительное. По задумке Фальконе, "Медный всадник" смотрит на свой город влюбленными глазами, в глазах Петра зрачки выполнены в виде сердец.

Немаловажный эпизод в монументе - змея, которую давит копытами конь всадника. В ней сосредоточено зло, которое великий государь растоптал и преодолел силой своей власти и духа.

Памятник Петру 1 в Петербурге - "Медный всадник" - одна из самых ярких достопримечательностей города.

Открытие

Работа над памятником длилась 12 лет. Самым сложным было доставить гигантскую гранитную скалу в город и установить ее на выбранном месте. Не менее сложная задача состояла в отливке памятника из бронзы. На протяжении всего времени работ случалось множество форс-мажорных ситуаций. Ломались трубы при отливке монумента. Бронзовую скульптуру отливали больше года, и удалось все сделать только со второй попытки. Сложность состояла в том, что задняя часть монумента должна была быть тяжелее передней. Эта задача была достигнута путем колоссальных усилий и труда скульптора.

Камень для пьедестала несколько раз падал с деревянной платформы, на которой его доставляли в город. Доставка длилась также больше года. Было затрачено немало средств, чтобы доставить часть скульптуры в Петербург.

Но в итоге все трудности были позади, и наконец настал день торжественного открытия монумента - 7 августа 1782 года.

Событие было масштабным. Огромное полотно с изображением гор покрывало монумент. Вокруг памятника был установлен забор. На площадь вышла военная гвардия, начался парад, которым управлял Голицын. После обеда на лодке по Неве прибыла сама императрица Екатерина Вторая. Торжественно она выступила с балкона Сената и дала разрешение к открытию памятника. В этот момент ограда пала, и под барабанную дробь и выстрелы кавалерии полотно сняли, открыв взору многотысячной публики гениальное произведение, посвященное основателю Санкт-Петербурга. Открытие памятника "Медный всадник", а тогда еще памятника Петру Великому, состоялось. Императорские полки двинулись вдоль набережной Невы под грохот и восхищенные крики зевак.

Как это ни печально, но сам архитектор "Медного всадника" - Этьен Морис Фальконе - на открытии не присутствовал. Под конец работы его отношения с Екатериной Второй сильно испортились. Она торопила мастера, но обстоятельства не давали скульптору возможности закончить работу быстрее. Помощников у Фальконе практически не было, многие боялись работать над таким ответственным заданием, но большинство запрашивали слишком большие суммы и гонорары. В итоге художнику приходилось многое осваивать и делать самому. Скульптуру змеи создавал уже Петербургский скульптор Гордеев, а всеми подготовками к открытию и установкой всех деталей монумента занимался архитектор Фельтен.

Примечательно, что Фальконе "Медного всадника" не увидел и не создал больше ни одной скульптуры. Сказалось напряжение, которое испытывал архитектор во время создания монументального труда.

Этьен Морис Фальконе

Французский скульптор Морис Фальконе родился и умер в Париже. Он прожил 75 лет, став знаменитым в России как архитектор "Медного всадника". Дядя скульптора был мраморщиком, что стало основной причиной при выборе будущей профессии. В 28 лет Этьен Морис поступает в Парижскую Академию искусств, набравшись опыта предварительно у придворного художника-скульптора.

При дворе работы Фальконе очень ценятся, он становится любимчиком мадам Помпадур (фаворитки Людовика 15), которая заказывает ему множество мраморных статуэток. В 18 веке Париж утопал в европейском классицизме и стиле рококо. Тонкие изящные силуэты прекрасных девушек и ангелов были в большом ходу.

В период с 1750 - 1766 год художник создает много работ из мрамора, которые высоко ценятся в Париже. Сегодня их можно увидеть в самых знаменитых музеях мира. Но по-настоящему стоящим и значимым произведением для мастера стал заказ на монумент Петру Первому в Санкт-Петербурге. По рекомендации своего друга Дени Дидро, Фальконе отправляется в Россию. Ему предстоит самая важная работа в его жизни, которая продлится 14 лет. К сожалению, результат своего творения художник не сможет оценить. Из-за сложных отношений с заказчицей, Екатериной Второй, ему придется покинуть Петербург и не присутствовать на открытии. Однако Императрица вышлет ему памятную монету с изображением великого произведения скульптора.

Автор памятника "Медный всадник" навсегда войдет в историю России. Сегодня это одна из самых известных достопримечательностей Северной столицы.

Мечта Этьена Мориса Фальконе воплотилась в "Медном всаднике", это именно та работа, о которой художник мечтал всю свою жизнь. К сожалению, по возвращению на родину здоровье старого мастера ухудшилось. Петербургский климат никак не сопутствовал улучшению состояния. Во Франции Фальконе разбил паралич, который не позволил скульптору больше творить. По иронии судьбы, "работа жизни" художника стала его последним творением.

