Кижи архитектурный ансамбль
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО «Кижский погост»
1. Краткое описание (резюме):
Архитектурный ансамбль Кижского погоста располагается на узкой косе в южной части небольшого острова Кижи — одного из островов Кижского архипелага в Онежском озере. В архитектурный ансамбль входят две деревянные церкви, построенные в 18-м веке — Преображенская и Покровская и восьмиугольная деревянная колокольня, построенная в 1862 г., перестроенная в 1874 г.
Первое упоминание о храмах на острове Кижи в исторических документах относится к XVI в. В 1693 г. они сгорели от удара молнии и на их месте были построены ныне существующие церкви.
Ансамбль является свидетельством высокоразвитого плотницкого мастерства русского народа. В настоящее время Кижский Погост — это единственный из сохранившихся на территории России ансамблей, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре. Воспринимаемая местными жителями как чудо, церковь породила легенду о Мастере Несторе, построившем 37 — метровую церковь одним топором и без единого гвоздя. Церковь Преображения использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода. По данным дендрохронологического анализа храм был построен после 1713/1714 гг. Крестообразный план церкви образован центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нефу примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными всходами. Церковь Преображения, чей центральный купол достигает 37 метровой высоты, является уникальным примером многоярусных, многоглавых и целостных построек (шедевром многоярусного, многоглавого и цельного здания). Центральный объем церкви, сформированный тремя восьмигранными срубами, завершается крышами в форме «бочек» (кровли, верхняя часть которых по форме напоминает горизонтальный цилиндр, и скаты которых сходятся вверху, образуя остроконечный конек) Над центральным объёмом, покрытым тремя восьмигранными срубами, зодчие установили бочки (кровли с завершением наподобие цилиндра, установленного в горизонтальном положении и верхней поверхностью, сходящейся в остроконечный конек), увенчанными 22 луковичными главками. Внутри, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный деревянный иконостас с 102 иконами 17–18 веков.
Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую композицию и относится к церквям «корабельного типа». Построенная в 1764 г. церковь относится к типу «восьмерик на четверике» Ее нарядное девятиглавие является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершался шатром. Корона из восьми главок окружает центральную главу, которая расположена на высоте 27 метров, что придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. С восточной стороны в пятигранной апсиде расположен алтарь. С запада пристроено длинное крыльцо с одним лестничным всходом.
Композиция 30-ти метровой колокольни решена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике», с высоким, в 2/3 высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом.
Кижский Погост является уникальным памятником русского деревянного зодчества, одним из общепризнанных шедевров мировой архитектуры, который отличают гармония форм, соразмерность объемов, художественное единство построенных в разное время сооружений. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой, они являются также и зримым выражением понятия «национальный ландшафт»,
2. Критерии, по которым ансамбль был включен в список ОВН
Критерий I: Воспринимаемый жителями Карелии как «настоящее восьмое чудо света» архитектурный ансамбль Кижского Погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся в совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Критерий IV: Из пяти сохранившихся погостов на северо-западе территории России, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселенных районов средневековых и постсредневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например просторный притвор использовался как зал общественных собраний крестьян.
Критерий V: Ансамбль Кижского погоста и постройки, сгруппированные в виде музейной экспозиции на острове Кижи, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии, Севера России и в целом региона Фенноскандии. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как ансамбль Кижского погоста были сохранены как иллюстрации истории древнего мастерства, примеры былого образа жизни.
3. Целостность
Все компоненты, выражающие ВУЦ объекта находятся в его границах и создают полное представление об объекте наследия и его значимости. Целостность архитектурного ансамбля Кижского Погоста, окруженного оградой, сохранилась в значительной степени и не нарушена современной жизнью, не утрачена вследствие небрежения.
Приходские храмы на о. Кижи издревле были не только центрами духовной жизни округи, но являлись символом общности огромного крестьянского мира, объединенного экономическими, социальными, родственными узами. По этой причине церковь, кладбище и иные постройки, необходимые для религиозной жизни общины, простирающейся на большой территории, были сосредоточены в одном месте.
