Казанский собор история


Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектор, иконы

Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.

Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.

Полезные советы для посетителей

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.

По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Рекомендуем посмотреть на собор Айя-София.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

Интересные факты

История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:

  • 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
  • 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
  • 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
  • 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
  • 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
  • 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковск

Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектура, интересные факты

Казанский кафедральный собор – действующий храм в Санкт-Петербурге, крупнейший в Северной столице. Фасадом он выходит на Невский проспект и канал Грибоедова. Особенность собора Казанской иконы Божьей Матери – сходство с собором святого Петра в Ватикане.

История возникновения собора

Во второй половине XVIII века император Павел I, путешествуя по Европе, приехал в Россию в восхищении от величия и красоты собора Святого Петра в Риме. Государь пожелал, чтобы такой же храм построили в Петербурге, и объявил конкурс на проект собора, который заменит обветшавшую церковь Рождества Богородицы. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери – главная реликвия страны.

Проект молодого талантливого архитектора из бывших крепостных Андрея Никифоровича Воронихина, отвечающий требованиям императора, получил одобрение царя. Будущий храм торжественно заложили 27 августа 1801 года в присутствии Александра I, сына и наследника Павла I, погибшего к тому времени от рук заговорщиков.

Строить храм решили на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток, что осложняло планы архитектора: к парадному проспекту оказался обращенным боковой фасад собора.

Проблему Воронихин решил гениально. К боковому фасаду зодчий пристроил величественную полукруглую колоннаду, зрительно превратив боковой фасад в главный. А 96 колонн, поставленных в 4 ряда, напоминали о соборе Святого Петра в Ватикане, чего и желал Павел I. Строили храм 10 лет. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил новый Казанский собор.

Казанский собор и время

В Казанском соборе венчались все члены царской семьи, здесь служились благодарственные молебны после неудачного покушения на Александра II и праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице – подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном и позолоченном окладе весом 33 кг, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.

После торжественного молебна в Казанском соборе фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов уехал в действующую армию. Сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца для погребения. Кутузов умер в прусском городе Бунцлау во время заграничного похода русской армии.

После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.

С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.

После смены власти из собора вывезли церковные ценности, бесследно исчезли 2 тонны переплавленного серебра. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Через 2 года храм возвратили Русской православной церкви, превратив в кафедральный собор.

В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга мастера судостроительного Балтийского завода отлили для храма 4-тонный колокол высотой 2 метра. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора.

Внешний облик храма

Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.

Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.

Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.

В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.

Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.

На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.

Врата Казанского собора

Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.

  • Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
  • Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
  • Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
  • Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
  • Благословение Исааком Иакова.
  • Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
  • Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
  • Разрушение Иерихона.
  • Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
  • Встреча Соломона с царицей Савской.

Внутренний облик и интерьер

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.

Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.

Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.

Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.

В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».

Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.

Главная святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.

В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.

Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.

И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.

Загрузка...

Ещё интересные сооружения

расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

История создания

Время и сырой климат не пощадили деревянное барокко. Храм решили перестроить. Павел I объявил конкурс проектов. Император хотел видеть новую церковь похожей на ватиканский собор Святого Петра. И подобный размах потребовал сноса 11 домов на Невском.

Свое видение нового храма представили архитектурные светила: шотландец Чарльз Камерон, француз Тома де Томон, итальянец Джакомо Тромбаро. Но выбор пал на проект бывшего крепостного Строгановых Андрея Воронихина. Считается, что архитектор придал куполу форму знаменитой шапки Мономаха, чтобы внести в проект элемент русского стиля.

Первый камень закладывали в присутствии императора Александра I в 1801 году. Все годы строительства архитектор Воронихин буквально жил на стройке, контролируя каждый этап. Даже разработал проект баржи для доставки камня. Везли пудожский камень из Гатчины. Поначалу он был такой мягкий, что резался обычным ножом. Но время придало материалу твердости.

