История крейсера аврора для детей


десять фактов о легендарном крейсере — История России

24 мая 1900 года на воду был спущен корабль, которому предстояло стать самым знаменитым долгожителем русского флота 

Для России, особенно для России ХХ столетия, крейсер «Аврора» — один из главных символов Октябрьской революции. Главных в прямом смысле слова: его точные или символические изображения можно найти на множестве предметов советской поры – от орденов до монет, от марок до чайных чашек. А сам крейсер, поставленный на вечную стоянку в Ленинграде, был непременной частью любой официальной экскурсии по городу, ставшему колыбелью революции. Неудивительно, что за этим парадным фасадом истории знаменитого корабля оставались малоизвестными многие другие факты его действительно боевой биографии. О десяти из них сегодня, в очередную годовщину спуска легендарного корабля на воду, который состоялся 24 мая (по н. ст.) 1900 года, и рассказывает портал «История РФ».

1. «Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.


Фрегат «Аврора» во время бури. Картина художника Платона Бориспольца, 1838 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

2. Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.


Спуск на воду крейсера «Аврора» из эллинга Нового Адмиралтейства, 24 мая 1900 года.
Легкая крытая постройка у края причала — Императорский павильон. Источник: https://topwar.ru

3. От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.


Внешний вид крейсера «Аврора» после битвы в Цусимском проливе. Фотография сделана при входе корабля
в порт Манила, Филиппины, 21 мая 1905 года. Источник: https://commons.wikimedia.org

4. Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.


Первый командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Евгений Егорьев,
погибший в Цусимском сражении. Источник: https://www.liveinternet.ru

5. Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.


Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» во время службы на Балтике перед Первой Мировой войной.
Источник: https://commons.wikimedia.org

6. Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.


«Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде, январь 1917 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org

7. Как «Аврору» едва не пустили на слом

Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.


Крейсеры «Профинтерн» (справа, на переднем плане) и «Аврора» (слева, на заднем плане) в порту Свинемюнде
во время зарубежного похода, 1929 год. Источник: https://commons.wikimedia.org

8. Корабельные пушки на земле

Как боевой корабль, способный дать сражение противнику в море, «Аврора» к началу обороны Ленинграда ценности уже не представляла. Но она была неплохо вооружена, и именно корабельная артиллерия стала главным достоинством крейсера. Девять 130-миллиметровых пушек с него сняли и отправили на сухопутный фронт под Дудергоф. Сухопутную батарею ждала печальная судьба: к середине сентября она перестала существовать, причем большинство орудий подорвали сами моряки, чтобы они не достались немцам.


Разоруженный крейсер «Аврора» на грунте во время блокады Ленинграда. Фото 1943 года.
Источник: https://militaryarms.ru

9. Как «Аврора» была «Варягом»

Крейсер пережил блокаду, хотя и провел большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам. Так что снятие блокады корабль встретил в печальном состоянии. Но крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме. После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.


Крейсер «Аврора» на месте постоянной стоянки у устья Большой Невки, Ленинград, 1960-е годы.
Источник: http://www.nashflot.ru

10. Дважды орденоносная «Аврора»

Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века. Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную. Вершиной этого стало награждение крейсера 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем. Сегодня оба ордена — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге «Авроры». Как и прежде, он развевается на флагштоке, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер, отмечающий 119-й день рождения, сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.


Кормовой Андреевский орденоносный флаг крейсера «Аврора» — единственного дважды орденоносного корабля
российского флота и единственного корабля, на флаге которого имеется его изображение. Источник: http://www.vexillographia.ru

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге: история и описание корабля

Пятница, Ноябрь 20 2020

В тренде
  • Аквапарк «Питерлэнд»: режим работы и стоимость билетов в 2020 году
  • Спас на Крови: режим работы, цена билета и правила посещения
  • Соборы и Святые храмы Санкт-Петербурга
  • Петербургский ангел на скамейке: где находится и как добраться?
  • Что лучше — Питер или Москва?
  • Музей Эрмитаж: режим работы, цена и правила посещения
  • Лучшие самостоятельные экскурсии по Санкт-Петербургу с маршрутами
  • В Санкт-Петербурге с 28 июня начнут работать парки
  • В Петербурге снято ограничение на госпитализацию и реабилитацию
  • С 29 июня в Петербурге возобновят свою работу летние кафе

Крейсер «Аврора»

Крейсер "Аврора".

Крейсер «Аврора»: историческая справка

Бронепалубный крейсер первого ранга, носящий имя древнеримской богини утренней зари, начал своё существование в последний год 19 века и прошёл в своей корабельной судьбе через ряд знаковых событий века 20-го. Окончив боевую жизнь, «Аврора» стала кораблём-музеем, одним из первых в России.