Кижский погост уже несколько сотен лет является доминантой целостной территории. В плане три основные сооружения стоят в вершинах треугольника, что создает целостность зрительного образа. До настоящего времени сохранились структура деревень и ландшафт, отражающие систему традиционного крестьянского землепользования, которые не нарушены современным строительством. Для сохранения этого, необходимо контролировать деятельность в непосредственной близости объекта и его окружения составляющие.
4. Подлинность
Кижский Погост является материальным свидетельством расцвета плотницкой культуры. В постройках ансамбля воплощены наиболее традиционные методы строительства, конструктивные и декоративные элементы, применяемые в русской деревянной архитектуре на протяжении многих веков.
За свою историю памятники несколько раз ремонтировались. Так, в XIX в. церкви были обшиты тесом и покрашены в белый цвет, купола покрыты металлическими листами. Первоначальный облик храмам был возвращен в процессе реставрации 1949–1959 гг. В 1980–1983 гг. в интерьере Преображенской церкви были установлены силовые леса, для чего были разобраны детали интерьера и иконостас.
В то же время, несмотря на эти вмешательства, постройки не подвергались фундаментальной реконструкции или реставрации, поэтому значительная часть их конструкций и материала сохранились в первозданном виде. Для сохранения подлинности, необходимы реставрационные критерии и руководства, чтобы принимать решения по обработке элементов различных периодов, в частности, элементов с историческими метками.
Кижский Погост знаменует важный этап становления православия на Русском Севере. Богослужения в храмах проводятся на протяжении всего времени их существования за исключением советского периода 1937–1994 гг.
5. Требования по сохранению и управлению
Кижский погост является памятником истории и культуры федерального значения, охраняется государством (Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, в 1993 г. он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Учреждение зон охраны (буферных зон) Кижского Погоста будет решающим для сохранения визуальной целостности исторического ландшафта и гарантией того, что развитие не скажется на условиях целостности объекта и его окружения. Большое внимание должно быть уделено установлению эффективного партнерства между властями, бизнесом и сообществом, стратегическому планированию развития объекта, вопросам защиты исторического ландшафта, развитию культурной и исторической дестинации Кижского Погоста. Необходимо четко определить специфические особенности важных элементов территории и установить законные формы их использования.
«План управления объектом Всемирного наследия Кижский Погост» является важным инструментом для сохранения Выдающейся Универсальной Ценности и координации деятельности всех заинтересованных сторон. В настоящее время памятники Кижского Погоста находятся в оперативном управлении Государственного музея-заповедника «Кижи», который осуществляет деятельность по их мониторингу, сохранению и реставрации. Как особо ценный объект культурного наследия, Кижский Погост круглогодично охраняется пожарно-спасательной частью и специальным подразделением полиции.
Сохранение условий подлинности и целостности на базе Выдающейся Универсальной ценности объекта требует понимания особых условий его природного и архитектурного окружения и развития критериев для выбора методов реставрации для конструкций и элементов памятников. Реставрация Преображенской церкви, по завершении которой будут восстановлены все исторические конструкции памятника, его интерьер и иконостас, является приоритетом, а знания, полученные в процессе реставрации, будут иметь решающее значение для решения конкретных проблем сохранения культурного наследия.
Ссылки и документы:
Кижи - жемчужина деревянного зодчества
Музей-заповедник Кижи — главная визитка Карелии и одна из важнейших культурных достопримечательностей России – находится на острове Кижи в Онежском озере. По сути, вся территория острова является музеем.
Остров КижиДействительно это так, потому что в уникальном музее-заповеднике под открытым небом собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.
Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи» – это не только памятники архитектуры, но и богатейшие фондовые коллекции: здесь имеются разнообразные предметы этнографии, живописи, старопечатные и рукописные книги, чертежи и фотографии.
