Храм надписей в паленке


Храм Надписей (Мексика) – фото, мистика, история и легенда

В 1948 году историк из Мексики по имени Альберто Руз, исследуя леса родной страны в штате Чьяпас, неожиданно нашел развалины древнейшего города Паленке (Крепость). В центре этого города находилась пирамида, на верхней площадке которой располагалось храмовое сооружение, оно впоследствии получило название «Храм Надписей». Свое имя храм получил из-за больших плит, покрытых барельефами и иероглифическими знаками, среди которых встречались люди, животные и мифические создания. Расшифровать на 100% эти записи не удается вплоть до сегодняшнего дня, потому что криптографами до конца не разобрана фонематическая составляющая этого древнего языка. Глядя на эти изображения, можно с уверенностью сказать, что на картинках изображены мифические боги индейских племен, некогда населявших территорию Мексики.

Храм располагается на 20-ти метровой пирамиде, общее количество ее ступеней насчитывает 9 штук. Задняя сторона данного сооружения опирается на склон очень крутой и высокой горы. На тот момент, когда Альберто Руз обнаружил эту ценную археологическую находку, пирамида являла собой огромный холм, густо покрытый растительностью.

На полу в храме можно увидеть хорошо отшлифованные древними мастерами каменные плиты, в одной из которых можно увидеть два ряда отверстий, которые закрыты пробками из камней. Стены храма имеют свое продолжение под плитами, что привело археологов к мысли о том, что внизу, под плитами, должно находится еще одно помещение. В 1952 году в ходе раскопок, практически на дне пирамиды» был обнаружен огромный погребной комплекс.

Размеры захоронения составляли 9 метров в длину, 4 метра в ширину, расстояние от пола до потолка составляло 7 метров. Само помещение было сделано идеально, камни, искусно обтесанные древними умельцами, все до одного находились на своем месте. На гипсовых барельефах были изображены 9 человеческих фигур в богатом одеянии. Ученые предположили – что эти изображения принадлежат духам ночи, Владыкам, которые по религии майя были подземными божествами. На фигурах изображены пышные одежды, на головах уборы, сделанные из перьев мифической птицы кетцаль. На лицах всех Владык имеются маски, на их плечи накинуты плащи, сделанные из перьев и бронзовых пластин. На поясе закреплены характерные одеяния для того времени: набедренные повязки и юбки, на ноги были надеты сандалии, пошитые из кожаных ремешков. Все тело божеств на барельефе было покрыто драгоценностями. В руках каждый Владыка держал скипетр, который подчеркивал высокое происхождение. Рукоять скипетра была выполнена в виде головы змеи, на ней также находились маски с изображением бога дождя и щиты с ликом бога солнца.

Пол склепа был покрыт плитой, вытесанной из камня и впоследствии хорошо отшлифованной, ее поверхность была полностью покрыта резьбой. По краю плиты шла лента, состоящая из неизвестных иероглифов. Альберто Руз, осмотрев плиту, расшифровал две даты, относящиеся к 603 и 633 годам нашей эры. На сегодняшний день плита относится к величайшему произведению искусства эпохи майя, техника выполнения резьбы похожа с работами мастеров эпохи Возрождения.

Под плитой археологи обнаружили захоронение мужчины, которому было примерно 40-50 лет. Скелет усопшего был покрыт драгоценными камнями. На тот момент для ученых оставался загадкой тот факт, кем найденный скелет был при жизни: правителем или верховным жрецом.

Первое описание найденная пластина получила благодаря стараниям советского ученого Валерия Ивановича Гуляева. Обследовав полностью плиту, он заметил, что в нижней части артефакта можно увидеть изображение страшной маски, напоминающей о смерти. Маска полностью лишена мягких тканей лица, вместо глаз изображены огромные зияющие глазницы, полностью отсутствует нос, изо рта торчат громадные клыки. В изголовье маски находятся символы смерти, а напротив их антипод – рождение, в виде зерна кукурузы и кукурузного початка. На макушке чудовищной маски изображен облик молодого юноши, одетого в богатую одежду. Тело юноши слегка откинуто назад, он напряженно смотрит на изображение, отдаленно напоминающее крест. Ученые предположили, что этот крест является стилизованным рисунком ростка кукурузы, символизирующего у племени майя жизнь. На самом верху рисунка креста можно увидеть образ священной птицы кетцаль, перья которой использовались жрецами, для выполнения обрядов и ритуалов. В ногах птицы изображался символ воды, а рядом с ним два небольших диска, с ликами бога солнца.

Несколькими годами позже двое ученых: итальянец Пинотти и японец Мацумура, работая по отдельности, пришли к выводу, что на данной плите изображается реальный образ человека, а вокруг него располагаются вполне реальные предметы, а не символы из разряда мистики, как считалось раннее. Дальнейшее разбирательство плиты вылилось в гипотезу, что на ней изображен человек, сидящий в неком летательном или космическом аппарате, то есть рисунок плиты – это, возможно, детальный чертеж космического древнего корабля. Вскоре к таким же выводам стали приходить и исследователи со всего мира. Авиаконструктор из США Джон Сэндерсон, при помощи компьютерной программы превратил изображение плиты в объемную модель. В итоге глазам ученого была представлена часть кабины ракеты с пультом управления и наличием двигательной установки. Сэндерсон смоделировал также внешнее изображение, сконструированной им бумажной версии ракеты.

Самую большую известность на тематику найденной космического летательного аппарата нашла версия швейцарского писателя, которого звали Эрих фон Дэникен. Он написал книгу «Колесница богов», в которой указал, что изображение на плите, найденное в древнем городе Паленке, является рисунком древнего космонавта, сидящего в кабине своего летательного звездолета. Вышедшая большим тиражом книга стала моментально мировым бестселлером. В свое книге фон Дэникен перевернул плиту и получил желаемый результат, на котором действительно изображался человек, окруженный неизвестными предметами, напоминающими приборы космического корабля.

Дэникен писал, что в середине плиты находится человек, изображенный в сидящей позе. На голову человека надет шлем, с отходящими от него проводами, либо шлангами, его тело наклонено вперед к пульту управления, перед лицом располагается прибор, напоминающий внешний вид кислородного аппарата. Передние конечности человека находятся на панельной доске приборов. Правой рукой древний астронавт жмет на кнопку, а при помощи левой – сжимает рукоять рычага, пяткой левой ноги давит на педаль.

Также Дэникен утверждает в свое книге, что на космонавте надета современная одежда: на шее виден воротник свитера, на рукавах видны вязаные манжеты. На талии астронавта, по мнению писателя можно заметить ремень безопасности, выполненный в виде пояса с огромной пряжкой. На ногах у изображения якобы надеты облегающие брюки.

В Советском Союзе с аналогичными рассуждениями выступил писатель-фантаст Александр Казанцев, опубликовав статью в научном журнале «Техника - молодежи». Если присмотреться к плите, то она с космонавтикой, по сути, не имеет ничего общего. Представители идеи о космонавте слишком исказили подлинное изображение плиты. Многие детали были перевернуты кверху ногами, в частности священная птица кетцаль; изображенный юноша вовсе не одет в одежду, описанную Дэникеном, так как майя не знали в свою самобытность ни свитеров, ни приталенных брюк: одеянием для них служила набедренная повязка. Тело юноши, а также руки и ноги украшены лишь браслетами.

