Казанский собор в каком стиле построен


Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектор, иконы

Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.

Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яр

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая першпективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!
И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор — почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А еще непонятно — почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов? Что можно увидеть, глядя на собор с вертолета? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?

Крестьянин-архитектор

Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.

Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.

Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!
Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.

Взгляд из вертолета

Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.
Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.


Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!

«Гнилые камни»

Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.

А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.

И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…


Царское место — это богато украшенный шатер и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам император. Оно находится недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая: «Сердце царя — в руце Божьей», — так говорил мудрый царь Соломон.

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?
А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

«Болтай да и только», или два Михаила

Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.

В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».

В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!

Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.


Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году

Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.

Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!
Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.

В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?
Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Железнодорожная катастрофа


В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.

Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого

Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.

Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер

Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».

Война, Философ и «детский» храм


В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке.
Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.

Между прочим, именно отец Философ придумал построить в Казанском соборе маленький нижний храм во имя священномученика Ермогена. Чтобы туда попасть, нужно найти лестницу в западной стороне собора и спуститься вниз. Еще там есть баптистерий — это такая маленькая комната, в которой взрослые и дети принимают крещение. А в наше время один раз в месяц в этом крохотном храмике служится «детская Литургия», специально для детей! Поют на клиросе и прислуживают в алтаре тоже дети. Но служит, конечно, самый настоящий батюшка.


Закопанное сокровище

Мы с вами узнали столько всего любопытного: вместе с Андреем Воронихиным прошли путь от крестьянской избы до дворцов Петербурга; увидели Казанский собор с вертолета; услышали про героев войны 1812 года. Но одну загадку все-таки осталось разгадать! Почему же все-таки Казанский собор — именно Казанский?! Ведь собор в Риме, который так понравился императору Павлу, назван во имя апостола Петра…

А дело тут вот в чем. Павел, повелев строить Казанский собор, будто предчувствовал, что скоро будет война и что нужно будет молиться о победе нашего Отечества. А в России была одна почитаемая икона, которая ровно за 200 лет до вторжения Наполеона уже прославилась как символ победы!

Это Казанская икона Божьей Матери. Ее назвали Казанской по месту, где ее нашли, то есть в городе Казани. А было это так: в 1579 году в Казани случился страшный пожар, большая часть города — а городá ведь тогда были деревянные — оказалась уничтожена огнем. После пожара одной простой десятилетней девочке по имени Матрона во сне пришла Божья Матерь и сказала: «Ищи мою икону на пепелище», и указала ей, где следует искать. Девочка рассказала об этом необычном сне взрослым и, действительно, начав копать в указанном месте, на глубине около одного метра они нашли икону Божьей Матери. На этом месте построили монастырь, а Матрона стала в нем одной из первых монахинь и приняла имя Мавра (потому что в монашестве людям даются новые имена).

Казанская икона — чудотворная. Рассказывают, что первое чудо случилось уже тогда, когда ее переносили с пепелища в церковь: двое слепых, которые шли вместе со всеми в этой процессии, вдруг стали видеть!

С нее делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже становились чудотворными. Одним из таких списков благословляли князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьму Минина и их народное ополчение, когда они в 1612 году шли освобождать Москву от завоевателей-поляков. Перед таким списком 200 лет спустя молился Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь защищать Россию от французов. А во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напали фашисты, перед памятником великому Кутузову и перед его могилой в Казанском соборе собирались защитники Ленинграда (так в ХХ веке назывался Петербург). Для чего? Для того чтобы помолчать и вспомнить свою славную историю, стойкость и отвагу нашего народа в борьбе с Наполеоном и с этой памятью идти в бой…

О чем вы подумаете, когда сами впервые зайдете в Казанский собор Санкт-Петербурга? О русских солдатах разных времен, защищавших нашу страну? О чудесной иконе, которую сама Матерь Божья открыла девочке Матроне? Об обычном крестьянине, осуществившем свою мечту? Все это наша история. И теперь вы о ней знаете немножко больше.

|Читайте также:

Храм Христа Спасителя — главный храм России

Нарты для апостола: Как Иннокентий Московский всю Сибирь на собаках объездил

Римский собор на Невском проспекте

От церквушки до собора

Первое здание на месте будущего Казанского собора было построено еще в начале XVIII века. Небольшую часовенку неподалеку от госпиталя вскоре сменила деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Икона, подарившая название храму, была обретена в Казани в 1579-м. В тот год город едва не сгорел дотла от пожара. Особенно пострадал дом стрельца Онучина.