Основателям этнографического музея удалось восстановить жизнь и крестьянский быт жителей Севера. Многочисленные туристы получили возможность прикоснуться к давно ушедшей эпохе.
На острове снуют по своим ремесленным делам мастера давно забытых профессий в национальных карельских одеяниях. А вот умельцы с удовольствием и интересом делятся с туристами секретами своего мастерства, демонстрируют приемы плотницкого и ткацкого ремесла. На ваших глазах изготавливают сувениры, вырезанные из дерева, вышитые и сплетенные из бисера.
Музей-заповедник Кижи. История
Этот уникальный архитектурный комплекс создавался и формировался более двухсот пятидесяти лет. Изначально все деревянные постройки сооружались при помощи практически одного инструмента – топора. Раньше здания возводились действительно без использования гвоздей, сегодня таких построек почти нет, так как в процессе реставрации мастера уже использовали гвозди и другие приспособления.
Музей сначала состоял из двух старинных церквей и колокольни XVIII-XIX веков, выстроенных целиком из дерева и окружённых оградой.
Музей-заповедник КижиВ настоящее время его дополняют часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки, бережно перевезенные на остров из разных уголков Заонежья. Коллекции музея пополнились тысячами экспонатов, рассказывающих о жизни и быте местных народов.
В наши дни музей стал еще интереснее, так как сейчас это современный культурный центр, который круглый год ждет гостей и обещает не оставить равнодушным абсолютно никого.
Ежегодно тысячи туристов отправляются в путешествие к этим удивительным местам. Там же проводятся этнографические фестивали, конкурсы, слеты любителей древнего зодчества. Открывают свои двери ярмарки мастеров, где любой желающий может научиться древним ремеслам.
Архитектурно–этнографическая экспозиция музея позволяет создать наиболее полное представление о традиционной культуре крестьянского населения Олонецкой губернии XIX – начала ХХ в., показать хозяйственную жизнь и быт крестьянина, его духовный мир.
Архитектурные памятники музея “Кижи”
Архитектурные элементы делятся на три сектора, которые наиболее часто посещаются туристами. Уникальные памятники находятся в исторических деревнях, а так же в северной части острова.
Наиболее посещаемые туристами: во-первых, «Русские Заонежья», во-вторых,«Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы. А также уникальные архитектурные памятники находятся в двух исторических деревнях – Ямка и Васильево.
Деревня ЯмкаМножество памятников архитектуры внесены в реестр международных культурных ценностей ЮНЕСКО. А также Музей-заповедник является участником национального туристского проекта «Серебряное ожерелье России».
Объекты культурного наследия в музее-заповеднике «Кижи»
Центр музейного собрания — ансамбль Кижского погоста, входящий в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это церкви Преображения Господня и Покрова Богородицы, Колокольня и Ограда Кижского погоста. Все вместе они включены в тематический сектор «Русские Заонежья», занимающий южную часть острова и состоящий из жилых и хозяйственных построек, перенесенных сюда из русских исторических деревень с берегов Онеги.
Церковь Покрова Богородицы
Церковь Покрова БогородицыЦентром экспозиции музея острова Кижи является Церковь Покрова Богородицы – великолепный памятник русского деревянного зодчества, построенный безымянными зодчими в конце XVII века. Но строительство церкви завершилось в 1764 году, когда здание обрело свой завершительный облик, который мы и видим в настоящее время.
Возникла она на полстолетия позже главной церкви – Церкви Преображения Господня. Чтобы новый храм полностью соответствовал основному, не контрастировал с его великолепием и в то же время не стушевался на его фоне, мастера решили сделать сооружение-«отголосок». Покровская церковь как бы дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Центральная часть Церкви Покрова Богородицы представляет собой восьмиугольный сруб с восьмигранной крышей, украшенной девятью куполами, которые устремляются в небо и кажутся невесомыми. Купола отличаются выразительностью, утонченными пропорциями. И в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского подворья – Церкви Преображения. Украшена Покровская Церковь скромным зубчатым резным фронтонным поясом, который является одним из немногих декоративных элементов этого храма.
