Имя археолога любителя открывшего росписи альтамиры
Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры
Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.
Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем — не то охотником, не то пастухом. Спустя несколько лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей. Он исследовал пещеры в окрестностях Сантандера, где жил в то время. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году. В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.
Спустя три года Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже. Осмотрев экспонировавшиеся здесь материалы из раскопок французских археологов, он был особенно поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированных на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений позволяли сделать вывод, подобное может быть и в земле Испании. Саутуола решил еще раз осмотреть Альтамиру.
Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись.
Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображения быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.
Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор несомненно был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное — Саутуола после тщательных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.
Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры — следы неизвестной до сих пор деятельности ископаемого человека. Но, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что стоит всего лишь на пороге; открытия. Определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.
Саутуола довольно долго раздумывал, стоит ли ему публично выступать с сообщением о своей находке. Лишь год спустя, в 1880 году, преодолев сомнения, он опубликовал небольшую брошюрку и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека» — печатного органа, вокруг которого в то время группировались все исследователи первобытности. В своей брошюрке Саутуола с удивительной для дилетанта скромностью писал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Объявив на весь мир о том, что найденные им рисунки являются, скорее всего, художественным произведением палеолитического человека, Саутуола предоставлял вынести окончательное решение по этому вопросу более искушенным, чем он, исследователям. Забегая вперед, отметим, что собранных им доказательств оказалось вполне достаточно для такого решения. Но это, увы, выяснилось лишь через двадцать лет…
Известие о сделанном Саутуолой открытии попало в местную печать. Вскоре и мадридские газеты заговорили о находке росписей, принадлежащих доисторическим людям. Жители Сантандера и ближайших окрестностей были взволнованы открытием своего земляка. Альтамира стала местом туристского паломничества. Даже сам король Испании Альфонс XII побывал в пещере, оставив свой «автограф» на стене подземного зала, сделанный копотью от факела.
И тут наконец в дело вступила «артиллерия крупного калибра» — о находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. Во всем научном мире поднялась буря гнева и негодования. Саутуолу обвиняли в подлоге и в фальсификации находки. Более миролюбивые говорили, что он сам, скорее всего, стал жертвой обмана: было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия.
В это нелегкое время рядом с Саутуолой оказался лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Побывав вместе с Саутуолой в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.
Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы. Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. «Древность» и «каменный век» даже для многих людей науки были в те годы еще понятиями совершенно неопределенными. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий. Для них было невозможным поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными. Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. А между тем росписи Альтамиры ясно доказывали, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации и что он был присущ уже охотникам на мамонтов. Иными словами, для существования высокоразвитой культуры вовсе не требуется высокоразвитая цивилизация, и проблема первичности духа и материи однозначно решается в пользу духа.
Восприятие этой, в общем-то простой идеи требует, однако, определенной широты взглядов и научной эрудиции. Но в науке тех лет господствовали узкие рационалистические воззрения, и эта зашоренность не позволяла даже светилам первой величины увидеть подлинное значение открытия Саутуолы. Находясь в плену вульгарно-материалистических теорий, они «прозорливо» видели в росписях Альтамиры… происки церковников.
Габриэль де Мортилье — один из величайших археологов, человек светлого ума, ученый, создавший, по сути дела, современную археологию первобытного мира, — взывал к коллегам: «Будьте начеку! Остерегайтесь испанских клерикалов!. «Картальяк, дружище, будь осторожен, — писал Мортилье своему другу, профессору Эмилю Картальяку. — Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Но Эмиль Картальяк — один из крупнейших авторитетов той поры и главный редактор журнала «Материалы по естественной истории человека» — и без этих предупреждений встал в первые ряды противников Саутуолы и Виллановы. Впоследствии он вспоминал: «Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени». Картальяком и его последователями руководила боязнь того, что новый факт потребует ревизии считавшейся тогда «прогрессивной» дарвиновской концепции о происхождении человека. Но вспомним, что археология каменного века делала тогда свои первые шаги. И лишь много лет спустя все новые и новые находки подточили абсурдные воззрения дарвинистов.
Но все это было еще впереди, а пока собравшийся в 1880 году в Лиссабоне Всемирный конгресс антропологов наотрез отказался обсуждать доклад Виллановы о рисунках Альтамиры. Испанский ученый надеялся организовать для участников конгресса экскурсию в Альтамиру, но, едва заговорив об этом, увидел презрительные ухмылки. Картальяк демонстративно покинул заседание. Вилланова был вынужден замолчать. В кулуарах конгресса коллеги высказывали весьма нелестные мнения в адрес «изобретателя Альтамиры».
Впрочем, одно решение по проблеме конгресс все же принял: в 1881 году для экспертизы росписей Альтамиры и окончательного разоблачения «фокусов испанских иезуитов» в Сантандер был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте провести экспертизу изображений. Саутуола с готовностью принял первого специалиста, заинтересовавшегося росписями, и проводил его в Альтамиру. Арле тщательно осмотрел пещеру.
Его заключение было беспощадным: рисунки имеют «новейшее происхождение» и, вероятно, могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы, то есть в 1875–1879 гг. Древними Арле счел лишь несколько неясных рисунков, но их возраст он определил как гораздо более поздний, чем палеолитический слой в пещере. Основными аргументами в пользу своих выводов Арле назвал следующие:
1. Все изображения на стенах Альтамиры находятся в кромешной тьме, их не достигает дневной свет. Для создания же фресок требовалось долгое искусственное освещение, чего не мог обеспечить человек ледниковой эпохи. В пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов. В то же время фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения.
2. Поверхности пещеры покрыты древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; лишь в нескольких местах (это и явилось основанием считать их древними) наблюдается обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко снять пальцем. Нельзя представить себе сохранение таких красочных изображений в течение многих веков.
3. Охра, которой были нарисованы фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители.
Результаты экспертизы Арле укрепили в научном мире скептическое отношение к открытию Саутуолы. Но «изобретатель Альтамиры» и его друг Вилланова еще надеялись убедить ученых в своей правоте. Они послали свой доклад в Берлинское антропологическое общество, где он был зачитан 11 марта 1882 года. Результат — ноль. Члены общества отказались от обсуждения доклада.
28 августа 1882 года на конгрессе Французской ассоциации поощрения наук в Ла-Рошели Вилланова выступил с энергичным протестом против заключения Арле. Он заявил, что рисунки, сопровождающие отчет Арле, грубо искажены и не соответствуют действительности. Вилланова также привел аргументы, полностью опровергающие выводы Арле.
Во-первых, все изображения, выполненные резьбой и красками, одинаково нанесены на поверхности тех же древних пород, кусками которых в результате обвала был закупорен вход в пещеру до момента ее открытия. Резные линии этих изображений сделаны грубыми кремневыми инструментами, которыми не смог бы работать современный художник, но которые находятся в слое с ископаемой фауной. Более того, в этом же слое на костях четвертичных животных такими же кремневыми инструментами нарезаны ряды линий и даже фигурки зверей. Сделать их могли только древние обитатели пещеры. Для росписей ими был использован простейший красочный материал — размолотые натуральные охры разных тонов без последующей обработки, которой подвергаются краски современных рецептов.
Во-вторых, техника исполнения всех наскальных изображений Альтамиры одинакова, поэтому, признавая древними несколько из них, Арле должен перенести это заключение на весь комплекс. О большой его древности говорят несколько случаев перекрывания части изображений прозрачными пластинами сталактитовых натеков, а такие натеки есть в Альтамире лишь на бесспорно палеолитическом слое.
В заключение Вилланова призвал коллег не отметать открытие с порога, а тщательно разобраться в нем. Но его призыв не был услышан.
