Как строили цимлянское водохранилище


легенды великой стройки и тайны, ушедшие на дно водохранилища. Новости. Первый канал

С приходом весны на Волге и Дону открылась очередная навигация. Заработали все 13 шлюзов, которые объединяют эти реки в единую транспортную систему. Уникальный водный путь функционирует уже 57 лет.

Канал начали строить в первые послевоенные годы, бросив на его сооружение сотни тысяч заключённых. Именно их трудом на Дону было создано огромное Цимлянское водохранилище, изменившее не только облик, но и климат прилегающих мест.

Репортаж Сергея Гапонова.

Ложбина, ведущая к большой воде - каменный спуск времен Петра Первого. Говорят, здесь проходил Великий Шелковый Путь. В 1941 году по спуску в станицу Цимлянскую прошли танки Маннштейна. Теперь станица под водой - и улицы, и майдан, и церковь.

Дочь репрессированного донского казака Вера Шубина в местном краеведческом музее рассматривает фотографии старой станицы, в которой она жила 60 лет назад. По проекту строительства Цимлянской ГЭС, водохранилище тогда должно было затопить не одно село, а около тридцати. И станичников заставляли покидать насиженные места.

Вера Шубина, жительница Цимлянска: "Оценивали дом, оценивали постройки, забор, туалет, деревья даже. И по этим актам выплачивали деньги".

Пока тысячи местных жителей уезжали отсюда, десятки тысяч других людей везли сюда эшелонами. Цимлянская ГЭС не могла стать исключением из правил - ее должны были строить заключенные ГУЛАГа.

В сталинских лагерях послевоенного периода за работу заключенным платили, а за перевыполнение плана уменьшали сроки. Но законы "зоны" оставались "волчьими".

Иван Кравцов, бывший заключенный: "Тут много было преступного мира - блатные. И они жали работяг: деньги выхватывали, карманы выворачивали".

Иван Кравцов тоже отдавал свою зарплату "блатным". Но конец лагерному "беспределу" на стройке положили тогда сами заключенные.

Иван Кравцов, бывший заключенный: "Пришел этап из Калининграда. Все военные. За самоволку, за солдатские преступления. 700 человек привезли их. Их командир говорит: что мы, будем терпеть? И начали лупить. Да так лупить, что блатные выбегали: спасите, охранники!"

А потом на всю стройку разнеслась весть о зашифрованном послании Сталину, которое тому как будто отправили на спичечном коробке.

Николай Маслов, участник строительства Цимлянской ГЭС: "Один из заключенных, прикуривая, коробку в руках покрутил, и спрашивает: вы знаете, что здесь написано? "Победа". Сталину отослали такой коробок, чтобы он расшифровал. Он расшифровал: "Плотина Окончена Будет, Если Дадут Амнистию".

В июне 1952 года Цимлянская ГЭС дала первый ток. Ключ, запускавший гидрогенератор, повернул передовик производства Анатолий Кабанов.

Анатолий Кабанов, бывший начальник смены электроцеха Цимлянской ГЭС: "Все редакции газет, все представляли своих корреспондентов, плюс руководство стояло. Все переживали. Я буквально руками отталкивал, был грандиозный праздник".

На торжествах ждали Иосифа Виссарионовича. Но вождь приехать не смог. А только, как говорило "лагерное радио", прислал обратно коробок со словом "Победа". На стройке долго гадали, как расшифровать послание Сталина. И прочитали слово наоборот.

Николай Маслов, участник строительства Цимлянской ГЭС: "Амнистию Дадут, Если Будет Окончена Плотина".

Проектировщики и строители ГЭС знали, что кроме энергетики станция поможет развитию и других отраслей хозяйства - судоходству, рыболовству, мелиорации. В начале пятидесятых о будущем думали гораздо больше, чем о прошлом. И Цимлянское море затопило не только казачьи станицы.

Вода скрыла под собой и гораздо более древние поселения, в том числе хазарскую крепость Саркел, уникальную и не до конца изученную археологами. Шестьдесят лет спустя на грани уничтожения оказался еще один памятник средневековой истории и культуры. На раскопках другой хазарской крепости - Правобережного городища - краевед Анатолий Чалых объясняет, почему это происходит.

Анатолий Чалых, краевед: "Воды Цимлянского моря разрушают берег, и уже обрыв подошел к самой стене. Если сейчас срочно не принять меры, то буквально это место через год-два уйдет в никуда".

Ученые говорят, что для исследования древних памятников в этих местах и ста лет мало. Но для того, чтобы специалистам хотя бы сегодня работать с наследием предков, нет денег. Ни у государства, ни у энтузиастов.

И возможно, археологи больше никогда не окажутся на стенах хазарского городища. Шестьдесят лет назад люди переехали отсюда в другие места. Камни, которые хранят тайны прошлого, останутся здесь навсегда.

Где находится Цимлянское водохранилище, этапы создания уникального резервуара

Цимлянское водохранилище — водоем, который является уникальным в своем роде. Дело в том, что это единственное сооружение подобного типа, которое находится на реке Дон. Оно находится на территории сразу двух областей: Ростовской и Волгоградской. Главная часть плотины резервуара находится около города Цимлянск.

История и цель создания

Стоит заметить, что строительство Цимлянского водохранилища является довольно масштабным проектом, который начался в 1948 и был окончен в 1953 году. Полное заполнение водоема произошло в год окончания работ.

Сразу после создания резервуара годовой сток Дона стал падать и от отметки двадцать девять кубических километров снизился до восемнадцати. Полный объем водохранилища составляет двадцать три кубических километра, из них двенадцать — это полезный объем.

Наибольшая ширина резервуара составляет тридцать восемь километров, а глубина тридцать метров. Чаша водохранилища -это большой котлован с тремя расширениями, которые находятся в устьях рек Чир, Аксай, Курмоярский и Цимла.

Этот водоем был создан с одной-единственной целью: необходима была определенная глубина для того, чтобы обеспечить судоходство. Волго-Донской путь стал основой судоходства Волгоградской и Ростовской областей.

Также это позволило обеспечить получение электроэнергии на ГЭС. Электричество необходимо для обеспечения жизнедеятельности людей и всего происходящего вокруг.

Цимлянское водохранилище создано много лет назад, но оно не утратило своей значимости и по сей день. При его помощи были созданы условия для самостоятельного и беспрерывного орошения засушливых земель. Это происходит вдоль всего течения по рекам нижнего Дона Салу, Манычу и других земель, которые прилегают к Цимлянскому водохранилищу.