Архитектурное родство питерского и ватиканского соборов проявилось в колоннаде. Но в Риме она как бы замыкает площадь, а в Петербурге раскрывается к Невскому проспекту. Архитектурная хитрость отвлекает внимание от того факта, что главный вход вовсе не со стороны центральной улицы Петербурга. По традиции алтарь обращен на восток, а на Невский выходит северный фасад храма. Строили собор 10 лет, а когда пришел черед внутренней отделки, Андрея Воронихина уже не стало. Казанский собор — самое значимое творение молодого архитектора.

Новый храм стал настоящим правопреемником снесенной церкви. Сохранилась традиция чествования русской армии после воинских побед. В 1812 году в собор привезли военные трофеи: 107 знамен и штандартов французской армии, жезл маршала Даву, 93 ключа от городов, крепостей и замков, взятых русской армией. Даже иконостас храма русской воинской славы имеет необычную историю. На его облицовку ушло 40 пудов серебра, захваченного на поле боя. Военный трофей, изъятый у французов, прислал в столицу донской атаман Матвей Платов.

Легенда собора

Казанский собор в 1812 году посещал Михаил Кутузов. После смерти легендарный фельдмаршал здесь и был похоронен. С этим событием связана одна из самых громких легенд собора. Умер Кутузов в городке Бунцлау. Александр I повелел похоронить великого полководца в Казанском соборе. Долгое время солдатам не давал покоя слух, что фельдмаршал перед смертью просил оставить сердце свое в Пруссии, чтобы в бою оставаться со своими солдатами. Спустя сто лет Военно-историческое общество Москвы даже рассматривало вопрос о возвращении сердца фельдмаршала в Россию. Полтора века эта история поддерживалась статьей в Большой советской энциклопедии. В 1933 году по решению советской власти саркофаг вскрыли. Сердце фельдмаршала оказалось внутри, но в отдельном серебряном сосуде.

Святыня храма

Главная православная святыня собора — список Казанской иконы Божией Матери, в честь которой и был освящен храм. Икона принадлежала царице Прасковье Федоровне и попала в Петербург после переноса столицы в 1712 году. Образ вдохновлял народное ополчение Минина и Пожарского в освобождении Кремля от иноземцев. Специально для хранения реликвии построили небольшую Казанскую церковь. В ней венчались царствующие особы, и Екатерина II была провозглашена «самодержицей всероссийской». После постройки нового собора церковь разобрали.

За столетия пребывания в Петербурге икона находилась во многих храмах и лишь в июле 2001 года вернулась в Казанский собор — один из символов Северной столицы. Влияние храма на историю Санкт-Петербурга так велико, что собор дал название и Казанской улице, и мосту через канал Грибоедова, соединяющему Спасский и, опять же, Казанский острова.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России

Краткое описание 

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История 

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.


  

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

  • Андрея Первозванного
  • Иоанна Крестителя
  • Владимира Равноапостольного
  • Александра Невского

В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

 

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Здесь же его и похоронили в 1813 году. Знали ?

ДаНет

Режим работы и цена в 2020 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.

Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

kazansky-spb.ru

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться


 

Интересные факты

  • История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
  • Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли

В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале. 

 

Автор статьи

Данный текст столько раз обновлялся, переписывался и улучшался, что назвать его автором одного человека невозможно. Над ним работала целая команда и поэтому мы надеемся, что результат Вам понравился. Давайте дружить.

Написано статей

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая першпективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!
И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор — почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А еще непонятно — почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов? Что можно увидеть, глядя на собор с вертолета? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?

Крестьянин-архитектор

Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.

Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.

Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!
Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.

Взгляд из вертолета

Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.
Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.


Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!

«Гнилые камни»

Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.

А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.

И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…


Царское место — это богато украшенный шатер и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам император. Оно находится недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая: «Сердце царя — в руце Божьей», — так говорил мудрый царь Соломон.

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?
А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

«Болтай да и только», или два Михаила

Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.

В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».

В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!

Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.


Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году

Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.

Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!
Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.

В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?
Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Железнодорожная катастрофа


В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.

Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого

Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков! Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.

Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер

Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».

Война, Философ и «детский» храм


В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке.
Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.