С точки зрения научной аргументации в пользу палеолитического возраста росписей Альтамиры выступление Виллановы было исчерпывающим. Оставался, правда, один нерешенный вопрос — об искусственном освещении Альтамиры. Но это и не очень-то волновало слушателей. Выступление Виллановы просто не было воспринято всерьез. Как вспоминал один из Участников конгресса, «Вилланова говорил агрессивно и даже яростно, на плохом французском языке, который смешил всех, так же как ворох сомнительных аргументов, перемешанных с несколькими здравыми мыслями, и как обвинения в намеренных ошибках Арле, которыми он повергал слушателей в еще более громкий смех». То есть дискуссии не получилось: какая там дискуссия, когда так смешно!
Всласть похохотав, ученые мужи пошли искать «недостающее звено» цепи эволюции от обезьяны к человеку (самые твердолобые ищут его до сих пор). Альтамирские рисунки без сколько-нибудь серьезного изучения и без доказательств были осуждены как подделка.
Научная репутация Виллановы повисла на волоске. Испугавшись за свою научную карьеру, профессор отрекся от своих взглядов. Имя первооткрывателя Альтамиры Марселино де Саугуолы было осмеяно и обесчещено. 1888 году он умер, уйдя в могилу с репутацией «изобретателя Альтамиры». Пятью годами позже скончался и Вилланова. Стена презрительного осуждения на двадцать лет окружила одно из величайших открытий исторической науки. И уже мало кто помнил, что в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения.
Один из крупнейших археологов той поры, Э. Пьете, писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе», (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. — Авт.). Палеонтолог Постав Шове в вышедшей в 1887 году книге «Начала гравюры и скульптуры» поддержал выводы Саугуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Самое поразительное в этой истории было то, что открытие палеолитической живописи не было чем-то принципиально неожиданным в свете других фактов, накопленных первобытной археологией. Ведь уже были хорошо известны миниатюрные фигурки созданные первобытным человеком в эпоху верхнего палеолита, и роспись Альтамиры были, по существу, их явной аналогией. Вспомним — именно; установленный факт того, что ископаемые люди занимались изобразительным искусством, и натолкнул Саутуолу на мысль искать ее следы в Альтамире. И открытие монументальных росписей, подобных альтамирским, можно было предсказать заранее, теоретически. Более того: в год открытия Саутуолы во Франции, в гроте Шабо, были обнаружены наскальные гравюры. Копии и фотографии этих рисунков публиковались в местной печати, но в ученом мире к ним отнеслись так же, как к сообщению Саутуолы. Может быть, и здесь сыграл свою роль фактор «вторжения дилетанта» в высокую науку? Но первооткрывателями грота Шабо были профессиональные археологи Л. Широн и Олье де Марешан. Причем открыли они изображения в гроте Шабо независимо друг от друга.
Спустя двадцать лет А. Брейль, оправдывая своих коллег, отказавших Саутуоле в праве на открытие, сказал, что «нужно винить лишь значение самих фактов, которые требовали менее спорных и гораздо более многочисленных избыточных доказательств. Их продемонстрировали только через двадцать лет». Но подобные «избыточные доказательства» имелись задолго до признания Альтамиры. И все же на них внимания не обратили.
Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.
В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Цордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, Ривьер еще недавно находился в числе яростных противников Саутуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!
Тщательно изучив находку, Ривьер закрыл вход в пещеру и пригласил де Мортилье, Картальяка, Пьетта и других авторитетов осмотреть Ла Мут. «Это очень древние рисунки», — уклончиво говорит Ривьер, не желая попасть в положение Саугуолы. Э. Пьетт говорит более определенно: «Палеолитические». Единодушное мнение высоких гостей: древность наскальных рисунков вне сомнений.
Светила науки отбывают восвояси, а через несколько дней появляется слух, что… изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из помощников Ривьера! Называется даже фамилия фальсификатора — Бертумейру. В Париже этот слушок принимают за чистую монету. Ривьер в отчаянии: кто ему теперь поверит?
Он старается не появляться в столице. Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!
Тут можно было бы и поставить точку в споре, если бы… Если бы спор был. Факты, найденные Ривьером, были очевидны — но лишь для того, кто хотел с ними знакомиться. А таких людей насчитывались единицы!
А тем временем…
Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры. Его сообщение не принимается всерьез: Э. Картальяк отказывается осмотреть грот.
Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо. Дало публикует свои наблюдения и приглашает на место раскопок Мортилье. Мортилье долго, с сомнением изучает рисунки и в принципе признает, что красочные росписи на скальных поверхностях в темной глубине пещер могли быть созданы в палеолите. Значит, и живопись Альтамиры — тоже? Нет, отвечает Мортилье, «точная дата рисунков Альтамиры не может быть определена».
Таким образом, вопрос о существовании наскального искусства в эпоху палеолита остался открытым. Но — только до 1902 года. В этом году на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони докладывают об открытии ими в 1901 году двух огромных пещер — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. Древность находки подтверждается тем, что некоторые росписи покрыты прозрачной броней древних кальцитовых натеков…
Аудитория оживляется. Слышатся привычные смешки: вот, опять эти подделки… «Ваши копии сняты хорошо, — шутит Эли Массена. — Но ведь авторы подлинников — не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи. Вот они-то от нечего делать и рисовали свой скот».
Попытки авторов доклада оправдаться выглядят неуклюжими: «Был прецедент признания палеолитического возраста наскальных рисунков в Пэр-но-Пэр…», — лепечут они. «Были наблюдения и находки в пещерах Ла Мут, Марсула, Шабо. Наконец, Альтамира…» Глупости какие! Смех и негодующие возгласы в зале звучат все громче. Уж этих простаков учили-учили, а они все за свое! Да современные эти рисунки, современные, неужели не ясно! А вот, кстати, и сам Картальяк встает. Допекли-таки маститого ученого эти мальчишки! Ну, сейчас он им врежет…
И Картальяк «врезал». Врезал так, что Эли Массена и другие весельчаки оцепенели с раскрытыми в припадке смеха ртами.
«Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…»
В зале наступила звенящая тишина.
Картальяк заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» будет опубликовано его раскаяние, а сейчас необходимо идти к самим пещерам и осмотреть те изображения, о которых докладывают доктор Капитан и его коллеги. И в день закрытия конгресса, 14 августа 1902 года, его участники направились сперва в Комбарель, затем в Фон-де-Гом, а оттуда в Ла Мут…
Вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично признавался в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем — в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира. Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.
Вдвоем с Брейлем они спустились в пещеру. И здесь Картальяк впервые увидел то, против чего так решительно боролся на протяжении двадцати лет. Действительность превзошла все его ожидания: перед его взором предстало не менее ста пятидесяти поистине великолепных изображений. «Речь здесь идет об одной из вершин искусства, о вершине, которая попадается раз во многие сотни лет, может быть, раз в тысячелетия» — таков был окончательный вердикт исследователей. В это же время и другой оппонент Саутуолы — Арле, как и многие другие специалисты, также посетил Альтамиру и также отрекся от своих предыдущих высказываний и признал подлинность рисунков.
Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии. В числе самых значительных открытий палеолитического искусства — пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших эпох о том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок.
В этот день:
- Дни рождения
- 1928 Родился Эдуард Михайлович Загорульский — белорусский историк и археолог, крупнейший специалист по памятникам средневековья, доктор исторических наук, профессор.
- 1948 Родился Сергей Степанович Миняев — специалист по археологии хунну.
- Дни смерти
- 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
- 1968 Умерла Дороти Гаррод — британский археолог, ставшая первой женщиной, возглавившей кафедру в Оксбридже, во многом благодаря её новаторской научной работе в изучении периода палеолита.
- Открытия
- 1994 Во Франции была открыта пещера Шове – уникальный памятник с наскальными доисторическими рисунками. Возраст старейших рисунков оценивается приблизительно в 37 тысяч лет и многие из них стали древнейшими изображениями животных и разных природных явлений, таких как извержение вулкана.