Строительство военного корабля началось летом 1897 года на петербургской верфи «Новое адмиралтейство». После проигранной крымской войны Россия потеряла право иметь флот на Чёрном море. Чтобы поднять престиж отечественного флота, его решили усилить судами нового типа, которые уже имелись в западных странах — так началась работа над тремя бронепалубными кораблями: «Диана», «Паллада» и «Аврора». Их прототипом стал английский Крейсер «Талбот».

В мае 1900 года под артиллерийские залпы крейсер «Аврора» был спущен на воду. В составе почётного караула, стоящего на верхней палубе, находился 78-летний матрос с доблестного парусного фрегата «Аврора». Именно в честь этого корабля, мужественно оборонявшего Петропавловск в 1854 году во время Крымской войны и совершившего два кругосветных плавания, был назван новый крейсер.

В октябре 1904 года «Аврору» командировали на Дальний Восток. Там разгоралась русско-японская война. На тот момент корабль был вооружён 42-мя орудиями различного калибра и тремя торпедными аппаратами. Команда состояла из 570 человек, в том числе, 543 матросов.

Конец мая 1905 года. Цусимское сражение. Одна из самых тяжёлых битв, в которых участвовал российский флот. В этом последнем и решающем сражении русско-японской войны Россия потеряла 21 судно и 5,000 человек. Крейсеру «Аврора» удалось выжить.

В 1906 году, вернувшись после Цусимского сражения к родным берегам и залечив раны, боевой корабль на время стал кораблём учебным. В этом качестве «Аврора» с гардемаринами и кадетами военно-морских училищ совершила ряд длительных походов, во время которых посетила порты различных стран.

С началом Первой Мировой войны крейсер отправился на дозорную службу в водах Балтики, чтобы охранять и поддерживать огнём российские войска. В 1916 году судно отправили на ремонт. А в 1917 году корабль принял участие в революционных событиях страны: холостой выстрел из орудий «Авроры» стал сигналом штурма Зимнего дворца.

С 1918 года крейсер находился в резерве, а с 1923 года опять стал учебным судном.

В годы Второй Мировой войны орудия «Авроры» использовались для обороны Ленинграда. Крейсер подвергался систематическим бомбёжкам, артобстрелу и к концу войны имел более 1500 пробоин.

После ремонта, в 1948 году легендарный корабль установили на вечную стоянку у Петроградской набережной. До 1956 года судно служило учебной базой Нахимовского училища. Уже в те годы здесь начал организовываться корабельный музей.

Крейсер «Аврора».

Заметим, что в данный момент крейсер «Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея. К числу других филиалов музея относятся: Музей Балтийского флота, Кронштадтский Морской собор, Крейсер «Михаил Кутузов», Музей «Дорога жизни», Подводная лодка Д-2 «Народоволец».

Экспозиция и достопримечательности

Современная жизнь крейсера «Аврора» началась в 2016 году. Закончился капитальный ремонт корабля и 31 июля, во время празднования Дня Военно-Морского флота России, на корабле-музее торжественно открыли обновлённую экспозицию, которую посвятили истории российского флота.

Крейсер «Аврора».

Располагается экспозиция в 9 залах. Для посещения открыты верхняя палуба, машинное и котельное отделения, боевая рубка. В первом зале представлен краткий обзор всей истории крейсера. Кроме того, посетителям здесь предоставляется возможность познакомиться с устройством и архитектурой корабля, его вооружением и механизмами.

Экспозиция второго зала построена так, что на примере «Авроры» показывается жизнь российских моряков в конце XIX и начале XX века, рассказывается об особенности их службы и быта.

Посетив третий зал можно в деталях узнать о первых годах существования корабля с момента его постройки и до Первой Мировой войны. Посетителей здесь знакомят с работой морского ведомства в те годы, также в коллекции экспонатов подробно иллюстрируются российские кораблестроительные программы последнего пятилетия 19 века. Экспозиция знакомит с важнейшими российскими предприятиями, связанными с судостроением, при этом делается акцент на становление крейсерских сил. По экспонатам можно досконально узнать о проектировании и строительстве «Дианы», «Паллады» и «Авроры», боевой службе этих кораблей при обороне Порт-Артура в 1904 году.

Коллекция экспонатов четвёртого зала посвящена временному промежутку между двумя мировыми войнами. Рассказ начинается с эпизодов Первой Мировой войны. Затем описываются основные события 1917 года, Гражданская война, мирная служба крейсера «Аврора».

Пятый зал посвящён временному отрезку Второй Мировой войны с 1941 по 1945 год. Отдельную группу экспозиции составляют разделы о послевоенной жизни корабля: восстановлении крейсера, обучении нахимовцев, проведении на «Авроре» торжественных мероприятий, постепенном превращении судна в музей.