Работы архитектора

Скульптуры Этьена Фальконе, созданные до поездки в Россию, сегодня можно увидеть в Эрмитаже и Лувре. Самые известные его работы, до "Медного всадника" - "Сидящий купидон" (1757 года) и "Зима" (1763 года). Фальконе был приверженцем европейского классицизма, все его фарфоровые статуи нежны и романтичны. Плавные линии, сложные позы и реалистичные образы - классическое виденье искусства 18 века.

Маленького херувима можно увидеть и на статуе "Пигмалион и Галатея".

Сегодня, глядя на ранние работы Фальконе, сложно представить, что именно он стал архитектором "Медного всадника". Монументальная скульптура, дышащая своей мощью, огромная по размерам, агрессивная и в тоже время очень сильная, не идет в сравнение с нежными образами обнаженных дев. В этом и есть гениальность его создателя.

Символ Санкт-Петербурга

Город на Неве был основан в 1703 году Петром Первым. Этот град стал по истине уникальным. Он поражал своими архитектурными ансамблями, роскошью фасадов и неповторимых памятников архитектуры. После смерти Петра город не только не потерял своей уникальности, но и расцветал и преображался. 300 лет для города - небольшой срок, но именно на долю Санкт-Петербурга выпали самые страшные события истории России.

Конечно, за время своей жизни Петербург оброс символами, легендами и гениальными людьми, жившими там в разные периоды истории. Одним из таких символов стал "Медный всадник". Примечательно, что свое название он получил намного позже появления. Одним из важнейших людей в истории России был Александр Пушкин, именно он воспел легендарный монумент в своем одноименном произведении.

Автор памятника "Медный всадник" - Этьен Фальконе. Гений вошел в историю города, потому что именно он увидел Петра Первого в таком образе, который сегодня знаком каждому.

Интересные факты

Петербург невозможно представить без всевозможных легенд и мифов. Многие из них связаны с памятниками, которые, как верят суеверные люди, могут оживать и хранить в своих бронзовых склепах души умерших героев.

Не обошли легенды стороной и известного "Медного всадника". Самая распространенная из них связана с Павлом Первым, правнуком Петра Первого. Именно он увидел призрак своего знаменитого родственника, который указал ему на место, где в будущем будет возведен монумент в его честь.

Еще одна мистическая история случилась много позже, в 1812 году. Когда угроза французского нападения во главе с Наполеоном стала вполне реальна, действующий царь Александр Первый решает увезти "Медного всадника" из Петербурга. Тогда соратнику императора снится сон, как медный всадник срывается со своего каменного пьедестала и мчится в сторону Каменного острова. Петр Первый возмущенно кричит Александру: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Этот сон произвел такое сильное впечатление на императора, что он решает оставить памятник на своем месте.

Кроме мистических историй в жизни памятника есть вполне реальные вещи. Например, голова Петра Первого, вылепленная Мари Анн Коло, так понравилась Екатерине II, что она назначила ей пожизненной жалование. И это несмотря на то что скульптор памятника Фальконе все-таки изменил сделанный девушкой гипсовый слепок.

С постаментом также связано множество мифов. Один их самых известных, который выглядит вполне реальным, - это происхождение "Гром-Камня". Как выяснили ученые и искусствоведы, такого гранита, из которого состоит скала, не было на территории Петербурга и области. Предположили, что это ледники принесли огромную каменную глыбу в эту местность. И именно на нем древние люди совершали свои языческие обряды. Гром расколол скалу надвое, и в народе ей дали имя "Гром-Камень".

Еще одна история связана со смертью Петра. Как известно, император простудился во время своего похода к Ладожскому озеру. Именно там произошло событие, окончательно подкосившее Петра. В той самой деревне Лахта, где был найден камень, Петр по пояс в воде спасал севший на мель бот со своими солдатами. Во время отдыха после тяжелого происшествия Петр лежал именно на этом "Гром-Камне", который впоследствии станет постаментом к великому монументу в его честь! Так камень забрал душу царя, чтобы навсегда сохранить ее в себе и В городе, созданном им.

Однако памятник не раз проклинали, были это в основном жители окрестных сел и деревень, которым не нравились преобразования нового государя. Когда монумент был открыт, кто-то назвал Петра Первого "Всадником Апокалипсиса", несущим зло и разрушения. Но, как нам известно, проклятье не в силах разрушить прекрасно созданное произведение искусства. Во главе стоит здравый смысл и профессионализм людей, работавших над бронзовой скульптурой.

Также интересные факты о памятнике "Медный всадник" связаны с тяжелым военным временем. Во время блокады Ленинграда все значимые объекты Санкт-Петербурга были спрятаны, чтобы фашисты не смогли их уничтожить во время бомбежек. Медный всадник был тщательно укрыт мешками с землей и песком, а сверху заколочен деревянными досками. После снятия блокады памятник освободили и с удивлением обнаружили, что на груди Петра Первого была мелом нарисована Звезда героя Советского Союза.