Свежие записи
Пещера Альтамира в Испании. Наскальная живопись каменного века.
Пещера Альтамира (в оригинале Cueva de Altamira) — одна из немногих древнейших пещер, в которой отлично сохранилась наскальная живопись каменного века. Рисунки выполнены настолько реалистично, что вначале их даже принимали за подделку. К тому же они полихромные, то есть цветные. Это добавляет им уникальности.
Где находится
Пещера Альтамира лежит в 2 километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Ближайшие крупные города Торрелавега (в 7 км) и Сантандер (в 28 км).
Географические координаты 43.377499, -4.122480
Общие сведения о пещере
Вход в пещеру находится в небольшом известняковом холме на высоте 156 метров над уровнем моря.
Температура внутри пещеры около 14оС. Влажность от 94 до 97%. Причем эти показатели практически неизменны в течение всего года.
Пещера состоит из нескольких проходов и гротов. Общая протяженность 290 метров.
В настоящее время выделяют несколько зон пещеры. Самые значительные имеют собственные имена.
Сразу на входе расположился «вестибюль».
Далее следует самый интересный «Большой Зал Полихромов». Его протяженность 18 метров. Высота сводов от 2 до 6 метров. Здесь как минимум 16 четких изображений. В основном это зубры. Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок, площадью в 100 м2, полностью покрыт цветными рисунками животных.
Размеры изображений от 1,4 до 1,8 метра. Кроме бизонов есть гравюры лошадей, оленей и диких кабанов.
Потолок в Большом зале ученые называют «Сикстинской капеллой каменного века».
Интересный факт – это же величественное название археологи относят и к знаменитым первобытным рисункам Пещеры Ласко во Франции.
«Большой Зал непонятных рисунков» — в этой части пещеры можно увидеть абстрактные рисунки. Их назначение пока неизвестно.
Затем идет Галерея, в которой встречаются рисунки, известные как «макароны».
После Галереи следует Комната черного бизона. Здесь нарисован большой черный бизон или зубр, а также лошадь и бык.
Комната черного бизона«Сала де ла Хойя». Это последняя крупная комната. Она завершается узкой галереей под названием Конский Хвост. Здесь находятся рисунки размером 30-50 см.
Кто на самом деле открыл пещеру Альтамира
Вход в пещеру нашел в 1868 году местный охотник Модест Кубильяс Перас. Его пес застрял в скалах во время погони за добычей. Охотнику пришлось вызволять своего четвероногого друга. Тогда-то он и заметил вход в пещеру. Но особого значения этому не придал. Окрестности имеют карстовый рельеф, и пещер здесь очень много.
Модест упомянул о своей находке графу Марселино Санс де Саутуола, которому принадлежали эти земли.
Саутуола был активным поклонником археологии, но и он не обратил внимания на открытие очередной пещеры. Только в 1876 году граф решил заглянуть в пещеру. Правда заходить далеко он не стал, и потерял к ней интерес.
Посетив в 1878 году археологическую экспозицию Всемирной выставки в Париже, Марселино вспомнил, что у него есть неисследованная пещера.
В 1879 году, взяв с собой 9-летнюю дочь Марию, граф отправился в пещеру, в надежде найти хоть какие-то древние артефакты. На стенах он увидел некоторые знаки и повторяющиеся черные полосы. А вот его дочь, подняв голову, обнаружила на потолке пещеры самые настоящие картины. Слова ребенка «Смотри, папа, волы!» фактически стали открытием нового исторического места с наскальной живописью. Поэтому мы считаем, что пещеру, вернее сказать рисунки в пещере Альтамира, открыла именно Мария Санс де Саутуола.
Копия потолка Большого ЗалаНаучные споры
Марселино очень воодушевило открытие. Он пригласил археолога Хуана Виланова-и-Пьера. Вместе они исследовали и описали рисунки пещеры. В 1880 году выпустили небольшую брошюру, посвященную открытию. В совместной работе были представлены все результаты исследований. Рисунки они относили к эпохе позднего Палеолита.
Однако научное сообщество приняло это событие прохладно. Многие ученые обвинил Саутуолу в подделке изображений. Аргументы сводились к тому, что живопись сохранилась в отличном состоянии. Да и цветные наскальные изображения тогда воспринимались как фальшивка.
К сожалению, признание и слава первооткрывателя пришла к Саутуоле только после его смерти. Он умер в 1888 году. А через несколько лет похожие рисунки нашли в других пещерах. Таким образом, научный мир признал ошибку и подтвердил подлинность наскальных изображений в Альтамире.
Эмиль Картальяк (один из ярых противников подлинности рисунков Альтамиры) после изучения пещеры в 1902 году, написал статью в научный журнал L’Antropologie. Она называлась La grotte d’Altamira. Mea culpa d’un sceptique, дословно «Пещера Альтамира, Моя вина скептика». В ней он полностью поменял свое мнение о пещере. Эта статья стала фактическим признанием подлинности картин Альтамиры.
1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интересный факт — 1 апреля 2016 года вышел фильм «Альтамира» с Антонио Бандерасом в главной роли. Фильм рассказывает об истории открытия пещеры и проблемах ее принятия научным миром.
Возраст рисунков
Большая часть наскальных изображений принадлежат Мадленской и Солтюрейской культурам. Но есть некоторые рисунки, которые относят к Граветтской и ранней Ориньякской культурам. По данным ученых, сама пещера использовалась человеком не менее 22000 лет (то есть период 35600 – 13000 лет назад). Это время относится к периоду позднего палеолита.
Около 13000 лет назад оползень запечатал вход в пещеру. Это позволило сохранить бесценные картины древности.
Как рисовал первобытный человек
Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками.
Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи.
Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно это первый 3D эффект в истории человечества.
Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью.
Ученые до сих пор спорят о назначении этих рисунков. Основные версии сводятся к первобытной религии. Возможно, создавая такие картины, древний человек совершал обряд плодородия или удачной охоты. Не исключено, что люди просто рисовали обычные сцены из своей повседневной жизни.
Пещера Альтамира в туризме
Изначально оригинальная пещера стала привлекать множество посетителей. Причем не только ученых, но и туристов. В 1960-70-х годах пещеру ежедневно посещали до 1500 человек. За 1973 год здесь побывало 174 000 человек.
Естественно это сказалось на внутреннем микроклимате. Температура и влажность стала меняться. В результате на сводах пещеры появилась плесень.
В 1977 году пещеру закрыли. Открыли её только через 5 лет, но значительно ограничили число посещений. С 1982 года не более 20 человек в день могли посещать это уникальное место.
Желающих побывать в пещере оказалось гораздо больше. Запись на посещение растянулась на несколько месяцев. Несмотря на ограничения, наскальная живопись вновь начала портиться.
Не все рисунки хорошо сохранилисьВ 2002 году пещеру снова закрывают на реконструкцию.
Интересный факт — В 2015 году испанский монетный двор выпустил монету, достоинством в 2 евро, посвященную пещере Альтамира. На ней изображен бизон.
Копия пещеры Альтамира
Чтобы показать всем желающим живопись каменного века, в 2001 году рядом с пещерой построен Национальный Музей и Исследовательский Центр Альтамира.
Главной особенностью музея стала точная копия Большого Зала пещеры. Она воспроизводит рисунки оригинальной пещеры. В отдельной экспозиции представлены копии рисунков из других частей пещеры. Реплика наскальной живописи выполнена Педро Саурой и Матильдой Музвиз из университета Мадрида. Художники применяли те же краски, материалы и приемы, характерные для оригинальных рисунков.
Создание копии пещеры АльтимараВ городе Сантандер также есть музей, в экспозиции которого присутствуют рисунка пещеры Альтамира. Кроме этого, такие копии есть в музеях Германии и Японии.