Также изображение астронавта, по мнению Дэникена и Казанцева, перевернуто и наклонено так, как хотелось эти двум людям, в поперечном изображении, тогда как на самом деле изображение должно быть продольным.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же изображен на каменной плите из храма в Паленке, может и правда космонавт, а может и божество.

Видео – Паленке храм древней цивилизации

Возможно Вам будет интересно:


 

Culture and art

Храм Надписей и храм Красной Царицы

Храм надписей в Паленке.
В 1952 г. в затерянном среди сельвы древнем мексиканском городе Паленке археолог Альберто Рус Луилье сделал сенсационное открытие. В толще пирамиды храма Надписей он обнаружил великолепную гробницу одного из правителей майя, которая привлекла всеобщее внимание не только пышностью убранства, но и своей необычностью. Находка Луилье перевернула все сформировавшиеся ранее представления, заставив специалистов поменять взгляды на предназначение пирамидально-храмовых сооружений.

Фрагмент храмовой росписи. Паленке.

Майя считали, что кецаль наблюдает за происходящим в подземном мире, как это обычно изображается в сценах с преисподней на майяских сосудах, или же выносит в клюве души умерших для возрождения.

На вершине знаменитой девятиступенчатой пирамиды возведён достаточно большой прямоугольный храм, украшенный панелями, богато декорированный барельефами и рельефными иероглифическими надписями (отсюда и название храма). Именно здесь, в полу, сложенном из цельных каменных хорошо обработанных плит (обычно он вымащивался штуком), Луилье обнаружил ряд круглых отвергай, закрытых каменными цилиндрическими затычками. Вынув их, археолог с помощью отверстий поднял блок и нашёл под ним каменные ступени, уходящие вниз, в толщу пирамиды. Туннель шириной около 1,8 м сверху укреплял характерный для архитектуры майя ложный свод. Крутая лестница, состоящая из двух разнонаправленных пролётов в 45 и 27 ступеней, вела на глубину 25 м, к погребальному помещению (оно лежало на 1,5 м ниже уровня земли). От неё отходили узкие вентиляционные шахты. Последние шесть ступеней лестницы древние строители засыпали с особой тщательностью, желая скрыть сопроводительные жертвы: пять знатных юношей и девушку, явно погибших насильственной смертью. Вход в склеп, где размещался саркофаг, перекрыли треугольным камнем.

Храм Надписей – самый высокий в Паленке. Размеры основания пирамиды составляют 60 х 40 м, длина лестницы, ведущей к вершине, примерно 20 м.

Паленке – это испанское название, в переводе означающее “плетень” или «частокол». Сами майя именовали свой город Kaменным Домом Змея. Расположение «змеиного логова» довольно необычно. Майя вписали постройки в природный ландшафт, выбрав для города стратегически идеальное место – отроги Чьяпасских гор, образующие естественное плато, приподнятое примерно на 70-метровую высоту.

Скульптурная голова Пакаля, ранее известная как голова молодого воина из Паленке. Считается, что так и выглядел молодой правитель Паленке

Погребальная камера по своим размерам (7 м в длину, 3,75 м в ширину и 6,5 м в высоту) соответствовала стандартным параметрам обычного храма майя. На стенах камеры сохранились изображения девяти человеческих фигур, условно названные владыками ночи, — это были правители девяти подземных уровней. Посреди усыпальницы находился выполненный из единого каменного блока саркофаг (размером 3 х 2,1 х 1,1 м), установленный на шести кубовидных ножках. Всю поверхность саркофага покрывали иероглифические тексты, содержащие информацию об умершем и его ближайших родственниках, и росписи. Сверху лежали три каменных топорика (такие обычно подвешивали к поясу), кусочки нефрита и раковины; крышку саркофага — каменную панель весом почти 5 т и размером 3,8 х 2,2 х 0,25 м — украшали удивительной красоты барельефы.

Паленке считался самым изученным из городов майя, поскольку первые археологические работы в нём начали проводиться ещё в XVIII в.

Храм в Паленке. Литография XIX в.

Древние мастера воспроизвели в камне легендарное селение ; божественных предков, известное под названием Семь Пещер, — прародину многих мексиканских племён. В центре композиции находилось Южное, или Жёлтое, мировое древо, связывающее, согласно представлениям майя, подземный мир (антимир) с миром верхним (реальным). Корни его питались девственными водами, хранившимися в толще земли, а крона пронизывала небесное пространство. В изображение Жёлтого древа вплетались символы земледелия и характерный геометрический орнамент, а на верхушке расположилась крупная птица с широко раскрытым клювом. Возможно, это был кецаль, считавшийся одним из важных I связных между мирами. Лежащий под древом человек (в типичной для мезоамериканской художественной традиции позе отдыхающего) предстаёт в намеренно архаизированной одежде. Считалось, что душа, тень, после смерти человека оказывается в селении призраков — антимире, где ведёт такую же жизнь, как и в племени.

Погребальная камера храма Надписей.

В 1994 г. в храме Красной Царицы обнаружили богатое женское погребение, свидетельствовавшее о царском происхождении умершей: её каменный монолитный саркофаг по размеру точно совпадал с саркофагом правителя. Однако,судя по погребению, царицу явно хоронили второпях, без полагавшихся почёта и уважения.

Мавзолей на современном мексиканском кладбище, воспроизводящий форму древних храмов.

Нижнюю половину крышки саркофага занимает изображение пещеры, у входа в которую расположился призрак. По её стенкам ползают улитки — символ бога-Улитки и самой пещеры- прародины. К югу и северу от мирового древа размещены ещё шесть пещер, и в каждой живут призраки. Таким образом, всего имелось семь пещер, что соответствует названию легендарной прародины, из которой некогда вышли предки майя и куда должны отправиться души умерших. Погребальное же сооружение, вероятно, имитировало её.

Знаменитый рельеф на крышке саркофага правителя.

Самым поразительным оказалось то, что храм и саркофаг соединял так называемый душепровод — специальная трубка неясного назначения в виде змеиного тела, выходящего прямо в святилище. Выходное отверстие, скорее всего, маскировала соответствующая скульптура. Можно предположить, что трубку установили не только для общения с умершими предками, но и для достижения особых акустических аффектов при проведении важных обрядов. Так, с удивительной скрупулёзностью, жрецы Паленке пытались воссоздать древние представления о легендарной прародине.

Вид на пирамиду Солнца и дворцовый комплекс. Паленке.

В саркофаге храма Надписей оказались останки рослого мужчины 40-50 лет со всеми атрибутами власти древних майя: скипетром, маской, щитом. Череп его был разбит, останки густо покрывали яркая пурпурная краска и нефритовые украшения – диадема, трубочки для прядей волос, серьги, погребальная мозаичная маска, подвески, ожерелья, браслеты… Одна нефритовая бусина лежала во рту умершего. У ног находилась нефритовая статуэтка бога Солнца.

Храм Надписей Паленке

Храм Надписей – такое название получило культовое сооружение индейцев майя, построенное в VII веке. Храмовый комплекс служит усыпальницей правителя царства Баакуль, именуемого Пакаль Великий. Сооружение возведено по приказу сына царя, унаследовавшего престол после кончины своего царственного родителя. Расположен храм в северо-восточной части штата Чьяпас (Мексика) среди развалин города, носящего условное название Паленке.

Название храму дали из-за большого числа надписей, расположенных на стенах постройки. На сегодняшний момент расшифрована только часть из 617 иероглифов, начертанных на каменных плитах.