Зона затопления земель

Там, где находится цимлянское водохранилище, раньше была территория, которая имеет площадь более двухсот пятидесяти гектаров земли. Это были усадьбы и огороды, сады и виноградники, пашни и сенокосы. Когда происходит подтопление, в его зону попадают более ста пятидесяти населенных пунктов и частично город Калач-на-Дону.

Когда водохранилище было полностью заполнено, то под водой оказался исторический памятник — хазарская город-крепость Саркел.

Когда произошло затопление, в его зону вошли участки железнодорожной линии Волгоград-Лихая. Это произошло на перегоне разъездов Дмитриевка — Кумовка и в местах пересечения линий притоков Дона и Лиски. В результате этого были произведены работы по переносу и укреплению насыпей дороги и построен мост через Черский пролив.

Во многих исторических изданиях были описаны подробности переселения большого количества жителей Владимирской и Ростовской областей.

Использование и последствия для экологии

Цимлянское водохранилище часто используется для ирригации. В Волгодонске был построен Донской магистральный канал, который возводился одновременно с Цимлянской ГЭС.

Для того чтобы проводить периодические орошения, из водохранилища забирают около двух кубических километров воды. На этом искусственном море, находятся крупные порты — Волгодонск и Калач-на-Дону. На самом берегу резервуара находится Ростовская АЭС.

Важно заметить, что после создания водохранилища изменился гидрологический режим Азовского моря и уменьшилась его продуктивность. Соленость моря была ниже солености океана, и составляла около 10 промилле в центральной части моря. После того как цимлянское водохранилище было введено в эксплуатацию, соленость моря начала повышаться и уже находится на отметке в 13 промилле.

Экологи не дают однозначного ответа, привело ли создание Цимлянского резервуара к улучшению экологического состояния природы и жизни людей, но одно известно точно: оно принесло пользу.

Достопримечательности места

Усилиями местных властей на территории Цимлянского района был создан уникальный экспедиционно-краеведческий полевой лагерь. Это было задумано с целью того, чтобы дать возможность его участникам проводить различные археологические исследования. Они проходят на берегу Цимлянского водохранилища недалеко от станицы Хорошевской. Участники экспедиции получили уникальное задание — отыскать старую мощеную дорогу, которая была создана во времена Петра Первого: так называемый Петровский тракт. По нему в Черкасскую крепость возили мергелевые блоки, когда разбиралось Цимлянское городище на правом берегу Дона.

Во время проведения археологических раскопок были найдены:

  • Монеты семнадцатого века,
  • Пуговицы,
  • Пряжки,
  • Украшения из бронзы, золота, серебра,
  • Прочие ценности.

Археологи очень ценят все, что было обнаружено в ходе многочисленных экспедиций.

Итоги создания уникального резервуара таковы:

  • Появилось большое водохранилище, которое позволило сделать большой запас воды,
  • Создался уникальный природный участок экосистемы,
  • Повысился соляной баланс в Азовском море,
  • Появилась возможность ирригации ближайшей местности,
  • Открылись новые пути для судоходства.

Из всего этого можно сделать вывод, что резервуар воды, безусловно, нужен. Но важно следить за всеми изменениями окружающей среды, которые возникают в процессе его создания.

Загрузка...

Где находится Цимлянское водохранилище, этапы создания уникального резервуара

Цимлянское водохранилище — водоем, который является уникальным в своем роде. Дело в том, что это единственное сооружение подобного типа, которое находится на реке Дон. Оно находится на территории сразу двух областей: Ростовской и Волгоградской. Главная часть плотины резервуара находится около города Цимлянск.

История и цель создания

Стоит заметить, что строительство Цимлянского водохранилища является довольно масштабным проектом, который начался в 1948 и был окончен в 1953 году. Полное заполнение водоема произошло в год окончания работ.

Сразу после создания резервуара годовой сток Дона стал падать и от отметки двадцать девять кубических километров снизился до восемнадцати. Полный объем водохранилища составляет двадцать три кубических километра, из них двенадцать — это полезный объем.

Наибольшая ширина резервуара составляет тридцать восемь километров, а глубина тридцать метров. Чаша водохранилища -это большой котлован с тремя расширениями, которые находятся в устьях рек Чир, Аксай, Курмоярский и Цимла.

Этот водоем был создан с одной-единственной целью: необходима была определенная глубина для того, чтобы обеспечить судоходство. Волго-Донской путь стал основой судоходства Волгоградской и Ростовской областей.

Также это позволило обеспечить получение электроэнергии на ГЭС. Электричество необходимо для обеспечения жизнедеятельности людей и всего происходящего вокруг.

Цимлянское водохранилище создано много лет назад, но оно не утратило своей значимости и по сей день. При его помощи были созданы условия для самостоятельного и беспрерывного орошения засушливых земель. Это происходит вдоль всего течения по рекам нижнего Дона Салу, Манычу и других земель, которые прилегают к Цимлянскому водохранилищу.

Зона затопления земель

Там, где находится цимлянское водохранилище, раньше была территория, которая имеет площадь более двухсот пятидесяти гектаров земли. Это были усадьбы и огороды, сады и виноградники, пашни и сенокосы. Когда происходит подтопление, в его зону попадают более ста пятидесяти населенных пунктов и частично город Калач-на-Дону.

Когда водохранилище было полностью заполнено, то под водой оказался исторический памятник — хазарская город-крепость Саркел.

Когда произошло затопление, в его зону вошли участки железнодорожной линии Волгоград-Лихая. Это произошло на перегоне разъездов Дмитриевка — Кумовка и в местах пересечения линий притоков Дона и Лиски. В результате этого были произведены работы по переносу и укреплению насыпей дороги и построен мост через Черский пролив.

Во многих исторических изданиях были описаны подробности переселения большого количества жителей Владимирской и Ростовской областей.

Использование и последствия для экологии

Цимлянское водохранилище часто используется для ирригации. В Волгодонске был построен Донской магистральный канал, который возводился одновременно с Цимлянской ГЭС.

Для того чтобы проводить периодические орошения, из водохранилища забирают около двух кубических километров воды. На этом искусственном море, находятся крупные порты — Волгодонск и Калач-на-Дону. На самом берегу резервуара находится Ростовская АЭС.