Памятник в культуре

Попадая в один из самых красивых городов России и прогуливаясь по центральным и значимым местам, вы никогда не сможете обойти стороной Исаакиевский собор и памятник Петру Первому.

И сегодня он поражает своей красотой и величием. Многие россияне, никогда не посещавшие города на Неве, читали Пушкина, и "Медный всадник" знаком им по одноименному произведению.

Когда бронзовый монумент открыли, Екатерина Вторая приказала сделать памятные монеты. Позже юбилейные монетки с "Медным всадником" появятся и в нумизматике советского периода. В настоящее время мы можем увидеть нашего героя на 5 копейках.

В СПб "Медный всадник" - памятник номер один. Описание скульптуры, посвященной Петру Первому, часто встречается в рассказах и стихотворениях известных писателей и поэтов. Во все времена город неразрывно был связан со своим создателем и самым красивым монументом в его честь.

Не обошла стороной "Медного всадника" и филателия. Знаменитую скульптуру можно увидеть на марках 1904 года.

И, пожалуй, самое красивое воплощение в культуре - это яйцо Фаберже. Выполненный по заказу Николая Второго, этот шедевр было подарен царем своей жене на пасху. Сюрприз его заключается в том, что когда яйцо открывается, механизм поднимает золотую миниатюрную статую "Медного всадника".

Где находится памятник, знают не только горожане, но и гости Петербурга: Сенатская пл., Санкт-Петербург, Россия.

история памятника Петру I, фотографии, интересные факты.

Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I — был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II. Вспомним историю одного из самых величественных памятников северной столицы с Натальей Летниковой.

1. Это не первый памятник великому самодержцу. Еще при жизни царя-реформатора Бартоломео Растрелли создал «своего» Петра. Но этот памятник занял место у Михайловского замка лишь в 1800 году.

2. Сенатская площадь предназначалась для другого монумента. Парламент хотел увековечить в бронзе действующую императрицу. Екатерина II соблюла политес – сначала великий реформатор! Конный памятник Петру I должен был стоять уже к 100-летию его вхождения на престол.

Памятник Петру I у Михайловского замка

3. Скульптора искали сообща с Дидро и Вольтером. Выбор пал на француза Этьена Мориса Фальконе. Главный художник Севрской фарфоровой мануфактуры, создатель «Грозящего Амура» и мастер рококо, он грезил об искусстве масштабном. Мечта сбылась в далекой России.

Э.М. Фальконе «Грозящий Амур»

Фильм «Петр Первый»Музей-усадьба «Ботик Петра I»Голландский домик Петра I в Коломенском

4. Петр в образе Цезаря на коне с жезлом и скипетром? Так видела его Екатерина. Или вариант Дидро – фонтан с аллегорическими фигурами? Фальконе рискнул спорить. В итоге в контракте значилось лишь, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

5. Скульптору не давался лик Петра. Фальконе лепил трижды. Его подмастерье Мари-Анн Колло справилась за ночь, используя прижизненную гипсовую маску, снятую еще Растрелли-старшим. Императрица одобрила работу Колло, и Фальконе признал соавторство своей двадцатилетней ученицы.

6. Коня для самодержца искали в конюшнях графа Орлова. Персидских кровей, как и Лизетта – любимая лошадь Петра I. Выбрали Каприза и Бриллианта. Из раза в раз модели с гвардейским офицером в седле взмывали на дыбы, позируя скульптору.

7. Сложнее было с постаментом. Пришлось давать объявление в газету. О гигантском валуне в окрестностях Лахты сообщил крестьянин Семен Вишняков. «Гром-камень» весом около 2 тысяч тонн доставили до столицы за десять месяцев, обтесывая по дороге до нужных размеров.

«Гром-камень»


8. Операция удостоилась внимания всей Европы и императорской медали «Дерзновению подобно». До Финского залива валун перемещали на бревенчатой платформе по желобам с бронзовыми шарами. Дальнейший путь лежал через залив на специальном судне.

9. Вздыбленный конь и змея у подножия. Поверженная змея как победа Петра над противниками его реформ и врагами на поле боя. Работа русского скульптора, сына простого скотника Федора Гордеева. Практическая сторона символа, змея, стала третьей точкой опоры 10-метровой статуи.

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

10.

Медный всадник

Читайте также:

– лишь лирический образ. Таким увидел памятник А.С. Пушкин и описал в поэме. На самом деле вместо красного пластичного металла в монументе 176 тонн бронзы и 4 тонны железа. Но главное – это величественный вид Петра, который захватывает дух.