По легенде, к его дочери Матрене пришла во сне Божья Матерь и сказала, что под развалинами дома спрятана чудотворная икона. Девочка своими руками нашла икону, которая выглядела, словно новая. Вскоре проявились ее чудодейственные свойства. На месте сгоревшего дома стрельца Онучина построили монастырь. В Казанском соборе сегодня находится список с этой иконы.

Казанский собор, 1821. Источник: wikipedia.org

В 1733-м на месте деревянной церкви заложили каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор Михаил Земцов предложил проект в стиле барокко с деревянным куполом и многоярусной колокольней. Освятили храм уже 4 года спустя в присутствии Анны Иоанновны. Вскоре в церковь перенесли Казанскую икону — так Рождественская церковь стала Казанской. Вскоре каменный храм получил статус собора и стал главным храмом Петербурга.

Брат-близнец собора Святого Петра

К концу века собор настолько обветшал, что власти приняли решение его снести, а на свободном месте построить новое здание. В 1799 Павел I объявил конкурс на проект нового храма. Сам император мечтал возвести в столице брата-близнеца собора Святого Петра в Риме. За право стать архитектором собора на Невском боролись известные зодчие, но в конце концов ни один проект не пришелся по душе монарху.

Тогда граф Строганов, чей дворец располагался неподалеку от будущего храма, предложил идею молодого архитектора Воронихина, своего бывшего крепостного. Он разработал проект, который учитывал пожелания императора и предполагал определенное сходство между петербургским и римским соборами, но в то же время оставлял место для индивидуальной трактовки.

Но за следование традициям архитектуры классицизма Воронихина не раз ругали. Например, известный русский мемуарист и товарищ Пушкина Филипп Вигель писал: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело». Но в начале XX века работа Воронихина была вновь оценена по достоинству.

Вид с Невского проспекта. Источник: wikipedia.org

Павлу I не удалось увидеть оконченным Казанский собор. Храм достроили лишь к 1811 году. Правда, далеко не все задумки Воронихина удалось воплотить в жизнь: например, от второй колоннады, обращенной на юг, пришлось отказаться. Работы по дополнительной отделке и реставрации проходили в течение всего столетия. К украшению храма приложил руку и Огюст Монферан, архитектор Исаакиевского собора.

Многие воспринимали его как символ победы над Наполеоном в войне 1812 года. После окончания войны в соборе выставили трофеи, а вскоре в нем похоронили фельдмаршала Кутузова. В 1837 у собора воздвигли памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли работы скульптора Орловского.

Судьба собора была по-настоящему удивительной. Перед его стенами не раз проводились демонстрации — как народников и «Земли и воли», так и протестующих студентов. Возле Казанского баррикадировались люди во время Кровавого воскресенья. Но самый неожиданный поворот был впереди: в 1932 в одной из главных святынь города открыли Музей истории религии и атеизма. Полное освящение собора произошло лишь в 1998 — до этого некоторое время функционировали только два придела храма.

Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектура, интересные факты

Казанский кафедральный собор – действующий храм в Санкт-Петербурге, крупнейший в Северной столице. Фасадом он выходит на Невский проспект и канал Грибоедова. Особенность собора Казанской иконы Божьей Матери – сходство с собором святого Петра в Ватикане.

История возникновения собора

Во второй половине XVIII века император Павел I, путешествуя по Европе, приехал в Россию в восхищении от величия и красоты собора Святого Петра в Риме. Государь пожелал, чтобы такой же храм построили в Петербурге, и объявил конкурс на проект собора, который заменит обветшавшую церковь Рождества Богородицы. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери – главная реликвия страны.

Проект молодого талантливого архитектора из бывших крепостных Андрея Никифоровича Воронихина, отвечающий требованиям императора, получил одобрение царя. Будущий храм торжественно заложили 27 августа 1801 года в присутствии Александра I, сына и наследника Павла I, погибшего к тому времени от рук заговорщиков.