Копии наскальной живописи пещеры АльтамираКак попасть в пещеру Альтамира
С 2015 года в оригинальную пещеру может попасть только 5 человек в неделю. Никаких очередей и записи нет. По пятницам проводится обычная лотерея среди всех посетителей музея Альтамиры.
Для победителей по пятницам проводится 37-минутная экскурсия.
Подробную информацию о времени посещения музея, стоимости и транспортных маршрутах можно узнать на Официальном сайте достопримечательности.
Пещера Альтамира – Сикстинская капелла каменного века. Испания по-русски
Одна из самых известных в мире пещер с наскальными рисунками времен Палеолита находится на севере Испании, в 30 км от города Сантандер. Альтамира – так называется пещера, которую открыл испанский археолог-любитель в конце 19 века. С 1985 года пещера с ее поистине художественной росписью внутри включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, теперь считается, что техники, которые открыли художники-импрессионисты, уже были известны нашим далеким предкам, а рисунки пещеры Альтамира наглядно это подтверждают.
-
Длина пещеры: 270 м
-
Главный зал: 18 м в длину и от 2 до 6 м в высоту
-
Вход в пещеру: на высоте 158 м над уровнем моря
-
Возраст рисунков: 35 000-13 000 лет до н.э.
Как «научная афера» оказалась великим открытием
Пещера находится на территории, которая раньше принадлежала графу Марселино Санc де Саутуола. Именно он считается человеком, обнаружившим на сводах пещеры удивительные рисунки. Хотя, на самом деле, это открытие принадлежит его дочери Марии, которой на тот момент было 9 лет, – именно она, попав в пещеру, посмотрела наверх и указала отцу на разноцветные изображения животных.
Но ученые-современники лишь обвинили графа в огласке недостоверной информации и в фальсификации рисунков. Они долго опровергали теорию о том, что пещерные изображения принадлежат к каменному веку. Деятели науки не могли поверить в то, что древние люди были настолько развиты, что могли создавать подобные шедевры в условиях полной темноты внутри пещеры.
Лишь после смерти Марселино его открытие признали великим. Подобные наскальные росписи были обнаружены в разных уголках Европы и Азии. Самые известные места с древними рисунками: пещера Ласко во Франции (1940), Капова пещера на Урале (1959), грот Дель Ромито в Италии (1961), пещера Руффиньяк во Франции (1956), пещера Хоит-Цэнкер Агуй в западной Монголии (1972), и др.
Стиль художников эпохи Палеолита
Самое любопытное место в пещере – потолок одного из ее пространств, площадью в 100 кв. м. Весь он покрыт изображениями более 20 животных: быков, оленей, лошадей, бизонов… Роспись дополняют фрагменты на стенах.
В рисунках видна твердая рука художника, который наносил очертания животных едиными линиями, без поправок. Мастер использовал естественные краски: уголь, охра, гематит, и др. Но из такого небольшого выбора цветов получились удивительно многообразные оттенки. Кстати, в пещере была найдена раковина, которая, судя по всему, использовалась древними художниками в качестве палитры.
Рисунки расположены на рельефной поверхности так, что кажутся объемными. А при свете костра, с бегающими по стенам и потолку тенями, и вовсе такое ощущение, что животные двигаются!
Посещение пещеры: счастливый билет
Пик посещаемости пещеры был отмечен в 1960-1970-х годах, когда каждый день внутрь заходило до 1500 посетителей. О такой толпы людей температура в пещере стала меняться, воздух стал более влажным и на разрисованном камне начала появляться плесень. Пещеру пришлось закрыть на реставрацию в 1977 году. В 1982 ее снова открыли, но ограничили количество посетителей до 20 человек в день. Сразу же образовались очереди на вход в пещеру, расписанные на много месяцев вперед. Но и это не спасло наскальные рисунки, которые продолжали медленно терять свой цвет и текстуру. В 2002 году пещеру Альтамира закрыли во второй раз.
26 марта 2015 года было решено ввести особый режим посещения пещеры. Теперь раз в неделю организуется вход для пяти человек, с особым сопровождением и под строгим контролем в плане освещения пространства. Разработанный маршрут длительностью в 37 минут захватывает все самые интересные места пещеры и дает возможность рассмотреть все детали.
Пятерых счастливчиков выбирают путем жребия из числа посетителей музея пещеры Альтамира, которые пришли туда в день, назначенный для экскурсии в саму пещеру. В процессе отбора участвуют все, кто приобрел билет в музей в этот день до 10:30. Победителей объявляют в холле музея в 10:40.
Чтобы попасть внутрь пещеры, нужно быть старше 16 лет и вместе с выигранным билетом принять условия посещения. Сейчас экскурсии в пещеру осуществляются каждую пятницу. Возможные изменения в расписании публикуются заранее на сайте музея: museodealtamira.mcu.es
Пещерный музей: свободный доступ к копиям рисунков
Атмосфера пещеры Альтамира и точные копии ее наскальных рисунков воссозданы в музее, вход в который доступен всем.
Постоянная экспозиция музея называется «Времена Альтамиры». Она рассказывает о том, как выглядела пещера в каменном веке, когда и были созданы рисунки на ее стенах. Залы музея знакомят с искусством и традициями древних племен, которые населяли Европу в эпоху верхнего Палеолита. Наскальная живопись Альтамиры скопирована с точностью и в трехмерном отображении, так что каждый может почувствовать себя внутри самой пещеры и посвятить много времени рассматриванию рисунков.
Для детей музей регулярно проводит мастер-классы, во время которых они могут преобразиться в наших предков – охотников на оленей. В отдельной зоне проходят уроки рисования. А иногда музей организует концерты классической музыки для всей семьи. Расписание мероприятий обновляется на сайте каждый месяц: museodealtamira.mcu.es
Как добраться до музея
Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.
На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.
-
Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)
-
Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).
-
Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(7) (0)Пещера Альтамира, Испания — подробная информация с фото
Видео: Пещера Альтамира
Общая информация
Наскальные рисунки в пещере АльтамираКрасочные рисунки на сводах и стенах пещеры Альтамира были сделаны 10-15 тысяч лет назад. Они относятся к так называемой Мадленской культуре, которая была распространена на территории современных Германии, Франции, Бельгии, Испании и Швейцарии. Жившие в те времена люди умели обрабатывать кости, делать кремниевые резцы и наконечники, а также охотиться на мамонтов, диких лошадей и северных оленей, водившихся в Европе в конце ледникового периода.
Пещера Альтамира протянулась на 270 м и состоит из сдвоенных коридоров и залов. Самое большое помещение имеет длину 18 м и высоту потолка от 2 до 6 м. Наскальные изображения можно увидеть не только в главном зале, но и в коридорах, и в других залах. Прекрасно сохранившиеся полихромные рисунки поражают туристов и профессиональных художников. На стенах пещеры видны бизоны, лошади, кабаны и контуры ладоней доисторических художников. Красочный слой нанесен при помощи естественных красителей – охры, угля, каолина, марганца и гематита. Первобытные люди рисовали в пещере Альтамира руками и специальными приспособлениями. По технике изображения испанские рисунки напоминают наскальную живопись, найденную на территории Северной Италии и Скандинавии.
Сегодня пещера Альтамира известна по всему миру. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, сколько художников участвовало в создании рисунков. Кроме того, не известно, были ли изображения реализацией единого замысла, или фигуры животных в пещере накапливались постепенно, от поколения к поколению.
Как была открыта пещера Альтамира
Землями, на которых находится пещера Альтамира, владел испанец Марселино Санс де Саутуола. Он занимался юриспруденцией, был страстным археологом-любителем, а также увлекался геологией и биологией. Жившие вокруг люди знали о существовании большой подземной полости, но не придавали ей большого значения. Издавна пастухи пережидали здесь дождь, а охотники останавливались на ночлег. Пещера получила известность лишь в 1868 году, после того, как в ней побывал охотник Модесто Кубильяс Перес. Его собака застряла в расщелине, и хозяин, помогая псу выбраться, нашел заросший травой вход, ведущий под землю.