Медный всадник

Медный Всадник - Памятник Петру I на Сенатской площади

Конная статуя российского императора Петра I – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, своеобразный символ этого города. История создания монумента и присвоения ему названия «Медный всадник» полна интересных событий и легенд. 


 В кронштадте есть памятник Петру первому, высотой более 8 метров, на котором он изображен стоя в полный рост. Экскурсии в Кронштадт проводят ежедневно, советуем вам познакомиться с этим городом поближе. 

Описание памятника 

Конь, вставший на дыбы, с сидящим на нем всадником, впечатляет любого, кто смотрит на него. Монумент поражает тем, что огромный, тяжелый конь стоит на задних ногах, имея при этом, как кажется, всего две точки опоры. 

В памятнике есть некоторые секреты, благодаря которым получилось создать его именно в таком впечатляющем виде

Кратко описать памятник и процесс его создания можно в нескольких цифрах и фактах

  • автор идеи и создатель: французский скульптор Этьен Фальконе
  • начало работы над памятником: 6 сентября 1766 год это дата подписания контракта со скульптором
  • открытие памятника 7 августа 1782 год
  • материал изготовления: бронза
  • вес памятника около 9 тонн
  • высота монумента более 5 метров, не учитывая гранитный камень в основании

Символика внешнего вида

Образ Петра, который предстояло воплотить в памятнике, вызывал споры между скульптором, приближенными чиновниками и императрицей Екатериной Великой, являющейся заказчицей скульптуры. Представители русской знати желали видеть Петра, олицетворяющего, в первую очередь, правителя, в мантии, со скипетром и жезлом.

Но Фальконе, который изучил личность императора-реформатора по доступным источникам, задумал иной облик

Французский скульптор утверждал, что у русского царя не может быть обличья римских императоров. Он внес в образ Петра несколько акцентов, передающих определенные качества правителя:

  • всадник одет в длинную русскую рубаху и сидит на медвежьей шкуре вместо седла, олицетворяя тем самым близость к народу и русской нации
  • змея под копытами коня — символ невежества, коварства, зла и зависти, с проявлениями которых боролся Петр I
  • черты созидателя и благодетеля выразились в покровительственном жесте руки, протянутой над подвластной ему страной. Вся фигура царя воплощает уверенность и спокойствие
  • гранитная глыба, на которой возвышается всадник на коне – это эмблема преодоленных на жизненном пути трудностей
  • форма гранитного камня, напоминающая волну, символизирует покоренные Петром морские просторы
  • на то, что это фигура полководца-победителя указывают лишь лавровый венок на голове да меч, висящий на поясе

Всадник будто вглядывается вдаль оценивающим взором, вынашивая планы защиты государства от угрозы и раздумывая над новыми свершениями.

Создание монумента

Императрица Екатерина II, правившая страной с 1762 по 1796 годы, разделяла реформаторские идеи Петра Великого. Свою приверженность им она решила подчеркнуть установкой монумента в городе, основанном правителем.

В 1765 году императрице посоветовали обратиться к Этьену Фальконе, так как первоначальная статуя Петра, созданная Франческо Растрелли, не пришлась по нраву Екатерине.

Над эскизом скульптуры Фальконе работал лично. Чтобы мастер смог уловить и зарисовать движение лошади, положение ее изящного, стремительного взлета, офицер гвардии несколько часов подряд позировал на вздыбленной лошади. В качестве модели был избран орловский скакун из императорской конюшни.

Создание гипсового макета

Затем началась работа над гипсовым образцом в натуральную величину, которая продолжалась три года и завершилась в 1769 году.

Примечательно, что эскиз головы и лица «»Медного всадника» создала ученица Фальконе – 17-летняя француженка Мари-Анн Колло, которую он взял с собой в русскую столицу. Варианты, изготовленные самим учителем, не пришлись по нраву императрице, она три раза отклоняла готовую модель, которую вылепил Фальконе.

Его помощница написала портрет за одну ночь, с посмертной маски Пета Великого. В знак признания мастерства Мари-Анн стала членом Российской Академии художеств, кроме того Екатериной II ей была назначена пожизненная пенсия.

Отливка скульптуры из бронзы

После изготовления гипсовой модели скульптура ожидала дальнейшей отливки из металла. В 1772 году в Россию прибыл приглашенный французский литейщик. Но его уволили по причине того, что он посчитал невыполнимыми требования скульптора. Последующей подготовкой к отливке руководил лично Фальконе.

Первую попытку осуществили в 1774 году. Она оказалась неудачной, работу приостановили. Спустя три года, в 1777 году, закончили верхнюю часть скульптуры, которая не получилась первоначально. Работы проходили под руководством литейного мастера Екимова Василия Петровича.