В шестом зале представлены модели современных кораблей и подарки, которые получал легендарный крейсер. Также площади этого зала периодически предоставляются для экспонирования временных тематических выставок.

Несколько необычна экспозиция, которая расположилась в седьмом и восьмом залах. Она посвящена истории медицины на флоте. В седьмом зале реконструирован кабинет судового врача, рассказывается о его работе. Восьмой зал оформлен в виде корабельного лазарета, здесь представлено всё то медицинское оборудование, которым была обеспечена «Аврора». Корабль, в частности, был пионером в использовании рентгеновского аппарата на флоте.

На корабле-музее можно заказать обзорные или тематические экскурсии (на русском или английском языке), групповые и индивидуальные (от 1 до 5 человек) или воспользоваться аудиогидом. Что примечательно, несмотря на своё музейное предназначение, знаменитый крейсер и сейчас находится на ходу. На судне имеется военный экипаж, состоящий из офицеров, мичманов и матросов.

Крейсер «Аврора».

На знаменитом корабле ежегодно торжественно отмечаются памятные даты, связанные с историей и российским флотом. В мае: 11 числа празднуют день спуска «Авроры» на воду, 18-го — Международный день музеев, 23 числа — дату закладки крейсера, 27-го — день Цусимского сражения. В июле: 16 числа отмечается день вступления «Авроры» в строй, в последнее воскресенье месяца празднуют День Военно-Морского флота России.

Интерактивный тур по крейсеру «Аврора»

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Залы.

2. Залы.

3. Внешний вид.

Крейсер «Аврора»: где находится и как добраться

Крейсер «Аврора» и Сампсониевский мост.

Место вечной стоянки крейсера «Аврора» находится в Петроградском районе, напротив Нахимовского военно-морского училища, которое расположено по адресу: Петроградская набережная, 2.

Быстрее всего добраться до крейсера «Аврора» можно от станций метро «Горьковская» или «Площадь Ленина». От «Горьковской» к Петроградской набережной направляются 6-й и 40-й трамваи. От «Площади Ленина» идёт трамвай № 6. При желании, как от одной, так и от другой станции метро можно без труда дойти пешком: прогулка займёт около 20-30 минут.

5 фактов об «Авроре» — самом несчастном корабле Русского флота

120 лет назад (1900) в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер 1‑го ранга Балтийского флота «Аврора». Многие привыкли, что крейсер — просто символ революции, но его судьба куда интереснее и куда несчастнее.

1. «Крестным отцом» символа революции был... ее будущая жертва Николай II

Крейсер «Аврора» после спуска на воду

Император лично выбирал именование нового крейсера. Его корабль получил в честь парусного фрегата «Аврора», который прославился во время Крымской войны. Во время спуска на воду 24 мая 1900 года на палубе крейсера находился 78-летний матрос, в свое время служивший на парусном фрегате «Аврора». 

2. Крейсер «Аврора» — один из главных символов революции 1917 года

Знаменитый выстрел с крейсера «Аврора» в октябре 1917 года , про который впоследствии говорили, что именно он дал старт штурму Зимнего дворца, стал символом революции. В честь этого события в центре ордена Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В 1968 крейсер наградили этим орденом.

3. «Аврора» участвовала в трех войнах, а не только стреляла в революцию

«Аврора» после Цусимского сражения на рейде в Маниле. В Цусимском сражении крейсер получил 18 попаданий. 1905

Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная война — крейсер участвовал в каждой. Больше всего он пострадал во время Великой Отечественной: крейсер нес противовоздушную оборону в Ораниенбауме (сейчас Ломоносов) под Ленинградом  и постоянно подвергался налетам немецкой авиации. От прямых поподаний крейсер получил пробоины и сел на грунт. Орудия с «Авроры» передали сухопутным войскам на фронт. 

Во время Цусимского сражения (Русско-японская война) С «Авроры» шесть раз сбивали снарядами флаг, но изрешеченное знамя все равно поднимали. За время боя «Аврора» сильно пострадала, но смогла добраться до нейтрального порта в Маниле для ремонта. И только в Первую мировую крейсер не получил серьезных повреждений, несмотря на активную боевую деятельность.

4. В экипаж «Авроры» до революции всегда входил священник

Судовой священник на верхней палубе крейсера. Русско-японская война. 1904

С 1903 по 1916 год на «Авроре» поочередно служили десять священников. А один из них героически погиб при обстреле своими же кораблями. В 1904 году эскадра военных кораблей шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру. Возле берегов Англии в сильнейший туман русской эскадре «померещились» японские миноносцы, и она случайно обстреляла рыбацкие суда и свой крейсер «Аврора». В крейсер попало пять снарядов. Судовому священнику иеромонаху Анастасию (Рукину) оторвало руку, от чего он позже скончался в госпитале на севере Марокко. 