Между прочим, именно отец Философ придумал построить в Казанском соборе маленький нижний храм во имя священномученика Ермогена. Чтобы туда попасть, нужно найти лестницу в западной стороне собора и спуститься вниз. Еще там есть баптистерий — это такая маленькая комната, в которой взрослые и дети принимают крещение. А в наше время один раз в месяц в этом крохотном храмике служится «детская Литургия», специально для детей! Поют на клиросе и прислуживают в алтаре тоже дети. Но служит, конечно, самый настоящий батюшка.


Закопанное сокровище

Мы с вами узнали столько всего любопытного: вместе с Андреем Воронихиным прошли путь от крестьянской избы до дворцов Петербурга; увидели Казанский собор с вертолета; услышали про героев войны 1812 года. Но одну загадку все-таки осталось разгадать! Почему же все-таки Казанский собор — именно Казанский?! Ведь собор в Риме, который так понравился императору Павлу, назван во имя апостола Петра…

А дело тут вот в чем. Павел, повелев строить Казанский собор, будто предчувствовал, что скоро будет война и что нужно будет молиться о победе нашего Отечества. А в России была одна почитаемая икона, которая ровно за 200 лет до вторжения Наполеона уже прославилась как символ победы!

Это Казанская икона Божьей Матери. Ее назвали Казанской по месту, где ее нашли, то есть в городе Казани. А было это так: в 1579 году в Казани случился страшный пожар, большая часть города — а городá ведь тогда были деревянные — оказалась уничтожена огнем. После пожара одной простой десятилетней девочке по имени Матрона во сне пришла Божья Матерь и сказала: «Ищи мою икону на пепелище», и указала ей, где следует искать. Девочка рассказала об этом необычном сне взрослым и, действительно, начав копать в указанном месте, на глубине около одного метра они нашли икону Божьей Матери. На этом месте построили монастырь, а Матрона стала в нем одной из первых монахинь и приняла имя Мавра (потому что в монашестве людям даются новые имена).

Казанская икона — чудотворная. Рассказывают, что первое чудо случилось уже тогда, когда ее переносили с пепелища в церковь: двое слепых, которые шли вместе со всеми в этой процессии, вдруг стали видеть!

С нее делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже становились чудотворными. Одним из таких списков благословляли князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьму Минина и их народное ополчение, когда они в 1612 году шли освобождать Москву от завоевателей-поляков. Перед таким списком 200 лет спустя молился Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь защищать Россию от французов. А во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напали фашисты, перед памятником великому Кутузову и перед его могилой в Казанском соборе собирались защитники Ленинграда (так в ХХ веке назывался Петербург). Для чего? Для того чтобы помолчать и вспомнить свою славную историю, стойкость и отвагу нашего народа в борьбе с Наполеоном и с этой памятью идти в бой…

О чем вы подумаете, когда сами впервые зайдете в Казанский собор Санкт-Петербурга? О русских солдатах разных времен, защищавших нашу страну? О чудесной иконе, которую сама Матерь Божья открыла девочке Матроне? Об обычном крестьянине, осуществившем свою мечту? Все это наша история. И теперь вы о ней знаете немножко больше.

|Читайте также:

Храм Христа Спасителя — главный храм России

Нарты для апостола: Как Иннокентий Московский всю Сибирь на собаках объездил

История Казанского собора

Торжественное освящение Казанского собора состоялось 15 сентября 1811 года. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов. Собор приобрел блестящие с живописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведения мастеров-академистов, воспитанных на европейской живописи, таковыми считать не приходится.

Некоторый конфуз произошел и со скульптурным убранством интерьеров. Оно «продержалось» лишь до 1814 года, когда из-за сырости начала обваливаться штукатурка — прямо вместе с барельефами. Впоследствии их заменили масляной живописью. Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны.

8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Божией Матери, пребывавшей в Казанском соборе.

Приписывая победы русского оружия, пришедшие после унизительных отступлений и поражений, заступничеству Божией Матери, Михаил Кутузов питал особые чувства и к Казанскому собору. Трофеи, попадавшие в руки русских, поступали в Казанский собор, превратив его в своеобразный мемориал русской воинской славы.