Строить храм решили на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток, что осложняло планы архитектора: к парадному проспекту оказался обращенным боковой фасад собора.

Проблему Воронихин решил гениально. К боковому фасаду зодчий пристроил величественную полукруглую колоннаду, зрительно превратив боковой фасад в главный. А 96 колонн, поставленных в 4 ряда, напоминали о соборе Святого Петра в Ватикане, чего и желал Павел I. Строили храм 10 лет. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил новый Казанский собор.

Казанский собор и время

В Казанском соборе венчались все члены царской семьи, здесь служились благодарственные молебны после неудачного покушения на Александра II и праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице – подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном и позолоченном окладе весом 33 кг, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

После торжественного молебна в Казанском соборе фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов уехал в действующую армию. Сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца для погребения. Кутузов умер в прусском городе Бунцлау во время заграничного похода русской армии.

После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

После смены власти из собора вывезли церковные ценности, бесследно исчезли 2 тонны переплавленного серебра. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Через 2 года храм возвратили Русской православной церкви, превратив в кафедральный собор.

В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга мастера судостроительного Балтийского завода отлили для храма 4-тонный колокол высотой 2 метра. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора.

Внешний облик храма

Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.

Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.

Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.

В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.

Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.

На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.

  • Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
  • Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
  • Благословение Исааком Иакова.
  • Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

Внутренний облик и интерьер

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.

Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.

Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.

Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.

В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».

Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.

Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.

В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.

Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.

И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.

Загрузка...

Ещё интересные сооружения

Кусочек Рима в Петербурге. Интересные факты из истории Казанского собора | События | Город

Казанский собор является не только культовым религиозным сооружением страны, но и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, жемчужиной архитектуры, украшающей Невский проспект. В годовщину освящения этого храма SPB.AIF.RU вспоминает интересные факты и события, связанные с историей собора.

Факт 1. Построен на месте другой церкви

Скромная церковь терялась на фоне блистательного Невского проспекта. Фото: Public Domain

Казанский собор, заложенный в конце августа 1801 года для хранения самой чтимой в столице иконы – Казанской Божией Матери (см. факт 4.), на самом деле имеет более давнюю историю. Дело в том, что храм был построен на месте каменной придворной церкви Рождества Богородицы. Сооружение обладало деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее строительство началось в 1733 году, а уже через 4 года церковь освятили и поместили здесь икону. Поэтому церковь часто называли Казанским собором.

С этой церковью связаны знаковые для города и страны события. К примеру, здесь венчались великая княгиня Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом и цесаревич Павел Петрович с принцессой Гессен-Дармштадтской. Кроме того, в храме отмечались многие победы русской армии.

Однако российская столица не стояла на месте, и вскоре скромная барочная церковь на главной артерии города – Невском проспекте - стала казаться чересчур невзрачной для блистательного Санкт-Петербурга. В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового храма. Однако здание церкви простояло вплоть до освящения Казанского кафедрального собора, только тогда сооружение было разобрано.

Факт 2. Собор Святого Петра: найди 10 отличий

Существует расхожее мнение, что Казанский собор в Санкт-Петербурге является практически точной копией Собора Святого Петра в Риме. Конечно, данное утверждение не соответствует действительности, хотя и имеет под собой историческую почву. Дело в том, что император Павел I страстно желал, чтобы новый храм напоминал величественный Собор Святого Петра в Риме. Похожее свидетельство содержится и в письме сардинского посланника в Петербурге Жозефа де Местра, который вспоминал, что когда Павла спросили, какие будут приказания относительно проекта Казанского собора, он будто бы ответил: «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджорс в Риме». И на первый взгляд эти два сооружения действительно могут показаться похожими. К примеру, взять наличие у Казанского собора нехарактерной для православных храмов наружной колоннады.

Однако все-таки два собора совершенно разные.