Диорама в музее археологии Каталонии в БарселонеСпустя 10 лет, Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже и познакомился там с коллекциями артефактов каменного века. Вернувшись на родину, он приступил к исследованию пещеры и нашел в ней орудия труда первобытных людей. В 1879 году в пещере побывала 9-летняя дочь землевладельца Мария, которой удалось разглядеть на каменном своде цветные пятна, напоминающие быков. Девочка позвала отца и показала ему изображения бизонов.
Саутуола верно предположил, что рисунки могли быть сделаны людьми, жившими в каменном веке. В дальнейших исследованиях пещеры Альтамира принимал участие археолог из Мадридского университета Хуан Виланова-и-Пьера, который был автором книги «Происхождение, природа и возраст человека». Результаты своей работы ученые обнародовали в 1880 году.
Однако, общественное признание к ним не пришло. Французские археологи категорически не желали верить в существование прекрасно сохранившейся древней наскальной живописи в пещере Альтамира. Они выступили против Саутуолы и Вилановы-и-Пьера на доисторическом конгрессе, который состоялся в 1880 году в Лиссабоне, и обвинили их в подделке. Саутуола сильно переживал несправедливость и через 8 лет умер с клеймом обманщика.
В 1895 году похожие наскальные изображения обнаружили во Франции. Правоту испанского археолога сумели доказать в 1902 году, во время новых раскопок. Знаменитый французский археолог Эмиль Картальяк, считавшийся ярым критиком Саутуолы, изменил свою точку зрения и публично признал ошибку. После этого Саутуолу и его дочь Марию объявили первыми, кто открыл миру искусство людей каменного века.
Фотографии наскальных рисунков пещеры АльтамираЧто можно увидеть в пещере Альтамира
Большой плафон пещеры Альтамира имеет площадь порядка 100 м² и целиком покрыт красочными изображениями. На нем есть уменьшенные рисунки бизонов и изображения животных в натуральную величину. Примечательно, что первобытные художники создавали их с учетом рельефа. Они рисовали на выпуклостях потолка, поэтому изображения кажутся объемными.
Сталактиты и сталагмиты в пещере АльтамираВсех, побывавших в пещере Альтамира, поражает точная техника рисунков. Линии нанесены твердой рукой и не имеют поправок. Фигуры животных выглядят очень динамично, а движения и позы переданы с максимальной реалистичностью. Любопытно также, что древние художники использовали те же приемы, которые много веков спустя были «открыты» в живописи, благодаря импрессионистам. По мнению исследователей, все рисунки в пещере созданы в интервале от 200 до 500 лет, но остается неизвестным, какие обряды проводили здесь люди.
В наши дни доступ в уникальную пещеру ограничен. Это сделано, чтобы сберечь наскальные изображения для потомков. В сутки внутри могут побывать всего несколько человек по специальному пропуску, поэтому очередь из желающих увидеть чудо пещеры Альтамира расписана на 3 года вперед.
Тем не менее, многие путешественники приезжают в район пещеры, чтобы просто оказаться рядом с ней. Возле входа стоит простой каменный памятник, посвященный Марселино Санс де Саутуоле.
Точные копии наскальных рисунков выставлены на всеобщее обозрение в Музее древней истории и археологии в приморском городе Сантандере, в 30 км от пещеры Альтамира. Музей принимает гостей во все дни, кроме понедельника. Он открыт: с мая по октябрь с 9.30 до 20.00, с ноября по апрель с 9.30 до 18.00. По воскресеньям и в праздники экспозиция закрывается в 15.00.
Как добраться
Из России до Сантандера можно долететь с пересадкой в Лондоне или Мадриде. Ближайший к городу аэропорт расположен в 18 км, в Мальяно. От аэропорта до Сантандера добираются на электропоездах, рейсовых автобусах и такси. Сантандер – крупный морской порт, поэтому сюда три раза в неделю ходит морской паром. Дорога от английского Плимута до Сантандера занимает сутки. Из города до пещеры Альтамира можно доехать на такси.
рисунки бизонов, история, росписи, фото
Пещера Альтамира – уникальное собрание наскальных росписей эпохи верхнего палеолита, с 1985 г. признана объектом охраны ЮНЕСКО. В отличие от других пещер Кантабрии, известных своими подземными красотами, Альтамира привлекает прежде всего любителей археологии и искусства. Посещение этого места входит в обязательную культурную программу туристических маршрутов, как самостоятельных, так и организованных агентствами.
Вид пещеры Альтамиры и ее росписей
Альтамира представляет собой ряд двойных коридоров и залов общей протяженностью 270 м, главный из них (так называемый Большой плафон) занимает площадь в 100 м2. Своды почти полностью покрыты знаками, отпечатками ладоней и рисунками диких животных: бизонов, лошадей, кабанов.
Эти росписи полихромные, для нанесения использовались природные красители: уголь, охра, марганец, гематит и смеси каолиновых глин. Считается, что между первым и последним творением прошло от 2 до 5 веков.
Всех исследователей и посетителей Альтамиры поражает четкость линий и пропорций, большинство рисунков выполнено единым росчерком и отражают движение животных. Практически отсутствуют статические изображения, многие из них трехмерные благодаря расположению на выпуклых участках пещеры. Замечено, что при зажженном огне или мерцающем свете росписи начинают визуально смещаться, по ощущению объема они не уступают картинам импрессионистов.
Открытие и признание
История находки, раскопок, публикации и принятия научным миром информации о наскальной живописи довольно драматична. Пещеру Альтамира обнаружили в 1879 г. владельцы земельного участка – Марселино Санс де Саутуола с дочерью, именно она обратила внимания отца на рисунки быков на сводах.
Саутуола был археологом-любителем, он отнес находку к эпохе каменного века и запросил помощи у научного сообщества для более точного определения. Единственным отозвавшимся был мадридский ученый Хуан Виланова-и-Пьера, опубликовавший результаты исследований в 1880 году.
Трагизм ситуации заключался в идеальном состоянии и необыкновенной красоте изображений. Альтамира была первой из найденных пещер с сохранившейся наскальной живописью, ученные просто не были готовыми изменить картину своего мира и признать способность древних людей к созданию таких искусных росписей. На доисторическом конгрессе в Лисссабоне Саутоулу обвинили в покрытии стен пещеры поддельными рисунками, изготовленными на заказ, клеймо фальсификатора оставалось с ним до самой смерти.
Рекомендуем посмотреть интересную информацию о Тунгусском метеорите.
Найденные в 1895 году подобные пещеры во Франции долго остались необъявленными, только в 1902 году повторные раскопки в Альтамире смогли доказать время создания картин – верхний палеолит, после чего семью Саутуолы наконец признали первооткрывателями искусства этой эпохи. Подлинность изображений была подтверждена радиологическими исследованиями, их ориентировочный возраст составляет 16500 лет.
Возможность посещения пещеры Альтамира
Альтамира расположена в Испании: в 5 км от г. Сантильяна дель Мар, знаменитого своей архитектурой в готическом стиле, и в 30 км от г. Сантадера – административного центра Кантабрии. Проще всего добраться до нее на арендованной машине. Непосредственно в саму пещеру простых туристов не пускают, очередь посетителей, получивших специальное разрешение, заполнена на годы вперед.
Но, по аналогии со знаменитой пещерой Ласко, в 2001 году рядом был открыт музей с максимально точно воссозданной экспозицией Большого плафона и соседних коридоров. Фото и дубликаты росписей с пещеры Альтамира представлены в музеях в Мюнхене и Японии, объемная диорама – в Мадриде.