Важно заметить, что после создания водохранилища изменился гидрологический режим Азовского моря и уменьшилась его продуктивность. Соленость моря была ниже солености океана, и составляла около 10 промилле в центральной части моря. После того как цимлянское водохранилище было введено в эксплуатацию, соленость моря начала повышаться и уже находится на отметке в 13 промилле.

Экологи не дают однозначного ответа, привело ли создание Цимлянского резервуара к улучшению экологического состояния природы и жизни людей, но одно известно точно: оно принесло пользу.

Достопримечательности места

Усилиями местных властей на территории Цимлянского района был создан уникальный экспедиционно-краеведческий полевой лагерь. Это было задумано с целью того, чтобы дать возможность его участникам проводить различные археологические исследования. Они проходят на берегу Цимлянского водохранилища недалеко от станицы Хорошевской. Участники экспедиции получили уникальное задание — отыскать старую мощеную дорогу, которая была создана во времена Петра Первого: так называемый Петровский тракт. По нему в Черкасскую крепость возили мергелевые блоки, когда разбиралось Цимлянское городище на правом берегу Дона.

Во время проведения археологических раскопок были найдены:

  • Монеты семнадцатого века;
  • Пуговицы;
  • Пряжки;
  • Украшения из бронзы, золота, серебра;
  • Прочие ценности.

Археологи очень ценят все, что было обнаружено в ходе многочисленных экспедиций.

Итоги создания уникального резервуара таковы:

  • Появилось большое водохранилище, которое позволило сделать большой запас воды;
  • Создался уникальный природный участок экосистемы;
  • Повысился соляной баланс в Азовском море;
  • Появилась возможность ирригации ближайшей местности;
  • Открылись новые пути для судоходства.

Из всего этого можно сделать вывод, что резервуар воды, безусловно, нужен. Но важно следить за всеми изменениями окружающей среды, которые возникают в процессе его создания.

Не море, а горе. Цимлянское водохранилище мелеет и нищает | ОБЩЕСТВО:Люди | ОБЩЕСТВО

 Вода дальше и дальше уходит от берегов рукотворного моря, обнажая старинные затопленные церкви и погосты. В почти стоячей воде стремительно размножаются сине-зелёные водоросли, которые выделяют опасные токсины, вредные для рыбы и человека.

Не останутся ли Ростовская и Волгоградская области без запасов воды и какая судьба ждёт Цимлянское водохранилище?

Срок годности истекает

Когда-то на этих землях стояли хазарская крепость Саркел и казачьи станицы со старинными церквями. В 1948 году началось строительство ГЭС и водохранилища, которое заполнили в 1952 - 1953 годах. Оно должно было обеспечивать полив сотен гектаров сельхозугодий, стать источником воды для всех ближайших крупных городов, обеспечить навигацию. Прошло 65 лет, и когда-то поражающее своим объёмом Цимлянское море всё более стало походить на болото. О судьбе водохранилища мы поговорили с руководителем благотворительного фонда «Спасение и сохранение Цимлянского водохранилища» Юрием Медведевым.

Юлия Морозова:  Цимлянская плотина самое большое в мире сооружение из песка. Его утрамбовали и накрыли железобетонными плитами. Дамба даже попала в книгу рекордов Гиннесса. В каком она состоянии?

Руководителеь благотворительного фонда «Спасение и сохранение Цимлянского водохранилища» Юрий Медведев Фото: Из личного архива

- Плотина сдана в эксплуатацию более полувека назад. Это сооружение искусственное и имеет свой срок годности и предельную нагрузку. Со временем вода постепенно проникает под плиты и вымывает песок. Кое-где под бетоном пустоты. Полностью заилились дренажные системы вдоль плотины. Я сам видел во многих местах трещины и деформацию плит. А между тем, плотина держит водную массу протяжённостью примерно 360 километров.

По проекту через 50 лет эксплуатации воду из Цимлянского моря необходимо было спустить, укрепить берега и провести капитальный ремонт водохранилища. Но никто этого не сделал.

- Но есть и другой сценарий развития событий: обмеление Цимлянского водохранилища. Многие экологи считают, что вскоре оно превратится в узкий судоходный канал.

- Такое возможно. Ведь руко­творное море питает все 13 шлюзов на Волго-Донском канале. И если раньше навигацию начинали в апреле, и график был строго регламентирован, учитывал путину и периоды, когда приток воды в водохранилище мал. Сейчас же суда идут сплошным потоком. Воду постоянно сливают, чтобы заполнить шлюзы, и никому нет дела до уровня воды в самом водохранилище. В этом году вода в некоторых местах на километр ушла от берегов. Там, где раньше плескались волны - сухая потрескавшаяся земля.

По данным прокуратуры Ростовской области в ходе проверок заказника «Цимлян­ский» было установлено, что границы рыбопромысловых участков на акватории водных объектов утверждены с нарушением. Кроме того, на территории Новоцимлянского, Калининского, Саркеловского сельских поселений выявили факты нарушений водного законодательства, выразившихся в размещении отходов производства и потребления, распашке земли водоохранной зоны. В ходе проверки исполнения ФГБУ «Управление водными ресурсами Цимлянского водохранилища» требований федерального антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок выявлены нарушения, связанные с заключением дополнительных соглашений, меняющих условия контрактов, предметом исполнения которых являлись работы по берегоукреплению Цимлянского водохранилища у х. Ляпичева и п. Донского Калачевского района Волгоградской области и у х. Попов Чернышковского района Волго­градской области.

На всех балках (нерестилищах) появились временные рыбцеха, вокруг - загаженная территория, отлов ведётся бесконтрольно, а уж о восстановлении биоресурсов и вовсе никто не помышляет. Раньше рыболовецким промыслом занимался старейший завод Волгодонска, он имел свой флот, параллельно шло воспроизводство рыбы по всем правилам. Теперь завод банкрот, а то, что происходит на рукотворном море сейчас, иначе чем «барыжничество» не назовёшь. Вас не удивляет, что во время путины с прилавков городских рынков вовсю торгуют икорной рыбой и раками? Вылавливают даже мальков. Сам видел, как совсем маленькую рыбёшку тащили тазами. Мол, ничего, для кошек пригодится.