Трофеи прибывали в Казанский собор и из Закавказья, где Россия вела кровопролитную войну с Персией. Четыре персидских знамени, захваченных при Ленкорани, пополнили воинский мемориал в Казанском соборе.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, сейчас большинство трофеев находится в Государственном Историческом музее. Еще более печальная судьба постигла серебряный иконостас Казанского собора.

С самого момента своего освящения Казанский собор являлся одним из духовных центров Санкт-Петербурга. Здесь часто бывали члены царствующего дома, совершались торжественные молебны в связи с теми или иными историческими событиями, а на богослужения в праздничные дни, сопровождавшиеся крестными ходами, сюда притекало едва ли не полгорода.

За парадным фасадом жизни собора с торжественными молебнами и посещениями государей скрывалась весьма напряженная повседневная жизнь, состоявшая в помощи ближнему. Во второй половине XIX века при Казанском соборе было учреждено «Благотворительное Общество вспомоществования бедным», при котором в 1892 году открылась бесплатная столовая. Имелась при Обществе и богадельня, где содержались бесплатно старушки. В детском приюте при Обществе воспитывалось около пятидесяти мальчиков и девочек. Существовала при соборе воскресная школа, издавалась соборная газета.

Казанский собор

Построенный в стиле ампир, он является одним из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Он посвящен Казанской Богородице, вероятно, самой почитаемой иконе в России

.

Собор строился на Невском проспекте с 1801 по 1811 год по проекту архитектора А.Н. Воронихина по приказу императора Павла I, который хотел, чтобы собор напоминал базилику Святого Петра в Ватикане. Перед ним на месте собора в 1733-1737 годах был построен храм по проекту архитектора М.Г. Земцов.

После Отечественной войны 1812 года получил статус памятника воинской славы. В Казанском соборе похоронен знаменитый русский фельдмаршал Михаил Кутузов, победивший в важнейшей кампании 1812 года. С 1932 по 1991 год в нем размещался Музей истории религии, а с 1991 года - действующий храм. С 2000 года он является соборным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Казанская улица, Казанский остров в дельте Невы и Казанский мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова названы в честь Казанского собора.Казанский собор примечателен своим планом. Полукруглая колоннада украшает не главный, а боковой фасад собора. По церковным канонам алтарь должен был быть обращен на восток, главный вход - на запад.

2 июля сюда была принесена икона Казанской иконы Божией Матери. Эта реликвия, ранее принадлежавшая царице Прасковье Федоровне, была привезена в Санкт-Петербург еще в 1708 году. До того, как в 1737 году была перенесена в новый храм на этом месте, она хранилась сначала в деревянной часовне на Посадской улице, а затем в Троицком. Собор на Троицкой площади.Освящение храма состоялось 13 июня (по данным историка П. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учесть дату принесения иконы Богородицы. Казань здесь. На церемонии освящения присутствовала Анна Иоанновна. В просторечии эта церковь называлась Кананской, по имени хранившейся здесь иконы. При Елизавете Петровне церковь получила статус кафедрального собора и официальное название «Казанский храм».Во второй половине XVIII - начале XIX веков это был главный собор Санкт-Петербурга. В 1739 году здесь поженились княгиня Анна Леопольдовна и князь Антон Урлич, а в 1745 году будущий император и императрица Петр III и Екатерина II. В 1762 году после государственного переворота Екатерина приняла караульную присягу. Казанская церковь также была местом венчания будущего императора Павла I и принцессы Гессен-Кассельской в ​​1773 году.

.

Казанский собор в Санкт-Петербурге, Россия

Прогуливаясь по Невскому проспекту, нельзя не заметить впечатляющий собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор, построенный между 1801 и 1811 годами архитектором Андреем Воронихиным, был построен в огромных масштабах и может похвастаться впечатляющей каменной колоннадой, окружающей небольшой сад и центральный фонтан. Собор был вдохновлен базиликой Святого Петра в Риме и должен был стать главной православной церковью страны.После войны 1812 года (во время которой Наполеон потерпел поражение) храм стал памятником русской победы. В соборе были вывешены захваченные вражеские знамена, а внутри храма похоронен знаменитый русский фельдмаршал Михаил Кутузов, победивший в важнейшей кампании 1812 года.