У двух храмов очень много принципиальных отличий. Фото: Commons.wikimedia.org

Настоятель Казанского кафедрального собора, протоиерей Павел Красноцветов много раз подчеркивал, что сравнивать их совершенно неправомерно. Например, взять ту же колоннаду. Римская, описывая полный овал, как бы обнимает находящуюся перед храмом площадь. И она стоит отдельно от собора, не примыкая к нему. В Санкт-Петербурге колоннада примыкает к собору, который открыт к Невскому проспекту. То есть как бы раскрывая объятия. Кроме того, собор святого Петра - это четырехстолпный, однокупольный храм, имеющий в своем основании квадрат. А у Казанского собора в основании крест.

Факт 3. Проект не завершен

Проект Казанского собора, который разработал молодой архитектор Андрей Воронихин, так и не был доведен до конца. Так, у сооружения должны были быть… две колоннады! Предполагалось, что вторая будет украшать храм с южной стороны.
Также пустующие постаменты рядом с колоннадой – вовсе не художественная задумка. На них должны были возвышаться скульптуры архангелов. Более того, до 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые со временем предполагалось заменить бронзовыми скульптурами. Однако этого так и не сделали.  

Факт 4. Икона Казанской Божией Матери

В Казанском соборе находится одна из величайших религиозных святынь страны. Поклониться ей и попросить избавления от болезней приезжают верующие со всех уголков России.

Существуют разные версии происхождения иконы. Одна из самых распространенных заключается в том, что после того, как летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани, девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица. Она поведала, что под остовом сгоревшего дома находится чудодейственная икона и велела откопать ее. В указанном месте действительно обнаружили чудом уцелевший в огне образ.

Во времена Ивана Грозного икона была помещена в монастырь Пресвятой Богородицы в Казани. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых позже также были признаны чудотворными.

Эту икону принято считать покровительницей Земли русской. В 1612 году ополчение под руководством Минина и Пожарского с образом Казанской Божией Матери разгромило польские войска. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед ней. Просил ее о победе над наполеоновской армией и Михаил Кутузов.

Факт 5. Сердце Кутузова

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года и воспринимается многими петербуржцами как памятник воинской славы. Недаром перед храмом стоят памятники прославленным русским полководцам Михаилу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову.

Кроме того, в соборе покоится и тело главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Его привезли в столицу России в 1813 году, после смерти Кутузова на территории Пруссии.

Вот именно с этим фактом и связана легенда, согласно которой сердце полководца захоронено отдельно. Якобы это было последней волей Михаила Илларионовича, пожелавшего, чтобы оно осталось с его солдатами, на военной дороге в Пруссии.

Этот миф опровергли еще в 1933 году, когда специальная комиссия вскрыла могилу генерала-фельдмаршала. Эксперты сообщили в составленном акте, что: «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов... слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».

Казанский собор

Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона около 1800 г.)

Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Блок: 1/14 | Кол-во символов: 228
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3)

Видео:Казанский собор в Санкт-Петербурге

Содержание

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 73
Источник: https://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/kazanskiy-sobor-v-peterburge/

Двести лет истории

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал моло

Казанский собор

Казанский собор возведен на знаменитом Невском проспекте в северной столице нашей Родины и посвящен Казанской Богородице, одной из самых почитаемых икон в России. Собор - одна из лучших, уникальных церквей, когда-либо созданных человечеством.

Казанский собор создан по проекту А. Воронихина. Строительство собора началось в самом начале 19 века и длилось около десяти лет.Историки утверждают, что Павел планировал построить несколько точно таких же зданий на другой стороне легендарного Невского проспекта, но его мечта оказалась неосуществимой.

Интерьер этого собора с многочисленными красивыми колоннами, перекликающимися с внешней колоннадой, состоящей из ста восьми колонн, напоминает зал роскошного дворца. А скульптуры и иконы, размещенные в соборе, были выполнены лучшими художниками того времени. По случайному совпадению собор был открыт после окончания Отечественной войны 1812 года и воспринимается русским народом как памятник победы над Наполеоном.

В этом соборе похоронен верховный главнокомандующий Михаил Кутузов. А через два года победоносная армия Руси привезла из европейских походов ключи от 17 побежденных городов и 8 крепостей, которые разместились в ризнице церкви.

Спустя несколько лет, в 1837 году, Борис Орловский создал две статуи: генералам Кутузову и Барклаю де Толи, которые были установлены перед собором. После юбилейной революции собор, увы, разделил судьбу многих церквей - он был закрыт.В тридцатых годах его превратили в музей, а в 1992 году вернули православную церковь.