Постамент

Ряд интересных фактов связан с гранитным постаментом, на котором установлена скульптурная композиция. Глыба найдена близ деревни Лахта русским крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители назвали этот кусок скалы Гром-камнем из-за того, что молния расколола его во время грозы.

Первоначальный вес глыбы составлял 1600 тонн, находилась она на расстоянии приблизительно 9 км от места установки монумента. Это создавало трудности с ее транспортировкой на площадь. 

С ноября 1769 года по март 1770 по заледенелой зимней дороге на платформе, которая передвигалась при помощи своеобразных подшипников, кусок скалы доставляли к побережью Финского залива. Затем камень погрузили на специально выстроенное судно. Осенью 1770 года, 25 сентября, будущий постамент прибыл к берегу Невы около Сенатской площади.

На камне с двух сторон высекли надпись: с одной стороны на русском, с другой на латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Открытие монумента

Мероприятие было приурочено к 100-летней годовщине восхождения на престол Петра Великого и произошло летом 1782 году, 7 августа по старому стилю. К этому времени Фальконе уже покинул Россию из-за разногласий с императрицей. Открытие монумента произошло без его присутствия. Ему прислали только отлитые в честь этого торжественного события памятные монеты. Таким образом, работа над памятником от создания эскиза скульптуры до открытия заняла целых 12 лет.

 

Секреты конструкции

Статуя поднявшегося на дыбы коня, удивляет созданным равновесием. Можно подумать, что его фигура держится только на задних ногах. На самом деле для придания устойчивости скульптурной композиции были использованы некоторые хитрости.

Змея

Чтобы не нарушить образ стремительного взлета вздыбленной лошади, на утяжелить его массивной опорной конструкции, была выбрана гибкая змея. В изгибе ее тело, придавленное копытами, будто случайно касается хвоста коня. Соединенная с ним, она, таким образом, придает устойчивость и равновесие всему монументу. По эскизу Фальконе фигуру змеи для отливки создал русский скульптор Федор Гордеев.

Секрет отливки

Секрет устойчивого равновесия скульптуры еще и в том, что ее задняя часть значительно тяжелее передней. Достигли этого в процессе отливки памятника: передние стенки скульптуры выполнили очень тонкими, не больше одного сантиметра в толщину. За такую уникальную, сложную по тем временам работу взялся русский литейщик Емельян Хайлов. Он на протяжении трех лет оттачивал свое мастерство: совместно с Фальконе экспериментировал с составом сплава.

В процессе первой отливки произошла неудача: лопнула труба, по которой в форму поступал раскаленный металл. В результате этого верхняя часть фигуры Петра была испорчена.

После повторной заливки, произведенной спустя три года, Фальконе оставил надпись в складках плаща императора, гласившую, что именно он создатель скульптуры

Зрачки императора

Еще одним занимательным элементом облика Петра являются зрачки. Он будто смотрит на город, заложенный им, влюбленным взором: его зрачки необычной формы, в виде сердечек. Существует версия, что Мари-Анн Колло, которая создала эскиз головы и лица Петра для памятника, подобным способом выразила романтические чувства к Этьену Фальконе.

Место установки памятника

Расположение «Медного всадника» известно практически всем. Находится он недалеко от Невы, рядом с Адмиралтейством, основанным Петром I, и зданием Сената. Площадь, на которой установлен памятник так и называется — Сенатской. 

Над местом его установки между скульптором и императрицей Екатериной II также велись споры. Месторасположение монумента было выбрано скульптором неслучайно. Екатерина II хотела установить памятник в самом центре Сенатской площади, но у Фальконе была своя задумка, на которой он настоял и которую воплотил в жизнь.

Покоритель моря, с реформ которого началась слава России как великой морской державы, по мнению французского скульптора должен стоять ближе к Неве с обращенным к ней лицом.

Происхождение названия «Медный всадник»

 

Название «Медный всадник» было дано памятнику гораздо позже его возведения, но прочно закрепилось за ним и остается неизменным на протяжении почти 200 лет.

Название памятника связано с творчеством А. С. Пушкина. Знали?

ДаНет

Связано оно с творчеством А. С. Пушкина, а именно с его одноименной поэмой «Медный всадник», написанной осенью 1833 года.

Почему же к монументу, изготовленному из бронзы, Пушкин применяет эпитет «медный»?

  • По мнению некоторых литературоведов такие качества, как слава и вечность по поэтическим традициям пушкинского времени принято было описывать подобным определением.
  • Другие считают, что таким способом Пушкин выразил упрямый характер Петра, намекая на фразеологизм о «медном лбе».
  • Более прозаическое объяснение состоит в том, что до 19 века в русском языке допускалось обозначение «медный» по отношению к изделиям из бронзы. К тому же бронза представляет собой сплав собственно из меди с каким-либо другим элементом.