Покровская церковь. ИконостасТак как Покровская церковь является отапливаемым зимой храмом, церковная служба проходит в холодное время года (с октября до пасхальных праздников). А также ее называют «зимником».
Церковь Преображения Господня
Церковь Покрова Богородицы тесно связана своей архитектурой с Церковью Преображения – самой значимой постройкой на острове. Впечатлениями от созерцания этого деревянного совершенства делятся все туристы, побывавшие на острове Кижи.
Так как церковь является самым высоким зданием архитектурного ансамбля, ее видно с любой точки острова.
Храм Преображения венчают 22 купола, которые возвышаясь на 38 метров, отражают себя в переменчивых водах Онежского озера.
Фантазию туристов поражает произведение искусства древних зодчих, которые в 1714 году без единого гвоздя сумели создать такой шедевр архитектуры. Прикосновение к деревянным стенам, возраст которых перевалил отметку в 300 лет, вызывает непередаваемые чувства. Несомненно, мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение.
По преданию, царь Петр Первый был тем архитектором, который начертал план храма. Проплывая мимо острова, он увидел сваленный лес, узнав о начатом строительстве, повелел: «Быть по сему».
Вторая легенда рассказывает о мастере Несторе, который срубив храм, выбросил свой топор в воду со словами — «Не бывать более такому же».
Кажется невероятным, но для постройки столь масштабного сооружения не потребовалось ни одного гвоздя! Лишь «чешуйки» на лемехах куполов были прихвачены маленькими гвоздями!
Преобоаженская церковь. Купола
Многочисленные купола в форме луковиц придают церкви сказочный облик. Находясь неподалёку от церкви, кажется, что оказался в старинной русской сказке!
В пасмурную погоду купола отдают в серебристый цвет, на вечерней зорьке – в малиновый, а в солнечный день – кажутся сделанными из золота.
Иконостас украшен резьбой и позолотой, вмещает сто две иконы. Иконы разнятся по времена написания, самые древние относятся к XVII веку. Изготовлен иконостас около 1770 года, но мастер остался неизвестным.
По своему типу храм – «летний», зимой в нём, в отличие от Покровской Церкви, службу не проводят.
Шатровая колокольня
Еще одной достопримечательностью острова Кижи является Шатровая колокольня. Она расположилась между Церковью Покрова Богородицы и Церковью Преображения, и своей архитектурой, по сути, дополняет уникальный ансамбль. Построили ее в 1863 году на месте прежней, «скрытой за ветхостью». Но в 1874-ом году колокольня подвергалась серьезной перестройке.
Высота колокольни – 30 метров. На колокольне установлено 14 колоколов. Самый большой имеет массу 800 кг и был отлит в 19 веке. Кстати, во время несения церковной службы звон колокольни разносится на многие километры.
Ограда Кижского Погоста
Если смотреть на ограду проплывая по озеру, то создается впечатление, что находишься возле берегов Шотландии. Массивные валуны, которыми выложен фундамент и деревянные срубы на верху, переносят в далекое прошлое.
Первоначальная ограда Погоста не сохранилась. Современная деревянная постройка (1959 год) сохранила лишь каменные валуны, привезенные на остров в 1800 году.
Окружая храм, ограда протянулась на 300 метров, создавая атмосферу твердости всего ансамбля.
Ограда имеет несколько входов. Главный вход – северный – увенчан деревянным шатром с установленным крестом.
Дом Нестора Ошевнева
Помимо культовых сооружений, памятниками архитектуры являются разнообразные постройки: жилые дома, амбары, мельницы и даже бани.
Среди гражданских построек, в первую очередь, выделяется нарядный и просторный деревенский дом XIX в. – дом крестьянина Ошевнева, внутренние помещения которого доступны для осмотра.
Дом ОшевневаОн стал первым памятником, привезённым сюда и положившим начало музею-заповеднику.
Дом Ошевнева построен в 1876 году в деревне Ошевнево Медвежьегорского района. Кстати, под крышей дома мастер вырезал дату окончания строительства.