Да, с 8 января наступившего года ввели жёсткие ограничения правил любительской рыбалки. Теперь в течение всего года запрещён вылов судака и берша в реке Дон от плотины Цимлян­ского гидроузла до устья, включая бассейны всех впадающих в этот участок Дона рек (исключая Весёловское и Пролетарское водохранилища на реке Маныч). Но это лишь капля в море и вряд ли исправит ситуацию. Сейчас вместо ценных рыб преобладает так называемая сорная, например, азиатский серебряный карась, его ещё называют «душман». Активный и почти бесконтрольный вылов рыбы вредит водохранилищу Фото: АиФ/ Сергей Новицкий

А что делать с мощным грузопотоком? Ежегодно здесь проходят более 10 000 судов, в основном нефтеналивные баржи с глубокой посадкой, их винты нещадно перемалывают молодь сельди. Совершенно забылось понятие как санитарная зона. Везде застройки и коттеджные посёлки.

После нас - потоп

- Но это не основные источники загрязнения водохранилища?

- Прибавим к этому отсутствие полноценной ливневой канализации в Волгодонске. Кроме того, сотни маленьких предприятий (например, станции техобслуживания, автомойки и т.д.) сливают отходы своей деятельности прямо в во­ды Цимлянского моря. Ещё в апреле 2010 года на заседании круглого стола в ФГУ «Управление водными ресурсами Цимлянского водохранилища» привели данные Ростовского института паразитологии и микробиологии, свидетельствующие о росте фекального загрязнения водохранилища. У Калача-на-Дону, Волгодонска и Цимлянска количество потенциально патогенных микроорганизмов, возбудителей кишечных инфекций увеличилось в 3-10 раз. С тех пор ситуация не улучшилась. Проблема финансирования строительства очистных сооружений стоит так же остро.

Не стали культурнее и люди: многочисленные отдыхающие, да и местные жители, по-прежнему оставляют кучи мусора по берегам водохранилища, руководствуясь принципом: «А после нас хоть потоп!»

Святотатство. Отступая, воды Цымлы обнажают людские погосты | Фотогалерея

Святотатство. Отступая, воды Цымлы обнажают людские погосты | Фотогалерея

- Есть ещё большая проблема - сине-зелёные водоросли. Чем они опасны?

- Именно эти растения превращают Цимлянское море в зелёное болото. Но если бы дело было только в эстетике. Водоросли отмирают и падают на дно, выделяя токсины, вредные как для человека, так и для рыбы. Сейчас существуют технологии, позволяющие грамотно и регулярно чистить дно водохранилища, не взмучивая ядовитые останки. На многочисленных совещаниях все соглашаются, что это интересное и нужное начинание, которое позволит оздоровить воды рукотворного моря. А на деле мы сталкиваемся с массой бюрократических барьеров. Скорее всего, при таком бездумном и нерациональном использовании Цимлянское водохранилище повторит судьбу Арала и Каспия. Наше море может исчезнуть с карт…

Мнение эксперта

Заведующий отделом морских и экосистемных исследований ЮНЦ РАН Олег Степаньян Фото: Из личного архива

«Образование сине-зелёных водорослей процесс естественный и идёт с момента создания Цимлянского водохранилища.

Да, они выделяют токсины, которые годами накапливаются в печени человека. Но это потенциальные риски, ведь вода, поступающая к нам по трубам, хлорируется и очищается. Чтобы серьёзно отравиться, нужно выпить залпом литров пять зелёной жижи. Есть накопленные токсины и в цимлянской рыбе, которую мы едим. Если мы хотим избавиться от сине-зелёных водорослей, то нужно применять комплекс мер: укрепить берега и увеличивать проточность, но ведь главное назначение Цимлянского моря - это накопление воды.

Проблема «зелёного бульона» в водах Нижнего Дона и водохранилища главным образом из-за затяжного маловодья. Вот уже 10 лет мы переживаем это явление. В 2015 году был его пик. Кроме того, объём воды в Дону упал в 10 раз по сравнению с 1940 годами. Сейчас вода прибывает, но очень медленно. Мы этого не замечаем, потому что потребление воды растёт быстрее, чем её уровень. Растут аппетиты крупных предпринимателей, но вкладываться в реабилитацию Цимлянского водохранилища никто не хочет. Оно как загнанная лошадь, которую все эксплуатируют. Назревает экологическая катастрофа.

Спасением рукотворного моря может стать серьёзная федеральная программа. Если же этого не произойдёт, то прогнозы весьма печальны».

За период эксплуатации водохранилища его полный объём уменьшился за счёт заиления на 822 млн м3 (3,4%), полезный - на 180 млн м3 (1,6%). Ввиду незначительных объёмов заиления и продолжающихся процессов переработки берегов и выполаживания дна масштабные работы по расчистке и дноуглублению нецелесообразны. С 1994 г. проведены бе­регоукрепительные работы Цимлянского водохранилища общей протяжённостью 10082,6 погонных метров. ФГБУ «Управление водными ресурсами Цимлянского водохранилища»

Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря

В 2015 году исполняется 67 лет с начала строительства Цимлянского гидроузла и Волго-Донского судоходного канала. Одной из страниц истории этой стройки стало массовое переселение жителей хуторов и станиц, попавших в зону затопления. Рассказы о быте переселенцев и некоторые истории об этом неоднократно публиковались в местной печати и краеведческих альманахах. В данной статье мы рассмотрим общую схему переселения в границах современной Ростовской области и постараемся ответить на вопросы «откуда и куда» были перенесены населенные пункты, оказавшиеся на дне степного моря.

Под переселение попали более 150 хуторов и станиц на территории Ростовской и Сталинградской областей. Уезжать от наступающего моря приходилось на разное расстояние. В одних случаях было достаточно передвинуть свой дом вверх по склону на несколько сотен метров, в других случаях пришлось отправиться в путешествие на несколько десятков километров. Переселение началось уже в 1948 года, с переноса станиц у строительной площадки гидроузла. Населенные пункты, лежащие выше по течению Дона и Цымлы, переселились вплоть до 1950 года включительно, по мере заполнения ложа водохранилища.


План перенесения населенных пунктов из зоны затопления Цимлянского водохранилища. Для большей наглядности приведены границы Волгодонска, Цимлянска и станицы Красноярская. Направления переселения указаны стрелками. На схему в целях лучшего воприятия схемы не нанесены несколько небольших хуторов из зоны затопления, а также не отмечены направления переселения в направлении станицы Романовской. Следует учитывать, что в районный центр переезжали переселенцы из всех затапливаемых станиц. К примеру, из Красного Яра в Романовскую выехало около четверти всех дворов.