5. Сегодня на революционном корабле проходят православные службы

Настоятель храма крейсера «Аврора» священник Александр Ткаченко поздравляет с Пасхой командира крейсера, капитана 3-го ранга Артема Знаменщикова, 15 апреля 2018 года. Фото Глеба Ильинского

После окончания капитального ремонта в 1987 году «Аврора» находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. В 2010 году крейсер вывели из состава ВМФ и передали Центральному военно-морскому музею. На борту находится экспозиция, посвященная трем войнам, в которых участвовал крейсер: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. В 2018 году на борту «Авроры» восстановили корабельный храм, уничтоженный в 1917 году. Сейчас в нем регулярно проводят богослужения. Подробнее об этом читайте в наших материалах "Молитва на крейсере «Аврора»: без деления на красных и белых" и "Литургия на "Авроре".

Подробнее о судьбе крейсера читайте в материале "Аврора верит".

Пролетарская богиня среди мифов и рифов

Журналист «Нового времени», прибывший в Мессину для участия в празднике, живописал теплый прием авроровцев итальянцами:

«Ночью с моря уловили трепетные радиосигналы: «Аврора» приближалась, и Мессина в этот день уже не работала - Мессина только праздновала. В городе и на всех судах в гавани были подняты русские национальные флаги. Празднично одетые, оживленные, с детьми на руках, неся бутылки с пахучим кьянти, мессинцы еще с утра заполнили обширные набережные. Легкая черточка возникла вдалеке, словно по синеве моря мазнули акварельной кисточкой, - это подходила «Аврора», русский крейсер первого ранга.

Петр Николаевич Лесков, командир «Авроры», обозрел панораму города через хрустальную оптику дальномера:

- А нас встречают, и, кажется, с музыкой. Якорей не бросать. Будем вставать прямо к набережной - на швартовы...

Кажется, что на берегу собралась вся Мессина, ветер еще издалека доносил бурные возгласы экспансивных итальянцев...

- Вива... Руссия... вива!

Оркестры обрушили в котловину гавани два гимна сразу.

Прозвучал Салют Наций. Швартовы поданы.

Боже! Что тут началось... Белыми камелиями и розами, алыми гвоздиками и фиалками осыпали серую броню «Авроры». На борту крейсера находились сейчас и те, кто два года назад выкапывал мессинцев из-под толщи развалин; прибыл в Мессину один матрос, потерявший обе ноги при спасении погибавших... Узнав об этом, итальянцы подхватили безногого матроса на руки и, восторженно крича, несли его через весь город, а он ничего не мог говорить от волнения - он качался на плечах мессинцев и... плакал!

Самый счастливый в Мессине дом - это дом, в котором побывал дорогой гость, русский моряк. Самая счастливая женщина в Мессине - та женщина, которой удалось поцеловать русского моряка. В кубриках «Авроры» безмятежно текло в эти дни розовое игривое кьянти... Всем было хорошо. Но вот провыли горны, возвещая «большой сбор». Замерла толпа на берегу, когда на борт крейсера ступила делегация Италии во главе с епископом д'Арриго. Перед строем моряков епископ вручил от имени Италии золотую мемориальную медаль с надписью: «Мессина - мужественным русским морякам Балтийской эскадры».

Крейсер «Аврора» — удивительная история самого знаменитого крейсера России

а б в г д е з и й к л м н о п р с т у х ч ш щ э ю я

Нижнекамск

Абакан Агрыз Азнакаево Акша Александровский Завод Альметьевск Амга Анадырь Анапа Анжеро-Судженск Анива Апатиты Армавир Арск Архангельск Астрахань

Бавлы Баксан Балахна Балашов Баргузин Барнаул Белгород Белово Белогорск Белоярский Бердск Бийск Биробиджан Благодарный Болгар Бор Борзя Брянск Бугульма Будённовск Буинск Буйнакск

Валдай Великие Луки Великий Новгород Вельск Верхняя Пышма Верхняя Салда Вилючинск Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волжский Вологда Волхов Вольск Воронеж Выборг Вязники

Газимурский Завод Гвардейск Георгиевск Горно-Алтайск Грозный

Демянск Дербент Домодедово Дульдурга

Екатеринбург Елабуга Елизово Енисейск

Забайкальск Заинск Заозерный Заокский Зеленогорск Зеленодольск Зеленчукская Зерноград