Дом крестьянина Ошевнева.Дом украшен карельской резьбой. Несомненно, вызывают восхищение балкон, проходящий через три стены, маленькие башенки, арки, узорчатые столбы.
Вход в дом через традиционное крыльцо с резными столбами.
Дом Ошевнева из деревни ОшевневоВнутри дома мы видим быт простой крестьянской семьи.
Мельница
В 1949 году Кижи получил статус заповедника. С того времени на остров стали свозить деревянные постройки со всей Карелии. В числе первых на Кижи попала ветряная мельница.
Привезенная из деревни Гафостров, отреставрированная и собранная заново, мельница продолжает работать, как и 150 лет тому назад. Создавал восьмилопастную постройку неизвестный финский мастер, и по своему виду мельница не похожа на традиционные русские образцы.
Как добраться до острова Кижи
Кижи — остров в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии — Петрозаводска.
Из Петрозаводска от Водного вокзала до острова Кижи в летний период (с мая по октябрь) ежедневно ходят суда на подводных крыльях типа «Комета» и «Метеор».
Время в пути — 1 час 15 минут в одну сторону.
Остров Кижи на карте
Карта острова Кижи
- Ветряная мельница 1886 г.
- Часовня трех Святителей XVII века.
- Пряжинский сектор
- Деревня Ямка
- Часовня Спаса Нерукотворного XVIII века.
- Часовня Успения Богородицы XVIII века.
- Деревня. Васильково
- Причал
- Жилой дом XIX века.
- Церковь Преображения Господня 1714 г.
- Колокольня 1874 г.
- Церковь Покрова Божьей Матери 1764 г.
- Жилой дом 1876 г.
- Банк
- Церковь Воскрешения Лазаря XIV века.
- Рига
- Ветряная мельница 1928 г.
- Жилой дом 1907 г.
- Часовня Михаила Архангела XVII века.
- Жилой дом 1910 г.
- Кузница Кижи — музей-заповедник
Время работы музея Кижи
Посетить музей можно на протяжении всего года. В зимний сезон посетителей ждут с 10 до 16 часов, в летнее время – с 8 утра до 8 вечера.
Посещение музея возможно только в рабочие часы. Осмотр экспозиции осуществляется в сопровождении работника из экскурсионного отдела.
На острове нельзя пользоваться открытым огнем, курить можно только на оборудованных площадках. А также ввоз животных на территорию заповедника запрещается.
Официальный сайт Музея “Кижи”
Музей-заповедник «КИЖИ» | Деревянное зодчество Карелии. Русский Север: остров Кижи, Петрозаводск, Заонежье, природа Карелии. Ансамбль Кижского погоста: Преображенская и Покровская церкови, колокольня и ограда — объекты наследия ЮНЕСКО.
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира»!
Афиша
<
Новый год с Детским музейным центром (Праздники и программы)
Большая семья в музее (Праздники и программы)
Моя семья (Праздники и программы)
Путешествие на остров Кижи зимой (Праздники и программы)
Выставка «Обитаемый остров» (Выставки)
Кижи. Зимнее путешествие (Выставки)
>
Новости музея
- Кижи онлайн: Отдел кадров. Лидия Варенова // 31 декабря
В последний день уходящего года представляем особый выпуск «Отдела кадров». Он посвящен человеку, который проработал в музее «Кижи» больше 50 лет и все их прожил на острове. Если бы не труд Лидии Ивановны Вареновой и ее коллег, остров Кижи вряд ли пользовался бы славой места, куда хочется вернуться.
- Кижи онлайн: Как наряжали елку полтора века назад // 28 декабря
В России елки стали частью празднования Нового года еще при Петре I, но широко распространяться этот обычай начал только в начале XIX века. Сперва елку украшали в императорской семье, потом — в учебных заведениях, затем — в дворянских семьях. К середине позапрошлого столетия елку наряжали во всех губернских и уездных городах. Тогда же новогодняя ель получила значение христианского символа.