Новые укрупненные станицы, в подавляющем числе случаев сохранившие свои старые названия, старались размещать на берегах заливов и естественных убежищ на водохранилище. Крупнейшие прибрежные станицы, такие как Соленовская, Красный Яр, Калининская, Терновская, Жуковская были распланированы и отстроены на берегах заливов. В Калининской и Жуковской оборудовались пристани и убежища от штормов для кораблей речного флота. Небольшие хутора, сохранившие статус отдельных населенных пунктов, могли разместиться в некотором удалении от воды и на незащищенным побережье.

Из-за нехватки земли некоторые станицы располагали в глубине степи, а на новом месте условия жизни оказывались гораздо хуже. Самым ярким примером подобного рода стало переселение станицы Кумшацкая (более 900 жителей). Станица располагалась в нижнем течении Кумшака, недалеко от его впадения в Дон, на месте Цимлянского судомеханического завода и старой городской автобусной станции. В зону затопления станица не попадала, но ее территория все равно отходила под строительную площадку правобережной части плотины. Новое место станицы подобрали 13 километров от старого в глухой степи, на берегу реки Кумшак, вдалеке от любых дорог. «Официальное» переселение тогда сорвалось – на новое место переехали не более половины станичников, а остальные по большей части переселились на хутор Сиволобов (через 20 лет он вольется в состав станицы Красноярской).

В статье «От Волги до Дона шумят ковыли», опубликованной в краеведческом журнале «Донской временник», приводятся подробности истории «путешествия» станицы Кумшатской: «Приехала комиссия с топографическими картами. На них указаны места для переселения поселков. Станичникам рассказали, что место, где находится Кумшатская, будет затоплено водами будущего моря. Далее члены комиссии показали на карте куда надлежит переселяться. Жители возмущались: ведь там безводная степь, и отказывались ехать. Тогда им предложили написать заявления об отказе, но предупредили, что если станичники предпочитают селиться в другом месте, тогда им не будут выплачиваться подъемные, пусть переселяются за свой счет. Самые отчаянные тут же стали разбирать свои дома и искать место на другом, более высоком берегу Дона в станице Красноярской. Постепенно вся станица переехала в два хутора: Сиволобов и Романов, которые настолько приблизились к Красноярской, что вскоре вошли в ее состав».

Формально место Кумшацкой заняла станица Цымлянская, в том же году приобретшая современное название Цимлянская. При определенных условиях Цимлянскую на новое место можно было вообще не переносить. Под затопление попадало около 60% площади застройки станицы и слившихся с ней хуторов (Чекалов и Потайновский). Под воду уходили район пристани, исторический центр станицы с собором. Но район винодельческого завода, мельницы, кладбище и верхние улицы оставались нетронутыми водой. Для сравнения немногим меньше потерял своей территории город Калач-на-Дону в Волгоградской области. Окончательное решение перенести станицу на новое место обычно связывают с необходимостью создать новый районный центр с возникшим поселком работников ГЭС. «Старая» Цимлянская оказывалась без железной дороги и удобной пристани на Дону (из-за крутизны берега наполненного водохранилища).

Поэтому оставшейся незатопленной части Цимлянской переименовали в станицу Хорошевская (сама станица находилась в устье современного Терновского залива). В новой Хорошевской продолжил работать, до перевода в Цимлянск через много лет, винодельческий завод (предшественник Цимлянского завода шампанских вин).


Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О перенесении районного центра Цимлянского района Ростовской области». Источник - сайт sarkel.ru

Вообще же все населенные пункты на правом, возвышенном берегу Дона от современной станицы Хорошевская до города Цимлянска под воду ушли только частично. В хуторе Крутой, который еще перед Великой Отечественной войной считался крупным населенным пунктом (597 человек по данным Всесоюзной переписи населения) затопило несколько улиц, а остальная часть населенного пункта осталась целой. Не переменил места и Саркел, образованный в 1932 году как поселок при виноградарских колхозах «Новь» и «Красный Октябрь». Современное название поселок получил в 1987 году, на волне интереса к хазарской теме по имени одноименной средневековой крепости.

Другим примером неудачно подобранного участка для переселения стала история станицы Баклановской. На старом месте станица оказывалась в прибрежной полосе будущего водохранилища. При нарезке участком для станичников выделили место удаленное как от ближайших дорог, так и от водохранилища. Жители соседних хуторов стали с иронией называть новое место обитания баклановцев – «хурдинский престол». Хутор Алдабульский, расположенный рядом с Баклановской, наоборот смог «выбить» себе место на побережье водохранилища.

В некоторых случаях несколько хуторов на новом месте объединялись в ранее не существовавший населенный пункт. На берегу залива водохранилища возникла станица Калининская, названная по расположенном неподалеку одноименному небольшому хутору. В новую станицу переселились жители четырех хуторов, расположенных на берегу правого притока Дона Цымли (Цимлы в современном написании). В крупнейшем из них, Челбине, численность населения к концу 20-х годов превышала 1000 человек.

Подобным образом возник и хутор Лагутники. В конце 20-х годов на его месте возник небольшой поселок для работников Романовской машинно-тракторной станции (МТС). Десяток домиков расположились вдоль улицы Ленина. Расположение поселка на узле автомобильных дорог повлекло за собой активное полуофициальное переселение жителей небольших хуторов с правого берега Дона. В поселок МТС переезжали те, кто не смог получить участок в районном центре. Костяк первопоселенцев Лагутников составили жители одноименного хутора, на месте которого отрыли 15 котлован и построили шлюз №15 (сейчас это территория Волгодонска, хуторов Богучары (550 человек) и Лог (495 человек). Выросший поселок стал усадьбой Добровольского совхоза, а в 80-ые годы был переименован в Лагутники, в честь одного из исчезнувших хуторов.

В целом при переселении сохранялись названия и прямая преемственность для крупных станиц и хуторов, с населением более 500 человек. Наверное, единственным исключением из этого правила стала история станицы Нижне-Курмоярская. Эта станица стала единственным населенным пунктом в Ростовской области, перенесенной с правого берега Дона на левый берег. Пойма Дона на месте примыкала к бесплодным Цимлянским пескам. При наполнении водохранилища заливные луга в окрестностях станицы уходили под воду, а ближайшие свободные пахотные земли находились уже в границах Сталинградской (Волгоградской) области. В итоге населенный пункт упразднили, большая часть жителей и школу перевели в хутор Рябичев, туда же перенесли и здание станичной школы. Меньшая часть жителей переехала в хутор Лозной на левом берегу Дона (Рябичев находится в Волгодонском района, а Лозной – в Цимлянском).