С архитектурной точки зрения, Храм Надписей является пирамидой с девятью уровнями. Высота данного сооружения – 24 метра. Пирамида оборудована лестницей, имеющей пять секций с разным количеством ступеней. Общее число ступеней – 69

Восьмая ступень храма отличается наличием отдельно стоящей постройки, имеющей пять входов и разделенной на три секции. В одном из помещений постройки и был скрыт тоннель, выложенный каменными плитами, ведущий к гробнице древнего царя.

Помещение усыпальницы – это зал со сводчатым семиметровым потолком, размером 9 на 4 метра. Вдоль стен зала выстроены девять скульптур из гипса, а каменная плита, закрывающая саркофаг, украшена замысловатым рисунком, символизирующим уход и воскресение царя.

Храм Надписей в Паленке. 100 великих храмов

Храм Надписей в Паленке

В то время, когда в Европе набирала силу Великая Римская империя и легионы Юлия Цезаря уходили на покорение Галлии и Британии, на другом краю Земли, в Новом Свете, появилась одна из величайших культур доколумбовой Америки – цивилизация майя. Просуществовав более тысячи лет, создав блестящие образцы архитектуры, живописи и скульптуры, эта цивилизация, пережив свой расцвет в VI–VIII веках, пала под ударами завоевателей с севера – тольтеков. Белокаменные города майя были заброшены и долгие столетия зарастали сельвой. И только сто пятьдесят лет назад эта Атлантида древней Америки, поглощенная океаном тропических лесов, начала постепенно приоткрывать завесу своих тайн…

Путешественники один за другим открывали в дебрях Юкатана затерянные города майя. Вслед за временем первопроходцев пришло время ученых – археологи, историки, этнографы, искусствоведы стали постоянными гостями древних городов. Но о чем могли рассказать эти руины, из которых уже давно ушла жизнь?

Паленке. Храм Надписей

«Город был необитаем. Среди древних развалин не сохранилось никаких следов исчезнувшего народа, с его традициями, передаваемыми от отца к сыну и от поколения к поколению. Он лежал перед нами, словно корабль, потерпевший крушение посреди океана. Его мачты сломались, название стерлось, экипаж погиб. И никто не может сказать, откуда он шел, кому принадлежал, сколько времени длилось его путешествие и что послужило причиной его гибели», –

писал первооткрыватель городов майя Джон Ллойд Стефенс.

Одним из таких «погибших кораблей» является Паленке – древний город, расположенный в северной части мексиканского штата Чьяпас. Отроги Чьяпасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. На этом плато и был в VII веке построен Паленке – Начан, «Змеиный город» майя.

Расцвет города пришелся на VII–VIII века. В это время здесь строится несколько храмов, отличающихся особым изяществом и совершенством. А особое место среди древних памятников Паленке занимает легендарный храм Надписей.

Храм Надписей, поразивший своим величием его первооткрывателей – Дж. Л. Стефенса и Ф. Казервуда, – является частью ансамбля дворца правителей Паленке. В ясную погоду белокаменная пирамида храма видна с равнины за многие километры. Свое название «Храм Надписей» получил от Стефенса и Казервуда – они назвали его так из-за обилия иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. Среди этих надписей исследователи отыскали и несколько дат, одна из которых – 692 год.

От чистых и гармоничных линий храма веет особой утонченностью. Он представляет собой продолговатую девятиступенчатую пирамиду высотой 28 м. Пирамида в значительной мере высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльная часть сооружения опирается на его крутой склон. Девять ярусов пирамиды прорезает многоступенчатая лестница – в ней более семидесяти ступеней. Лестница ведет к верхней платформе, на которой расположено святилище – прямоугольное сооружение из трех комнат, надежно покоящееся на верхушке мощной пирамиды. Фасад храма прорезан пятью широкими оконными проемами. Здание увенчивает высокая, слегка вогнутая крыша, чем-то напоминающая крыши китайских пагод.

Стены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе майя: они изобажают женщин, держащих на руках невероятно уродливых детей. Лицо каждого ребенка закрыто маской бога дождя, а из детских ножек выползают змеи. В мифологии майя змея связана с небом, с небесной водой – дождем.

В центральном помещении святилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых рядами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов – это самая длинная из известных надписей майя. Слева вниз уводит крутая каменная лестница. Там, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучения цивилизации майя…

Первоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамиды в городах служили лишь высокими постаментами для святилищ. Но в последние полвека под основаниями и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий. Впервые это открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом Альберто Рус-Луилье в храме Надписей в Паленке.

При расчистке руин храма Надписей А. Рус-Луилье обнаружил под основанием святилища на вершине пирамиды скрытую лестницу, ведущую в абсолютно нетронутую царскую гробницу. У входа в нее, в каменном ящике лежали скелеты пяти юношей и девушки, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированная лобная часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Этих молодых людей из лучших семей города явно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю – вероятно, при погребении правителя Паленке, одного из самых почитаемых представителей правящей династии.

Погребальная камера представляла собой просторное помещение – 9 м в длину и 4 м в ширину. Высокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды терялись в темноте, которую никак не мог рассеять слабый свет фонарей. Это была «огромная комната, как будто высеченная во льду, – писал А. Рус-Луилье, – своеобразный грот, стены и потолок которого выглядели как отшлифованные, или заброшенная часовня, купол которой был задрапирован занавесями из сталактитов, а из пола торчали толстые сталагмиты, похожие на огарки свечей».

На стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертания девяти человеческих фигур, облаченных в одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль, причудливая маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренная повязка, пояс с украшениями в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Шея, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерельями и браслетами. Все фигуры имеют скипетр с рукоятью в виде головы змеи и круглый щит с ликом бога солнца. А. Рус-Луилье предположил, что эти фигуры – изображения девяти Владык Мира, в мифологии майя – правителей девяти подземных миров, девяти ярусов царства смерти. На полу валялись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. Вероятно, эти «отрубленные головы» имитировали человеческие жертвоприношения. В центре гробницы стоял большой каменный саркофаг. Резные каменные опоры саркофага словно вырастают из земли и выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. Их оплетают ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуайявы.

Саркофаг был закрыт прямоугольной плитой 3,8–2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой. Эта плита является одним из самых выдающихся произведений искусства майя. По высочайшей технике исполнения ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи Возрождения.

На плите изображена глубоко символическая сцена, на языке образов сжато излагающая мифологию майя. В нижней части плиты изображена страшная маска, всем своим видом говорящая о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Это – божество земли. Индейцы доколумбовой Америки считали его страшным чудовищем, которое питается живыми существами – ведь все живое в конце концов уходит в землю…

Голову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш «процент» («%»), – символы смерти. Два других знака – зерно и маисовый початок, наоборот, являются символами жизни. Из пасти чудовища выходят побеги фантастического растения. Они обвивают фигуру юноши, сидящего на маске страшного бога земли. Над ним раскинулся огромный крест. Этот символ был хорошо знаком древним майя и обозначал «источник жизни» – росток маиса. На перекладине «источника жизни» извивается змея с двумя головами. У голов широко разинуты пасти и из них выглядывают человечки в масках бога дождя. Напомним, что в мифологии майя образ змеи также связан с дождем.

На верхушке креста сидит священная птица кетцаль. Ее перья служили украшением головных уборов царей и жрецов. Птица тоже облачена в маску бога дождя. Под ней – символы воды и два щита с символами бога солнца.