Пещера Альтамира | Путеводитель по Испании
На севере Испании, в Кантабрийских горах, рядом с городом Сантандер находится пещера Альтамира, самая известная среди известняковых пещер в мире. Найденные здесь наскальные рисунки помогли понять многие аспекты жизни первобытных людей. Обнаруженная в прошлом веке пещера названа учеными «Сикстинская капелла первобытного искусства». Известность пещеры связана с именем одного испанского археолога-любителя, который открыл изображения в пещере Альтамира.
Содержание:
Открытие пещеры Альтамира
Фанатичного любителя древних артефактов звали Дон Марселино де Саутуола. Он попал в пещеру Альтамира через несколько лет после того, как она была найдена в 1868 году одним из местных жителей. Среди находок Саутуола в пещере были обнаружены кости и зубы древних животных, грубо обработанный камень, служивший орудием нашим предкам. После этого исследование пещеры Альтамира доном Саутуола было прекращено на 11 лет. После возвращения он нашел в пещере еще много интересного: остатки древнего очага, каменные орудия, оленьи рога и кости.
Иногда исследователь брал на раскопки Марию, свою дочь. Именно она нашла различные рисунки, которые покрывали своды пещеры Альтамиры, в одном из боковых гротов. Потолок был расписан изображением огромных ярко раскрашенных быков. Эти рисунки натолкнули Марселино де Саутуоле на теорию, которая гласила, что найденные в пещере рисунки рассказывают о до сих пор неизвестной жизнедеятельности древних людей.
Долгие размышления об огласке своих открытий в пещере Альтамира привели к тому, что в 1880 году его исследования были опубликованы в популярном в то время журнале, передовом в XIX веке. Открытые всему миру находки Саутуола в Кантабрии были представлены им как настоящее искусство человека эры палеолита. Дон Марселино передал право окончательного решения по наскальным рисункам коллегам, имевшим больше опыта в подобных делах. Публикация археолога-любителя вызвала очень сильный резонанс в обществе. Выводы Соутуолы вызвали негодование самых крупных ученых того времени, его обвиняли в том, что найденные им в пещере Альтамира артефакты были фальсифицированы.
Признание пещеры Альтамира
Споры между учеными по поводу находки Саутуола не прекращались ни на минуту, а в это время сообщения о наскальных рисунках в пещерах поступали со всей Европы. Среди возросшего числа находок попадались предметы и скульптуры с орнаментом, найденные в слоях, которые относятся ко времени верхнего палеолита. Так, в пещере Ла Мут, недалеко от реки Везер, француз Эмиль Ривьер обнаружил в 1895 году изображения ископаемых животных. Этот артефакт без сомнения был древним, так как залегал в галерее, закрытой пробкой древнего слоя с содержанием фрагментов палеолитических орудий.
Другой известный археолог, Дало, в 19 веке нашел в пещере Пэр-но-Пэр изображения разнообразных животных, среди которых были и мамонты. Этот «Зоопарк древности» был разбросан по известняковым стенам на площади 25 кв.м. Слой, закрывавший рисунки, однозначно относит находки к древнекаменному веку, тем самым доказывая, что возраст обнаруженных наскальных рисунков весьма солиден.
Стоит заметить, что открытие рисунков на потолке и стенах в пещере Альтамира в Испании стали катализатором для изучения наскальной живописи, относящейся к палеолиту. Впоследствии во всех регионах Европы и Азии были найдены такие же пещеры с похожими рисунками. Самыми известными в мире стали Ласко (1940), Капова пещера на южном Урале (1959), Дель Ромито (1961), Руффиньяк (1956) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) — пещера, находящаяся на западе Монголии.
В наши дни кроме пещеры Альтамира насчитывается еще около 150 густо расписанных пещер времен палеолита, и это только в западной Европе. Все найденные пещеры помогли современным людям более подробно изучить жизнь своих предков, живших в каменном веке. Обнаруженные в пещере Альтамира гравюры и рисунки, фрагменты орудий и предметы быта ясно дают нам понять, что древние люди были не столь примитивными, какими их представляли себе исследователи и ученые в средних веках.
Документальный фильм о пещере Альтамира.
Другие статьи
Пещера Альтамира - Биологический онлайн-словарь
Биологический онлайн-словарь
ЭВДЖЕН М. МАККАРТИ, PHD
Пещера Альтамира в Испании известна своими наскальными рисунками верхнего палеолита с рисунками и красочными изображениями диких животных и человеческих рук. Это была первая пещера, где были обнаружены доисторические наскальные рисунки.
Картины Альтамиры, ныне признанные одними из старейших и лучших палеолитических полотен в Европе, были обнаружены ныне известным испанским спелеологом Марселино Санс де Саутуола (1831–1888).В то время наскальные рисунки еще не были известны археологической науке.
В 1870-х годах де Саутуола начал проводить свободное время, исследуя пещеры своей родной Кантабрии, региона на крайнем севере Испании, на берегу Бискайского залива.
Летом 1879 года в пещере Альтамира, после многих таких экскурсий, его маленькая дочь Мария внезапно вскрикнула: «Mira papá! Bueyes pintados!» (Смотри, папа! Нарисованные быки!).
Де Саутуола проследил взгляд своей дочери до потолка - «Нет, сынок, да», - прошептал он, глядя вверх."Сын бизонта!" (Они не быки. Они зубры!). Он сразу понял, что это доисторическое искусство - в исторические времена в Испании не жили бизоны.
Зубр, или европейский бизон (см. Рисунок справа), - животное, по всей видимости идентичное американскому бизону или буйволу. Однако эти два вида рассматриваются как отдельные виды (их научные названия, соответственно, Bison bonasus и Bison bison ). Когда-то широко распространенный и распространенный в Евразии зубр долгое время балансировал на грани исчезновения.Небольшое стадо выживает в Беловежском национальном парке в Польше.
Когда де Саутуола опубликовал за свой счет книгу иллюстраций, в которой были представлены картины и рисунки, которые он нашел в пещере, многие подумали, что все это была мистификация. Они не могли поверить, что доисторические люди смогут создавать искусство любого рода (особенно с учетом того факта, что многие современных людей не умеют рисовать!). Фактически де Саутуола умер, так и не увидев, что его претензии приняты.
Конечно, тот факт, что наскальное искусство является подлинным, сегодня хорошо принят.
Ученые все еще оценивают возраст искусства пещеры Альтамира. Недавние исследования уран-ториевого датирования предполагают, что картины создавались по частям в течение примерно 20 000 лет, причем самые старые из них датируются примерно 35 000 лет до н.э.
Из-за того, что картины ухудшались, Альтамира была закрыта для публики в 1977 году. Очень мало посетителей все еще допускаются, но время ожидания долгое. Намного проще получить доступ к копии пещеры, которая была построена сейчас.Сходите посмотреть в следующий раз, когда будете на северо-западе Испании.
Пещера Ласко >>
Подробнее о наскальном искусстве >>
Вернуться к словарю >>
Пещера Альтамира - © Macroevolution.net
.Пещера Большая Альтамира | Великие имена в истории
Этот бизон находится на потолке пещеры в Испании под названием Альтамира.
Написано около 14 000 лет назад. Мало того, что красиво, вроде заряжается.
Это одна из почти сотни фигур на потолке, который кто-то назвал «Сикстинской капеллой доисторических времен».
Фигуры нарисованы в стиле, который нам кажется современным, как некоторые графические эксперименты двадцатого века.Сам Пикассо вышел из пещеры под впечатлением: «После Альтамиры, - сказал он, - все упало».
Большинство наскальных рисунков представляют собой просто контуры, но они заполнены цветом, который различается по интенсивности, что придает им эффект светотени и даже вид объема. Художник также использовал неровности на поверхности скалы, чтобы рельефно выделять свои фигуры или их части. Он был настоящим мастером.
Почему он красил потолок? Ученые хотели бы знать.