Иногда место для переселения выбиралось на месте уже существующего хутора, который ранее был основан выходцами из выселяемой станицы. Так, около будущего Волгодонска появилась станица (или в другом варианте – хутор) Красный Яр. При выборе конечного места для переселения красноярцы остановились на варианте хутора Добровольского, основанного в 20-е годы. Другие варианты переселения, вроде хутора Ясырев в Романовском районе, были отвергнуты. Похожим способом состоялся переезд станицы Маркинская. Изначально станицы располагалась на правом берегу Цымлы, рядом с хутором Чеблин. При планировке территории обнаружилось, что для укрупненного колхоза, который создавался в новой станице Калининская, потребуется гораздо больше земли, и в результате  новым местом для станицы избрали хутор Сметановский.

При подготовке материала использовались фрагменты книг Валерия Дронова «Очерки истории Дубовского района», Виктора Мельникова и Светланы Шендорук «Волгодонской район: история и современность», сайта Анатолия Чалых sarkel.ru и официального сайта администрации Цимлянского района.


Новости на Блoкнoт-Волгодонск

Кто, когда и зачем копал донские котлованы в Волгодонске и Цимлянске

Лето, жара. И так хочется отправиться на дачу или на пляж. Местом отдыха сотен, или даже тысяч горожан на все лето часто становятся «котлованы» – искусственные озера или заливы Дона. Поэтому в очередном рассказе из рубрики «О тебе, любимый город» мы решили вспомнить историю создания этих водных объектов. Итак, начнем.

Практика строительства крупных ГЭС до войны – в частности Волховской ГЭС, ДнепроГЭС, Угличской и Рыбинской ГЭС, предполагала сооружение русловой железобетонной плотины и сравнительно коротких участков земляных плотин. Но  при проектировании Цимлянской ГЭС плотину предполагалось намыть из песка, который брался тут же из поймы Дона. Вся долина реки, шириной в 14-20 километров, была сложена речными наносами и на протяжении многих тысяч рек, с конца последнего ледникового периода, создавалась течением Дона или его рек предшественников. Намыв плотины позволял значительно сократить и упростить сроки строительства гидроузла – песчаное ядро позволяло сравнительно дешево и быстро механизировать весь процесс сооружения тела плотины.

Перед геологами была поставлена задача выбрать те песчаные «линзы» в пойме,  которые были сложены наиболее чистыми песками и удачно расположены с точки зрения транспортировки песка к месту сооружения плотины – то есть к району между станицами Кумшацкая и Цимлянская. 

Примерная схема гидромеханизационных работ на строительстве Цимлянского гидроузла. Границы котлованов даны по состоянию на 2016 год. Районы работы земснарядов по трассе судоходного канала и в районе речного порта не показаны.

Первые геологические партии появились у станицы Кумшацкой еще до окончания войны  – в апреле 1945 года. В это время в устье реки Кумшак начались работы по определению границ и запасов песка на правобережье Дона.  После того как плотину и сам гидроузел было решено закладывать на так называемом Кумшацком створе, в 1948 году была образована Главная Волгодонская контора гидромеханизации Главгидростроя МВД СССР с разделением на 12 производственных участков.

Тогда же возник и предшественник современного Цимлянского судомеханического завода. На окраине отселяемой станицы Кумшацкой были построены кузница, два деревянных корпуса и склад. В них разместились механический цех, сварочный цех, пять боксов для автомобилей и котельная. Оборудование мастерских позволяло изготовлять обратные клапаны, пульпопереключатели, строительные скобы и производить текущий ремонт земснарядов. Позднее на предприятии было налажено производство и самих земснарядов.


Территория участка №6 Волгодонской конторы гидромеханизации, фото ок. 1950 года, из архива Цимлянского судомеханического завода.

Земснаряд тогда, как впрочем, и теперь, представляет собой самоходное или несамоходное судно специального флота, оснащенное мощными землесосными насосами и специальной штангой, погружаемой в воду. Через трубу, размещенную на штанге, земснаряд может струей воды или посредством механического разрушения дна или берега водоема всасывать смесь воды и песка, а затем по трубопроводам передавать ее на сушу.

При строительстве Цимлянского гидроузла было перемещено 81 миллион 350 тысяч кубических метров или более 120 миллионов тонн земли, преимущественно песка, добытого из русла или поймы Дона. Из донского песка была отсыпана основная часть плотины, за исключением небольших участков, примыкающих к будущему речному порту – они попросту располагались слишком далеко от мест работы земснарядов и части плотины, которую отсыпали на месте перекрытия старого русла Дона. Часть плотины намывалась только с одной стороны, другая – с двух сторон (что хорошо заметно на схеме работ). Намыв плотины начались в 1949 году.  Со дна Дона у будущей Цимлянской ГЭС удалось поднять 3,1 миллиона кубических метров песка и грунта. Далее объемы работ возрастали, достигнув пика в 1951 году, в течение которого было завершено формирование тела плотин, после чего основной объем земляных работ можно было считать оконченным. В 1950 году земснаряды переместили 8,05 миллионов кубометров грунта, в 1951 году – 30,6 миллионов, в 1952 году – 8,2 миллиона.


Поперечное сечение левобережной намывной части плотины Цимлянского гидроузла. Со стороны водохранилища песчаную плотину защищают бетонные плиты толщиной от 20 (на нижних уровнях) до 50 сантиметров (в прибрежной зоне). Внешняя сторона плотины укреплена слоем щебня. Начало плотины на дне водохранилища отсыпано суглинками. 

Цимлянскую плотину одновременно намывали до 11 земснарядов, выполнивших до 70% земляных работ по формированию насыпи плотины. В зависимости от времени работ, гранулометрический состав грунта на отдельных участках работало от 4 до 8 земснарядов. По мере завершения работ суда передавали с одного котлована к другому. Наиболее крупный участок работ предстоял правобережный участок плотины, разбитый на семь отдельный участков намыва – от Цимлянской ГЭС до Цимлянска. Песок для плотины намывали из Цимлянского котлована и расширенного участка русла Дона перед строящимся железобетонной плотиной Цимлянской ГЭС. Стоит выделить и другие два крупнейших карьера – котлованы №9 и 10а, из песка которых была намыта основная часть плотины на левобережье Дона. Плотина в этой части стройки была разделена на 16 отдельных участков намыва. Девятый карьер вскоре стали называть в честь рабочего поселка Новосоленовский, а карьер 10а по близлежащему шлюзу позже назвали пятнадцатым котлованом. Земснарядами также был пройден нижний уровень судоходного канала от Дона до шлюза №15, а также намыты защитные дамбы будущего речного порта. Работы на последнем объекте проводились в самом конце стройки, при наполнении водохранилища.