Сложная символика этого изображения до конца не разгадана, но общий смысл композиции – традиционная для ранних земледельческих культур аграрная заклинательная символика: солнце – вода – жизнь – смерть. Вечный круговорот жизни в природе…

Когда с помощью домкратов и бревен археологи подняли весящую почти пять тонн плиту, под ней оказалась еще одна каменная плита со странной выемкой, напоминающей рыбу или кувшин с широким горлышком. Эту выемку плотно закрывала специальная крышка точно такой же формы. А под этой второй плитой лежал густо посыпанной пурпурной краской скелет рослого (1 м 73 см) мужчины, лет 40–50, еле видный под сплошным ковром украшений из зеленовато-голубого нефрита и яшмы – диадема, серьги, несколько колье, нагрудный знак, браслеты, кольца. Череп погребенного оказался разбитым, а лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из раковин и зрачками из обсидиана. Маска, видимо, являлась точным портретом умершего.

Кем был этот человек? Многочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице – скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, – говорят о том, что это – «халач виник», верховный правитель Паленке, обожествленный еще при жизни. Иероглифические надписи на боковых гранях надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. Вероятно, именно тогда «халач виник» с необыкновенной пышностью был погребен в храме Надписей. А над саркофагом его была установлена каменная плита, на которой безвестными резчиками была вырезана древняя повесть о смерти и возрождении…

Следующая глава >>

Храм Надписей - Temple of the Inscriptions

О храме в Тикале, также называемом Храмом Надписей, см. Храм Тикаля VI . Храм Надписей

Храм Надписей ( классических майя : B'olon YEJ Te' Naah ( Mayan произношение:  [ɓolon Jex teʔ NaH] ) «Дом из девяти заточены Спирс») является крупнейшим Месоамериканской ступенчатой пирамиды структуры в доколумбовой цивилизации майя сайт Паленке , расположенный в современном штате Чьяпас , Мексика . Структура была построена специально , как погребальный памятник для Пакаль , ajaw или правителя Паленки в 7 - м века, чье правление над политием длился почти 70 лет. Строительство этого памятника началось в последнее десятилетие его жизни и было завершено его сыном и преемником Кинич Кан Балам II . В Паленке Храм Надписей расположен в районе, известном как Храм Двор Надписей, и стоит под прямым углом к ​​юго-востоку от дворца. Храм Надписей сыграл важную роль в изучении древних майя благодаря необычному образцу иероглифического текста, найденному на Табличках с надписями, впечатляющим скульптурным панелям на опорах здания и находкам внутри гробницы Пакаля.

Структура

Структура состоит из «храмовой» структуры, которая находится на вершине восьмиступенчатой ​​пирамиды (всего девять уровней). Пять входов в переднюю часть здания окружены пирсами с резными изображениями и иероглифическими текстами майя, в честь которых был назван храм. Внутри храма лестница ведет к склепу, в котором находится саркофаг Пакаля.

История

Храм Надписей был закончен вскоре после 683 года. Строительство было инициировано самим Пакалом, хотя его сын, К'инич Кан Б'алам II, завершил постройку и окончательное украшение.

Несмотря на то, что Паленке и сам Храм Надписей посещались и изучались более двухсот лет, гробница Пакаля не была обнаружена до 1952 года. Мексиканский археолог Альберто Рус Луиллиер снял с пола каменную плиту. храма, открывая лестницу, заполненную щебнем. Два года спустя, когда была расчищена лестница, было обнаружено, что она ведет в гробницу Пакаля.

Пирс

Храм имеет шесть опор или вертикальных панелей. Они обозначены буквами от A до F, каждый с текстами, художественными изображениями или и тем и другим, выполненными в виде рельефов, сделанных из гипсовой штукатурки . На пирсах A и F нанесен только иероглифический текст. На пирсах от B до E есть изображения людей, держащих фигурку, похожую на младенца, со змеей в качестве одной ноги.

Причал А

Украшение причала А полностью состоит из иероглифического текста. Однако до наших дней сохранилось только одиннадцать символов и их частей. Среди этих глифов можно ясно увидеть «захват», но кто или что было захвачено, неизвестно, потому что соответствующие глифы нечитаемы.

Причал B

Пирс B изображает сцену, в которой человеческая фигура держит в руке «ребенка» бога K , одна из ног которого представляет собой змею.

Фигура человека на самом деле в натуральную величину (165 см в высоту), но из-за положения и перспективы она кажется намного больше. Он носит замысловатый головной убор из перьев, юбку из шкуры ягуара и пояс. Фигура также носила набедренную повязку и короткую расшитую бусами накидку, но из-за повреждений сегодня они в основном отсутствуют, как и голова фигуры.

Считается, что фигура, которую держит человеческая фигура, - это бог K, хотя его характерный «расклешенный лоб» виден только на пирсе D. Фигура Бога K, часто описываемого как «младенец» или «ребенок», имеет одного человека. нога и одна змеинога. Человеческая нога заканчивается шестипалой ступней, которую поддерживает другая фигура. Вполне вероятно, особенно с учетом акцента на полидактилии , что эта особенность относится к сыну Пакала, Кан Балам II, который изображен на портретах с шестью пальцами на одной руке и шестью пальцами на ногах.

Причал C

Считается, что стоящая фигура на пирсе C - женщина, возможно, мать Пакаля, леди Зак-Кук . Появление психотропа (полого канала, ведущего от внешнего храма к гробнице Пакала) и соединяющей его каменной ленты заставило многих сравнить эту структуру с пуповиной . Тот факт, что эта «пуповина» соединяет фигуру на пирсе C с могилой Пакала (и, соответственно, самого Пакала), подтверждает идентификацию фигуры как леди Зак-Кук. Тогда пуповину можно интерпретировать как ссылку на королевскую родословную.

Причал D

Пирс D свидетельствует о том, что фигура «младенца» на самом деле является богом К. На этом изображении фигуры «младенца» он носит «топор» или «вспышку», включая зеркало (видно под перьями стоящего головной убор фигуры), что-то характерное для Бога К. Фигура на этом пирсе более закончена, чем такая же фигура на любом из других пирсов. Также на изображении бога К. присутствуют три вертикальных разреза на спине бога. Было показано, что они были преднамеренными, но их значение до сих пор неизвестно.

Pier E

Стоя фигура на пирсе E, скорее всего , Кан B'alam я . Замысловатый головной убор, который носит фигура, содержит глифы, которые идентифицируют его как «чан-бахлум». Маловероятно, что это относится к Кан Балам II, потому что он, как считается, представлен фигурой Бога К. Поскольку Кан Балам II, праправнук Кана Балама I, закончил украшение Храм Надписей, это можно рассматривать как попытку укрепить легитимность его притязаний на престол; он подчеркивает свое отношение к своему предку и тезке, а также свое отношение к отцу и бабушке.

Причал F

У пирса F остался только один блок глифов. Он содержит глифы для того, что считается титулом, переведенным как «мертвый кролик», за которым следуют титул и имя «Кинич Кан-Б'алам», после которого идет неизвестный глиф (возможно, другое название) и глиф для Паленке.