Иваново Игра Ижевск Иннополис Инта Иркутск Ишим

Йошкар-Ола

Казань Калининград Калининск Калуга Кандалакша Касимов Каспийск Кемерово Кетово Киров Кировск Киселевск Когалым Козельск Коломна Комсомольск-на-Амуре Кострома Красногорск Краснодар Краснокаменск Красноярск Кукмор Курагино Курган Курск Кызыл

Лаишево Лакинск Лениногорск Ленинское Лермонтов Лесной Лесозаводск Лесосибирск Липецк Лосино-Петровский Люберцы

Москва Магадан Магас Майкоп Макушино Малгобек Мамадыш Мари-Турек Мариинский Посад Махачкала Междуреченск Менделеевск Мензелинск Минусинск Можайск Молвотицы Московская область Мраково Мурманск Муром

Набережные Челны Назрань Нальчик Нарьян-Мар Невель Нижний Новгород Новая Ляля Новоалександровск Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоульяновск Новочебоксарск Новый Оскол Новый Уренгой Нурлат

Облучье Одинцово Одоев Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево

Павловка Пенза Пермь Петровск-Забайкальский Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Поддорье Преградная Приаргунск Прокопьевск Псков Пушкино

Рассоха Реутов Ржев Ростов Ростов-на Дону Руза Рязань

Санкт-Петербург Самара Самбек Саранск Саратов Сасово Себеж Севастополь Северо-Курильск Северск Семилуки Симферополь Скопин Славск Смоленск Советск Сосновый Бор Сосьва Ставрополь Сургут Сыктывкар

Талица Тамбов Тверь Тейково Тетюши Томск Тула Тюмень Тюхтет

Ужур Улан-Удэ Ульякан Ульяновск Уральский Усолье-Сибирское Уфа

Хабаровск Ханты-Мансийск Хилок Хороль

История крейсера Аврора

Киль "Авроры" был заложен на верфи "Новое Адмиралтейство" в Санкт-Петербурге 23 мая 1897 года. Крейсер спущен на воду 11 мая 1900 года и поступил на вооружение ВМФ России в июле 1903 года.
Во время русско-японской войны крейсер, входящий во вторую Тихоокеанскую эскадру, вышел на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905).Крейсер «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Когда он вернулся в Балтийское море, «Аврора» долгое время использовался как корабль для обучения военно-морских курсантов Военно-морского училища.
В 1906-1912 годах крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911 года команда «Авроры» приняла участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в Бангкоке, столице Королевства Таиланд.В годы Первой мировой войны крейсер «Аврора» в составе второй эскадры принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море. В конце 1916 года крейсер был поставлен в доки Петрограда на ремонт.
В 1917 году экипаж «Авроры» принимал активное участие в февральско-октябрьских революционных действиях и Гражданской войне, отражая международную интервенцию.В 1922-1923 годах крейсер «Аврора» стал одним из первых военных кораблей Балтийского моря, который был принят на вооружение как специализированный корабль для обучения. До 1940 года на крейсере проходили практику студенты военно-морских училищ. «Аврора» снова много плавала и посещала иностранные порты. В 1924 году крейсер был награжден Красным Знаменем ЦК СССР, а в 1927 году - орденом Красного Знамени. С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» с экипажем защищал Ленинград.Воевала вдали от города (Чудская флотилия) и на подступах к нему (гора Воронья).
Героические подвиги моряков добавили славную главу в историю их боевого корабля. В течение всего периода блокады Ленинграда с 1941 по 1944 год «Аврора» стояла у причала в порту Ораниенбаум (город Ломоносов) и постоянно подвергалась артиллерийским обстрелам и бомбардировкам.Корпус был продырявлен, имел много протечек и сел на мель, но небольшая команда мужественно боролась за жизнь своего корабля. В июле 1944 года корабль был поднят и отправлен в док для ремонта.
В 1948 году крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался в качестве военно-морского учебного корабля Ленинградским нахимовским училищем. В 1956 году крейсер «Аврора» был преобразован в музей (филиал Центрального военно-морского музея).За 45 лет музей посетили более 28 миллионов человек из 160 стран мира. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской революции. В июле 1992 года над кораблем вновь было поднято Андреевское морское знамя - символ российской военно-морской мощи.
Рулевое управление
Судовой звонок
Судовой звонок
Прапорщик Императорского флота России
152-мм носовая пушка
Крейсер Аврора.2001
Крейсер Аврора. 1910.
Одно из повреждений правого борта, полученное во время Цусимского сражения.
Наполовину заболоченное Аврора в Ораниенбауме, 1942 г.
.

История филиала

История филиала

Силуэт этого военного корабля начала ХХ века заметен на Петроградской набережной в Санкт-Петербурге. Это уникальный памятник истории России и ее Военно-морского флота, корабль-музей - легендарный крейсер «Аврора».