Слева - земснаряд тип 300-40, справа - тип 500-60.

Земснаряды работали от электричества. Первое время электроэнергия поступала от двух энергопоездов, мобильных дизельных электростанций, смонтированных в вагонах поезда. Два первых энергопоезда были доставлены из Ростова на баржах по Дону к речной пристани поселка Новосоленовский.  Позднее электричество земснаряды, как и весь строительный район, стали получать по ЛЭП протяженностью в 174 километра, проложенной от Несветай ГРЭС  в Красном Сулине.

Наиболее мощные и производительные земснаряды для намыва плотины изготовил киевский завод «Ленинская кузница», насосы для них поставил Московский насосный завод имени Калинина, сейчас это предприятие называется ОАО «Лопастные гидравлические машины» (ЛГМ). Для гидроузла были разработаны земснаряды трех типов  - 100-35, 300-40 и 500-60, где первые цифры индекса обозначали производительность в кубометрах песчановодяной смеси в час. Последний тип земснарядов был разработан специально для Волго-Донского судоходного канала.

К станице Цимлянской эти землесосные снаряды попали после долгого путешествия. Из Киева их буксировали вниз по Днепру, затем по Черному морю вдоль побережья Крымского полуострова через Керченский пролив и Азовское море. От Азова земснаряды буксирами в июне-августе 1950 года несколькими партиями доставили к пристани поселка Новосоленовский в дополнение к нескольким земснарядам меньшей мощности, к тому времени уже приступившим к работе. 


Землечерпательная машина. Фото из фондов Музея строительства Волго-Донского канала в Волгограде. Грунт со дна водоема поднимается на поверхность "бесконечной" лентой из ковшей-черпалок, а затем перегружается на несамоходную баржу пришвартованную к борту землечерпалки. Подобные специальные суда обеспечивали дноуглубительные работы на Дону в период строительства Цимлянского гидроузла. После того как Дон был перекрыт, и началось наполнение водохранилища, уровень воды в реке ниже Цимлянской значительно упал. Проводка судов к пристаням станицы Романовская и поселка Новосоленовский была возможна только за счет непрерывной работы землечерпалок.

Сам процесс добычи песка производился следующим образом. Участок суши с разведанными запасами песка, перед разработкой очищался от древесной и кустарниковой растительности, с него снимался слой почвы. Земснаряд походил к берегу и начинал размывать его с помощью струи воды, постепенно расширяя подходной канал. По мере увеличения в размерах искусственного речного залива в образовавшийся котлован входил второй или третий земснаряд. Форма котлованов, отдаленно напоминающую лапку зверька как раз и образовалась в результате одновременной работы нескольких земснарядов, разрабатывавших каждый в отдельности свой небольшой заливчик и оставляя между участками работ земляной мыс. В другом случае бульдозерами отрывался котлован, к которому по каналу подводилась вода. В получившееся озерцо спускался земснаряд, который в ходе своей работы начинал увеличивать глубину и площадь водоема. 


Слева пульпопровод на понтонах, справа - переход пульпопровода через автомобильную дорогу поселок Новосоленовский - стройплощадка Цимлянской ГЭС (сейчас это старое Цимлянское шоссе среди дачных массивов).

Смесь песка и воды – пульпа, от земснаряда подавалась к плотине по специальным трубопроводам. Максимальная протяженность пульпроводов составляла пять километров. При такой длине трубопровода на нем работала промежуточная насосная станция, подкачивающая смесь перед ее подачей на плотину. На поверхности воды трубопровод поддерживался плавучими бонами, а на суше прокладывались долговременные деревянные или стальные эстакады. Над автомобильными и железными дорогами сооружались специальные переходы. 


Эстакады трубопроводов для транспортировки смеси песка и воды

Каждый земснаряд подавал песчановодяную смесь на изолированную и обвалованную карту намыва длиной от 300 до 400 метров и шириной от 250 метров в начале работ до 20 метров на высоких участках ближе к гребню плотины. Перед началом формирования карт намыва проводилась подготовка участка. Бульдозерами снимался верхний слой почвы глубиной от одного до трех с половиной метров. В среднем глубина котлованов в основании плотины составляла около 1,7 метра. В основании карты монтировались трубы водопонижительных колодцев, собирающих  и отводящих в сторону воду. Вода с тела намываемой плотины по системе канав сбрасывалась в Дон.


Карта намыва плотины. По границам участка можно увидеть трубопроводы, в центре - "столбики" водопонижающих колодцев.

С 1952 года начались работы по спрямлению русла Дона на участке от Цимлянского гидроузла до устья Северского Донца. Земснаряды спрямляя русло Дона, прорезали излучины реки. Новые участки русла были прокопаны у станиц Романовской, Каргальской, Задоно-Кагальницкой, города Константиновска. Вплоть до постройки Николаевского и Константиновского гидроузлов, поднявших уровень вода на Нижнем Дону, основную работу по поддержанию фарватера взяла на себя флотилия земснарядов и землечерпалок. 

Последствия добычи песка на Цимлянском котловане земснарядом Цимлянского судомеханического завода. Спутниковые снимки с  сайта Google Earth. Слева состояние местности на 2002 год, справа - на 2015 год. На обоих снимках хорошо заметна лента плавучего пульпопровода, в правом нижнем углу второго снимка можно разглядеть и сам земснаряд. В период строительства гидроузла для работ подобного масштаба требовалось несколько недель.