Где находится

Адрес

Сенатская площадь

Метро

Адмиралтейская

Как добраться


 

Интересные факты и легенды

С момента своего создания и до настоящего времени Медный всадник окружен множеством легенд и занимательных фактов.

  • За монументом императора закрепилась слава своеобразного хранителя Санкт-Петербурга. Считается, что пока фигура находится на своем постаменте, городу не угрожает враг. Это подтвердилось во время Отечественной Войны 1812 года, при вторжении французов, и при блокаде Ленинграда в Великую Отечественную Войну. Город не был сдан, несмотря на угрозу захвата. Основой для статуса хранителя города стала легенда, связанная с неким майором Батуриным. Во время нашествия Наполеона на Россию император Александр I, в намерении уберечь скульптуру Петра Великого, распорядился вывезти ее из города. Соответствующий приказ дошел до майора, которому приснился сон. Он поведал его Александру I и тот отменил указание о вывозе скульптуры. Во сне майору привиделась ожившая статуя Петра Великого, которая съехала со своего постамента, двинулась во дворец и обратилась к императору со словами о том, что пока его фигура стоит на своем месте, городу нечего бояться.
  • Сразу после открытия памятника среди некоторых последователей религии – старообрядцев произошла паника. Они увидели в скульптуре прообраз всадника Апокалипсиса, пророчившего пришествие Антихриста, смерти и страдания для всей России.
  • Еще одной распространенной легендой является история о том, что будущего правителя Павла I, сына Екатерины II, посетило видение Петра Великого на площади, где теперь установлен Медный всадник. Призрак Петра обратился к Павлу со словами о том, что тот увидит снова его на этом самом месте. Через полтора месяца после ужина, на котором Павел поведал эту историю, он получил письмо, сообщавшее об открытии монумента.
  • Существует интересное мнение относительно жеста руки Петра. Будто бы он указывает в сторону Швеции — государства, с которым велась давняя война. При этом в столице Швеции установлена статуя императора Карла XII, указывающего в направлении бывшей русской столицы.
  • После того, как Гром-камень извлекли из земли на месте его находки, яма заполнилась водой. Получившийся водоем получил название Петровский пруд. С 2011 года ему присвоили статус Особо охраняемой природной территории.
  • Для того, чтобы огромную гранитную глыбу можно было выгрузить с судна и сдвинуть на берег, корабль пришлось притопить, чтобы он сел на специальные сваи, установленные на дне реки.
  • За все время своего существования памятник подвергали реставрации всего два раза: в 1909 и 1976 годах.


 

Медный всадник – неотъемлемая часть архитектурного ансамбля Северной Венеции, как еще называют Санкт-Петербург. Своим величественным видом он вдохновил многих творческих людей на создание литературных и других произведений.

Любые торжественные мероприятия в городе принято начинать с возложения цветов к подножию монумента.

Автор статьи

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Написано статей

Памятник Медному всаднику в Санкт-Петербурге, Россия

Медный всадник, впечатляющий памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, стоит на Сенатской площади напротив Невы в окружении Адмиралтейства, Исаакиевского собора и зданий бывшего Сената и Синод - гражданские и религиозные органы управления дореволюционной России.

Медный всадник - памятник Петру Великому

Памятник построен по приказу императрицы Екатерины Великой как дань уважения ее знаменитому предшественнику на российском престоле Петру Великому.Будучи немецкой принцессой по рождению, она стремилась установить линию преемственности с более ранними русскими монархами. Поэтому надпись на памятнике на латинском и русском языках гласит: Petro Primo Catharina Secunda - Петру Первому от Екатерины Второй.

Эта конная статуя Петра Великого, созданная известным французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе, изображает самого выдающегося реформатора государства Россия как римского героя. Постамент выполнен из цельного куска красного гранита, отлитого в форме утеса.С вершины этой «скалы» Петр храбро ведет Россию вперед, а его лошадь наступает на змею, олицетворяющую врагов Петра и его реформ.

Свадебное торжество рядом с Медным всадником

Согласно легенде 19 веков, вражеские силы никогда не захватят Санкт-Петербург, пока «Медный всадник» стоит посреди города. Во время Второй мировой войны статую не снесли, но ее защищали мешками с песком и деревянным укрытием.Таким образом, памятник практически не пострадал в 900-дневной блокаде Ленинграда.

Адрес: Сенатская площадь,

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНОВ: Выбор редакции

.