Окраска

Хотя большая часть опор испортилась, некоторые из них все еще видны сегодня. Первоначально причалы были необычайно красочными. Ярко-красный, желтый и синий были бы видны на их лепных скульптурах. Тонкий слой светло-красной краски должен был быть нанесен на всю лепную скульптуру как своего рода фоновая окраска, пока штукатурка была еще влажной, связывая цвет со зданием. Поскольку храм неоднократно перекрашивался, между слоями лепнины можно наблюдать слои пигмента. Синий цвет обозначал Небеса и Богов и мог быть применен к вещам, относящимся к богам, а также к глифическим текстам на скульптуре. Желтый цвет относился к Шибальбе , подземному миру майя, который ассоциировался с ягуарами, поэтому юбки ягуаров были окрашены соответствующим образом.

Таблетки с надписью

Храм Надписей получил свое название от трех иероглифических табличек, известных как Восточная табличка, Центральная табличка и Западная табличка, на внутренних стенах храма. Эти таблички подчеркивают идею о том, что события, произошедшие в прошлом, будут повторяться в один и тот же календарный день, тема, также найденная в Книгах Чилам Балам , и составляет одну из самых длинных известных надписей майя (617 знаков). Столбцы с E по F отмечают начало записи различных событий в жизни Пакаля, которая продолжается до двух последних столбцов на табличках, в которых сообщается о его смерти и указывается Кан Балам II как его наследник. Все планшеты, за исключением двух последних колонок, были заполнены в течение жизни Пакала.

Крышка саркофага.

Могила Пакала

Структура

Чтобы предотвратить обрушение гробницы из-за огромного веса пирамиды, архитекторы спроектировали камеру в форме хижины с использованием поперечных сводов и утопленных контрфорсов .

Артефакты

Гробница Пакала принесла несколько важных археологических находок и произведений искусства.

Саркофаг

Среди этих находок была крышка саркофага Пакаля . На изображении, которое покрывает это, Пакал лежит на вершине «земного монстра». Под ним - открытая пасть ягуара, символизирующая Шибальбу . Над ним - Небесная Птица , восседающая на Космическом Древе (представленном крестом), которое, в свою очередь, держит в своих ветвях Змею. Таким образом, на изображении Пакал находится между двумя мирами: небесами и подземным миром. Также на саркофаге изображены предки Пакаля, обвиняемые в шести поколениях. Мерл Грин Робертсон - единственный, кто когда-либо сфотографировал крышку саркофага. Ее подвесили к потолку, чтобы сфотографировать. Впоследствии гробница была снова запечатана и с тех пор больше не открывалась.

Другой
Погребальная маска царя Пакаля

Посмертная маска Пакаля - еще один необычный артефакт, найденный в гробнице. Лицевая сторона маски полностью сделана из нефрита , а глаза состоят из ракушек, перламутра и обсидиана .

В саркофаг Пакаля было помещено несколько нефритовых голов меньшего размера, а под его основанием был найден лепной портрет короля.

У входа в склеп были найдены пять скелетов, мужских и женских. Эти жертвенные жертвы должны были следовать за Пакалом в Шибальбу.

Смотрите также

Ноты

Вся информация о пирсах была взята из Robertson 1983: 29-53.

Ссылки

внешние ссылки

Координаты : 17 ° 29'01 "N 92 ° 02'48" W  /  17,4836 ° N 92,0468 ° W / 17,4836; -92,0468

Паленке. Храм Надписей. Ч.90. Храм Надписей / Templo de las Inscripcoines

Текущие знания, которые мы имеем о Паленке, являются результатом сочетания подробной истории событий, записанной в письменной форме собственными жителями города, и данных, предоставленных археологическими исследованиями его памятников.

«Паленке был одним из самых важных городов майя мезоамериканского классического периода. Столица могущественной династии, правившей огромной территорией, расположенной в современных штатах Чьяпас и Табаско, является увлекательным примером мезоамериканского урбанизма».

Город был построен на трех природных террасах, вторая из которых, с восточно-западной ориентацией, содержит центральную площадь города и наибольшее количество сооружений. И следующим после Храма-гробницы Красной Королевы (Паленке. Гробница Красной Попугаихи, или «шерше ля фам».Ч.89) идет примыкающее к нему наиболее отреставрированное здание. Это Храм Надписей, который, помимо того, что он является самым высоким в Паленке, считается одним из символов не только этого археологического объекта, но и всего мира майя.


«Наружные стены храма и дверные колонны украшены рельефами, каких нет ни в одном другом майяском городе: помимо мужчин, они изображают и женщин. Матери держат на руках невероятно уродливых детей, лицо каждого ребёнка заменяет маска бога дождя, из детской ножки вырастает змея. Учёные предположили, что, возможно, эти странные изображения матерей и детей запечатлели привычное для центрально-американских индейцев представление, будто роженицы, умершие во время родов, возносятся в ту часть небес, которая отведена только им да павшим на поле боя воинам. Внутри храма находится самая большая из известных науке майяских надписей.

Храм представляет собой девятиуровневую пирамиду высотой в 24 метра. Лестница пирамиды делится на 4 платформы, на которых расположены 5 секций ступеней: первая секция с 9 ступенями, вторая — с 19, третья — с 19, четвёртая — с 13 и пятая — с 9. Суммарное количество ступеней равно 69. На поверхности восьмой ступени пирамиды расположена постройка с пятью входами, и тремя помещениями»
.


Вокруг храма образовалось много легенд, и все это благодаря той самой гробнице, изображение крышки которой встретило нас в отеле. Собственно сам храм находится на вершине ступенчатой пирамиды высотой 24 метра. Наверх ведет лестница с 69 степенями. Доступ к храму сегодня закрыт, поэтому довольствуемся прочитанным, что «воздвигнутый в VII веке храм содержит уникальное захоронение майя и множество гигантских каменных плит с иероглифами, благодаря чему он и получил свое название».

Этих табличек с иероглифами здесь ни много ни мало, а 620 штук! Храм был построен еще при жизни правителя Пакаля, вернее была возведена гробница, а уж затем его сын (Кан-Балам II) возвел над ней пирамиду и храм.

Археолог Рус добрался до гробницы в 1952 году. Внутри находилось тело правителя Пакаля.

Профессор Рус, обнаруживший гробницу Пакаля. Из интернета


Оно было сплошь покрыто драгоценностями из нефрита. Поверх его лица лежала нефритовая маска из более чем 240 кусочков. Покойный был украшен различными украшениями из жадеита, в том числе ожерельями из круглых бусин и колец. Глаза были изготовлены из обсидиана и раковины. Жадеит имел огромное значение для древних майя: он представлял жизненно важные жидкости (такие как вода и кровь) и регенерацию растительного мира.

Маска Пакаля. Из интернета


Чем же знаменит этот Пакаль? Он родился в разгар глубокого кризиса своей династии, его долгая жизнь (603-683 н.э.) отражает превратности и достижения владычества, которое под его руководством, стало самым мощным и роскошным политическим и военным образованием на Западе майя.

Возможно, Пакаль, будущий правитель Паленке, даже родился в изгнании, и все, кажется, указывает на то, что его детство не прошло в спокойных дворцовых районах. Благодаря археологическим находкам сегодня мы даже можем видеть, как выглядел Пакаль. Овальный надгробный камень изображает сцену, когда госпожа Сак Кюк, мать Пакала II, передает ему величественную повязку, которая характеризует его как нового правителя.

Пакаль и его мать. Из интернета


Спасибо интернету за то, что я могу рассказать более подробно про украшения Пакаля. Например, так называемые «наушники» содержат глифические надписи. В этих двух кусках жадеита можно увидеть единый непрерывный, интересный и поэтический текст. В дополнение к своей литературной ценности, надписи доносят до нас важные исторические данные о сановника, вражеских соседях, об их отношениях и связях.