Добыча песка из поймы и со дна Дона в окрестностях Волгодонска продолжается и по настоящее время. До банкроства добычу песка на Дону с помощью грейфера на базе плавкрана осуществлял Волгодонский речной порт. Цимлянский судомеханический завод использует для намыва песка земснаряд собственного производства. Новые котлованы и заливы, "выкопанные" земснарядами на Дону появлялись и после завершения стройки Цимлянского гидроузла, ведь строительство в Волгодонске не прекратилось, а городу каждый год требовались десятки тысяч тонн песка. Поэтому ресурсы Дона использовались максимально возможно. Так появились новые бухты и заливы на Дону в районе баз отдыха за бывшим ВОЭЗом. Некоторые новые заливы, уже облюбованные рыбаками и купальщиками, появлялись буквально на наших глазах. Для строительства насыпи объездной дороги вокруг ГЭС  начале 2000-х готов использовался местный песок. В это время земснаряд выкопал небольшой узкий котлован на острове, образованном Доном, протоками Подпольная и Сухая.

При подготовке статьи использовались материалы Технического отчета о строительстве Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений. Фотографии в статье, если не указано иное, взяты из отчета.

Новости на Блoкнoт-Волгодонск

Земля из космоса: Цимлянское водохранилище России

Заявки

17.10.2008 794 Просмотры 0 лайков

Одно из крупнейших водохранилищ России, Цимлянск, выделено на этом снимке, сделанном Envisat над югом России.

Водохранилище находится на большой излучине реки Дон в районе города Цимлянск Ростовской области. Он был построен в начале 1950-х годов для обеспечения гидроэнергетикой и поливной водой сельскохозяйственных культур в нижнем течении реки Дон.

Водохранилище протяженностью около 257 км и максимальной глубиной 36 м обеспечивает борьбу с наводнениями в нижнем течении бассейна реки Дон и является частью водного пути, используемого для транспортировки материалов между верхним и нижним Доном. Дон, протяженностью 1960 км, является одной из самых длинных рек Европы.

Вдоль реки можно увидеть много сельскохозяйственных культур, включая пшеницу, рис, хлопок, люцерну, виноград и другие фрукты и овощи. Темно-коричневые области вокруг резервуара показывают, где уже был собран урожай.

Спутники наблюдения Земли используются в сельскохозяйственном мониторинге для картирования и классификации землепользования, типа сельскохозяйственных культур, состояния сельскохозяйственных культур, обнаружения изменений, картирования орошаемых ландшафтов и картирования посевных площадей.

Проект Цимлянского водохранилища включал гидроэлектростанцию, рыбоподъемник, два судоходных шлюза, оросительный канал, бетонную плотину и земляную плотину.

Плотина хранит воду в резервуаре, из которого вода течет по трубам мимо турбин, генерирующих электричество.Количество произведенной электроэнергии определяется объемом потока воды и высотой от верха турбин до поверхности воды у основания плотины.

Это изображение было получено 27 сентября 2008 года спектрометром изображений среднего разрешения компании Envisat (MERIS) при работе в режиме полного разрешения для обеспечения пространственного разрешения 300 метров.

подобно

Спасибо за лайк

Вам уже понравилась эта страница, вам может понравиться только один раз!

.

Цимлянское море Ближайший сосед Байкала

В принципе, это сравнение не совсем корректное, но один из многих показателей, а именно чистота воды в обоих резервуарах, действительно так. Ведь, по мнению отечественных специалистов, вода в Цимлянском море или водоеме, которому, что удобно, по чистоте относится ко второму классу, что на удивление свойственно только легендарному озеру Байкал.

Несмотря на интенсивное движение речных судов и активную хозяйственную деятельность на его берегах, вода в Цимлянском море остается достаточно чистой.Цимлянское водохранилище начали строить в 1948 году с целью обеспечения нормального режима питьевой воды двух территорий Ростовской и Волгоградской областей и обеспечения орошаемого земледелия. И хотя тогда это сооружение считалось практически сооружением века, река Дон довольно быстро закрыла Цимлянскую ГЭС, но заполнение ее водой продолжалось практически до 1953 года.

На сегодняшний день его площадь составляет почти 2700 квадратных километров, а водоудерживающая способность - более 20 кубических километров.Однако решение одной проблемы привело к появлению другого, связанного с этим факта: впадение Дона в Азовское море существенно изменило гидрологическую ситуацию после строительства Цимлянской ГЭС как самого Азовского моря, так и его прибрежной части. Практически к началу семидесятых годов прошлого века соленость Азовского моря изменилась довольно значительно.

Если до перекрытия рек этот показатель был в три-четыре раза меньше, чем соленость воды в океане и составлял 1-2 промилле, то сегодня этот показатель колеблется от 10 до 13 промилле.Такое падение привело к значительному изменению продуктивности Азовского моря, которое в те же пятидесятые годы было безусловным лидером в стране по производству ценных промысловых видов рыб, таких как белуга, севрюга и керченская сельдь, не говоря уже о. пелагг, камбала-калкан и знаменитый черноморский помет.

На сегодняшний день промышленное производство этой рыбы практически находится под угрозой его полного прекращения. Однако, несмотря на это, рыбная промышленность на Цимлянском водохранилище начала процветать.При этом проблема обеспечения пресной водой территорий Ростовской и Волгоградской областей, в том числе для нужд поливного хозяйства и промышленных предприятий, была практически полностью решена за счет создания того же Донского магистрального водоканала.

Просмотров: 34

.

Цимлянское водохранилище - wikiwand

Для более быстрой навигации этот iframe предварительно загружает страницу Wikiwand для Цимлянское водохранилище .

Подключено к:
{{:: readMoreArticle.title}}

Из Википедии, свободной энциклопедии

{{bottomLinkPreText}} {{bottomLinkText}} Эта страница основана на статье в Википедии, написанной участники (читать / редактировать).
Текст доступен под Лицензия CC BY-SA 4.0; могут применяться дополнительные условия.
Изображения, видео и аудио доступны по соответствующим лицензиям.
{{current.index + 1}} из {{items.length}}

Спасибо за жалобу на это видео!

Пожалуйста, помогите нам решить эту ошибку, написав нам по адресу support @ wikiwand.com
Сообщите нам, что вы сделали, что вызвало эту ошибку, какой браузер вы используете и установлены ли у вас какие-либо специальные расширения / надстройки.
Спасибо! .

цимлянское водохранилище - определение - английский

Примеры предложений с "цимлянским водохранилищем", память переводов

WikiMatrix Цимлянское водохранилище затоплено, поэтому дальнейшие раскопки проводить нельзя. WikiMatrix В 1950–1952 годах станица была переселена в новое расположение в связи со строительством Цимлянского водохранилища и Цимлянской ГЭС.

Показаны страницы 1. Найдено 4 предложения с фразой Цимлянское водохранилище.Найдено за 1 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки.Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

.

Смотрите также