Памятник Фальконе Петру Великому, автор Александр М. Шенкер

Мне нравятся книги, посвященные одной, казалось бы, узкой теме, в которых узкая тема используется как линза для более широкой культурной перспективы, поэтому эта книга была для меня очень многообещающей. и, казалось, было органично связано с моими интересами к русской истории и литературе. Я знал о знаменитой конной статуе Петра Великого из знаменитого стихотворения Пушкина о ней и из других упоминаний о ней в русской литературе, например, в «Петербурге» Белого, но я мало знал о самой статуе или ее скульпторе Фальконе.Теперь я знаю об обоих больше, чем мне когда-либо понадобится. Книга, безусловно, всеобъемлющая, но она продолжает развиваться. Стиль письма Шенкера менее чем ослепительный, и в книге, наполненной яркими персонажами, ему удается не оживить ни одного из них.

Здесь определенно есть моменты, представляющие большой интерес - дебаты между Фальконе и Дидро о том, должно ли искусство создаваться для потомков или для современной аудитории, загадочные Карбури, бюрократические споры российского имперского правительства, теория, лежащая в основе создания статуя и разные интерпретации самого памятника как произведения искусства.Для меня этих элементов было достаточно, чтобы преодолеть обычный стиль письма, но для кого-то, менее заинтересованного в предмете, эта книга будет просто вздором.

.

Медный всадник

Медный всадник памятник Петру I, установленный в 1782 году на Сенатской площади.
Конная статуя Петра по модели скульптора Этьена Фальконе в 1768-1770 годах. Голову Петра вылепила ученица скульптора Мари Анн Колло. Найти подходящие камни для памятника удалось не сразу, тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к лицам, желающим быть «для принятия решения». памятник сломать гору и привезти сюда, в г.Петербург ». Место, которое обнаружил Грозовой камень, пока не определено. Известно только, что это было очень лесистое и сырое место недалеко от села Лахти, и что путь камня до места погрузки составлял примерно 8 миль, что составляет примерно 8,5 км. Памятник был открыт 7 августа 1782 года. По иронии судьбы, к его открытию Фальконе никогда не был приглашен. Скульптор изобразил Петра, подчеркнул динамическое состояние, одел его в простую и легкую одежду, которая, по мнению скульптора, принадлежит «всем народам и всем» мужчины всех возрастов; Одним словом, это героический костюм.Богатое седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованного монарха. Постамент в виде огромной скалы - символ трудностей, преодоленных Петром I, а введенная в композицию змея - гениальное открытие в задаче обеспечения статической устойчивости памятника. Ее появление на поднятых ногах лошади убедительно объясняло, что она изображает «враждебные силы». И только лавровый венок, венчающий его голову, да свисающая на поясе шпага указывают на роль Петра как полководца-победителя.Памятник должен был олицетворять победу цивилизации, разума, воли человека над дикой природой. Постамент памятника должен был символизировать природу, варварство, и то, что Фальконе высек великий Громовой камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Слепил и отлил Этьен Фальконе в парижском 1778 году». Надпись на постаменте гласит: «ПЕТР первому Екатерине II в 1782 году l» с одной стороны и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» - с другой, тем самым подчеркивая идею Императрица: чтобы установить непрерывность линии, наследие действует между Петром и собственной деятельностью..

Монумент «Медный всадник» в Санкт-Петербурге Россия

Медный всадник, вероятно, самый известный памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому. Он расположен на Сенатской площади, и это место было выбрано неспроста. Памятник расположен рядом с основанным Императором Адмиралтейством и недалеко от главной власти царя России - Сената. С юга его окружает Исаакиевский собор.

Инициатива размещения памятников принадлежала Екатерине II, так как он искренне восхищался Петром I.Дань великому российскому императору под памятником написана словами: «Петр Примо Катарина Секунда - Петру Первому от Екатерины Второй».

Екатерина II настояла на том, чтобы памятник поставить прямо в центре Сенатской площади, но скульптор Этьен Морис Фальконе решил поставить его поближе к Неве.

Этот памятник является одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра Великого заявили, что памятник символизирует величие и славу Российской Империи, и страна будет оставаться прекрасной, пока Всадник не сойдет с пьедестала.

Кстати, о постаменте памятника ходят легенды. По задумке Фальконе, он должен был иметь волнообразную форму. Подходящий камень был найден недалеко от Лахты. Вероятно, это тот камень, на который забрался Петр I, чтобы увидеть расположение армии во время Великой Северной войны.

Фальконе создавал памятник на территории бывшего Зимнего дворца Елизаветы в 1768-1770 годах. Две лошади - Каприс и Даймонд были взяты для лепки из Императорской конюшни.Модель головы Петра создавалась Фальконе несколько раз, но, поскольку ни одна из них не была принята Екатериной II, ее лепила ассистентка Фальконе Мари-Анна Колло. Лицо Питера выглядело мужским и живым, с широко открытыми глазами, полными мыслей и идей. Собственно за эту работу Мари-Анна принята в члены Российской Академии Художеств.

Помимо Петра на коне, в памятнике изображена змея, на которую наступает всадник. Это метафора врагов Петра и его новаторских идей и реформ.Змею создал российский скульптор Федор Гордеев.