Просмотров: 37

.

Казанский собор

Построенный в стиле ампир, он является одним из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Он посвящен Казанской Богородице, вероятно, самой почитаемой иконе в России

.

Собор строился на Невском проспекте с 1801 по 1811 год по проекту архитектора А.Н. Воронихина по приказу императора Павла I, который хотел, чтобы собор напоминал базилику Святого Петра в Ватикане. Перед ним на месте собора в 1733-1737 годах был построен храм по проекту архитектора М.Г. Земцов.

После Отечественной войны 1812 года получил статус памятника воинской славы. В Казанском соборе похоронен знаменитый русский фельдмаршал Михаил Кутузов, победивший в важнейшей кампании 1812 года. С 1932 по 1991 год в нем размещался Музей истории религии, с 1991 года он является действующим храмом. С 2000 года он является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Казанская улица, Казанский остров в дельте Невы и Казанский мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова названы в честь Казанского собора.Казанский собор примечателен своим планом. Полукруглая колоннада украшает не главный, а боковой фасад собора. По церковным канонам алтарь должен был быть обращен на восток, главный вход - на запад.

2 июля сюда была принесена икона Казанской иконы Божией Матери. Эта реликвия, ранее принадлежавшая царице Прасковье Федоровне, была привезена в Санкт-Петербург еще в 1708 году. До того как в 1737 году была перенесена в новый храм на этом месте, она хранилась сначала в деревянной часовне на Посадской улице, а затем в Троицком Собор на Троицкой площади.Освящение храма состоялось 13 июня (по данным историка П. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учесть дату принесения иконы Богородицы. Казань здесь. На церемонии освящения присутствовала Анна Иоанновна. В просторечии эта церковь называлась Кананской, по имени хранившейся здесь иконы. При Елизавете Петровне церковь получила статус кафедрального собора и официальное название «Казанский храм».Во второй половине XVIII - начале XIX веков это был главный собор Санкт-Петербурга. В 1739 году здесь поженились княгиня Анна Леопольдовна и князь Антон Урлич, а в 1745 году будущий император и императрица Петр III и Екатерина II. В 1762 году после государственного переворота Екатерина приняла караульную присягу. Казанская церковь также была местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Кассельской в ​​1773 году.

.

Посетите Казанский собор в Санкт-Петербурге Россия

В самом центре города, где канал Грибоедова пересекает Невский проспект, открывается величественный вид на Казанскую площадь. Красивый храм, протянувшись широкой аркой колоннады, как бы охватывает и площадь с фонтаном, и весь Невский.

Казанский собор изначально строился как придворный, парадный, так как занимал центральное место в столице империи и стал ее изначальным символом.Он построен для самой почитаемой иконы в нашем городе и назван в его честь. История строительства храма началась с небольшой деревянной часовни, а закончилась постройкой грандиозного собора. Храм освятили 15 сентября 1811 года, но события очередного, страшного 1812 года изменили историю собора и его статус. Он стал уникальным памятником боевых подвигов русской армии над Наполеоном, местом захоронения фельдмаршала Кутузова. Часовня построена по копии Казанской иконы Божией Матери, появившейся в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург 1710 года.

Чудотворная икона была привезена из Москвы, и ее история относит нас к XVI веку, когда она появилась в городе Казани для девушки Матроны. Святыня оставалась в Москве, пока ее не перевезли в новую столицу Санкт-Петербург. В 1800 году строительство нового храма было поручено архитектору Андрею Воронихину. Воронихин жил в семье графа Строганова и, хотя и считался его крепостным, не был обделен вниманием.

Ходили слухи, что Андрей был внебрачным сыном графа. Воронихин получил архитектурное образование, в Москве учился у известных русских архитекторов - В. Баженова и М. Казакова, а когда получил свободу, несколько лет провел во Франции и Швейцарии, изучая новый стиль - ампир. Готовую церковь зажгли 10 лет спустя, а через год началась война с Наполеоном, и судьба распорядилась, что Казанский собор стал памятником Отечественной войны 1812 года.Внешний вид и интерьеры собора удивительно величественны и богаты, а два крыла колоннады - уникальные в истории русского церковного зодчества. Колоннада собора состоит из 96 колонн, установленных в четыре ряда, и выходит на Невский проспект, ее флигели заканчиваются монументальными порталами. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, стоящую перед всеми строителями храмов на Невском.