Фигуры не составляют красивую композицию, как известная работа Микеланджело.Они нарисованы здесь и там и в любую сторону, некоторые смотрят в одну сторону, некоторые в другую, во многих размерах и масштабах. Художник, кажется, выбрал свободное место на потолке и максимально комфортно работал стоя. Помните, там было кромешно темно. Ему приходилось работать с фонариком или масляной лампой. Трудно представить, как он мог не залить сажей потолок.
Согласно одной из теорий, у животных была магическая цель. Художник рисовал их, так сказать, чтобы напугать игру; хотя «дичь» - глупое слово для тех времен, когда охота не была спортом.Или, возможно, он нарисовал их, чтобы поблагодарить невидимую Силу за то, что она дала ему пищу.
Трудно поверить, что он нарисовал красивое животное, потому что у него был зуд художника. Или потому, что он хотел украсить свою спальню. Камера с картинами находится в той части пещеры, где никто никогда не жил.
Но они лучше, чем просто волшебные знаки. Они основаны на тщательном наблюдении и упорядочены так, как это может сделать только великий художник.
Еще одна загадка всплыла недавно.Ученые считают, что они обнаружили, что некоторые из этих фигур были нарисованы на тысяч лет спустя после других. Смотрите эту историю здесь (а также другие очень интересные посты по искусству и истории). Длинный темный ледниковый период прошел бы, как зима; а весной нового времени какой-то художник пытался подражать старому мастеру?
13000 лет назад каменный оползень закрыл вход, и до 1879 года туда больше никто не заходил. В земле образовалась дыра, и маленькая девочка спустилась вниз, как Алиса в Стране чудес.Она побежала за отцом, археологом-любителем. Когда он рассказал миру о том, что открыла его дочь, никто ему не поверил. Подобных доисторических картин никогда не видели. И выглядели они подозрительно современными. После долгих дебатов эксперты, наконец, сняли свои возражения и признали картины подлинными. После этого люди стали все больше и больше посещать пещеру Альтамира, пока власти не решили закрыть ее, потому что на картинах были видны повреждения от влаги и тепла, которые исходили от посетителей.
Недавно испанское правительство открыло копию пещерного зала с картинами. Вот фотография мероприятия с королем Хуаном Карлосом и королевой Софией.
Фигуры на потолке - не единственные в пещере. Вот очень большой олень, 2,25 метра в длину, нарисованный на стене другой камеры.
..
Gran Cierva
Пещера Альтамира, объявленная ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, находится недалеко от Сантандера, столицы автономного региона Кантабрия на севере Испании.
.
В поисках Альтамиры (2016) - В поисках Альтамиры (2016) - Обзоры пользователей
Пабло Пикассо писал, что «после Альтамиры все упадок - мы ничего не изобрели». Этот увлекательный и эстетически великолепный фильм рассказывает историю открытия одного из самых ранних произведений искусства человечества, знаменитых наскальных рисунков животных эпохи палеолита, так называемой пещеры Альтамира недалеко от города Сантильяна-дель-Мар и к западу от Сантандера в Кантабрия, испания.Антонио Бандерас известен как страстный ученый-любитель, ответственный за то, что предупредил мир о необыкновенном открытии пещер, первоначально обнаруженных собакой и пастухом, которые наткнулись на отверстие.Бандерас играет Марселино Санс де Саутуола-и-де-ла-Педруэка, который вместе со своей восьмилетней дочерью Марией впервые осознал значение таинственных настенных картин. Действие фильма начинается в 1878 году в Кантабрии и заканчивается в 1902 году, когда настенные росписи были официально признаны подлинными.
Фильм рассказывает о борьбе и унижении Саутуолы, который столкнулся с враждебностью как со стороны церкви, так и со стороны ученых-рецидивистов, которые отказывались поверить в то, что великолепные картины могли быть выполнены художниками примерно в 10 000 году до нашей эры.
г. н. Э.г. Оказывается, картины могли принадлежать ориньякской культуре 35 600 лет назад. Саутуола тщательно проанализировал доказательства и пришел к пониманию значения находки. Фильм эффективно развивает семейную драму, сосредотачиваясь на сопротивлении жены Саутуолы, Кончиты, которая, наконец, поверила в теорию своего мужа. Кончита также решительно выступает против местного монсеньора, который почти обращается к испанской инквизиции в попытке отправить Саутуолу в ад за его научные взгляды.
Режиссером фильма «Альтамира» стал Хью Хадсон, режиссер, который продюсировал один из самых прекрасно снятых фильмов прошлого века - «Огненные колесницы». "Альтамира" имеет такой же изысканный вид с захватывающими пейзажами сельской местности Северной Испании.
Этот фильм мог быть сухой инсценировкой "исторического канала". Напротив, это великолепно созданный и эстетически блестящий художественный фильм, который нельзя пропустить любителям искусства и культуры.
14 из 18 нашли этот материал полезным.Был ли этот обзор полезным? Войдите, чтобы проголосовать.Постоянная ссылка .
10 доисторических наскальных рисунков (с картой и фотографиями)
После посещения наскальных рисунков Альтамиры на севере Испании, Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры все упадет». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других, которые разбросаны по частям Франции, Испании и других регионов мира, являются одними из величайших произведений искусства, когда-либо созданных. Как и все великое искусство, они дают представление о том, как люди думали, хотя это было десятки тысяч лет назад.
10. Пещера Магура
flickr / Пламен СтоевПещера Магура - одна из крупнейших пещер Болгарии, расположенная в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, датируемыми примерно 8000-4000 лет назад. На стенах пещеры было обнаружено более 700 рисунков. Они нарисованы гуано летучих мышей (экскременты летучих мышей) и изображают людей, которые охотятся и танцуют, а также большое разнообразие животных.
9. Куэва-де-лас-Манос
Куэва-де-лас-Манос - это пещера, расположенная в изолированном месте в Патагонии на юге Аргентины.Она получила свое название (Пещера рук) из-за трафаретных очертаний человеческих рук, но есть также много изображений гуанако, нанов и других животных, а также сцены охоты. Большинство рук - это левые руки, что говорит о том, что художники держали распылительную трубку в правой руке. Считается, что картины были созданы между 13000 и 9500 годами назад.
8. Бхимбетка
Расположенный в центральной части Индии, Бхимбетка содержит более 600 убежищ в скалах, украшенных доисторическими наскальными рисунками.Выполненные в основном в красном и белом цвете с периодическим использованием зеленого и желтого, картины обычно изображают жизнь и времена людей, живших в пещерах. Такие животные, как бизоны, тигры, львы и крокодилы, также были обильно изображены в некоторых пещерах. Самым старым полотнам считается 12000 лет.
7. Серра-да-Капивара
Национальный парк Серра-да-Капивара на северо-востоке Бразилии является домом для многочисленных убежищ в скалах, украшенных наскальными рисунками.Картины включают сцены обрядов и охоты, деревья и животных capivaras. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в парке созданы 25000 лет назад. Однако это оспаривается некоторыми генетиками, поскольку это противоречило бы принятой в настоящее время дате поселения человека в Америке.
6. Лаас Гаал
flickr / joepyrekЛаас-Гаал - это комплекс пещер и укрытий в скалах на северо-западе Сомали, где хранятся одни из самых ранних известных наскальных изображений Африканского Рога и африканского континента в целом.Возраст доисторических наскальных рисунков оценивается от 11 000 до 5 000 лет. Они показывают коров в церемониальных одеждах в сопровождении людей, домашних собак и даже жирафа. Наскальные рисунки прекрасно сохранились и сохранили свои четкие очертания и яркие цвета.
.ответов на доисторические наскальные рисунки, на создание которых потребовалось до 20000 лет
Доисторические наскальные рисунки, на создание которых ушло до 20000 лет
Микеланджело, возможно, потратил четыре долгих года, чтобы нарисовать свою фреску на потолке Сикстинской капеллы, но его ранние предшественники потратили значительно больше времени на совершенствование своих собственных шедевров. Ученые обнаружили, что на создание доисторических наскальных рисунков уходило до 20000 лет.Вместо того, чтобы создаваться за один сеанс, как раньше думали археологи, многие из произведений, обнаруженных в Европе, были созданы сотнями поколений, которые дополняли, обновляли и закрашивали оригинальные произведения искусства.