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери)

Собор назван в честь чудотворной иконы Казанской Богоматери, хранившейся в храме до начала 1930-х годов.В 1929 г. большевики закрыли собор для богослужений, а с 1932 г. в нем размещались коллекции Музея истории религии и атеизма, в которых были представлены многочисленные произведения религиозного искусства и служили антирелигиозные пропагандистские цели. Пару лет назад в соборе возобновились регулярные службы, хотя он по-прежнему находится в одном помещении с музеем, в названии которого сейчас опущено слово «атеизм».

Расположение: Невский проспект, д. 2, Казанская площадь.

.

Казанский собор

Казанский собор возведен на знаменитом Невском проспекте в северной столице нашей Родины и посвящен Казанской Богородице, одной из самых почитаемых икон в России. Собор - одна из лучших, уникальных церквей, когда-либо созданных человечеством.

Казанский собор создан по проекту А. Воронихина. Строительство собора началось в самом начале 19 века и длилось около десяти лет.Историки утверждают, что Павел планировал построить несколько точно таких же зданий на другой стороне легендарного Невского проспекта, но его мечта оказалась неосуществимой.

Интерьер этого собора с многочисленными красивыми колоннами, перекликающимися с внешней колоннадой, состоящей из ста восьми колонн, напоминает зал роскошного дворца. А скульптуры и иконы, размещенные в соборе, были выполнены лучшими художниками того времени. По случайному совпадению собор был открыт после окончания Отечественной войны 1812 года и воспринимается русским народом как памятник победы над Наполеоном.

В этом соборе похоронен верховный главнокомандующий Михаил Кутузов. А через два года победоносное войско Руси вывезло из европейских походов ключи от 17 побежденных городов и 8 крепостей, которые разместились в ризнице церкви.

Спустя несколько лет, в 1837 году, Борис Орловский создал две статуи: генералам Кутузову и Барклаю де Толи, которые были поставлены перед собором. После юбилейной революции собор, увы, разделил судьбу многих церквей - он был закрыт.В тридцатых годах его превратили в музей, а в 1992 году вернули православную церковь.

Просмотров: 34

.

Казанского собора (1811 г.). , Санкт-Петербург

Казанский собор не имеет аналогов в России и не похож ни на один другой православный храм

источник: photo.gid.cz

Феерическая экскурсия по Казанскому собору - мечта любого туриста, оказавшегося в Санкт-Петербурге. Этот чудесный храм, не имеющий аналогов в России и не похожий ни на один другой православный храм, является хранителем уникального сокровища - иконы Казанской иконы Божией Матери, во все времена считавшейся чудотворной.Икона конца XVI века появилась в Санкт-Петербурге в 1710 году: ее привезла из Москвы императрица Паращева Федоровна. Святыню поместили в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Но со временем внешний вид церкви перестал соответствовать элегантному облику столицы, поэтому в 1799 году император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора как главного храма столицы, национального достояния России. Кроме того, император Павел хотел объединить черты собора св.Петр в Риме в дизайне. В итоге строительство, длившееся более десяти лет, было поручено Андрею Николаевичу Воронихину в 1801 году. В 1811 году изумленные петербуржцы увидели величественный храм, самый большой на то время в Петербурге.