Проспект тянется с запада на восток, так же устроены православные церкви - на западе - вход, а на востоке - алтарь.Колоннада позволила сделать северную сторону собора для галочки. Средние входные двери собора выполнены из бронзы, а за образец взяты «небесные врата» флорентийского баптистерия 15 века. Внутреннее убранство собора поражает своим великолепием - колоннада из 56 колонн из розового финского гранита с позолоченными капителями и бронзовыми основаниями.

Казанский собор - усыпальница Михаила Кутузова, главнокомандующего русской армией в войне с Наполеоном.С момента захоронения собор приобретает значение главного памятника России в честь победы в войне 1812 года. 114 трофейных французских знамен и знамен украшают стены храма.

В 1837 году на площади перед Казанским собором установили два памятника фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли. В 1932 году собор был закрыт для верующих, и в этом же году здесь начал действовать Музей истории религии и атеизма СССР.

В собрании музея собраны ценнейшие коллекции религиозных предметов различных религий, документы, а также живопись и скульптура. С 1991 года в соборе возобновились службы. Теперь он полностью передан прихожанам и снова стал главным собором Санкт-Петербурга. Музей истории религии переведен в здание на Почтамтской улице.


Ежедневно
6:30 - 20:00

Адрес
Казанская площадь, 2
Метро / Метро
Невский проспект, Гостиный двор
Автобусы
Станция метро «Невский проспект» 3, 7, 22, 24, 27, 191
Тележки
Казанская площадь Казанская площадь 17
Станция метро «Невский проспект» 1, 5, 7, 10, 11, 22
Маршрутки (маршрутка)
Казанская площадь К-306

Казанский собор входит в состав моих частных туров:

Также вы можете составить индивидуальный тур или забронировать экскурсию внутри.


Поделиться

.

достопримечательностей Санкт-Петербурга. Казанский собор.

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Собор построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах по проекту архитектора А. Воронихина. Закладка первого камня Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. До этого в районе Невского проспекта находилась небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733-1737 годах архитектором М. Земцовым. .Здесь хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, в честь которой был назван собор. Строительство собора, которое по замыслу императора Павла I должно было напоминать базилику Святого Петра в Ватикане, было поручено архитектору Воронихину, бывшему крепостному графу Строганову, впоследствии ставшему профессором Академии художеств. Изобразительное искусство. Строительство собора длилось десять лет. Казанский собор был самым большим храмом начала 19 века: его высота 71 год.5 метров, он украшен внутренними и внешними колоннами, вырезанными из огромных гранитных монолитов, весом 30 тонн каждая. Перед Воронихином стояла непростая задача: по канонам церкви алтарь церкви должен был быть ориентирован на восток, соответственно парадный вход и фасад - на запад. Следуя этим канонам, оказалось, что собор будет выходить не фасадом, а боком на главную улицу Петербурга - Невский проспект. Воронихин блестяще решил эту проблему, украсив северный фасад собора колоннадой, повернутой на Невский проспект.По задумке архитектора, еще одна такая же колоннада должна была украсить южный фасад собора, но планы Воронихина не были реализованы. Внутреннее убранство Казанского собора выполнено в виде грандиозного трехнефного колонного зала. В отделке внутренних помещений собора широко используется мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Внутри и снаружи собор украшают скульптуры, созданные лучшими русскими мастерами, такими как Пименов, Мартос, Демут-Малиновский и другие.Внешние бронзовые скульптуры изображают святых Владимира, Андрея, Иоанна Крестителя и Александра Невского. Неотъемлемой частью интерьера собора является роспись. Выдающиеся художники конца 18 - начала 19 веков: Брюллов, Бруни, Кипренский, Боровиковский, Угрюмов и другие расписывали иконостас собора, его стены и столбы купола. После Отечественной войны 1812 года собор стал важным памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен генерал М.Кутузова и были помещены ключи от захваченных городов и другие военные трофеи. В 1837 году, к 25-летию победы над Наполеоном, перед собором были установлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли. После революции 1917 года собор отняли у православной церкви. В 1932 году здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Дата 4 ноября 1990 года - день возрождения собора. Затем, в праздник Казанской иконы Божией Матери, впервые после более чем семидесятилетнего перерыва, в Казанском соборе была совершена Божественная литургия.