Рисунки на "наушниках" Пакаля. Из интернета


Сегодня все обнаруженное в захоронении, безусловно, хранится в музеях. И среди экспонатов имеется кусок жадеита, который был расположен внутри саркофага, у изножья Пакаля II. «Изображенное божество – это Бог-Дерево, наиболее характерной чертой которого является длинная челюсть. Связь этого божества с останками правителя подтверждает значение образа надгробия, где космическое дерево служит средством достижения преисподней».

Жадеитовые фигурки из гробницы Пакаля. Из интернета


Повезет тем, кто сможет воочию увидеть жадеитовые украшения в музее сайта и в Национальном музее Антропологии в Мехико, они очень достойны, и, наверное, имеют свой непонятный нам язык.

Нефритовые фигурки из гробницы Пакаля. Из интернета


Из научных исследований позже узнаю, что «великий и ужасный правитель» был снабжен инструкцией, как попасть в божественную преисподнюю. Оказывается, для этого покойному нужно нырнуть в воды Бога Чаака. С недавним открытием системы каналов в недрах Храма Надписей, который также проходит под погребальной камерой правителя Паленке, эта метафора может иметь гораздо более сложную интерпретацию.

Крышка гробницы Пакаля. Из интернета


Сложная сеть каналов, расположенных на разных уровнях и ориентациях, должна была быть спроектирована «задолго до того, как была спроектирована сама пирамида, в первые десятилетия VII века нашей эры». Происхождение этого потока воды, который все еще течет через главный канал, «было отправной точкой, с которой здание было возведено и целью которого было связать Пакаля II, великий правителя Паленке, с этими водоносными горизонтами».

Реконструкция гробницы Пакаля. Из интернета


Для исследователей нет никаких сомнений в том, что K'nich Janaab' Пакаль был тем мудрецом, который разработал этот архитектурный план, потому что это было во время его правления (615-683 н.э.) и именно он начал строительство Храма Надписей. Предположительно, первоначальным названием города майя между 683 и 702 н.э. было «Место Великих Вод». Любопытно, что эти дополнительные открытия в Храме Надписей были установлены при раскопках в 1994 саркофага Красной Королевы, при котором была выполнена серия скважин у подножия его главного фасада, чтобы найти лестницу. Удивительно, но гидравлическая система действует и поныне. Археологи предположили, что проектирование каналов можно определить как способ слива дождевой воды с террас.

Раскопки гробницы Пакаля. Из интернета


Раскопки гробницы Пакаля. Из интернета


Раскопки гробницы Пакаля. Из интернета


Не буду возвращаться к сказанному уже мной о крышке гробницы (Загадочная крышка саркофага. А был ли мальчик? Ч.86). Добавлю только то, что «рельеф надгробия иллюстрирует вездесущий характер государя и события, которые происходят при его смерти в настоящем и будущем одновременно и на трех уровнях космоса, задуманных мезоамериканскими народами как трехмерная структура, состоящая из небесного мира, земного или промежуточного мира, и подземного мира». Но об этом я поговорю позже, уже в Канкуне.

Крышка гробницы Пакаля. Из интернета


Символы, окружающие образ Пакаля у основания мирового дерева, позволяет нам визуализировать действия, которые вот-вот произойдут. «Суверен приостанавливается между тремя уровнями, в центре Вселенной и, в соответствии с концепцией майя о путешествии, которое его дух должен предпринять после ухода из физического тела, вот-вот спустится в преисподнюю, где он должен победить владыку смерти, чтобы возродиться как бог кукурузы и подняться на божественный Пантеон. Небесные божества будут способствовать процессу преобразования Пакаля, который будет преодолевать различные плоскости через дерево мира».

Схема Храма Надписей. Из интернета


И здесь снова не могу не привести слова ученых, а не простых путешественников, которые из одной статьи в другую говорят о космическом происхождении погребальной плиты.

«На надгробии, одном из шедевров скульптуры майя, можно увидеть, снизу вверх, наглую маску так называемого монстра земли, обладающего челюстями, с большими зубами. С двух сторон от него видно, как возрождается кукуруза из зерна, из которого в соответствии с космогонией майя был сделан человек. Монарх лезет по стволу Дерева Жизни, который сдирает с его живота кожу. По этому космическому дереву он поднимается на небо, представленное богом Ицамна в двух его ипостасях: как птица, сидящая на вершине дерева, и двумя змеиными головами, которые можно увидеть с обеих сторон. Царь символизируется в центре вселенной, на земном уровне, что означает, что он возродился, что он вечен и не умирает.


Удивительно, но в Мексике, как и в Китае, все символично, и даже цифры. Так, например, 9 ступеней лестницы означают девять шагов к преисподней. «Внутренняя лестница гробницы ведет на запад, следуя за солнечным движением. После перерыва, продолжается на восток, следуя за Солнцем, чтобы, наконец, достичь погребальной камеры. Внутри, на саркофаге, на его северной и южной сторонах можно увидеть изображения родителей похороненного правителя. Различные изображения представляют других предков, таких как его дед по материнской линии и его прабабушка по отцовской линии, и другие, которые образуют восемь символов, все связанные с фруктовыми растениями, такими как апельсин, какао, гуава, сапоте и авокадо.

В центре резного орнамента изображен молодой человек, лежащий на трех важных символах: цветок, улитка и то, что, кажется зерном кукурузы. Если это так, то эти три элемента будут тесно связаны с фертильностью и жизнью»
.

Изображение над носом Пакаля означает последний жизненный вздох и расставание с физическим телом. В общем, символика спуска в мир мертвых, а затем восхождение на небо, явно показывает обожествление правителя. А «божество, двуглавый дракон в дневном и ночном небесных аспектах, приветствует и наполняет мертвого правителя сакральностью, чтобы поместить его на уровень божеств».

Сегодня оригиналы маски и крышки гробницы хранятся в Музее антропологии в Мехико. Путешествие в иной мир было обставлено с неимоверной роскошью, а чтобы воры не разграбили несметные сокровища, гробницу очень заглубили, а ход засыпали песком и камнями. Очень напоминает тему египетских гробниц, с той разницей, что в Египте не было храмов наверху. А еще эта находка подтвердила, что пирамиды строились не просто как большое основание для храмов наверху. Кто знает, что скрывается в недрах многих отрытых пирамид?

Раскопки гробницы Пакаля. Из интернета


Бело-серые фасады зданий предположительно были окрашены ранее в красный цвет, а кровельные гребни (разрушенные сегодня) и барельефы имели и полихромную окраску. Можно только силой воображения представить, как красиво это выглядело среди буйной растительности, покрывающей горы. Влажность здешних мест привела к отсыреванию многих зданий и сегодня они молчаливым укором взирают на туристов.

Время изучения этого комплекса зданий у нас истекло, и мы двигаемся дальше, к Дворцу — Паленке. Дворец. Ч.91

Продолжение следует...

Паленке: Город храмов майя

Паленке - древний город майя, расположенный примерно в 500 милях (800 км) к юго-востоку от Мехико. Он расположен в северной части Чьяпаса, у подножия высокогорья, с видом на обширную равнину.

Его древнее название было Лакамха («Большая вода»), а современное название происходит от близлежащего испанского колониального поселения Санто-Доминго-де-Паленке. Хотя он, вероятно, известен местным современным майя, он был вновь открыт европейскими исследователями в 18 веке и даже вызвал интерес короля Испании Карла III.