До сих пор было чрезвычайно сложно определить, когда были созданы доисторические наскальные рисунки и резные фигурки, но новаторская технология позволяет исследователям впервые точно датировать наскальное искусство и показать, как эти работы создавались на протяжении тысяч лет.Эксперты теперь надеются, что этот метод даст ценную информацию о том, как развивалась и менялась ранняя человеческая культура, когда первые современные люди переселились по Европе около 40 тысяч лет назад.
Доктор Алистер Пайк, археолог из Бристольского университета, который руководит исследованием, сказал: Искусство дает нам действительно интимное окно в умы людей, которые его создали, но мы не знаем, какими именно людьми они были. мы не знаем точно, когда это искусство было создано. Если мы сможем датировать искусство, тогда мы сможем связать это с артефактами, которые мы находим в земле, и начать связывать символические мысли этих людей с тем, где, когда и как они жили.’
Сотни пещер были обнаружены по всей Европе со сложной доисторической росписью и резьбой на стенах. Считается, что рисунки, на которых часто изображены сцены с животными, были созданы около 40 000 лет назад - спустя некоторое время после того, как люди начали перемещаться из южной Европы в северную Европу во время последнего ледникового периода.
Традиционные методы датирования основывались на углеродном датировании древесного угля и других пигментов, использованных в картинах, но это может быть неточным, поскольку дает только дату создания угля, а не дату создания работы.«Сегодня, когда вы заходите в эти пещеры, на земле все еще лежит древесный уголь, поэтому художники в то время могли использовать старый уголь, а не делать его свежим сами», - пояснил доктор Пайк.
«Если бы это было так, то дата картины была бы очень неправильной. Взять образцы для датирования углерода также означает уничтожить часть этих драгоценных картин, потому что вам нужно убрать немного пигмента. Что касается резных фигурок, то датировать их практически невозможно, так как в них нет органических пигментов, содержащих углерод.’
Ученые использовали свою технику, чтобы датировать серию знаменитых палеолитических картин в пещере Альтамира на севере Испании. Известные как «Сикстинская капелла палеолита», сложные работы были построены примерно 14 000 лет назад. Но в исследовании, опубликованном на новом веб-сайте Planet Earth Совета по исследованиям окружающей среды, доктор Пайк обнаружил, что возраст некоторых картин составляет от 25 000 до 35 000 лет. Самым молодым картинам в пещере было 11000 лет.Доктор Пайк сказал: «Мы обнаружили, что большинство этих пещер не было написано за один присест, но роспись охватывала до 20 000 лет. Это противоречит тому, что обнаружили археологи, проводившие раскопки в пещерах. Вероятно, люди не жили в пещерах, которые они нарисовали. Кажется, пещеры, в которых они жили, были где-то в другом месте, и в раскрашенных пещерах было что-то особенное ».
Доктор Пайк и его команда смогли датировать картины, используя метод, известный как датирование по урановым сериям, которое первоначально было разработано геологами для датирования таких горных образований, как сталактиты и сталагмиты в пещерах.Поскольку вода просачивается через пещеру, она несет чрезвычайно низкие уровни растворенного радиоактивного урана вместе с минеральным карбонатом кальция. Со временем небольшие количества карбоната кальция осаждаются, образуя твердый слой на полотнах, и этот слой также удерживает уран. Из-за своих радиоактивных свойств уран медленно распадается, превращаясь в другой элемент, известный как торий. Сравнив соотношение урана и тория в тонких слоях наскальных рисунков, исследователи смогли вычислить возраст картин.
Исследователи также применили свою технику к гравюрам, найденным на скалах вокруг скал Кресвелл в графстве Дербишир, которые являются единственными образцами пещерного искусства в Великобритании. Они доказали, что гравюры были сделаны не менее 12000 лет назад. Профессор Пабло Ариас, эксперт по пещерному искусству палеолита из Университета Кантабрии, Испания, сказал: «Примерно десять лет назад датировать пещерное искусство можно было только по стилю фигур, но эта новая техника разработана Бристольским университетом. позволяет точно заключить эту дату в квадратные скобки.Мы хотим изучить, как люди того времени вели себя и как они себя чувствовали, а искусство палеолита дает нам возможность взглянуть на тип символов, которые были важны для них, поэтому нам нужно знать, когда люди, которые создавали это искусство, на самом деле жили. . '
Вопросы 1-5
Соответствуют ли следующие утверждения информации, данной в отрывке для чтения 1? Напишите
ИСТИННО , если заявление соответствует информации
ЛОЖЬ , если утверждение противоречит информации
НЕ ДАНА если нет информации по этому
1 TRUEFALSENOT GIVEN
Ответ: НЕ GIVEN Наскальные рисунки вдохновили Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.
2 TRUEFALSENOT GIVEN
Ответ: ЛОЖЬ Теперь кажется, что наскальные рисунки были нарисованы за один раз, а затем оставлены нетронутыми.
3
.Археолог «обнаруживает дом детства Иисуса» в Назарете - RT World News
Известный британский археолог выдвинул убедительные аргументы в пользу того, что хорошо сохранившийся древний дом в Назарете был домом, в котором детство Иисус провел.
Здание датируется первым веком, и сейчас на его территории находится монастырь сестер из Назарета. В наше время он был впервые идентифицирован как дом, где Иисус рос вместе с Иосифом и Марией в 19 веке, но эта теория была отвергнута в 1930-х годах и с тех пор отвергается.
Однако после 14 лет полевых исследований и исследований на этом месте Кен Дарк, профессор археологии и истории в Университете Рединга в Великобритании, обнаружил, что монастырь стоит на месте, которое древние назаряне считали первым домом Иисуса.
Значительные части здания сохранились, в том числе лестница, высеченная в скале. В период своего расцвета в первом веке он, вероятно, включал в себя несколько жилых и складских помещений вокруг внутреннего двора, а также террасу на крыше.
Также на RT.com Надпись подтверждает, что древнее кольцо принадлежало Понтию Пилату, человеку, который приказал распять Иисуса.Профессор Дарк обнаружил, что люди в этом районе полагали, что это здание было домом Иисуса, по крайней мере, с 380-х годов. Его анализ также подтвердил статус здания как жилище первого века. Ни для каких других объектов в городе подобное невозможно.
Археологическое исследование двухэтажного дома показало превосходное мастерство и понимание камня, которое соответствовало бы тому, что он был построен и принадлежал тектону - описание профессии Иосифа в греческих евангелиях, что означает, что он не был только плотник, но и каменщик или строитель.
Его полевые исследования также показывают, что пещерная церковь, украшенная мозаикой, была построена рядом с останками дома в четвертом веке. В пятом веке над домом и пещерной церковью была построена церковь, и это была самая большая церковь в Назарете в то время.
Эта церковь была искусно украшена мрамором и мозаикой и точно соответствовала описанию большой византийской церкви седьмого века, которая, как говорят, стояла на месте дома Иисуса и была важным местом паломничества.
В своей книге «Сестры Назаретского монастыря: римский период, византийцы и крестоносцы в Центральном Назарете» профессор Дарк исследовал вероятность передачи воспоминаний об истории здания с первого по четвертый век, когда на этом месте была построена первая церковь. «Я пришел к выводу, что, исходя из антропологических данных и исследований устной традиции, нет абсолютно никаких причин, по которым они не могли бы ничего знать», - сказал он.
Также на RT.com В столице древнего Египта обнаружен огромный клад саркофагов и позолоченных статуйПонравилась эта история? Поделись с другом!
.