.

Казанский собор в Санкт-Петербурге, Россия

Прогуливаясь по Невскому проспекту, нельзя не заметить впечатляющий собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор, построенный между 1801 и 1811 годами по проекту архитектора Андрея Воронихина, был построен в огромных масштабах и может похвастаться впечатляющей каменной колоннадой, окружающей небольшой сад и центральный фонтан. Собор был вдохновлен базиликой Святого Петра в Риме и должен был стать главной православной церковью страны.После войны 1812 года (во время которой Наполеон потерпел поражение) храм стал памятником русской победы. В соборе были помещены захваченные вражеские знамена, а внутри храма похоронен знаменитый русский фельдмаршал Михаил Кутузов, победивший в важнейшей кампании 1812 года.

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)

Собор назван в честь чудотворной иконы Казанской Богоматери, хранившейся в храме до начала 1930-х годов.В 1929 г. большевики закрыли собор для богослужений, а с 1932 г. в нем размещались коллекции Музея истории религии и атеизма, в которых экспонировалось множество произведений религиозного искусства и служило антирелигиозной пропагандой. Пару лет назад в соборе возобновились регулярные службы, хотя он по-прежнему находится в одном помещении с музеем, в названии которого сейчас опущено слово «атеизм».

Расположение: Невский проспект, д. 2, Казанская площадь.

.

Архитектурные жемчужины Санкт-Петербурга: Классицизм

В конце 18 века пришелся упадок архитектуры барокко и возникновение нового стиля - классицизма. Яркие здания в старинном стиле, украшенные свадебными тортами, были заменены изысканным дизайном, вдохновленным элегантностью и уравновешенностью классической античности. Санкт-Петербург тоже был охвачен этой общеевропейской архитектурной модой, результатом которой стало множество архитектурных шедевров.

В 1762 году, вместе с кончиной императрицы Елизаветы, закончилась эпоха роскошных дворцов и роскошных соборов. Спустя всего семь лет после завершения его главного шедевра, Екатерининского дворца, Франческо Бартоломео Растрелли было приказано уйти в отставку. Один из величайших архитекторов Петербурга в стиле барокко, посвятивший городу всю свою жизнь, умер в Италии, бедный и почти забытый. Он попросил новую администрацию хотя бы вернуть его архитектурные чертежи, но его просьба осталась невыполненной.

Новая императрица Екатерина II не любила роскошных «взбитых сливок». Покровительница искусств Екатерина Великая руководила эпохой русского Просвещения, периодом, когда правительство начало активно поощрять распространение искусств и наук, оказавших глубокое влияние на русскую культуру. Архитектура не была исключением. Классицизм, новый архитектурный стиль, был призван воплотить идеал гармоничного общества, построенного на рационализме и вере в прогресс, и прославить элегантность и величие самой большой европейской страны.

Екатерина Великая. Кредит: mir24.tv

На русскую классическую архитектуру очень сильно повлияла европейская, которая, в свою очередь, черпала вдохновение из античности с ее классическими порядками, симметричными планами и фасадами, а также использованием других традиционных элементов, таких как фронтоны, портики. , пилястры и тд. Среди первых приверженцев этого нового стиля в России был французский архитектор Жан-Батист Мишель Валлен де ла Моте . Самая известная его работа - здание, которое сейчас именуется Малым Эрмитажем , заказанное не кем иным, как самой императрицей.Екатерина Великая, возмущавшаяся величием и простором Зимнего дворца в стиле барокко, назвала это обычное мятно-зеленое здание, выходящее на Невскую пустынь (от фр. ermitage - место уединения), или своим «маленьким уединенным убежищем». место »(маленький, да?). Именно здесь она разместила свое величайшее сокровище, свою коллекцию произведений искусства, которая в конечном итоге станет одним из крупнейших художественных музеев мира - Государственным Эрмитажем.