- Кижи онлайн: Зимовье скота // 28 декабря
Зима на острове Кижи долгая и холодная, а скотины крестьяне держали немало. Где и как проводили животные студеные снежные месяцы? И как они живут на острове сейчас? Для чего в Заонежье держали скотину, и почему к концу зимы коровы не могли выпрямиться в стойле? Как приготовить настоящее пойло? О жизни братьев наших меньших на Кижах сто лет назад и сегодня рассказывает специалист музея Марина Ноженко в новом видео с острова Кижи.
- Кижи летят по свету // 26 декабря
Теперь пассажиры авиалайнеров смогут скоротать время полета, читая статью специалиста музея «Кижи» Марины Ноженко в журнале «Линия полета». Заметка яркая, написана с большой любовью и знанием острова, ведь автор — «Лучший гид России — 2019». Для самой Марины публикация статьи — это приятный новогодний подарок. Она поделилась с нами эмоциями и ответила на вопросы.
- Поздравляем коллегу Наталью Михайлову с заслуженной наградой! // 26 декабря
Спешим поделиться радостной новостью — Почетным знаком Главы Республики Карелия за личный вклад в сохранение, развитие и популяризацию традиций и культуры Поморья, Пудожья и Заонежья Республики Карелия награждена Михайлова Наталья Сергеевна, директор карельской общественной организации «Преемственность русских традиций», известный исследователь фольклора и руководитель фольклорного ансамбля музея «Кижи».
Контактная информация
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».
Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, остров Кижи.
Место нахождения учреждения: Республика Карелия, г. Петрозаводск.
Юридический адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а.
Почтовый адрес: 185035, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пл. Кирова, д. 10а
Телефон: г. Петрозаводск — 79-98-11 (общий отдел), 79-98-66 (отдел выставок), экскурсионный отдел на острове Кижи — (8142) 53-57-22 (лето), (8142) 79-98-77 (зима). Факс: 79-98-99.
Электронная почта: [email protected]
Пресс-служба: [email protected], (8142) 79-98-73.
Cайт: kizhi.karelia.ru
10 фактов о музее. История создания, фотографии, главные экспонаты.
Кижи. 10 фактов о музее под открытым небом.
1. Предки современных кижан — новгородцы. Тысячелетие назад выходцы из Новгорода стали осваивать суровые северные края: рыбачили, сеяли, разводили скот. В ХV веке кижские земли вошли в состав Московского княжества и впервые упоминались в летописях как Кижский погост — объединение деревень.
2. Кижи — небольшой остров, покрытый углистым сланцем. «Кижский чернозем», «северный антрацит», или шунгит, привлекал мастеровых. «Аспидным камнем» красили артиллерийские орудия и лечились. Считалось, что он возвращает молодость. Во второй половине XVII века в Заонежье появился первый завод. Его основателем стал новгородский купец Семен Гаврилов. К концу XVII века на территории Кижского и Шунгского погостов действовало уже пять небольших чугунолитейных и железоделательных заводов
3. Прославиться поселение могло... ножами. Уникальные кижские ножи, практически не ржавеющие и не тупящиеся, — нарасхват шли на Тихвинской ярмарке. Но попытки индустриализации местные крестьяне приняли в штыки. Даже подняли восстание. И всемирную известность одному из 1369 островов Онежского озера принесли два деревянных храма и одна колокольня.
Музей-заповедник «Кижи»
Музей-заповедник «Кижи»
Музей-заповедник «Кижи»
4. Церковь Преображения Господня. Построена три столетия назад. Срубил 22-главый храм неизвестный мастер на месте старой церкви, сгоревшей от удара молнии. Легенда гласит, что в 37-метровом здании нет ни одного гвоздя. Но хоть сруб и построен по русским плотницким канонам, гвозди все же есть — в куполах.