Этому кораблю довелось стать свидетелем и участником множества неоднозначных событий запутанной истории ХХ века. Крейсер принял участие в трех войнах, стал активным участником революционных событий февраля-октября 1917 года, был «кузницей» в обучении нескольких поколений морских офицеров.Этот знаменитый корабль видел много великих людей.

Вступив в 1903 г. в составе боевых кораблей Российского Императорского флота, крейсер с честью пронес через многие моря и океаны мира Андреевский флаг, а впоследствии - Военно-морской флаг СССР.

Крейсер «Аврора» - участник марша 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, беспрецедентного в мировой истории события. Был свидетелем Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., трагедии для ВМФ России. он служил в Первую мировую войну на Балтийском море и был защитником Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Корабль, залечив боевые раны, в 1948 году поставили на вечную стоянку на Петроградской набережной, напротив Ленинградского Нахимовского военно-морского училища, основанного четырьмя годами ранее. «Аврора» стала тренировочной базой для курсантов колледжа. Здесь будущие морские офицеры проходили базовую морскую подготовку. В 1950 году на крейсере открыт корабельный музей. 5 июля 1956 года распоряжением главкома ВМФ на «Авроре» был открыт филиал Центрального военно-морского музея.Первым руководителем филиала был заслуженный морской офицер капитан 2 ранга Б.В.Бурковский, руководивший работой музея более двадцати лет.

Крейсер «Аврора» включен в Список памятников, охраняемых государством, постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.

В 1984–1987 годах крейсер «Аврора» проходил капитальный ремонт и восстановление на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А. Жданова (ныне ООО ССЗ « Северная верфь, »).На корабле в шести залах разместились экспозиции, посвященные революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых популярных мест Ленинграда, которые посещают жители и гости города, в том числе многочисленные иностранные делегации и иностранные туристы. На сегодняшний день Аврору и выставочные залы музея посетило около тридцати миллионов человек практически из всех стран мира. Гостевая книга, начатая еще в 1924 году, содержит комментарии отечественных и зарубежных общественных и политических деятелей, космонавтов, выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, представителей общественности.

Включение крейсера «Аврора» в Золотую книгу Санкт-Петербурга как исторический памятник морской столицы России и ВМФ стало знаком заслуженной признательности легендарному кораблю. Крейсер «Аврора» входит в Международную ассоциацию музейных кораблей.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего капитального ремонта на Кронштадтском судостроительном заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня - это водный корабль, действующие системы и механизмы которого обеспечивают 20-дневный срок службы в автономном режиме.Фактически, превратившись в корабль-музей, он сохранил ряд черт действующего военного корабля. На корабле есть военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает исправную работу крейсера и его техническое состояние.

Сегодня, после ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора» по-прежнему остается одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга - города, где был построен этот великий корабль и где большая часть его услуг благо Родины состоялось.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В День Военно-морского флота - 31 июля 2016 года - крейсер «Аврора», вернувшийся на место вечной стоянки после капитального ремонта, посетил Верховный Главнокомандующий Президентом Российской Федерации В.В. Путин и министр обороны РФ С.К. Шойгу.

.

Музей крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге, Россия

Отправьтесь в прошлое, поднявшись на борт мемориального корабля «Аврора», сыгравшего важную роль в большевистской революции 1917 года. Крейсер «Аврора» был построен между 1897 и 1900 годами «Новым Адмиралтейством» в Санкт-Петербурге и вошел в состав Балтийского флота России в 1903 году. Корабль имеет размеры 126,8 метра (418 футов 5 дюймов) в длину, 16,8 метра (55 футов 5 дюймов) в ширину и весит ошеломляющие 7 600 тонн.Поддерживая скорость 20 узлов (23,3 мили в час), он может самостоятельно пройти до 1440 морских миль.

Во время русско-японской войны 1904-05 крейсер участвовал в Цусимском сражении. Среди экспонатов корабля посетители могут увидеть портрет капитана корабля, погибшего в бою. Экипаж использовал часть пробитой брони «Авроры» для кадрирования фотографии капитана Егорьева.

  • Крейсер Аврора на Петроградской набережной

  • Пушки крейсера Аврора

  • Интерьеры крейсера Аврора

В 1917 году «Аврора» как главный учебный корабль Балтийского флота приняла активное участие в Революции.В ночь с 25 на 26 октября 1917 года он произвел холостой выстрел по Зимнему дворцу (тогда резиденция Временного правительства), дав сигнал восставшим рабочим, солдатам и матросам города штурмовать дворец. Этот момент стал драматическим эпизодом в истории России и положил начало более чем 70-летнему коммунистическому лидерству.