Интересные факты

  • В годы Великой Отечественной войны памятник поставили на своем месте. Но для того, чтобы он оставался в безопасности, его накрыли деревянным укрытием и мешками с песком. Таким образом, «Медный всадник» пережил 900-дневную блокаду Ленинграда, не тронувшись.
  • Хотя памятник по-английски называется «Медный всадник», на русском его название - «Медный всадник». «Медный» выполнен из меди, а памятник - из бронзы.
  • Рука Петра указывает путь в Швецию. В центре Стокгольма стоит памятник Карлу XII, врагу Петра во время Великой Северной войны. Левая рука Карла направлена ​​в сторону России.

Пушкинский Медный всадник

Русская литература поместила мотив Медного всадника прямо в центр мистического петербургского текста, полного двойственности и сюрреализма. Свое название памятник получил по одноименному произведению Александра Пушкина. В произведении говорится о Евгении, потерявшем возлюбленную во время наводнения 1824 года.Бродя по улицам Санкт-Петербурга, Евгений видит памятник и понимает, что все беды и печали из-за человека, который фактически основал город на этом месте. Евгений угрожает памятнику, а Медный всадник спрыгивает с его пьедестала и преследует безумца. Неясно, действительно ли Всадник следует за мужчиной, или это просто галлюцинации.

Если вы хотите узнать об этой и других известных достопримечательностях Санкт-Петербурга, закажите экскурсию.


Круглый год
Работает постоянно

220046
Адрес
Сенатская площадь
Метро / Метро
Адмиралтейская
Автобусы
Конногвардейский бульвар 3, 22, 27, 71, 100
Адмиралтейский проспект 10
Тележки
Улица Якубовича, 5,
Маршрутки (маршрутка)
Конногвардейский бульвар К-169, К-306

Медный всадник входит в состав моих частных туров:

Также вы можете настроить тур



Поделиться

.

достопримечательностей Санкт-Петербурга. Медный всадник.

Спросите у эксперта по путешествиям

* Нужен совет или вы готовы забронировать, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам. Специалисты VisitRussia помогут вам в режиме 24/7.

Медный всадник в Санкт-Петербурге - самый известный памятник Петру I и один из символов Санкт-Петербурга. Он расположен на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями, такими как здания Сената и Синода, Адмиралтейства и Св.Исаакиевский собор. Памятник представляет собой дикую скалу, на которую поднялся всадник, попирая змею. Змея под ногой коня - работа русского скульптора Ф. Гордеева. По инициативе императрицы Екатерины II был создан памятник Петру I. По ее указу князь Александр Голицын обратился к профессорам Парижской академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, которым Екатерина II полностью доверяла. Знаменитые мастера рекомендовали на работу Этьена-Мориса Фальконе, который в то время был главным скульптором на фарфоровой фабрике.Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике на вздыбившейся лошади, таким образом он хотел показать не только военачальника и завоевателя, но прежде всего творца и законодателя. Расположение памятника на скале свидетельствует о преодоленных Петром I трудностях, а змея - символ нечистой силы. Памятник уникален тем, что имеет всего три точки опоры. На постаменте надпись: «Петру I от Екатерины II, лето 1782 года. С 1768 по 1770 год Фальконе создал скульптуру в бывшем временном Зимнем дворце императрицы Елизаветы.Две лошади орловской породы были взяты из императорских конюшен. Фальконе делал наброски, наблюдая, как гвардеец поднимается на лошади к платформе и поднимает ее на дыбы. Фальконе несколько раз переделывал модель головы Петра I, но не получил одобрения Екатерины II. В результате ученица скульптора Мари-Анн Колло успешно вылепила голову Медного всадника. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым. За эту работу девушку приняли в Российскую академию художеств.Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (по юлианскому календарю) 1782 года.

Экскурсии с Медным всадником

.

Легенды о Медном всаднике

Истинные патриоты и уроженцы Санкт-Петербурга искренне считают Медного всадника хранителем своего родного города и дорожат им как зеницей ока. Некоторые говорят, что во время наполеоновского вторжения император Александр II хотел вывести Медного всадника из города, чтобы защитить его от захватчиков. Но ему сказали, что одному из его офицеров, майору Батурину, приснился странный сон. Майор увидел, как Петр I на коне спускается с пьедестала, идет в императорскую резиденцию и выражает свою волю молодому императору.Медный всадник упрекнул Александра II в неосторожном управлении и пообещал охранять город от врагов, пока он будет оставаться на своем месте на Сенатской площади. Таким образом, король отменил свой указ о переносе памятника.

По сей день Петр держит свое детище, протягивая руку к городу, и горожане верят, что творец Петербурга, увековеченный в Медном всаднике, не оставит их одних в беде или в радости.

.

Смотрите также