Город Пакаля

Археологические находки показывают, что город был оккупирован, по крайней мере, еще в 500 г. до н. Э. но достигла своего пика в седьмом веке нашей эры под властью К’инич Джанааб Пакаля, также известного как Пакаль Великий. Именно во время его правления Паленке оправился от вторжений своего соперника Калакмула (город, расположенный в 180 милях к северо-востоку) и запустил крупную строительную программу, которая предусматривала строительство дворца размером 300 на 240 футов (90 на 70 метров). и строительство «Храма Надписей», который находится на вершине ступенчатой ​​пирамиды высотой около 65 футов (20 метров).

Поблизости было множество мягких известняков, которые позволяли городским художникам вырезать замысловатые рельефы.

«Большая часть того, что мы видим в Паленке, в этом центральном районе, - это город Пакала, так было всегда, даже для королей, пришедших намного позже», - сказал исследователь Техасского университета Дэвид Стюарт в лекции, прочитанной онлайн на сайте National Geographic. Прямой эфир."

На каменной табличке из Паленке изображен К’инич Джанааб Пакал, получающий корону от своей матери Икс Сак К'ук.(Изображение предоставлено: Ирафаэль Шаттерсток)

Вступив на престол в 615 году нашей эры в возрасте 12 лет, Пакал получил боевой головной убор царской власти своей матерью Икс Сак К'ук, событие, изображенное на овальной табличке, обнаруженной в белом цвете дворца. Тронный зал. Когда Пакал умер в возрасте 80 лет, он был похоронен вместе с пятью или шестью человеческими жертвами в гробнице, заполненной нефритом (включая нефритовую погребальную маску, которую он носил) глубоко внутри своей пирамиды. Его саркофаг показывает возрождение царя и изображения его предков в виде растений.Гробница была повторно обнаружена в 1952 году.

Это «американский эквивалент, если таковой имеется, гробницы Тутанхамона», - сказал Стюарт в своей лекции. «Он [Пакал] действительно почитался более поздними королями, его потомками, как великая историческая личность, которая действительно вернула Паленке с пропасти».

Его жена, похоже, была похоронена в гробнице меньшего размера, расположенной рядом с пирамидой. Ее захоронение было богато красной киноварью и содержало два человеческих жертвоприношения.

Боги и храмы

Панели в Храме Надписей включают текст, который «является одним из самых длинных из известных на всех сайтах майя», - пишут Джордж и Дэвид Стюарты в своей книге «Паленке: Вечный город майя» (Темза И Хадсон, 2008).В тексте сочетаются «династическая история Паленке с весьма конкретными описаниями обрядов, связанных с тремя богами-покровителями Паленке».

Считается, что эта триада, которую ученые называют богами один, два и три (их точные имена трудно различить), была создана богом-прародителем в 2360 году до нашей эры. в мифической стране Матвила.

Эту триаду почтил сын и преемник Пакаля К’инич Кан Бахлам, построивший в их честь три храма, известные нам как «крестная группа».Храмы были построены к юго-востоку от дворца и теперь называются Храмом Креста, Храмом Слоистого Креста и Храмом Солнца. Археолог Майкл Коу пишет в своей книге «Майя» (восьмое издание, Thames and Hudson, 2011), что их конструкции похожи: ступенчатая платформа, содержащая внешнюю и внутреннюю комнаты со святилищем и резной рельефной табличкой. На крыше каждого храма есть «гребешок», похожий на гигантские соты.

Стюарты пишут, что Храм Креста почитал первого бога, водное божество с «сильными солнечными ассоциациями», которое было лидером этих трех.Бог-два, также известный как «Унэн Кавиил» (Младенец Кавиил), был почитаем в Храме Слоистого Креста и был «божеством молнии». Бог три был почитаем в Храме Солнца и был связан с богом Солнца, его храм был связан с войной.

Как следует из названия, крест и лиственный крест храмов имеют таблички с изображением гигантских крестов в центре. Хотя они действительно имеют «поразительное сходство с христианским крестом», - сказал Коу, - на самом деле они являются изображениями «ветвистого мирового дерева» майя, мотива, который майя использовали для представления космоса.

Ранняя история - до короля Пакала

Ранняя история города изучена плохо, пишут Стюарты. Они указывают на то, что самое раннее известное нам здание датируется, вероятно, 400 г. н.э. Более того, надписи говорят нам, что первым королем Паленке был человек по имени «Змеиный Хребет», который предположительно взошел на трон в 967 г. до н.э. еще до того, как город существовал. Авторы отмечают, что Змеиный Хребет правил в то время, когда процветали ольмеки, ранняя цивилизация Мексики.

Отличить настоящих королей от мифических сложно, но похоже, что к концу пятого века в Паленке основалась династия правителей. Недавно археологи исследовали гробницу под храмом XX с помощью видеокамеры. Считается, что гробница принадлежит правителю майя, правившему до времен Пакаля, где-то между 431 и 550 гг. Н.э.

Исследователь Эдвин Барнхарт отмечает в статье, опубликованной в книге «Паленке: Последние исследования в Центре классических майя» (AltaMira Press, 2007), что Паленке станет одним из самых густонаселенных городов майя, о которых мы знаем.На пике своего развития в седьмом и восьмом веках его городское ядро ​​насчитывало 6200 человек, живущих на 2,2 квадратных километрах (0,8 квадратных мили) земли. Исследователи обнаружили свидетельства использования сложных инженерных технологий, включая систему давления воды, которая могла быть использована для создания фонтана.

Конец города

Между концом восьмого и началом десятого веков древняя цивилизация майя рухнула (хотя потомки людей продолжают жить сегодня).Паленке не был исключением: археологические свидетельства указывают на то, что город был заброшен в 850 г., если не раньше.

Джордж и Дэвид Стюарты отмечают, что последняя известная надпись в Паленке была вырезана 17 ноября 799 года и была сделана на вазе. В нем записано имя дворянина по имени Джанаб Пакал, который, возможно, был последним правителем города. Его имя очевидно в честь великого царя, правившего более века назад.

Что привело к краху майя, является предметом споров, но недавние исследования показывают, что засуха, вызванная изменением климата, сыграла важную роль.Похоже, что ни один царь майя, вне зависимости от того, чье имя он взял, не мог остановить стихийное бедствие.

- Оуэн Джарус

Связанный:

.

Паленке - Место в Паленке: Храм Надписей

Перейти к основному содержанию
  • Куда пойти когда?
  • Направления
    • Франция
      • Лучшие регионы
        • Приморские Альпы
        • Эльзас
        • Аквитания
        • Овернь
        • Нижняя Нормандия
        • Буш-дю-Рон
        • Бургундия
        • Бретань
        • Шампанское-арденны
        • Корсика
        • Дордонь
        • Верхние Альпы
        • Верхняя Нормандия
        • Иль-де-Франс
        • Юра
        • Лангедок-Руссильон
        • Лимузен
        • Юг-Пиренеи
        • Нор-Па-де-Кале
        • Pays de la Loire
        • Пуату-Шаранта
        • Прованс-Альпы-Лазурный берег
      • Лучшие города
        • Экс-ан-Прованс
        • Альби
        • Арль
        • Авиньон
        • Бордо
        • Кан
        • Шартр
        • Клермон-Ферран
        • Дижон
        • Ла Рошель
        • Лилль
        • Лион
        • Марсель
        • Мец
        • Монако
        • Монпелье
        • Нэнси
        • Нант
        • Ницца
        • Ним
        • Париж
        • Реймс
        • Ренн
        • Страсбург
    • Африка и Индийский океан
      • Кабо-Верде
      • Египет
      • Кения
      • Мадагаскар
      • Маврикий
      • Марокко
      • Реюньон
      • Сенегал
      • Сейшельские острова
      • Южная Африка
      • Свазиленд
      • Танзания
      • Тунис
    • Азия
      • Камбоджа
      • Китай
      • Гонконг
      • Индия
      • Индонезия
      • Япония
      • Киргизстан
      • Лаос
      • Макао
      • Малайзия
      • Северная Корея
      • Сингапур
      • Южная Корея
      • Шри-Ланка
      • Тайвань
      • Таиланд
      • Узбекистан
.