5. Вторит главной достопримечательности Кижей еще один древний храм острова — Покровская церковь. Изящные и стройные пропорции, купола с ажурной короной дополняют величие Преображенского храма. В Покровской зимней церкви службы проводятся с Покрова и до Пасхи.
6. Расписаны иконостасы храмов по северным традициям. Иконы плавно переходят в своды. Небеса — потолочные иконы из Кижского собрания — выставлялись в итальянском музее. Часть уникальной заонежской коллекции представляли в итальянской провинции Потенца в рамках Года русского языка.
Музей-заповедник «Кижи»
Музей-заповедник «Кижи»
Музей-заповедник «Кижи»
7. Архитектурное эхо ансамбля — шатровая колокольня. Здание перестраивалось в ХIХ веке — «за ветхостью». 60 лет колокольня пребывала в безмолвии. С 1929 года колокольный звон был под запретом. И лишь в 1989-м вновь зазвучали все 12 колоколов — девять старинных и три вновь отлитых.
КИЖИ. ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР
8. Кижи как памятник архитектуры попали в поле зрения специалистов в середине ХIХ века. От Академии художеств на острове побывал десант из художников и архитекторов. В 1911 году пейзажист Иегошуа Шлуглейт написал картину «На далеком Севере». Изображение Кижского погоста приобрел император Николай II.
9. Музей под открытым небом. 68 построек со всей Карелии собраны в Кижах. В их числе — один из самых древних деревянных храмов в России: церковь Воскрешения Лазаря до XVI века. В 1966 году Кижи стали музеем, а затем и школой под открытым небом. С мая по сентябрь на остров съезжаются школьники и студенты — изучать этнографию.
Читайте также:
10. Четверть века назад Кижский погост был признан ЮНЕСКО всемирным наследием, одновременно с историческим центром Санкт-Петербурга и Московским Кремлем. Уникальным архитектурный ансамбль назван сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом и вершина плотницкого мастерства.
Архитектурный ансамбль Кижи – знаменитый на весь мир музей-заповедник
Музей-заповедник Кижи расположился на одноимённом острове посреди Онежского озера в республике Карелия. Музей считается важнейшим культурно-историческим объектом нашей страны. Здесь расположились исключительные архитектурные творения, большинство которых были возведены без единого гвоздя.
На острове Кижи царит атмосфера крестьянской жизни XIX – нач. ХХ в. Здесь представлена традиционная культура населения, быт, хозяйственная и духовная сторона жизни. Весь остров – это музей под открытым небом, основой которого является Кижский погост.
Немного истории
Фото — Сергей Демешкин (www.flickr.com)В XIX веке Кижская архитектура привлекла внимание специалистов. Остров стали посещать академики, художники, архитекторы, чтобы собственными глазами увидеть уникальные памятники деревянного зодчества. Со временем Кижи приобретали славу: печатались открытки с изображением Кижского погоста, рисовались картины.
Во время Великой Отечественной войны остров был оккупирован финнами. Финским командованием были приняты меры по сохранению архитектурных памятников, так как Кижи в дальнейшем планировали включить в состав Финляндии (что, к счастью, не получилось!).
Фото — Mariya Martynova (www.flickr.com)Осенью 1945 года территория Кижского погоста получила статус государственного заповедника, имеющего художественную и историческую ценность. В 1947 году начались восстановительные и ремонтные работы в Преображенской церкви, в 1949 году – в других Кижских церквах. Изначально все постройки на острове были возведены без единого гвоздя. Единственным инструментом был – топор. Однако, в ходе реставрации были задействованы и гвозди, и другие крепёжные инструменты.
Началось становление будущей музейной экспозиции. В Кижи были перевезены (с целью сохранения объектов народного деревянного творчества):
- 1951 год – дом Ошевнева;
- 1958 год – церковь Воскрешения Лазаря;
- дом Яковлева;
- часовня Спаса Нерукотворного;
- 1961 год – часовня Михаила Архангела;
- дом Пертякова;
- 1975 год – дом Щепина + хоз. постройки.