Главный фасад Казанского собора был украшен большой полукруглой колоннадой, напоминающей старинный храм. Колоннада из 96 13-метровых коринфских колонн выстроена в четыре ряда и заканчивается с двух сторон монументальными порталами.В центре колоннады - портик из шести колонн. С северной и западной сторон колоннады также обрамлены фасадами. Всего вокруг собора 136 колонн, их высота 13 метров, толщина внизу около 4 метров, вверху - 3 метра. В центре собора возвышается величественный купол, увенчанный крестом. Купол выполнен на фундаменте из металлических деталей. Диаметр купола 17 метров. Высота собора с куполом достигает 71.6 метров. Фасады церкви облицованы серым камнем и богато украшены рельефами и статуями. Казанский собор, полностью построенный русскими мастерами из местных материалов, стал великолепным шедевром русского классицизма, основанным на лучших образцах европейской архитектуры. В частности, здание имеет черты собора Святого Петра в Риме.

Скульптур использовано для внешней отделки. На южной, западной и северной сторонах порталов размещено 12 барельефов, изображающих события из жизни Пресвятой Богородицы.Внутреннее убранство Казанского собора было задумано как величественный светский зал дворца. Роспись Казанского собора и создание икон доверяли выдающимся мастерам.

Собор был достроен до Второй мировой войны 1812 года, что придало собору дополнительную историческую славу. Он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны: сюда привозили военные трофеи, ключи от покоренных городов, маршальские жезлы. В 1813 году Казанский собор использовался как место захоронения фельдмаршала Михаила Кутузова.В 1837 году перед собором воздвигнуты памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли.

После революции 1917 года службы в соборе прекратились. В 1932 году в Казанском соборе был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор.

4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, впервые после более чем семидесятилетнего перерыва в здании собора была отслужена Божественная литургия.

В настоящее время Казанскому собору присвоен статус Собора Санкт-Петербурга.

Достопримечательности

Окрестности

Отдых

Разное

.

Посетите Казанский собор в Санкт-Петербурге Россия

В самом центре города, где канал Грибоедова пересекает Невский проспект, открывается величественный вид на Казанскую площадь. Красивый храм, протянувшись широкой аркой колоннады, как бы охватывает и площадь с фонтаном, и весь Невский.

Казанский собор изначально строился как придворный, парадный, так как занимал центральное место в столице империи и стал ее изначальным символом.Он построен для самой почитаемой иконы в нашем городе и назван в его честь. История строительства храма началась с небольшой деревянной часовни, а закончилась постройкой грандиозного собора. Храм освятили 15 сентября 1811 года, но события следующего, страшного 1812 года изменили историю собора и его статус. Он стал уникальным памятником боевых подвигов русской армии над Наполеоном, местом захоронения фельдмаршала Кутузова. Часовня построена по копии Казанской иконы Божией Матери, появившейся в Санкт-Петербурге.В Петербурге в 1710 году.

Чудотворная икона была привезена из Москвы, и ее история относит нас к XVI веку, когда она появилась в городе Казани для девушки Матроны. Святыня оставалась в Москве, пока ее не перевезли в новую столицу Санкт-Петербург. В 1800 году строительство нового храма было поручено архитектору Андрею Воронихину. Воронихин жил в семье графа Строганова и, хотя и считался его крепостным, не был обделен вниманием.

Ходили слухи, что Андрей был внебрачным сыном графа. Воронихин получил архитектурное образование, в Москве учился у известных русских архитекторов - В. Баженова и М. Казакова, а когда получил свободу, провел несколько лет во Франции и Швейцарии, изучая новый стиль - ампир. Готовую церковь зажгли 10 лет спустя, а через год началась война с Наполеоном, и судьба распорядилась, что Казанский собор стал памятником Отечественной войны 1812 года.Внешний вид и интерьеры собора удивительно величественны и богаты, а два крыла колоннады - уникальные в истории русского церковного зодчества. Колоннада собора, состоящая из 96 колонн, установленных в четыре ряда, выходит на Невский проспект, ее флигели заканчиваются монументальными порталами. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, стоящую перед всеми строителями храмов на Невском.

Проспект тянется с запада на восток, точно так же устроены православные храмы - на западе - вход, а на востоке - алтарь.Колоннада позволила сделать северную сторону собора для галочки. Средние входные двери собора выполнены из бронзы, а за образец взяты «небесные врата» флорентийского баптистерия 15 века. Внутреннее убранство собора поражает своим великолепием - колоннада из 56 колонн из розового финского гранита с позолоченными капителями и бронзовыми основаниями.