Паленке | древний город, Мексика

Паленке , разрушенный древний город майя позднего классического периода ( г. 600–900 гг. н. э.) на территории современного штата Чьяпас, Мексика, примерно в 80 милях (130 км) к югу от Сьюдад-дель-Кармен . Его первоначальное название является умозрительным; теперь это место носит название, которое испанцы дали соседней деревне. Руины города были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 году.

Сторожевая башня и дворец (на заднем плане) в Паленке, Мексика.

© Сэм Антонио Фотография — Moment Open / Getty Images

Строители Паленке использовали штукатурку для получения гладкой поверхности, в отличие от обычных конструкций из известнякового камня майя. Однако на внутренних стенах использовалась резьба; лучшие примеры - на табличках, прикрепленных к стенам с помощью штукатурки. Обнаружены лепные и терракотовые изображения. Сложный дворцовый комплекс включает три параллельные стены, в которых расположены два коридора, покрытые остроконечными сводами в стиле Паленке.

  • Руины храма в Паленке, Мексика.

    © Ales Liska / Shutterstock.com
  • Паленке, Мексика: дворец

    Интерьер дворца в Паленке, штат Чьяпас, Мексика.

    © Рон Гейтпейн (партнер по издательству Britannica)
  • Паленке, Мексика

    Храм Солнца (на заднем плане) со ступенями Храма Креста (на переднем плане справа), в Паленке, штат Чьяпас, Мексика.

    © Рон Гейтпейн (издательский партнер Britannica)

Одно из крупнейших и лучше всего сохранившихся сооружений, Храм Надписей, известно своими иероглифическими надписями.В 1952 году под храмом был обнаружен склеп, в котором были найдены украшенные нефритом останки того, кто, возможно, был правителем-священником VII века. Храм Солнца известен большим лепным барельефом с красиво смоделированным троном и фигурами.

  • Паленке, Мексика

    (на переднем плане слева направо): Храм Солнца, Храм XIV и Храм XV, с Храмом Надписей (на заднем плане), в Паленке, штат Чьяпас, Мексика.

    Деннис Джарвис (CC-BY-2.0) (партнер по издательству Britannica)
  • Паленке, Мексика

    Храм Надписей (сзади) и Храм XIII (на переднем плане) в Паленке, штат Чьяпас, Мексика.

    © Рон Гейтпейн (издательский партнер Britannica)
.

Паленке присуждено за раскрытие тайн майя - National Geographic

Прочитать подпись

Руины майя Паленке находятся в окутанных туманом джунглях восточной Мексики. Показанный здесь Храм Надписей - самое впечатляющее сооружение на этом месте. Глубоко внутри храма находится богато украшенный сводчатый зал, в котором находится склеп правителя Пакаля.

Первое опубликованное сообщение об этом затерянном городе было сделано в 1567 году испанцем, отцом Педро Лоренцо де ла Нада.

Исследуя реку Усумасинта, расположенную в современном мексиканском штате Чьяпас, Лоренцо наткнулся на его каменные храмы и площади, первоначально украшенные голубой и красной штукатуркой, но к тому времени оставленные майя, построившими их. Лоренцо дал этому грандиозному сооружению название Паленке, что в переводе с испанского означает «укрепление».

500 лет спустя Паленке - один из самых посещаемых археологических памятников в Мексике - представляет собой современный источник, из которого исследователи извлекли некоторые из наиболее подробных сведений о культуре майя.

Он был невелик, его превосходили по размерам такие города, как Калакмуль и Тикаль, говорят эксперты. В 2003 году Дэвид Стюарт из Гарвардского музея Пибоди сообщил, что Паленке на пике своего существования поддерживал не более 6220 человек.

Но Паленке ценится за другое.

.

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Официальный сайт всемирного наследия ЮНЕСКО
Palenque

Collage of Palenque.

div {display: inline; padding: 1px} .mw-parser-output .locmap .pl> div {display: inline; padding: 1px; float: right} .mw-parser-output .locmap .pr > div {display: inline; padding: 1px; float: left}]]>
Альтернативное имя Bàak ', Lakamha
Местоположение Chiapas, Mexico
Region Chiapas
Координаты 17 ° 29′2.32 ″ N 92 ° 2'46,78 ″ W / 17,4839778 ° N 92,0463278 ° W / 17,4839778; -92.0463278
История
Периоды Поздний доклассический - ранний постклассический
Культуры Цивилизация майя
Примечания объекта
название Доиспанский город и национальный парк Паленке
Критерии Культурные: i, ii, iii, iv
Ссылка 411
Надпись 1987 (11-я сессия)
Площадь 1772 га

В городе Паленге также находится Храм Надписей, внутри которого находится саркофаг Пакаля Великого.

Паленке ( Bàak ' на языке современных майя) - это археологический памятник майя у реки Усумасинта в мексиканском штате Чьяпас. Это сайт среднего размера, намного меньше крупных сайтов, таких как Тикаль или Копан. Тем не менее, он содержит хорошие образцы архитектуры, скульптуры, гребней на крыше и барельефов времен майя.

  • Стюарт, Дэвид (2005) Надписи из Храма XIX в Паленке . Институт доколумбовых исследований искусства.ISBN 0-934051-10-0
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Palenque .

Координаты: 17 ° 29′2,4 ″ с.ш., 92 ° 2′49,20 ″ з.д.

.

Fájl: Храм надписей в Паленке.jpg - Wikipédia

Kattints egy időpontra, hogy a fájl akkori állapotát láthasd.

Dátum / idő Bélyegkép Felbontás Feltöltő Megjegyzés
aktuális 2005.
300 × 900 900 КБ 900 (12:1919 900)

Az alábbi lap használja ezt a fájlt:

A következő wikik használják ezt a fájlt:

  • Használata itt: ast.wikipedia.org
  • Használata itt: bar.wikipedia.org
  • Használata itt: ca.wikipedia.org
  • Használata itt: en.wikibooks.org
  • Használata itt: eo.wikipedia.org
  • Használata itt: fr.wikipedia.org
  • Használata itt: gl.wikipedia.org
  • Használata itt: it.wikipedia.org
  • Használata itt: kn.wikipedia.org
  • Használata itt: mk.wikipedia.org
  • Használata itt: ms.wikipedia.org
  • Használata itt: mwl.wikipedia.org
  • Használata itt: no.wikipedia.org
  • Használata itt: oc.wikipedia.org
  • Használata itt: pl.wikipedia.org
  • Használata itt: sv.wikipedia.org
.

Смотрите также