Статус музея-заповедника Кижи получили в 1966 году. В 70-х годах практически завершилось становление архитектурного ансамбля Кижи:
- были укомплектованы штаты;
- организованы структурные подразделения;
- создана система экскурсионного обслуживания туристов.
Архитектурный ансамбль Кижского погоста: vasily_sergeev — LiveJournal
Кижи (карельск. Kiži) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов.
1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.
По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором (изначально без гвоздей), который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Остров Кижи расположен в северной части Онежского озера в Кижских шхерах — системе островов, прилегающих к Заонежскому полуострову. Полуостров находится западнее острова Кижи, а юго-восточнее — остров Большой Клименецкий. Севернее острова — губа Великая.
Территория музея-заповедника «Кижи» имеет статус земель историко-культурного назначения.
Государственный природный заказник федерального подчинения «Кижский» включает в себя охранную зону музея-заповедника «Кижи» Режим охраны заказника сходен с режимом национального парка. На всей территории заказника запрещены охота, сбор пуха и яиц, посещение островов с гнездовьями до конца размножения птиц (1 августа), лесоосушительная мелиорация, использование ядохимикатов в лесном и сельском хозяйстве, геолого-изыскательские работы и разработка полезных ископаемых.
Движение яхт и другого транспорта ограничено дорогами и водными путями общего пользования. Выпас скота ограничивается землями совхоза «Прогресс». Свободное передвижение, сбор ягод, лов рыбы и др. разрешены только местным жителям и сотрудникам. Стоянки и ночёвки разрешены туристам лишь в специально отведённых местах
В XVII веке новгородский предприниматель Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он начал в 1669 году строить плавильный завод. Его начинание до конца довели иностранные капиталисты Марселис и Бутенант. В 1636 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах).
К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие невыгодности, их переводили на производство железа. Население с самого начала отнеслось к заводам враждебно, в виду захвата заводчиками земель, лесных угодий и богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа.
Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Но этот вооружённый протест мало подействовал. Через 10 лет заводчики добились прикрепления к заводу Кижского погоста в количестве 1 197 дворов.
В XVII веке на Тихвинской ярмарке продавались ножи, именуемые «кижскими»
В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль.
В 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин.
В начале XX века на Север ездили многие художники и архитекторы, которые стремились воочию увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».
Постепенно Кижи становятся известными в Российской империи: издаются почтовые открытки с видами Кижского погоста, а в 1911 году картина художника Шлуглейта «На далёком Севере» с изображением Кижского погоста была приобретена императором Николаем II[
Архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
Критерий I
: Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.
Критерий IV
: Из пяти сохранившихся погостов на крайнем северо-западе советской территории, Кижский погост является выдающимся примером архитектурного ансамбля типичного для малонаселённых районов средневековых и пост-средневековых православных поселений, где проповедникам приходилось справляться с проблемой широко разбросанных христианских общин и суровым климатом. Доступный по суше или воде погост объединял религиозные здания, которые временами могли использоваться для других целей; например, нартекс или неф использовался как трапезная или зал собраний. Другой аналогичной постройкой, вдохновлённой теми же принципами является скандинавская бочарная церковь (stavkirke).
Критерий V
: Погост и здания, которые были сгруппированы в виде музейной экспозиции в южной части острова, являются исключительными примерами традиционной деревянной архитектуры Карелии и в целом Севера России и финско-скандинавского региона. Русские плотники, чья слава восходит к средневековому Новгороду, достигли апогея в плотницком искусстве. Необратимые изменения привели к тому, что это традиционное искусство исчезает. Следовательно, абсолютно необходимо, чтобы такие ансамбли как Кижский погост были сохранены как иллюстрации истории древней технологии, за то что они учат нас былому образу жизни.
Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).
Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах.
По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
Покровская церковь
Церковь Покрова Богородицы
Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.
Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В. Г. Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму [7] и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л. Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме.
Шатровая колокольня
Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня
Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.
В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филёнчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тёсом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.
Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. П
Видеоролики Архитектурный ансамбль