«Аврора» сейчас обслуживается курсантами из близлежащего Нахимовского военно-морского училища. Вход на «Аврору» бесплатный, но за дополнительную плату вы можете совершить поездку по машинному отделению (спросите у сопровождающего).

Адрес: От Петровской набережной, напротив Нахимовского военно-морского училища
Метро: Горьковская
Время работы: Ежедневно с 11:00 до 18:00
Выходной: Понедельник и пятница
Телефон: +7 (812) 230-8440, 303-8513
Веб-сайт: http://www.aurora.org.ru/eng/index.php
Прием : 600 руб.00. Студенты: 400,00 руб.
Фото и видео: Фото: 100,00 руб. Видео: 200,00 RUB
Примечание для людей с ограниченными возможностями: Извините, этот музей не оборудован для гостей на инвалидных колясках.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ и ХОСТЕЛЫ: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

.

Икона русской революции, крейсер «Аврора», возвращается в Санкт-Петербург (ВИДЕО, ФОТО) - RT World News

Легендарный крейсер «Аврора» «Корабль №1» ВМФ России, символ Великой социалистической революции октября 1917 года, вернулся на Петроградскую набережную Санкт-Петербурга после двухлетнего ремонта.

Некогда грозный 116-летний броненосец своим ходом вернулся на постоянную якорную стоянку в центре Санкт-Петербурга, снова в полной боевой готовности, в сопровождении буксиров, которые обеспечили проход бронетранспортера через узкие разводные мосты на Неве.

Тысячи зрителей выстроились вдоль обоих берегов реки в предрассветные часы субботнего утра, чтобы засвидетельствовать прибытие ярко освещенного военного корабля, головной прожектор которого снова ярко светил после того, как он не использовался в течение как минимум 60 лет.

В 5 часов утра 16 июля судно, ставшее Российским военно-морским музеем, заняло свой традиционный причал, который он покинул 21 сентября 2014 года для проведения капитального ремонта.

«Все ремонтные работы окончены…« Аврора »вернулась в состав ВМФ», - цитирует агентство ТАСС в пятницу пресс-службу Кронштадтского верфи.

Общая стоимость ремонта составила 840 миллионов рублей (13 миллионов долларов). Помимо очистки, смазки и покраски всех механизмов, корпус крейсера теперь готов оставаться в воде на долгие годы. Музей внутри корабля теперь оборудован несколькими медиа-пространствами, современными экспонатами и 52 камерами видеонаблюдения, чтобы предотвратить проникновение злоумышленников на борт или доступ к закрытым зонам внутри корабля.

Построен на Балтийском судостроительном заводе в г.В 1900 году в Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду первоклассного крейсера типа «Диана» «Аврора» с участием российского императора Николая II и членов королевской семьи. Император назвал корабль в честь парусного фрегата, защищавшего российский Петропавловск-Камчатский в Тихом океане во время Крымской войны (1853-56).

Легендарный крейсер участвовал в трех войнах и находился в строю около 40 лет. «Аврора» участвовала в русско-японской войне 1904–1905 годов, действуя на Тихом океане.

Корабль дважды воевал с Германией во время Первой и Второй мировых войн.

Аврора ознаменовала начало большевистской революции 24 октября 1917 года холостым выстрелом из полубаковой пушки, который стал сигналом к ​​штурму Зимнего дворца, где в то время находилось временное правительство.

Во время блокады Ленинграда турельные орудия "Авроры" были разобраны, чтобы их можно было использовать на передовой. Сам корабль был сильно поврежден в бою и затоплен.Тем не менее, он был полностью отремонтирован и перестроен сразу после войны в исторический военно-морской музей, который на протяжении последних 70 лет находился на Петроградской набережной Санкт-Петербурга.

.

крейсер | Определение, история и факты

Cruiser , большой надводный военный корабль, построенный для высокой скорости и большого радиуса плавания, способный не только защищать свой собственный флот и береговые линии, но и угрожать флоту противника.

ракетный крейсер

крейсер ВМС США мыс Св. Георгия запускает крылатую ракету «Томагавк» во время вторжения в Ирак, 2003 год.

Специалист по разведке, 1-й Кеннет Мол / США. Военно-морской флот

Британская викторина

Подводные лодки, корабли и другие плавсредства: факт или вымысел?

Достигало ли военное судно глубины более 10 000 метров? Была ли первая атомная подводная лодка спущена на воду в 1945 году? Проверьте свои знания в этой викторине о подводных лодках, кораблях и других гидроциклах.