Малый Эрмитаж. Кредит: опетербург.ru

Другие работы Валлена де ла Моте в Северной Венеции включают старейшую католическую церковь в России, католический костел Святой Екатерины , дворец Мойки , известный тем, что он был местом убийства Григория Распутина в 1916 году, и Большой Гостиный двор и др. Гостиный двор, раскинувшийся на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы более чем на километр, является не только старейшим торговым центром города, но и одним из первых торговых центров в мире.

Большой Гостиный двор. Кредит: ptmap.ru

За более чем 30 лет правления Екатерины постройки в стиле барокко в Санкт-Петербурге полностью уступили место классическим. Придя к власти в 1801 году, Александр I не только поддержал архитектурное видение своей бабушки, но даже вывел его на новый уровень. Начало XIX века в России было отмечено патриотическим рвением, поскольку страна приближалась к войне с Наполеоном, и все формы искусства, включая архитектуру, были призваны прославлять могущество и славу Империи.В этот период регулярный и сбалансированный классицизм превратился в гораздо более тяжелый и торжествующий ампир , характеризующийся синтезом классической системы ордеров и монументальной скульптуры.

Среди наиболее выдающихся творцов этого периода был русский архитектор Андрей Воронихин , наиболее известный своей работой над Казанский собор , построенным по образцу базилики Святого Петра в Риме. Прогуляйтесь по Невскому проспекту и полюбуйтесь его поистине великолепной колоннадой, состоящей из 94 колонн.Кстати, такую ​​же колоннаду Воронихин хотел устроить по ту сторону собора, но судьба распорядилась иначе.

Казанский собор. Кредит: KudaGo.com

Жан-Франсуа Тома де Томон - еще один известный архитектор эпохи Александра. Именно он спроектировал один из главных и самых интересных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга - Стрелку Васильевского острова . Когда-то здесь, на месте, где река Нева разделяется на две части, располагался главный порт.Здание Old Stock Exchange , вдохновленное греческим храмом Геры, имеет перистиль из 44 дорических колонн, покоящихся на массивном стилобате из красного гранита. Стрелка просто немыслима без Ростральных колонн , расположенных по обе стороны Биржи. Эти массивные дорические колонны высотой 32 метра покрыты глубокой терракотовой красной лепниной и украшены скульптурами наяд, морских существ, якорей и бронзовыми носами кораблей (рострами). В основании каждой колонны помещены мраморные фигуры, представляющие основные реки России: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.Обратите внимание, что колонны особенно впечатляют в большие государственные праздники, когда на них горят факелы.

Старая фондовая биржа. Предоставлено: peterburg.ru

Говоря о классической архитектуре Санкт-Петербурга, невозможно не упомянуть имя Карло Росси , одного из самых плодовитых архитекторов своего времени. Среди его многочисленных работ - Михайловский дворец , в котором сейчас находится Русский музей, здание Главного штаба , расположенное на Дворцовой площади перед Зимним дворцом, Елагинский дворец и многие другие великолепные постройки.Но моя любимая его работа - Александринский театр . Мне очень нравится прогуливаться мимо этого монументального, но элегантного здания вечером, когда оно освещено и мягко светится, как никакая фотография не передать. Это может показаться странным, но каждый раз, когда я смотрю на это здание в темноте, я думаю о белоснежном кружеве. Если вам посчастливилось прогуляться там, я очень рекомендую заглянуть на другую сторону театра и пройтись по улице Росси , , самой пропорциональной улице в городе. Как ни крути, она идеальна: ширина равна высоте зданий с обеих сторон - это 22 метра, а длина улицы - 220 метров: в десять раз больше!

Александринский театр.Предоставлено: culture.ru.

В середине XIX века ампир достиг своего высочайшего пика, который проявился в Исаакиевском соборе , крупнейшей православной базилике в городе и четвертой по величине (по объему под купол) собор в мире. Здание, спроектированное французским архитектором Огюстом де Монферраном , построили 40 лет! Огромный, монументальный и немного непропорциональный, этот собор ознаменовал закат стиля классицизма в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург и открыл двери в новую архитектурную эпоху, Эклектика .

Кредит: smelov.photo .

Смотрите также