Казанский собор - место упокоения Михаила Кутузова, главнокомандующего русской армией в войне с Наполеоном.С момента захоронения собор приобретает значение главного памятника России в честь победы в войне 1812 года. 114 трофейных французских знамен и знамен украшают стены храма.

В 1837 году на площади перед Казанским собором установили два памятника фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли. В 1932 году собор был закрыт для верующих, и в этом же году здесь начал действовать Музей истории религии и атеизма СССР.

В собрании музея собраны ценнейшие коллекции религиозных предметов различных религий, документы, а также живопись и скульптура. С 1991 года в соборе возобновились службы. Теперь он полностью передан прихожанам и снова стал главным собором Санкт-Петербурга. Музей истории религии переведен в здание на Почтамтской улице.


Ежедневно
6:30 - 20:00

Адрес
Казанская площадь, 2
Метро / Метро
Невский проспект, Гостиный двор
Автобусы
Станция метро «Невский проспект» 3, 7, 22, 24, 27, 191
Тележки
Казанская площадь Казанская площадь 17
Станция метро «Невский проспект» 1, 5, 7, 10, 11, 22
Маршрутки (маршрутка)
Казанская площадь К-306

Казанский собор входит в состав моих частных туров:

Также вы можете составить индивидуальный тур или забронировать экскурсию внутри.


Поделиться

.

достопримечательностей Санкт-Петербурга. Казанский собор.

Казанский собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Собор построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах по проекту архитектора А. Воронихина. Закладка первого камня Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. До этого в районе Невского проспекта находилась небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733-1737 годах архитектором М. Земцовым. .Здесь хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, в честь которой и назван собор. Строительство собора, которое по замыслу императора Павла I должно было напоминать базилику Святого Петра в Ватикане, было поручено архитектору Воронихину, бывшему крепостному графу Строганову, впоследствии ставшему профессором Академии художеств. Изобразительное искусство. Строительство собора длилось десять лет. Казанский собор был самым большим храмом начала 19 века: его высота 71 год.5 метров, он украшен внутренними и внешними колоннами, вырезанными из огромных гранитных монолитов, весом 30 тонн каждая. Перед Воронихиным стояла непростая задача: по канонам церкви алтарь церкви должен был быть ориентирован на восток, соответственно парадный вход и фасад - на запад. Следуя этим канонам, оказалось, что собор будет выходить не фасадом, а боком на главную улицу Петербурга - Невский проспект. Воронихин блестяще решил эту задачу, украсив северный фасад собора колоннадой, повернутой на Невский проспект.По задумке архитектора, еще одна такая же колоннада должна была украсить южный фасад собора, но планы Воронихина не были реализованы. Внутреннее убранство Казанского собора выполнено в виде грандиозного трехнефного колонного зала. В отделке внутренних помещений собора широко используются мрамор, порфир, яшма и финский гранит. Внутри и снаружи собор украшают скульптуры, созданные лучшими русскими мастерами, такими как Пименов, Мартос, Демут-Малиновский и другие.Внешние бронзовые скульптуры изображают святых Владимира, Андрея, Иоанна Крестителя и Александра Невского. Неотъемлемой частью интерьера собора является роспись. Выдающиеся художники конца 18 - начала 19 веков: Брюллов, Бруни, Кипренский, Боровиковский, Угрюмов и другие расписывали иконостас собора, его стены и столбы купола. После Отечественной войны 1812 года собор стал важным памятником русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен генерал М.Кутузова и были помещены ключи от захваченных городов и другие военные трофеи. В 1837 г., в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед собором были установлены памятники фельдмаршалам Кутузову и Барклаю де Толли. После революции 1917 года собор отняли у православной церкви. В 1932 году здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Дата 4 ноября 1990 года - день возрождения собора. Затем, в праздник Казанской иконы Божией Матери, впервые после более чем семидесятилетнего перерыва, в Казанском соборе была совершена Божественная литургия.

.

Смотрите также