Слово крейсер первоначально применялось к фрегатам эпохи парусного спорта, которые, будучи меньше и быстрее линейных кораблей, курсировали по морям в поисках вражеских флотилий и охотились на вражеские конвои. Как обозначение особого типа военного корабля, крейсер не стало актуальным примерно до 1880 года, когда флот остановился на кораблях с железным корпусом, приводимых в движение либо сочетанием паруса и пара, либо исключительно паром. Примерно к 1900 году крейсеры были двух основных типов: защищенные крейсеры имели стальную броню только на палубах, а броненосные крейсеры также имели броню, простирающуюся по бокам корпуса.Хотя крейсеры были меньше линкоров, они были мощными военными кораблями из-за их большой скорости и относительно больших орудий.

USS Boston , защищенный крейсер, ВМС США, 1889 г.

ХК Пибоди / Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (номер изображения LC-USZ62-25725)

За десятилетия до Первой мировой войны, бронированный Крейсера затмили крейсеры размером с линкоры (водоизмещение 20 000 и более тонн), вооруженные крупнокалиберными орудиями в стиле дредноутов.Эти так называемые линейные крейсеры достигли большей скорости - около 25–30 узлов - за счет ограничения толщины их брони. В битве за Фолклендские острова в декабре 1914 года преимущества скорости и большого вооружения были продемонстрированы, когда два британских линейных крейсера уничтожили два немецких броненосных крейсера. Но слабость легкой брони стала очевидной в Ютландском сражении 1916 года, когда Британия потеряла три линейных крейсера из-за тяжелых немецких линкоров.

Вашингтонский договор 1922 года ограничил количество крейсеров до 10 000 тонн, но многие государства нарушили договор, и он был заброшен незадолго до Второй мировой войны.К тому времени крейсеры были лишены своих разведывательных функций из-за военно-морской авиации, а подводные лодки в значительной степени узурпировали свою роль в качестве рейдеров конвоев. Во время войны они служили в основном плавучими батареями для десантных атак и частью противовоздушной обороны, защищающей боевые группы авианосцев. Для этой последней роли были построены специальные зенитные крейсеры, несущие в качестве основного вооружения около дюжины скорострельных орудий всего от четырех до пяти дюймов.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.Подпишитесь сегодня

После войны высокая стоимость строительства и содержания крупных боевых флотов привела к тому, что крейсеры были оставлены всеми флотами, кроме Соединенных Штатов и Советского Союза. И в американских, и в советских крейсерах крупнокалиберное вооружение было заменено управляемыми ракетами. Американские крейсеры с ракетами класса "земля-воздух" и сложными радиолокационными системами стали первой линией на экране противовоздушной обороны флота. Между тем некоторые советские крейсеры были вооружены противокорабельными ракетами большой дальности, таким образом сохраняя некоторые функции уничтожения кораблей более ранних крейсеров.Введение крылатых ракет частично восстановило наступательную огневую мощь крейсеров над береговой линией и распространило ее на районы, находящиеся далеко в глубине суши.

Другой важной послевоенной разработкой американских и советских крейсеров была ядерная силовая установка. В 1960-х и 1970-х годах Соединенные Штаты наняли небольшое количество крейсеров с атомными двигателями для сопровождения своих авианосцев, но последний из этих дорогостоящих кораблей был списан к концу века. Россия вошла в 21 век с несколькими большими атомными крейсерами.

Современный ракетный крейсер обычно приводится в движение газовыми турбинами. Он имеет длину около 180 метров (около 600 футов), водоизмещение от 7 000 до 10 000 тонн, максимальную скорость более 30 узлов и команду около 500 человек.

.

Музей крейсера «Аврора» в Санкт-Петербурге, Россия

Историческое судно «Аврора» превращено в музей и пришвартовано всего в нескольких сотнях ярдов выше по течению от Хижины Петра Великого, напротив гостиницы «Санкт-Петербург». Крейсер, построенный в Санкт-Петербурге с 1897 по 1900 год, принимал активное участие в русско-японской войне 1904–1905 годов и участвовал в Цусимском сражении, в котором была уничтожена большая часть Тихоокеанского флота России.После войны корабль использовался для подготовки личного состава, а во время Октябрьской революции 1917 года дал сигнал (холостым выстрелом) к штурму Зимнего дворца, который использовался как резиденция демократического, но в значительной степени неэффективного Временного правительства. .

Крейсер "Аврора"

Во время Великой Отечественной войны и 900-дневной блокады Ленинграда орудия корабля были сбиты и использованы на передовой линии обороны города. После войны корабль был тщательно отреставрирован и использовался как бесплатный музей и учебный корабль для курсантов расположенного неподалеку Нахимовского военно-морского училища.

Место нахождения: Петровская Набережная (наб.).

.

Смотрите также